Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

режим работы. При пополнении социальной карты в г. с 09 00 до 18 00, обед с 13 00 до 14 00.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

[adinserter block=”1″]

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Комментарий

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Источник: https://online-buhuchet.ru/inventarizaciya-v-byudzhetnom-uchrezhdenii/

Новое в инвентаризации в 2020 (последние новости)

Инвентаризацией называется проверка наличия и состояния имущества организации. К имуществу относятся:

  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • товарные запасы;
  • нематериальные активы;
  • денежные средства;
  • прочее имущество

К финансовым обязательствам относятся:

  • кредиторская, дебиторская задолженность;
  • кредиты, займы;
  • резервы

Основными нормативными документами, регулирующим порядок и правила проведения инвентаризаций, являются:

  • Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Приказ Минфина России № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2020) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • ПБУ 4/99;
  • федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 402-ФЗ от 06.12.2011

Как провести инвентаризацию в организации

Насколько часто проводить инвентаризацию, организации определяют самостоятельно. В 2020 году обязательным является только проведение годовой инвентаризации. Это сказано в пункте 27 Приказе Минфина России № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике организации. Как правило, инвентаризацию проводят по окончанию года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако существуют случаи, когда организация должна провести инвентаризацию внепланово. Случаи могут быть следующего плана:

  • ликвидация организации;
  • реорганизация организации;
  • смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
  • продажа имущества;
  • выкуп имущества;
  • передача в аренду имущества;
  • воровство, хищение и т.д.;
  • порча имущества;
  • форс-мажорные ситуации.

Алгоритм проведения инвентаризации в организации выглядит следующим образом:

  1. Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации. Для оформления приказа можно использовать унифицированную форму ИНВ-22, так как в данной форме содержатся все необходимые данные для проведения инвентаризации;
  2. На инвентаризации должны присутствовать материально-ответственные лица;
  3. Необходимо определиться со сроками проведения инвентаризации, утвердить состав инвентаризационной комиссии и указать всю эту информацию в приказе;
  4. К началу проведения инвентаризации все имущество должно быть приведено в порядок;
  5. Если инвентаризация проходит, например, на складе, то в процессе инвентаризации наличие имущества определяется путем подсчета, взвешивания и т.д.;
  6. Все данные заносятся в инвентарные описи. Инвентарную опись должны подписать все члены комиссии.
  7. Материально ответственное лицо должно письменно согласиться с тем, что инвентаризация проходила в его присутствии;
  8. Все расхождения записываются в сличительные ведомости;
  9. После проведения инвентаризации выясняются причины расхождения, выявленные в процессе инвентаризации;
  10. С материально ответственного лица берутся письменные объяснения

Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, находящегося на балансе, но также и в отношении других объектов бухгалтерского учета, например, тех, которые находятся на забалансовых счетах.

Как оформить инвентаризацию документально

Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.

Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации Унифицированная форма
основные средства ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
нематериальные активы (НМА) ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути ИНВ-5, ИНВ-6
наличные денежные средства ИНВ-15
драгметаллы, драгоценные камни ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9
ценные бумаги и БСО ИНВ-16
дебиторская, кредиторская задолженности ИНВ-17

Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа – ИНВ-26.

Как провести годовую инвентаризацию в 2020 году

Необходимость проведения годовой инвентаризации отражена в Приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н (редакция от 11.04.2020) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», а также в ПБУ 4/99.

Согласно этому Положению под инвентаризацию попадает все имущество и все финансовые обязательства компании. Также под инвентаризацию попадает имущество, которое числится в компании на забалансовых счетах, а именно:

  • имущество, находящееся на ответственном хранении;
  • имущество, находящееся в аренде;
  • в других случаях.

После проведения инвентаризации, полученные данные обрабатываются и если выявлены расхождения, то предпринимаются следующие шаги. Если были выявлены излишки имущества, то излишки должны быть оприходованы и отнесены на результат компании. Необходимо установить причину излишков и выявить материально ответственных лиц, которые несут ответственность за это. Если была выявлена недостача, то тогда необходимо выявить виновное лицо. Виновное лицо должно возместить убытки компании. Если виновное лицо не установлено, то недостача списывается на издержки. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом отчете.

Как отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете

Излишки в бухгалтерском учете приходуются по рыночной стоимости. НДС и акцизы при этом не учитываются. Дата оприходования должна соответствовать дате инвентаризации. Основные проводки по ситуациям, возникшим в результате проведения инвентаризации, отражены в таблице.

Хозяйственная операция Проводка
Дебет Кредит
Выявлены излишки в ходе инвентаризации, а именно
основные средства 08 91 «Прочие доходы»
материалы 10
товары 41
готовая продукция 43
Имущество, выявленное в процессе инвентаризации, оказалось неликвидным
материалы 91 «Прочие расходы» 10
товары 41
готовая продукция 43
списано имущество в пределах норм естественной убыли 20, 23, 25, 44 94
недостача отнесена на материально ответственное лицо 73 94
Недостача удержана из зарплаты материально ответственного лица 70 73
Списан убыток в связи с отсутствием виновных лиц 91 «Прочие расходы» 94

Если в процессе инвентаризации выявилось ненужное, неликвидное, морально устаревшее имущество, его необходимо списать на 91 счет. Для налогового учета все излишки, выявленные в процессе инвентаризации, признаются внереализационным доходом. Это сказано в статье 250 Налогового Кодекса. Их необходимо оприходовать по рыночным ценам без НДС и акцизов. Это сказано в статье 274 Налогового Кодекса РФ. Если в результате инвентаризации обнаружилась пересортица, то в этом случае излишки и недостачи необходимо засчитать между собой. Засчитать между собой излишки и недостачи можно только за проверяемый период, по одним и тем же ценностям у одного и того же материально ответственного лица. По пересортице материально ответственные лица также обязаны предоставить письменные объяснения. Недостача также может быть результатом естественной убыли. Такую недостачу нужно отнести на счет затрат организации.

Важно! Стоит помнить, что ссылаться на нормы естественной убыли можно только в том случае, если они утверждены законодательными актами.

Распространенные вопросы по инвентаризации

Вопрос. Обязательна ли инвентаризация при смене главного бухгалтера?

Ответ. Делать инвентаризацию при смене главного бухгалтера необходимо только в том случае, если в трудовом договоре предусмотрена полная материальная ответственность главного бухгалтера в соответствии со статьей 243 Трудового Кодекса РФ. Если же такого условия в договоре нет, то и инвентаризация необязательна. Но если есть желание, то такую возможность можно указать в учетной политике.

Источник: https://online-buhuchet.ru/novoe-v-inventarizacii/

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году с новыми стандартами

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении в 2020 году

ФСБУ «Обесценение активов» выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется:

  • Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Приказ Минфина России № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2020) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • ПБУ 4/99;
  • федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 402-ФЗ от 06.12.2011

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году

Перед проверкой у сотрудника возьмите расписку, что он сдал все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии, все ценности оприходованы или списаны. Расписку делают на бланке описи в части «РАСПИСКА». Такие требования есть в пункте 2.4 приказа № 49.

Опись по имуществу, в том числе БСО и денежным документам, составляйте по каждому материально ответственному лицу. Делайте два экземпляра описи – для бухгалтерии и для ответственного сотрудника. В описи укажите место, где проводите инвентаризацию. Наименование и количество объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, которые приняты в учете.

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.
  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году с новыми стандартами

И это далеко не весь перечень мероприятий, которые нужно осуществить до начала инвентаризации. Все это потребует времени и сил. Кроме того, очевидно, что наделение инвентаризационных комиссий новыми полномочиями, скорее всего, несколько замедлит их работу. Следовательно, увеличатся сроки проведения инвентаризации.

Отметим, что разд. VIII ФСБУ «Концептуальные основы» повторяет основные положения инструкций по бухгалтерской и бюджетной отчетности, Инструкции № 157н. Тем не менее при формировании учетной политики, а также локальных актов о проведении инвентаризации в 2020 году целесообразно ссылаться именно на названный стандарт. Последний вовсе не отменяет использование Методических указаний № 49 в учреждениях госсектора, положения которых по-прежнему можно применять при проведении инвентаризации.

Приказ на инвентаризацию в бюджетном учреждении в 2020 году с новыми стандартами

Первичные (сводные) учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Объекты бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, — на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса — по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Изменения в инвентаризации в декабре 2020 в бюджетных учреждениях

Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства. В части методов начисления амортизации в году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Вечерний ннлайн курс для бухгалтеров бюджетных учреждений. Проводит Инга Владимировна Мальцева. За четыре дня она расскажет о том, что изменилось в бюджетном учете в 1 квартале года, федеральных стандартах, свежих приказах Минфина.

Инвентаризация в 2020 году в бюджетных учреждениях чего нового

• Постановка объекта НВОС на государственный учёт либо актуализация сведений об объекте, если он уже внесён в реестр; • Оформление заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР); • Оформление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС); • Составление программы ПЭК; • Составление плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности для объектов, на которых невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов; • Составление плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ); • Оформление отчётности о выбросах в атмосферный воздух; • Установление временно разрешённых выбросов.

То же касается домовладений и иных капитальных строений, расположенных на участке земли. Они определяются учётной единицей совокупно, без разделения имущественной ценности земли и сооружения, возведённого на ней. Строение вносится в перечень объектов, а участок обозначается как его характеристика.

Инвентаризация при переходе на новые стандарты

  1. выявление объектов ОС, не соответствующих критериям актива.
  2. выявление объектов, подлежащих согласно стандарту отражению в бюджетном учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшихся в составе основных средств и (или) отражавшихся на забалансовом учете;

Время шло, бухгалтера государственных и муниципальных учреждений уже готовились сдавать бухгалтерскую (бюджетную) отчетность за I квартал текущего года «по-старому»… Однако словно подснежники на первой мартовской проталине вдруг «родились» два приказа Минфина по изменениям в отчетности. Обратите внимание! Минфин России на своем сайте 13 марта 2020 года разместил приказы от 07.03.2020 № 42н о внесении изменений в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н и № 43н о внесении изменений в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н .

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2020 года

Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации. Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2020 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту. Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Инвентаризация в бюджетном учреждении в 2020 году с новыми стандартами

Изменится группировка ОС: нежилые помещения объединяются в одну группу с зданиями и сооружениями, у многолетних насаждений появляется отдельная группа, тогда как раньше их, как правило, относили к прочим ОС. А вот библиотечный фонд в отдельную группу выделяться не будет. Новая группировка основных средств не соответствует напрямую введенному недавно классификатору ОКОФ, как это было раньше.

  1. Линейный метод – амортизация начисляется равномерно в течение срока полезного использования
  2. Метод уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации
  3. Пропорционально объему продукции – исходя из ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива

Как составить приказ о проведении инвентаризации

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Пример приказа на проведение инвентаризации 2020 года в бюджетном учреждении

Инвентаризация от лат. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Необходимость проведения инвентаризации установлена законодательством России о бухгалтерском учете. В частности, об этом говорит ст. В случае, если инвентаризация производится по инициативе налогоплательщика, то он самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации, а также требования к ее проведению устанавливаются законодательством России, федеральными и отраслевыми стандартами. В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от Приказ о проведении инвентаризации: образец Юридические услуги Проведение инвентаризации Аудиторские услуги Аудит бухгалтерской отчетности Юридические консультации Бухгалтерские услуги Бухгалтерские консультации. Когда нужно проводить инвентаризацию? Услуги по теме.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой — только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа. До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:. Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения.

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении

В этом году вам впервые в период инвентаризации надо выявить активы, которые необходимо обесценить. Кроме того, по итогам инвентаризации вы можете обнаружить имущество, которое перестало быть активом, найти излишки, недостачу или пересортицу. Читайте, как провести проверку и отразить в бухучете результаты инвентаризации

Учетная политика государственного бюджетного учреждения на 2020 год

В частности, надо подробно описать порядок учета оружия, спецсредств, особо ценного имущества 5. Способ учета суммы накопленной амортизации основных средств при переоценке Надо выбрать один из двух способов учета накопленной амортизации, перечисленных в п. 41 стандарта «Основные средства» 6. Порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций Речь, в частности, идет об имуществе, полученном в порядке:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Положение об инвентаризации в бюджетном учреждении 2020

Закон N ФЗ разделяет инвентаризации на два вида — на обязательные и добровольные. Добровольные инвентаризации являются элементом учетной политики бюджетного учреждения, так как случаи, сроки и порядок их проведения, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются учреждением самостоятельно. Причем добровольные инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми, первые проводятся в соответствии с утвержденным руководством учреждения графиком, а вторые, организуемые в целях дополнительного контроля над сохранностью имущества, — внезапно.

Регистрация Войти. Налоги, взносы и бухучет с года. Поиск в содержимом Навигатор Похожие. Начало Предыдущий раздел Следующий раздел Конец. Зарегистрированных пользователей портала: Бюджетные учреждения. Инвентаризация в бюджетном учреждении — документы и учет результатов. Дата документа В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок. Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Источник: https://nl-consalting.ru/grazhdanskij-brak/inventarizatsiya-v-byudzhetnom-uchrezhdenii-v-2019-godu-s-novymi-standartami

Годовая инвентаризация в бюджетных учреждениях и организациях

Текущий год подходит к концу. Для министерств, других центральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней, возникает необходимость в проведении годовой инвентаризации.
В данной статье рассмотрим особенности проведения инвентаризации для вышеуказанных учреждений и организаций.

Нормативные документы при проведении инвентаризации

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации бюджетными учреждениями, является Инструкция № 90, которой установлены также формы инвентаризационных документов.

При выявлении недостач их размер определяют в соответствии с Порядком № 116, Законом № 217, Методикой № 1891. Списание недостач осуществляется согласно Порядку № 1314 и т. п.

Объекты инвентаризации

Инвентаризируются все имущество учреждения независимо от его местонахождения, а также все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Инструкции № 90).

Инструкцией № 90 установлены единые требования к порядку инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств бюджетов всех уровней.

Таким образом, инвентаризируются все имущество (разделы І и ІІ актива баланса учреждения) и обязательства (раздел ІІ пассива баланса учреждения).

Вместе с тем согласно п. 15 этой Инструкции инвентаризации подлежат забалансовые статьи в том же порядке, что и статьи баланса.

Приведем перечень забалансовых статей:

  • 01 «Орендовані необоротні активи»;
  • 02 «Активи на відповідальному зберіганні»;
  • 04 «Непередбачені активи і зобов’язання»;
  • 05 «Гарантії та забезпечення»;
  • 06 «Матеріальні цінності, закуплені шляхом централізованного постачання»;
  • 07 «Списані активи та зобов’язання»;
  • 08 «Бланки суворого обліку»;
  • 09 «Призначення та зобов’язання».
  • Периодичность и сроки проведения инвентаризации

Согласно п. 1.8 Инструкции № 90 количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения и перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации при каждой из них, определяются руководителем учреждения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (табл. 1).

Случаи (согласно п. 1.9 Инструкции № 90)

Перед составлением годовой финансовой отчетности, кроме случаев, представленных в табл. 2

При смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел)

При установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов)

После пожара или стихийного бедствия (наводнения, землетрясений и пр.) — срочно после ликвидации пожара или стихийного бедствия

При ликвидации учреждения

Согласно распоряжению судебных и следственных органов

При передаче имущества учреждения в аренду

При передаче предприятий, учреждений, организаций или их структурных подразделений из одного подчинения в другое (на установленную дату передачи).

Инвентаризация может не проводиться при передаче учреждений или их структурных подразделений, а также зданий и сооружений внутри одного министерства, другого центрального органа исполнительной власти (если инвентаризация была раньше проведена в сроки согласно требованиям данной Инструкции)

Таким образом, руководитель учреждения должен издать соответствующий приказ, которым устанавливаются соответствующие количество, даты и перечень. При установлении периодичности инвентаризаций руководитель должен учитывать нормы пунктов 1.5 и 1.6 Инструкции № 90 (табл. 2)

Периодичность (согласно пунктам 1.5 и 1.6 Инструкции № 90)

Здания, сооружения и другие недвижимые объекты*

Не реже одного раза в три года

Согласно срокам, установленным Министерством культуры Украины

По решению руководителя учреждения — один раз в пять лет или в течение пяти лет с охватом инвентаризацией ежегодно не менее 20% единиц библиотечного фонда с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение 30 дней

Другие основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы*

В министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, их управлениях (отделах), исполнительных органах местных советов — не реже одного раза в два года;
в других учреждениях — не реже одного раза в год

*Согласно пп. 1.5.4 п. 1.5 Инструкции № 90 инвентаризация основных средств проводится не раньше 1 октября.

Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в отходах и ломе**

На месте хранения и непосредственно на производстве — два раза в год: по состоянию на 1 января и на 1 июля. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией № 84

**Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих материальных ценностей в сроки, установленные для материальных ценностей (п. 2.9 Инструкции № 90).

Незавершенные капитальные работы инвентарного характера и капитальные ремонты

Не реже одного раза в год, но не раньше 1 декабря

Молодняк животных, животные на откорме, птица, кроли, пушные звери и семьи пчел

Не реже одного раза в квартал

Готовые изделия, сырье и материалы, горючее***, корма, фураж и другие материалы

Не реже одного раза в год, но не раньше 1 октября

***Инвентаризация нефти и нефтепродуктов проводится с учетом п. 13 Инструкции № 281/171/578/155.

Продукты питания и спирта

Не реже одного раза в квартал

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства в производственных (учебных) мастерских и подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах, незавершенные научно-исследовательские работы

Не раньше 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически — в сроки, устанавливаемые соответственно министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, исполнительными органами местных советов

Денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности

Не реже одного раза в квартал

Регистрационные, специальные регистрационные, валютные и текущие счета

По мере получения выписок органов Госказначейства Украины, банков

Расчеты платежей в бюджет

Не реже одного раза в квартал

Расчеты учреждения с вышестоящей организацией

Не реже одного раза в квартал

Расчеты с дебиторами и кредиторами

Не реже двух раз в год.
Расчет в порядке плановых платежей и с депонентами — не реже одного раза в месяц****

****Инвентаризация кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, проводится с учетом норм Порядка № 73 — ежеквартально.

Материальные ценности, не принадлежащие учреждению, — как состоящие на учете (в арендном пользовании, на ответственном хранении и т. п.), так и не учтенные по каким-либо причинам

В сроки, указанные выше для соответствующих ценностей

Создание инвентаризационной комиссии

Инвентаризация начинается с создания инвентаризационной комиссии. При создании комиссии следует учитывать нормы пунктов 1.11 — 1.15 Инструкции № 90.

Создает комиссию руководитель учреждения собственным приказом. Комиссия создается только из числа работников учреждения, работники сторонних организаций не могут входить в ее состав. Например, не могут входить в состав комиссии сторонний эксперт-оценщик, работники госфининспекции и т. п.

В письме № 12-14/519 ГлавКРУ Украины указывает, что работники государственной контрольно-ревизионной службы могут обращаться к руководителю бюджетного учреждения, предприятия или организации для принятия им внутреннего распорядительного документа о проведении инвентаризации, определении методов инвентаризации (сплошной или выборочной), круга материально ответственных лиц, у которых следует провести инвентаризацию, а также перечня материальных ценностей, которые необходимо проверить.

При этом они имеют право только присутствовать при проведении инвентаризации, поскольку в итоге могут оценить как работу самой инвентаризационной комиссии, так и состояние дел по хранению и использованию материальных ценностей на предприятии, однако не имеют права наравне с членами инвентаризационной комиссии подписывать инвентаризационные документы. Вместе с тем они могут завизировать страницы инвентаризационных ведомостей в целях избежания их подделки (осуществления подчисток и исправлений или же замены одного экземпляра другим).

Не включаются в состав комиссии также материально ответственные лица. В состав комиссии обязательно должен входить главный бухгалтер. Комиссия возглавляется руководителем учреждения или его заместителем.

Центральная инвентаризационная комиссия:

  • проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих централизованной бухгалтерии и учреждению, при котором она создана;
  • проводит инвентаризацию денежных средств в расчетах и бланков строгой отчетности;
  • руководит работой местных инвентаризационных комиссий;

в случае необходимости (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и т. п.) проводит по решению руководителя учреждения повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачи или порчу ценностей, а также другие нарушения, и вносит предложения относительно порядка урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

Если вследствие большого объема инвентаризационных работ инвентаризация не может быть проведена одной комиссией, создаются местные комиссии, возглавляемые руководителями соответствующих структурных подразделений, на которые возлагается проведение инвентаризации в структурных подразделениях этих учреждений. Один и тот же работник не может быть председателем местной комиссии в одном и том же учреждении два года подряд.

В состав местной комиссии обязательно входят работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, технологи, экономисты и др.), хорошо знающие объект инвентаризации и первичный учет, кроме материально ответственных лиц.

Работа местных комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.

Местные инвентаризационные комиссии:

  • проводят снятие фактических остатков материальных ценностей;
  • составляют заключения о выявленных недостачах и излишках;
  • вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их хранением.

Прежде всего руководитель учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, собственным приказом утверждает:

  • членов центральной инвентаризационной комиссии;
  • календарный план проведения инвентаризации;
  • распределение работников централизованной бухгалтерии в учреждениях для участия их в местных инвентаризационных комиссиях.

На основании данного приказа руководители учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, назначают местные инвентаризационные комиссии, в состав которых обязательно входят работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, технологи, экономисты и др.), хорошо знающие объект инвентаризации и первичный учет.

Местные инвентаризационные комиссии возглавляются представителем руководителя учреждения, назначившим инвентаризацию.

Члены комиссии обязаны:

  • своевременно проводить инвентаризацию в соответствии с приказом руководителя;
  • соблюдать порядок проведения инвентаризации;
  • полно и достоверно вносить в инвентаризационные описи данные о фактических остатках имущества, основных средств, материальных ценностей, денежных средств и документов, нематериальных активов, ценных бумаг и задолженности в расчетах;
  • правильно и своевременно оформлять материалы инвентаризации согласно установленному порядку;
  • не проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными;
  • проверять остатки материальных ценностей в натуре при обязательном участии материально ответственных лиц.

Правила проведения годовой инвентаризации

Как уже отмечалось (строка 1 табл. 1), перед составлением годовой финансовой отчетности следует обязательно проводить инвентаризацию.

Согласно общему правилу инвентаризируются все имущество учреждения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Инструкции № 90), то есть инвентаризация проводится сплошным методом.

В табл. 2 представлена периодичность проведения инвентаризации. Фактически она должна быть проведена по большинству объектов не раньше 1 октября (кроме объектов, указанных в строках 5 и 6).

Вместе с тем в этой таблице приведены исключения. Например, здания, сооружения и другие недвижимые объекты можно инвентаризировать не реже одного раза в три года. Так, если в прошедшем году недвижимые объекты инвентаризировали, то в текущем году их можно уже не инвентаризировать.

Таким образом, инвентаризация текущего года уже не будет сплошной, ведь в нее могут не вовлекаться вышеуказанные объекты.

Согласно п. 1.18 Инструкции № 90 инвентаризация, кроме инвентаризации продуктов питания и денежных средств, как правило, должна проводиться на первое число месяца.

Если инвентаризация ценностей в каком-то месте их хранения не может быть закончена в один день, она может быть начата раньше и закончена после первого числа.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения и перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации при каждой из них, определяются руководителем учреждения (п. 1.8 Инструкции № 90).

С учетом вышеуказанного годовая инвентаризация каждого текущего года может быть проведена в несколько этапов. Например, одни объекты инвентаризируют по состоянию на 1 октября, другие — на 1 ноября и т. д. до 31 декабря включительно.

До начала инвентаризации в бухгалтериях необходимо закончить обработку всех документов о поступлении и выдаче материальных ценностей, провести соответствующие записи в реестрах аналитического учета и определить остатки на день инвентаризации.

На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам и т. п.

Прежде всего члены инвентаризационной комиссии должны подготовить бланки соответствующих инвентаризационных описей — заполнить «шапку» бланка, указать членов инвентаризационных комиссий.

Лица, ответственные за хранение материальных ценностей, до начала инвентаризации дают расписку о том, что все приходные и расходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности, поступившие на хранение,оприходованы, а выбывшиесписаны (п. 1.17 Инструкции № 90).

Такая расписка также содержится на бланке инвентаризационных описей.

Затем начинается процесс инвентаризации.

Наличие ценностей при инвентаризации выявляется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т. п. исходя из установленных единиц измерения. Определение веса (или объема) материалов, хранящихся насыпью, можно проводить на основании технических расчетов, о чем в описях делается соответствующая отметка (п. 1.19 Инструкции № 90).

Наименования инвентаризованных ценностей и объектов (предметов) и их количество отражаются в описях по субсчетам, номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

Если инвентаризация на складах или в других закрытых помещениях не закончена в тот же день, то инвентаризационная комиссия в конце рабочего дня должна опечатать помещение (п. 1.18 Инструкции № 90). Печать на время инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (на обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящиках, шкафах, сейфах, в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Данные инвентаризации записывают в инвентаризационные описи (акты).

Формы описей (актов) в зависимости от вида имущества и обязательства приведены в приложениях к Инструкции № 90:

  • основных средств (приложение 1);
  • нематериальных активов (приложение 3);
  • других необоротных материальных активов и запасов (приложение 5);
  • наличия денежных средств, ценностей (приложение 7);
  • бланков документов строгой отчетности (приложение 8);
  • расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9);
  • материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (приложение 11).

Составляются отдельные описи по местонахождению ценностей материально ответственными лицами. При годовой инвентаризации описи составляются в двух экземп-лярах, а если инвентаризация проводится при смене материально ответственных лицв трех экземплярах.

Описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии. Материально ответственные лица в конце каждой инвентаризационной описи расписываются о проверенных комиссией и занесенных в описи ценностях.

На каждой странице описи прописью указываются число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. п.) эти ценности указаны.

На последних страницах описей в незаполненных строках ставится прочерк. Выявленные в описях ошибки должны быть исправлены.

Исправления осуществляются в порядке, предусмотренном п. 4 Положения № 88. В описи, созданной вручную, ошибки исправляются корректурным способом, то есть неправильный текст или цифры зачеркиваются и над зачеркнутым надписывается правильный текст или цифры. Зачеркивание осуществляется одной черточкой так, чтобы можно было прочесть исправленное. Исправление ошибки должно быть обусловлено надписью «виправлено» и подтверждено подписями всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

Нормами Инструкции № 90 предусмотрены следующие особенности для:

  • основных средств (п. 2);
  • нематериальных активов (п. 3);
  • материалов, продуктов питания и других материальных запасов (п. 4);
  • молодняка животных и животных на откорме (п. 5);
  • малоценных и быстроизнашивающихся предметов (п. 6);
  • незавершенных научно-исследовательских работ (п. 7);
  • незавершенного производства производственных (учебных) мастерских (п. 8);
  • незавершенного производства в подсобных (учебных) сельских хозяйствах (п. 9);
  • денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности в кассе учреждения (п. 10);
  • расчетов (п. 11);
  • незавершенного капитального строительства и незаконченных капитальных ремонтов (п. 12);
  • других необоротных материальных активов (п. 13);
  • материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (п. 14);
  • забалансовых статей (п. 15).

Следовательно, прежде чем инвентаризировать соответствующие виды имущества и обязательств, членам инвентаризационной комиссии следует подробно ознакомиться с соответствующими пунктами данной Инструкции.

После завершения инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

Соответствующий работник бухгалтерии проверяет правильность подсчетов в описи (акте), заполняет колонки «кількість», «вартість» по данным бухгалтерского учета. В конце описи (акта) ставит собственную подпись, чем подтверждает факт проверки.

Если обнаруживаются расхождения между фактическими и бухгалтерскими данными, их необходимо также задокументировать. Документирует бухгалтер в Сравнительной ведомости результатов инвентаризации:

  • основных средств (приложение 2);
  • нематериальных активов (приложение 4);
  • необоротных материальных активов и запасов (приложение 6).

Ведомости подписывает бухгалтер и материально ответственное лицо.

Расхождения денежных средств, ценностей и расчетов с дебиторами и кредиторами документируются непосредственно в соответствующих актах инвентаризации (приложения 7 и 9).

Оформленные таким образом в бухгалтерии описи (акты), сравнительные ведомости передаются инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и свои заключения и предложения отражает в Протоколе инвентаризационной комиссии (приложение 12). В нем приводятся подробные данные о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, а также излишках, и указывается, какие меры приняты в отношении виновных лиц.

Не позднее чем за 10 дней после завершения инвентаризации протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения. В централизованных бухгалтериях протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.

Утвержденные инвентаризационные документы передаются в бухгалтерию для отражения в учете результатов инвентаризации (излишков или недостач).

Порядок регулирования инвентаризационных разниц

Инвентаризационные разницы регулируют в порядке согласно п. 17 Инструкции № 90.

При отражении инвентаризационных разниц в бухгалтерском учете следует учитывать нормы Инструкции № 61.

С учетом норм указанных инструкций рассмотрим особенности регулирования и отражения в бухгалтерском учете отдельно по излишкам и недостачам, а также возмещение недостач виновными лицами (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом № 114, и Инструкцией № 61).

Излишки оприходуются и зачисляются соответственно на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин их возникновения и виновных в этом лиц.

Отражение в бухгалтерском учете:

по дебету счетов 103122, 2025, 30 и т. п. и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму оприходованного излишка;

по дебету субсчета 811 «Расходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» и кредиту субсчетов 401 «Фонд в необоротных активах по их видам», 411 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам» — одновременно на сумму оприходованных необоротных активов (401) и малоценных быстроизнашивающихся предметов (411).

Запасы, приобретенные в текущем году, — излишек списывается по распоряжению руководителя учреждения на фактические расходы: по дебету счетов 80 «Расходы из общего фонда», 81 «Расходы специального фонда» и кредиту счетов 2025.

Запасы, приобретенные в прошедшие годы, — излишек относится по распоряжению руководителя на уменьшение результата сметы учреждения: по дебету счета 43 «Результаты выполнения смет» и кредиту счетов 2025.

Следует отметить, что нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после зачета недостачи ценностей излишками при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы.

Недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей

Списываются с баланса учреждения и относятся на счет виновных лиц по ценам, по которым исчисляется размер ущерба от краж, недостач, уничтожения и порчи материальных ценностей.

Потери и недостачи сверх норм естественной убыли материальных ценностей в тех случаях, когда виновные лица не установлены, а дела находятся в органах дознания или досудебного следствия, списываются с баланса учреждения и зачисляются на забалансовый счет 05 «Гарантии и обеспечения» до момента установления виновных лиц или до предоставления соответствующей информации от органов дознания или досудебного следствия по этим делам. Если сведения о недостачах следственным органам не переданы, то на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения» недостачи материальных ценностей не отражаются.

Об исчислении размера ущерба речь будет идти дальше. А теперь приведем соответствующие бухгалтерские записи.

Списание необоротных активов:

  • по дебету субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам» и кредиту субсчетов 104 — 122 — на остаточную стоимость;
  • по дебету счета 13 «Износ необоротных активов» и кредиту субсчетов 104 — 122 — на сумму начисленного износа;
  • по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму возмещения убытков, отнесенную на счет виновных лиц;
  • по дебету забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения» — на сумму недостачи, если виновные не установлены и сведения о недостачах переданы в следственные органы. Эта запись делается вместо предыдущей.
  • Списание недостач и потерь от порчи запасов сверх установленных норм отражается такими же записями, как списание в пределах норм естественной убыли. Только одновременно со списанием отражаем возмещение виновными лицами:
  • по дебету счетов 80, 81 (43) и кредиту счетов 20 — 25;
  • по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму возмещения убытков, отнесенную на счет виновных лиц;
  • по дебету забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения» — на сумму недостачи, если виновные не установлены и сведения о недостачах переданы в следственные органы. Эта запись делается вместо предыдущей.

Списание недостач и потерь малоценных и быстроизнашивающихся предметов:

  • по дебету субсчета 411 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам» и кредиту 221 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации» — на балансовую стоимость;
  • по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги» — на сумму возмещения убытков, отнесенную на счет виновных лиц;
  • по дебету забалансового счета 05 «Гарантии и обеспечения» — на сумму недостачи, если виновные не установлены и сведения о недостачах переданы в следственные органы. Эта запись делается вместо предыдущей.

Списание недостач денежных средств: по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и кредиту счета 30 «Касса» — на сумму недостачи.

Возмещение недостач виновными лицами

Следует отметить, что согласно п. 17.3 Инструкции № 90 при установлении недостач и потерь, возникших в результате злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

Сумма недостачи отражается на забалансовом счете 05 «Гарантии и обеспечения».

После того как будут установлены виновные и принято решение о возмещении ущерба, сумма недостачи списывается с забалансового счета 05. Причем если виновные установлены, одновременно делаем запись по дебету субсчета 363 «Расчеты по возмещению убытков» и кредиту субсчета 711 «Доходы по денежным средствам, полученным как плата за услуги».

Далее виновные лица погашают сумму недостачи путем внесения денежных средств в кассу либо на счет учреждения.

Поступление сумм в кассу, на текущие, регистрационные, специальные регистрационные счета учреждения на погашение недостач, причиненных убытков и т. п. отражается записью: по дебету субсчетов 301, 302, 311, 313, 321, 323 и кредиту субсчета 363.

Особенности определения размера убытка вследствие недостачи

Размер убытка определяется в соответствии с Порядком № 116.

Согласно п. 2 этого Порядка при определении размера убытков, которые привели к причинению имущественного ущерба государству, территориальной общине или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, размер убытков определяется в соответствии с методикой оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины. В настоящее время это Методика № 1891.

Согласно этой Методике убыток определяется независимым оценщиком или самостоятельно учреждением.

Согласно общему правилу определение размера убытка осуществляется путем проведения независимой оценки (п. 104 Методики № 1891).

Проводится такая независимая оценка профессиональным оценщиком (физическим лицом), имеющим соответствующий сертификат, либо юридическим лицом, в составе которого работает хотя бы один оценщик, получившими сертификат субъекта оценочной деятельности (ст. 5 Закона № 2658).

Если заказчиком проведения такой оценки является государственный орган или орган местного самоуправления, исполнитель оценки выбирается на конкурсной основе в порядке, установленном Положением № 1270.

После проведения конкурса с победителем заключается договор о проведении оценки имущества. Исполнитель проводит оценку и оформляет Отчет об оценке имущества, предоставив его заказчику.

Дальше Отчет подлежит рецензированию (ст. 13 Закона № 2658, пункты 62 — 67 Национального стандарта № 1).

Руководитель предприятия (субъекта) или уполномоченное им лицо либо орган государственной власти (орган местного самоуправления) направляет лицу, имеющему право осуществлять рецензирование, письменный запрос.

Рецензирование Отчета могут выполнять (ст. 13 Закона № 2658):

  • оценщик, имеющий опыт практической деятельности по оценке имущества не меньше двух лет;
  • экспертные советы, специально созданные саморегулируемыми организациями оценщиков с целью контроля за качеством оценки имущества, которая проводится оценщиками — членами саморегулируемой организации;
  • оценщики, имеющие опыт практической деятельности по оценке имущества не меньше двух лет и работающие в Фонде госимущества Украины, в органах государственной власти и местного самоуправления, которые получили полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

По результатам рецензирования рецензент готовит письменную Рецензию. Рецензия с положительным заключением является основанием для принятия решения об утверждении Отчета оценки. Утверждение Отчета осуществляется путем издания соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) приказа об утверждении (п. 18 Методики № 1891).

Осуществляется в следующих случаях (п. 110 Методики № 1891):

  • отсутствие выходных данных, содержащих информацию о поврежденном имуществе до и после его хищения (недостачи, уничтожения, порчи), кроме данных бухгалтерского учета;
  • невозможность личного осмотра поврежденного имущества оценщиком, что не позволяет ему получить сведения о состоянии имущества до и после хищения (недостачи, уничтожения, порчи);
  • причинение имущественного ущерба вследствие неправомерных действий с денежными средствами.

Для определения убытка создается соответствующая комиссия, которая составляет Акт оценки (по форме приложения 20 или 21 к этой Методике). Акт рецензируется и утверждается так же, как и Отчет об оценке имущества.

Для первого и второго случаев из приведенных в п. 110 Методики № 1891.

Убыток определяется на уровне балансовой остаточной стоимости поврежденного (похищенного и т. п.) имущества, определенного по состоянию на дату оценки, установленную для приватизации (корпоратизации) или передачи его в аренду, либо на последнюю отчетную дату баланса предприятия-балансодержателя, увеличенной на соответствующий коэффициент.

Коэффициент находим как произведение индексов цен производителей промышленной продукции по отраслям промышленности или индексов цен на строительно-монтажные работы по типам зданий и сооружений, определяемых Госкомстатом Украины, за период с даты, на которую была определена балансовая остаточная стоимость имущества, до даты оценки убытков.

Данные индексы публикует Государственная служба статистики. Ознакомиться с ними можно на сайте службы http://www.ukrstat.gov.ua/.

Рекомендации по методике расчетов коэффициента приведены в письме № 62-97р.

При отсутствии информации об остаточной балансовой стоимости имущества, или если такая стоимость равна нулю на дату оценки, установленную для приватизации (корпоратизации) или передачи его в аренду, или последнюю отчетную дату баланса предприятия — балансодержателя поврежденного имущества, для нашего расчета принимается первоначальная (переоцененная) балансовая стоимость такого имущества, уменьшенная на 50% (абзац пятый п. 110 Методики № 1891).

Для третьего случая из приведенных в п. 110 Методики № 1891.

Убыток равен сумме похищенных (уничтоженных и т. п.) денежных средств, увеличенных на коэффициент, который рассчитывается на основании установленных Нацбанком Украины учетных ставок за период начиная с даты нанесения имущественного ущерба до даты оценки.

При определении таких убытков кроме норм Порядка № 116, Методики № 1891 следует руководствоваться также Законом № 217.

Согласно нормам этого Закона убыток определяется в кратном размере фактического размера убытка. Из взысканных сумм прежде всего погашается убыток учреждения, а остальная часть перечисляется в Госбюджет Украины.

Взыскание с работников причиненных ими убытков (ущерба)

Особенности материальной ответственности работников установлены разделом ІХ (статьи 130 — 138) КЗоТ. Различают случаи ограниченной (статьи 132 и 133) и полной (ст. 134) материальной ответственности.

При ограниченной материальной ответственности работники возмещают ущерб (убыток) в размере прямого действительного ущерба, но не больше среднего месячного заработка.

При полной материальной ответственности возмещается полный размер ущерба (убытка).

Порядок взыскания убытков установлен ст. 136 КЗоТ.

Покрытие ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, осуществляется по распоряжению собственника или уполномоченного им органа, а руководителями предприятий, учреждений, организаций и их заместителями — по распоряжению вышестоящего в порядке подчиненности органа путем отчисления из заработной платы работника.

Распоряжение собственника или уполномоченного им органа или вышестоящего в порядке подчиненности органа должно быть сделано не позднее двух недель со дня выявления причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не раньше семи дней со дня уведомления об этом работнику. Если работник не согласен с отчислением или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

В остальных случаях покрытие ущерба осуществляется путем обращения собственника или уполномоченного им органа с иском в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд.

Взыскание с руководителей предприятий, учреждений, организаций и их заместителей материального ущерба в судебном порядке осуществляется по иску вышестоящего в порядке подчиненности органа или по заявлению прокурора.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/4358


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *