Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительство иностранной компании в россии налогообложение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Теперь переходим во вкладку этого же окна Параметры печати. Нас интересуют именно шаблон конверта в Word, так то кликаем по этой кнопке. Разбираемся, как это сделать, в Word 2010.
Налоги иностранного представительства в РФ
На Российский рынок выходят иностранные компании, которые хотят развиваться не только в своей стране. Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать», а именно открывать постоянное представительство, вести учет и платить налоги.
Иностранная компания может открыть в России свое представительство или филиал (Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ). В какой-то степени эти формы похожи как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, но и имеют существенную разницу.
Представительство отстаивает интересы компании, осуществляет их защиту. Оно выступает от имени иностранной фирмы и по ее поручению занимается только представлением интересов головной компании. Филиал осуществляет функции самой компании, в том числе и функции представительства (Регистрация филиала).
Открытие обособленных подразделений и их деятельность регулируются внутренними нормами страны, в которой они расположены. На них также распространяется действие законодательства государства, где юридические лицо создано и зарегистрировано (Что такое обособленное подразделение).
В налоговом смысле существует понятие «постоянное представительство иностранной организации». Это любое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ.
Существует три основных признака постоянного представительства:
- Наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории РФ
- Осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ
- Осуществление деятельности на регулярной основе
Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в РФ. Осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Следует отметить, что полномочия РФ по взиманию налогов регулируются международным налоговыми соглашениями с рядом стран, чтобы избежать двойного налогообложения. Эти соглашения определяют порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения, а порядок исчисления и уплаты налога, привлечение к ответственности за допущенные налоговые нарушения и т.п. определяются внутри государства.
Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству РФ, обязаны уплачивать налоги, отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и предоставлять отчетность.
С 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС России.
Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).
За аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина – 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство (пункт 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации
Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.
На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.
Налог на прибыль для иностранных организаций
В соответствии с НК РФ иностранные организации, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.
Для иностранных организация прибылью признается доход, полученный через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим представительство расходов, которые являются экономически обоснованными. Представительство сможет принять к учету для целей налогообложения только те расходы, которые направлены на обеспечение его деятельности в РФ. Такие расходы должны быть документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налог на добавленную стоимость для иностранных организаций
Иностранные организации, осуществляющие на территории РФ через постоянные представительства реализацию товаров, услуг, работ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские компании. Они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет и предоставляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях. В случае признания местом реализации работ и услуг территории иностранного государства данные операции не являются объектом обложения на территории РФ, кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ. Суммы налога учитываются в стоимости работ и возмещению из бюджета не подлежат.
Налог на имущество для иностранных организаций
Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.
С 1 января 2018 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2018.
Страховые взносы для иностранных организаций
В отношении обязательного страхования (пенсионного, медицинского и социального) постоянное представительство иностранной организации несет точно такие же обязанности, как и российская организация. Представительство иностранной организации должно стоять на учете в ПФР и ФСС и отчитываться перед фондами.
Если в иностранном представительстве работают физические лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договора, и производятся выплаты, то данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования.
Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций
Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.
Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.
Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.
Фирммейкер, январь 2014
Мария Ромашкан (Зенченко)
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalog-inorg
Налогообложение иностранных компаний в России
Иностранные инвестиции являются важнейшей нишей российской экономики, обеспечивая ежегодный приток в страну десятков миллиардов долларов и создание сотен новых рабочих мест. Понимая всю важность привлечения зарубежных инвесторов, законодатель гарантирует им национальный правовой режим, фактически приравнивая в правах создаваемые ими предприятия с российскими. Затрагивает этот вопрос и налогообложение иностранных юридических лиц. Какие правила и ставки к нему применяются и с каким статусом выгоднее всего работать?
Налоговое резидентство в России: что говорит закон
Ппожалуй, самым принципиальным является вопрос налогового резидентства: если организация является налоговым резидентом РФ, применяемые к ней правила налогообложения практически не отличаются от правил для российских компаний. В то же время российское резидентство обяжет такую зарубежную компанию уплачивать все предусмотренные в России для юридических лиц виды налогов, в том числе и с доходов, полученных не на территории России.
Так, налоговым резиденством, согласно п. 1 ст. 246.2 НК, обладают:
- зарубежные компании, признанные налоговыми резидентами в соответствии с подписанными Россией международными договорами и соглашениями;
- зарубежные компании, управление которой осуществляется с территории РФ.
Под управлением с территории РФ понимается нахождение на постоянной основе в России исполнительного органа компании или осуществление исполнительских функций с территории РФ главными руководящими лицами. Таким образом, если органы управления предприятия постоянно действуют в России, такое предприятие имеет статус российского налогового резидента.
Как подтвердить налоговый статус
Статус налогового резидента, независимо от того, на каком основании он возник (по международному договору или по месторасположению органов управления) позволяет зарубежному предприятию применять пониженные ставки при налогообложении и другие налоговые льготы. Кроме того, позволяет избежать двойного налогообложения, если между РФ и страной происхождения компании заключено соответствующее соглашение. В любом случае для этого потребуется подтверждение налогового резидентства иностранной компании.
Если это документ иностранного государства, с которым у РФ заключено соглашение, такой документ должен быть заверен соответствующим фискальным органом и переведен на русский язык.
Когда компания-нерезидент должна встать на учет в ФНС
Обязанность компании-нерезидента встать на учет в налоговых органах, как правило, возникает в связи с необходимостью открытия в РФ банковского счета: как только она откроет счет, она обязана пройти регистрацию в ФНС по месту открытия счета.
При этом закон обязывает становиться на учет в том числе в случаях:
- осуществления деятельности через обособленные подразделения – филиалы, представительства;
- осуществления поставок с территории РФ продукции;
- наличия в собственности на территории РФ недвижимости или транспортных средств;
- уплаты налогов на добычу полезных ископаемых и так далее.
Для предприятий, осуществляющих свою деятельность через филиал/представительство, как и для всех остальных иностранных компаний (ИК), срок постановки – не позже 30 дней с начала работы (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Место постановки на учет у разных компаний будет отличаться. Например, для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых – по месту расположения участков разработки, для владельцев недвижимого или движимого имущества – по месту его расположения.
Порядок постановки на учет
Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.
В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:
- свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
- учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
- решение о назначении исполнительного органа управления;
- справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
- документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
- документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
- доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.
В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.
Особенности налогового учета ИК
В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.
Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.
Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:
- использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
- организация помещений для формирования товарных запасов;
- организация помещений в целях закупки товаров;
- обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.
Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.
Согласно ст. 306 НК, постоянным представительством иностранного юридического лица в целях налогообложения считается филиал, бюро, отделение, контора, агентство или иное обособленное подразделение. При наличии такого представительства, согласно ст. 307 НК, в число доходов, подлежащих налогообложению, включены доходы от:
- основной деятельности представительства, уменьшенные на объем осуществленных расходов;
- использования и распоряжения имущества представительства, за вычетом расходов, вызванных получением этой прибыли;
- любых других источников с территории России.
Когда речь идет о ведении подготовительной деятельности, результат которой – создание представительства, и такая деятельность ведется без получения вознаграждения, размер налоговой базы определяется в размере 20% от общего количества расходов, связанных с такой деятельностью.
Отчетность представляется в общем порядке, в конце каждого отчетного и налогового периода в виде налоговых деклараций по форме КНД 1113020, КНД 1151038 и другим. Отчетность представляется каждым таким отделением по месту его нахождения.
В соответствии со ст. 309 НК, ИК, не имеющие постоянного представительства в РФ, в целях налогообложения учитывают такие виды доходов, которые не связаны с их коммерческой деятельностью:
- дивиденды от участия в российских предприятиях и прибыль, полученная в результате распределения принадлежащего им имущества;
- доход по процентам, полученный по кредитным сделкам и долговым обязательствам, в том числе по государственным ценным бумагам;
- прибыль от использования прав на продукты интеллектуального труда, в том числе предметы науки, литературы, искусства, кино и т.д.;
- доходы от продажи недвижимости или использования, в том числе сдачи в аренду иного имущества;
- доходы от продажи акций, реализации паев;
- доход в виде выплаченных российскими предприятиями в пользу ИК штрафов и пеней, и иные такие прибыли.
Указанные доходы являются полученными от российских источников, потому взыскание налогов с них осуществляется у источника. В соответствии с письмом Минфина № 03-08-13/33142 от 08.06.2015, это значит, что такие налоги подлежат удержанию той российской организацией, которая осуществляет их выплату. По факту она выступает налоговым агентом ИК. Такие доходы облагаются налогом вне зависимости от формы их получения.
Все остальные доходы, которые ИК получает от своей коммерческой деятельности (реализации товаров и услуг, имущественных прав и так далее), декларируются и облагаются налогом самостоятельно компанией.
Избежание двойного налогообложения
Предприятие с иностранной пропиской обязано платить в российскую казну налоги от всех источников с территории РФ. При этом очевидно существует риск повторного удержания таких налогов в стране происхождения такой ИК, особенно если она является ее резидентом. В этих целях была разработана некая правовая схема, снижающая налоговое бремя для налогоплательщиков: страны стали заключать соглашения об избежании двойного налогообложения.
В таком случае, согласно п. 1 ст. 312 НК, представитель ИК обязан представить налоговому агенту (российской компании) доказательство резиденства в стране компании, с которой такое соглашение заключено. Как мы писали выше, это может быть сертификат о резидентстве.
В 2018 году, например, заключенными считались соглашения между РФ и 83 странами, однако, по информации ФНС, на практике применяется лишь 80.
Налоги для иностранной компании
Налоги в России для иностранных фирм имеют ряд различий в зависимости от формы организации зарубежного бизнеса. Различия по большей части касаются налоговых ставок, а также исполнения обязанностей налогоплательщика.
Если деятельность ИК реализована через постоянное представительство, оно является самостоятельным плательщиком подоходного налога.
Налог с доходов нерезидентов юр. лиц без образования представительства, если они не связаны с ее коммерческой деятельностью, в свою очередь, взимается партнерами-резидентами РФ.
Но, помимо налога на прибыль, ИК обязана уплачивать ряд других налоговых платежей, в которые входят:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на имущество предприятия;
- страховые взносы;
- налог на землю;
- транспортный налог.
Налог на прибыль, пожалуй, важнейшая форма налогового платежа, обязанность уплатить который возлагается на всех юридических лиц, в том числе и с иностранным происхождением.
Налоговые ставки зависят от того, в какой форме предприятие-нерезидент осуществляет свою деятельность – с/без образования представительства. В этих целях необходимо принципиально отличать налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, поскольку под совместным предприятием понимается организация с иностранным долевым участием, зарегистрированная в РФ. Она облагается налогами, предусмотренными для российских компаний. Мы же ведем речь об иностранных компаниях, изначально созданных за пределами РФ.
Применяемые в рассматриваемом случае налоговые ставки по налогу на прибыль оговорены в ст. 284 НК. Согласно ей, налогообложение прибыли ИК осуществляется по следующим ставкам:
Помимо налога на прибыль, иностранная организация вполне может быть налогоплательщиком НДС. В целях уплаты налога на добавленную стоимость само по себе местонахождение организации большого значения не имеет, ключевым в данном контексте выступает место реализации товаров и услуг. Таким образом, согласно ст. 146 НК, если такая реализация осуществлена на территории России, сделка облагается НДС.
При определении такого места реализации часто возникают проблемы, потому информируем:
- согласно ст. 147 НК, местом реализации товаров является РФ, если товар находится на ее территории или находился на момент начала транспортировки или отгрузки;
- согласно ст. 148 НК, местом реализации услуг является РФ, если работы связаны с недвижимостью или движимым имущество, расположенным в РФ, услуги фактически оказаны на территории РФ, или на этой территории расположен сам заказчик.
В качестве налоговой базы принимается выручка по указанным сделкам. Применяемые к ним налоговые ставки предусмотрены ст. 164 НК, согласно которым они применяются в размерах 0%, 10% и 18% в зависимости от вида товара или услуги.
Если на территории РФ действует представительство ИК, оно уплачивает НДС самостоятельно, если такого нет – обложение осуществляется ее налоговым агентом-российским партнером.
При уплате налога на имущество, как и в случае с НДС ,не имеет значения место расположения ИК – главное условие возникновения налоговой обязанности согласно п. п. 2,3 ст. 374 НК:
- владение компанией, работающей через постоянное представительство, движимым и недвижимым имуществом, относящимся к основным средствам такого представительства и полученным по договору концессии;
- владение компанией, работающей без постоянного представительства, движимым и недвижимым имуществом на праве собственности, а также полученной по договору концессии недвижимостью.
В качестве налоговой базы принимается среднегодовая стоимость имущества или кадастровая стоимость (для недвижимости). В соответствии со ст. 380 НК, конкретная налоговая ставка устанавливается каждым регионом отдельно, но при этом не может превышать 2,2%. Для отдельных категорий имущества статьей устанавливаются и другие пределы.
Если работа предприятия организована через филиал, отделение или иную форму представительства и она нанимает сотрудников, у нее, очевидно, возникает обязанность уплаты страховых взносов на таких сотрудников (или иных физических лиц, кому она выплачивает вознаграждение – ст. 419 НК).
При этом иностранная прописка такой компании какого-либо значения вообще не имеет: размер страховых взносов определяется в соответствии со ст. 426 НК, согласно которой они (до 2020 года) составляют:
- пенсионное страхование – 22%;
- социальное страхование – 2,9%;
- страхование в системе ОМС – 5,1%.
В качестве базы для исчисления принимается размер вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам, в том числе размер зарплаты сотрудников представительства.
Как уже было сказано выше, дивиденды, полученные иностранной компанией от российских источников, облагаются налогом на прибыль организаций. В соответствии со ст. 250 НК, дивиденды, в том числе доходы от долевого участия в других организациях, признаются внереализационными доходами.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 284 НК, к ним применяется единая ставка в размере 15% от полученного дохода, независимо от того, является ли компания резидентом РФ или нет. Исключение составляют лишь те ИК, которые самостоятельно признали себя резидентами: они имеют право на налоговую ставку в размере 0%.
В соответствии со ст. 388 НК, законодатель не выделяет ИК в отдельную группу налогоплательщиков земельного налога, а потому они обязаны уплачивать его в тех же случаях, что и российские компании – при наличии у них на праве собственности, пользования или наследуемого владения земельных участков. Учитывая ограничения, установленные для иностранных предприятий в части владения земельными участками, обязанность уплатить земельный налог возникает у них в случае владения землей на праве собственности.
Земельный налог начисляется не на все участки, а лишь на те, что расположены в пределах муниципалитетов, где такой налог применяется.
Для ИК земельный налог начисляется в общем порядке, как и для российских компаний. В соответствии со ст. 394 НК, конкретные налоговые ставки устанавливаются законами муниципалитетов. Но при этом законом установлены пределы, которые такие ставки не могут превышать:
- 0,3% кадастровой стоимости в отношении земель для жилищного строительства, сельского, личного или подсобного хозяйства;
- 1,5% в отношении всех других земель.
Согласно ст. 357 НК, иностранное предприятие получит статус плательщика транспортного налога в случае, если на него в установленном порядке будет зарегистрировано транспортное средство, указанное в ст. 358 НК, в том числе автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, автобусы.
В качестве налоговой базы принимается мощность двигателей транспортных средств. При этом особенность применения и расчета такого налога в том, что он применяется не в качестве доли от стоимости, а в качестве коэффициента в рублях, который производится на указанную мощность.
Учитывая вышесказанное, особенностей уплаты налога для ИК законом не предусмотрено.
Организации самостоятельно рассчитывают такой налог, в отличие от физлиц, которые уплачивают его по налоговому уведомлению. Более того, на протяжении налогового периода ИК должны будут вносить авансовые платежи.
Иностранная компания, конечно, не будет уплачивать НДФЛ, плательщиками которого являются исключительно физические лица.
Если деятельность представительства компании предполагает использование наемного персонала или заключение с физлицами договоров на оказание услуг (подряда) с последующей выплатой вознаграждения, такая организация будет являться налоговым агентом для таких физлиц.
Это, согласно ст. 226 НК, обязывает такое представительство исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ за такого налогоплательщика. Таким образом, ИК также будет участвовать в уплате НДФЛ (13% для резидентов и 30% для нерезидентов), однако лишь в качестве налогового агента.
Специальные режимы налогообложения ИК
Специальный налоговый режим – это установленный законом порядок налогообложения, который предполагает особый порядок определения налоговой базы и объектов налогообложения, в том числе освобождающий налогоплательщиков от обязанности уплачивать отдельные виды налогов.
Положениями ст. 18 НК предусмотрено 5 видов специальных налоговых режимов, в том числе:
- единый сельскохозяйственный налог;
- УСН (или «упрощенка»);
- единый налог на временный доход;
- система приобретения патентов;
- система, применяемая при выполнении соглашений о разделе продукции.
Не ограничены в их применении лишь предприятия с иностранным участием, то есть зарегистрированные в России, но имеющие в числе учредителей/участников иностранные общества или физлиц. Что касается ИК, доступным для них является лишь последняя спецсистема.
Кроме них, действуют спецрежимы, связанные с определенными территориями, например, со свободными экономическими зонами и закрытыми территориями. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Упрощенная система налогообложения недоступна для компаний с иностранной пропиской – им запрещено применять такой налоговый режим, согласно пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК. Однако УСН для ООО с иностранным учредителем остается по-прежнему доступным. Они могут использовать эту систему при условии, что:
- количество их сотрудников не превышает 100 человек;
- доход составляет менее 150 млн рублей, а по итогам 9 месяцев – 112,5 млн рублей;
- остаточная стоимость составляет менее 150 млн рублей;
- у компании отсутствуют филиалы, а доля участия в ней других предприятий не превышает четвертой части уставного капитала;
Применяемые ставки зависят от применяемого предприятием объекта налогообложения:
- 6%, если облагаются налогом доходы без вычета расходов;
- 15%, если применяется модель доходы минус расходы.
При этом регионам позволяется применять дифференцированные ставки.
Это режим налогообложения, действующий в пределах конкретных территорий, в отношении которых правила уплаты налогов оговорены специальными законами. Помимо территориального признака, такие зоны действуют в рамках направлений хозяйственной деятельности, в том числе промышленности, инноваций, деятельности портов или развития туризма и рекреационных зон. Всего в России действует 25 зон, каждая из которых может предусматривать особые правила налогообложения.
Наиболее известными особыми экономическими зонами являются:
- Калининградская область;
- Республика Крым;
- Магаданская область;
- Липецк;
- Тольятти;
- Санкт-Петербург.
К каждой такой зоне применяются льготные условия налогообложения по налогу на прибыль компаний – ставки могут снижаться вплоть до 12,5%. Однако для их применения компания должна стать резидентом такой экономической зоны. Подробнее о них на сайте Минэкономразвития.
В соответствии с ФЗ № 3297-1 от 14.07.1992 «О ЗАТО», закрытыми административно-территориальными образованиями признаются муниципалитеты, которые в силу размещения на них стратегических, военных, оборонных или предприятий по изготовлению/утилизации оружия массового поражения являются закрытыми и предполагают особые условия проживания и посещения.
Всего на момент подготовки публикации предусмотрено 40 таких закрытых зон. Понятно, что доступ в них для иностранцев и иностранных организаций ограничен.
Так, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ № 3297-1, на территории таких зон запрещена создание и деятельность организаций, учрежденных иностранцами или иностранными юрлицами. Таким образом, деятельность ИК в рассматриваемом понимании на территориях ЗАТО запрещена, а следовательно, режимы налогообложения для них здесь не действуют и не актуальны.
Указанная система налогообложения предусмотрена главой 26.4 НК РФ. Она предполагает применение спецрежима к иностранным компаниям, являющимся инвесторами, которые заключили с РФ соглашение о разделе продукции в виде полезных ископаемых, добытых из недр и в континентальном шельфе.
Налоговый режим действует на протяжении всего срока действия подписанного сторонами соглашения и предполагает, что инвестор-иностранная компания будет уплачивать следующие виды налогов:
- налог на прибыль и НДС;
- налог на добычу полезных ископаемых и сбор за пользование природными ресурсами;
- водный и земельный налоги;
- компенсацию за негативное влияние на окружающую среду;
- таможенные сборы, госпошлины и акциз.
При этом каждый такой налог имеет особенности уплаты. Например, налог на прибыль может уплачиваться с дохода, уменьшенного на сумму расходов. Но также закон предусматривает перечень возмещаемых расходов, которые возмещаются ИК за счет компенсационной продукции.
Специфика договора коммерческой концессии в том, что по нему передается право на использование комплекса исключительных прав – товарного знака, фирменного наименования и так далее. Как правило, по договору, заключенному между российской и иностранной компанией, приобретателем таких прав выступает предприятие из РФ. ИК в таком случае может и не осуществлять своей деятельности на территории России, что, однако, не освобождает ее от обязанности уплачивать налоги.
Так, иностранное предприятие при заключении с компанией из РФ договора концессии является получателем дохода из российского источника, а значит, обязано будет уплатить налог на прибыль организаций. Его размер составит 20% от суммы прибыли. Но удержать его и уплатить обязана будет российская организация, которая выступит в качестве налогового резидента.
Налоговые льготы для ИК
Налоговые льготы, на которые может претендовать иностранный капитал, можно принципиально разделить на две группы:
- льготы, гарантированные иностранным инвесторам;
- льготы, предоставленные в соответствии с международными соглашениями.
Первая группа льгот распространяется на лиц, являющихся иностранными инвесторами, то есть компаний с иностранным участием или ИК, действующих в РФ через представительство/филиал. Льготы для них гарантированы ФЗ № 160 от 09.07.1999. В частности, ИК может претендовать на льготы по уплате таможенных при реализации приоритетных проектов. Кроме того, дополнительные льготы для них устанавливаются муниципальными и региональными законами.
Вторая группа льгот предусмотрена международными соглашениями. Как правило, иностранные предприятия со льготным налогообложением в РФ и за рубежом, пользуются соглашениями между странами об избежании двойного налогообложения – о них мы уже рассказали в начале публикации. По ним для некоторых стран РФ устанавливает пониженные ставки по некоторым видам налогов (с расчетом, что остаток будет уплачен в стране происхождения) либо же вообще освобождает налогоплательщиков с иностранной пропиской от них. Что немаловажно, такие меры почти всегда взаимонаправлены и исключают дискриминацию юридических лиц.
Налоги с ИК при оказании услуг на территории РФ
Отсутствие постоянного представительства иностранного юрлица на российской территории не запрещает ему оказывать услуги в РФ. Главное условие законной деятельности – уплата всех налогов.
Помимо налога на прибыль, если услуги были оказаны на российской территории, в число налогов включается также НДС. Это могут быть не только услуги, имеющие материальное выражение, но и услуги интеллектуального характера. В том числе консалтинговые услуги, экономико-правовые консультации, маркетинговые услуги и так далее. В таком случае обязанность по уплате НДС возникает, лишь если предприятие-заказчик действует непосредственно в РФ.
Вторая особенность таких сделок в том, что российский резидент-приобретатель таких услуг становится налоговым агентом для ИК. То есть он будет обязан удержать с ее вознаграждения налог на прибыль и НДС, уплатить налоги и только после того перечислить его в пользу ИК.
Заключение
Налогообложение иностранных компаний имеет ряд особенностей в зависимости от формы их деятельности в РФ и наличия представительства. В большинстве случаев к ним применяются общие ставки стандартных налогов, но во избежание двойного налогообложения они могут быть снижены.
Кроме того, если в РФ нет постоянного представительства такой ИК, ее российские партнеры выступают для нее налоговыми агентами. Наличие постоянного представительства порядком упрощает деятельность иностранного лица, но не делает ее резидентом. Главным условием предоставления резидентства является размещение в РФ органов управления ИК.
Источник: https://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/biznes/nalogooblozhenie-inostrannyx-kompanij-v-rossii.html
Часто задаваемые вопросы по представительству и филиалу иностранной компании.
1. Что открывать: филиал, представительство иностранной компании или ООО с иностранным участием? Отличия, плюсы и минусы.
При ведении иностранной компанией деятельности на территории РФ необходимо определить, приводит ли эта деятельность к образованию постоянного представительства или нет.
Решение этого вопроса необходимо для правильного исчисления налогов на территории РФ. Понятие «постоянное представительство» имеет в налоговом законодательстве специальное значение, отличное от гражданско-правового термина «представительство юридического лица», определяемого ст. 55 ГК РФ. Это понятие, не имея организационно-правового значения, устанавливает налоговый статус иностранной организации.
Если деятельность иностранной компании образует постоянное представительство, то у нее возникают налоговые обязательства в соответствии с законодательством РФ: доходы иностранной организации, полученные через представительство, образованного на территории РФ облагаются налогами в РФ.
Если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то налогом на прибыль облагаются только доходы компании, полученные от источников на территории РФ. Компания не несет обязанностей по исчислению и уплате НДС (налог определяется и удерживается налоговыми агентами), а также налога на имущество (за исключением объектов недвижимого имущества).
Оценка компании, как образующей или не образующей постоянное представительство зависит от того, какая деятельность осуществляется на территории РФ и от документального оформления ведения этой деятельности.
Понятие «постоянное представительство» иностранной компании установлено п. 2 ст. 306 НК РФ, которой предусмотрено, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли, понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с продажей товаров, проведением работ по строительству и монтажу, оказанием услуг. Исключением является деятельность подготовительного и вспомогательного характера.
- Иностранная компания зарегистрировала представительство на территории РФ. При этом компания решила, что если представительство не получает оплаты от покупателей и не заключает договоров, то постоянное представительство не образуется.
- Однако в штате представительства заявлена официально должность «менеджер по продажам».
- Сотрудники представительства ведут переписку по эл. почте касательно исполнения конкретных сделок (то есть ведут деятельность, направленную на получение дохода).
- При таких условиях представительство иностранной компании может быть признано постоянным представительством в целях налогообложения.
Иностранные компании могут присутствовать в РФ в форме представительства иностранного юридического лица или в форме филиала иностранного юридического лица. Предполагается, что представительство не осуществляет коммерческой деятельности и занимается только обслуживанием головной компании, является неким маркетинговым подразделением на территории РФ. Тогда как филиал — структура, которая занимается коммерческой деятельности, заключает коммерческие договоры и исполняет на территории РФ — это уже коммерческое подразделение иностранного юридического лица на территории РФ, которое является самостоятельным плательщиком налогов в РФ, т.е. то самое «постоянное представительство».
Особо обращаем внимание, что в любой организационно-правовой форме может возникнуть «постоянное представительство» для целей налогообложения с момента ведения коммерческой деятельности.
Также необходимо учитывать, что существует такое понятие как «зависимый агент». Наличие зависимого агента на территории РФ приводит к образованию «постоянного представительства».
Зависимый агент — это юридическое или физическое лицо, которое представляет интересы иностранной организации в РФ. При этом зависимый агент:
- Действует от имени иностранной организации на основании договора. Полномочия зависимого агента могут быть оформлены доверенностью либо договором поручения, агентирования и т.д.
- Имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени организации контрактов или согласование их существенных условий (например, цены, сроков, объемов поставок).
- Своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации.
- Не является обычным посредником (т.е. деятельность от имени иностранной организации не является его основной деятельностью).
Поэтому, при принятии решения об организационно-правовой форме присутствия иностранной компании в РФ, необходимо исходить из планируемой деятельности.
2. Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?
Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.
Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.
Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.
В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.
Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица. Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара. Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией. Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.
В ситуациях ведения торговой деятельности иностранной компанией на территории РФ мы рекомендуем нашим клиентам работать по схеме учреждения иностранной компанией на территории РФ российского юридического лица.
3. Можно ли создать обособленное подразделение филиала иностранной организации?
Филиал иностранной компании не может иметь обособленного подразделения, т.к. он сам является обособленным подразделением иностранной компании. И если иностранная компания планирует вести деятельность в другом регионе РФ, то необходимо проходит процедуру регистрации еще одного филиала.
4. Какие налоги должно платить представительство (филиал) иностранной компании?
Так как представительство (филиал) иностранной организации для целей налогообложения входит в понятие «организации», используемое в НК РФ, то, следовательно, оно признается налогоплательщиком по большинству видов налогов.
Так, в соответствии с нормами НК РФ представительство зарубежной компании признается плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и некоторых других.
Отметим, что в соответствии с п.1 ст. 307 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через «постоянное представительство», признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п. 4 ст. 307 НК РФ.
В соответствии с требованиями законодательства иностранная компания обязана предоставлять:
- Декларацию по налогу на прибыль иностранной организации. Если имеются расходы при отсутствующих доходах, то в декларации необходимо отразить убыток. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Годовой отчет о деятельности в РФ (утвержден Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). Годовой отчет представляется в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Подача декларации и годового отчета производится независимо от того, ведет ли представительство предпринимательскую деятельность или нет.
Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства, заполняют разделы 2-9 декларации.
Иностранные организации, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства в РФ, заполняются разделы 2-3 декларации.
Иностранные организации, так же как и российские компании, признаются налогоплательщиками НДС, самостоятельно уплачивающими налог, как и любая российская компания в порядке, определенном гл. 21 НК РФ.
У представительства (филиала), независимо от того осуществляет оно предпринимательскую деятельность на территории РФ или нет, возникает обязанность представлять декларацию по НДС.
Представительство обязано начислять и уплачивать страховые взносы и предоставлять отчетность по страховым взносам по месту учета представительства в качестве страхователя.
Иностранные представительства в обязательном порядке удерживают НДФЛ при выплате дохода физическим лицами и представляют расчет по форме 6-НДФЛ и справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника.
Кроме того, в Пенсионный фонд ежемесячно подаются сведения о работающих сотрудниках (СЗВ-М).
Если у представительства иностранной организации есть на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения налогом на имущество, то у него возникает обязанность предоставлять декларацию по данному налогу.
Декларации по транспортному и земельному налогу подаются только если иностранное представительство имеет в собственности транспортное средство и земельный участок.
Если иностранное представительство попадет в выборку Росстата, то возникает необходимость подавать те отчеты, о которых уведомит Росстат.
5. Как вести бухгалтерский учет представительства (филиала) иностранной компании?
Представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, т.к. оно является составной частью иностранного юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.
Заметим, что на данный момент ни одним нормативным документом по бухгалтерскому учету не предусмотрена обязанность составления представительством иностранной организации бухгалтерской отчетности.
Если иностранное представительство или филиал будет вести учет доходов и расходов (и иных объектов налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, то оно может отказаться от ведения бухгалтерского учета и сдачи бухгалтерского баланса в ИФНС. Однако ничего не мешает иностранной компании вести учет в стандартной 1С с целью отражения операций и контроля за деятельность.
При ведении учета необходимо учитывать, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с головной компанией можно использовать счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Филиал или представительство может отражать убыток, получаемый в результате деятельности в РФ, а может все осуществленные расходы передать головному офису для формирования у него финансового результата. В любом случае отчетность головного офиса должна включать в себя все показатели деятельности представительства иностранной компании в РФ.
Бухгалтерский учет можно и нужно выстраивать таким образом, чтобы иметь возможность предоставления отчетов в головной офис. Зачастую формы этих отчетов имеют особенности стандартов учета страны нахождения головного офиса.
С помощью программистов можно доработать программу или написать обработку, которая позволит формировать эти отчеты автоматическим образом.
При ведении учета филиалов и представительств мы обязательно прорабатываем этот вопрос и ведем учет таким образом, чтобы предоставлять максимальную информацию по операциям головной компании.
6. Учетная политика представительства (филиала) иностранной компании
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать бухгалтерскую учетную политику в соответствии со стандартами российского бухгалтерского учета, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.
Если филиал ведет коммерческую деятельности и получает доходы на территории РФ, то составление налоговой учетной политики обязательно в соответствии с налоговым законодательством РФ.
7. Какая налоговая регистрирует иностранные представительств и филиалы, а в какую подается отчетность?
Для регистрации филиалов и представительств иностранных компаний по всей России документы подаются в Межрегиональную ИФНС № 47. Отчетность сдается по месту нахождения представительств или филиала иностранной компании.
Источник: https://www.l-b.ru/analitica/consultation/faq_representative_office_of_a_foreign_company
Иностранное представительство: кто уплачивает налоги
Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»
Источник: Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал)» №10-2019
Опубликовано: 17 октября 2019
Представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций подлежат постановке на учет в Российской Федерации. Зачастую такие подразделения с минимальным количеством работников несут представительскую, вспомогательную функцию, поскольку заключает договоры и принимает платежи непосредственно головная иностранная организация, работники которой и выполняют работы, услуги (например, проектные работы). Рассмотрим, возникают ли в этом случае обязанности налогового агента у российских заказчиков или иностранная организация в лице своего представительства самостоятельно ведет расчеты с российским бюджетом.
Налог на добавленную стоимость
Согласно п. 1 и 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. Ими признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 174 2 НК РФ.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ устанавливает зависимость выполнения функций налогового агента от постановки иностранной организации на учет в качестве налогоплательщика.
На основании п. 4 ст. 83 НК РФ представительства, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций (далее — представительства) должны быть поставлены на налоговый учет.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ в отличие от п. 2 ст. 148 НК РФ не содержит оговорки, что работы должны быть выполнены (услуги оказаны) через представительство, находящееся на территории Российской Федерации и поставленное на налоговый учет. В силу этого возникает вопрос: является ли постановка на налоговый учет по местонахождению представительства автоматическим основанием для уплаты НДС иностранной организацией в отношении всех операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, независимо от того, участвует ли в выполнении этих операций представительство? А значит, должна ли иностранная организация, вставшая на налоговый учет в Российской Федерации по местонахождению представительства, самостоятельно перечислять НДС в бюджет по работам, услугам, в выполнении которых участвует только головная организация (представительство не участвует), или это делает заказчик работ, услуг — налоговый агент?
В Определении КС РФ от 24 ноября 2016 г. № 2518-О была рассмотрена ситуация, когда представительство иностранной организации стояло на учете в налоговых органах, а услуги оказывались без участия этого представительства. Суд указал, что разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом — ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в Российской Федерации. Если иностранная организация в лице своего представительства состоит на налоговом учете в Российской Федерации, на нее возлагается обязанность по уплате сумм НДС в отношении совершенных на территории РФ налогооблагаемых операций.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Девятого ААС от 6 августа 2015 г. № 09АП-27 322/2015АК по делу № А40−198 775/14 [1]. Так, суд указал, что каких-либо специальных правил, согласно которым отсутствие прямого участия в сделках представительства иностранной организации в Российской Федерации и участие напрямую ее головного офиса в этих сделках с покупателями, состоящими на учете в налоговом органе в Российской Федерации, образовывали бы для последних обязанность уплачивать НДС в качестве налоговых агентов, нормы НК РФ не содержат. Главным определяющим фактором в данном спорном вопросе является факт постановки заявителя на учет в налоговом органе РФ в качестве налогоплательщика. Учитывая данное обстоятельство, а также фактическое место реализации арендных услуг, иностранная организация должна была исчислять и уплачивать НДС самостоятельно, исключая обязанность налогового агента.
________________
[1] Постановлением АС Московского округа от 21 декабря 2015 г. № Ф05−16 008/2015 оставлено без изменения, Определением В С РФ от 19 апреля 2016 г. № 305-КГ16−2688 отказано в передаче дела № А40−198 775/14 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.
В более раннем постановлении от 6 апреля 2004 г. № А33−17 497/02-С3-Ф02−992/04-С1 ФАС Восточно-Сибирского округа также признал, что обязанность по уплате НДС в данном случае лежит на самом иностранном юридическом лице, заключение обществом контрактов и осуществление расчетов с иностранным партнером, минуя его представительство, состоящее на налоговом учете в Российской Федерации, в данном случае не освобождает иностранное юридическое лицо от самостоятельного исполнения обязанности по уплате НДС на территории Российской Федерации.
Руководствуясь Определением КС РФ и Определением ВС РФ, Минфин России в письме от 18 сентября 2018 г. № 03−07−08/66 769 сделал вывод, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, то обязанность по уплате НДС в отношении оказываемых ею услуг, местом реализации которых признается территория РФ, должна исполняться самой иностранной организацией. При этом у российских покупателей услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в указанном случае не возникает.
Более того, Минфин России считает, что НДС исчисляется и уплачивается иностранной организацией, даже если она состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, только:
- в связи с открытием счета в российском банке (письма от 26 марта 2019 г. № 03−07−08/20 224, от 15 ноября 2018 г. № 03−07−08/82 535);
- по местонахождению недвижимого имущества (письмо от 11 июля 2019 г. № 03−07−08/51 296).
Отметим, что ранее финансовое ведомство придерживалось иной точки зрения, считая, что российская организация, приобретающая у иностранной организации проектные услуги, оказываемые иностранной организацией без участия ее представительства в Российской Федерации, является налоговым агентом (письма Минфина России от 12 ноября 2014 г. № 03−07−08/57 178, от 6 октября 2008 г. № 03−07−08/224).
Также в постановлении ФАС Московского округа от 1 октября 2012 г. по делу № А40−123 986/11−75−493 суд указал, что наличие постоянного представительства у иностранной компании не означает, что компания обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДС с доходов от операций по реализации на территории РФ работ (услуг), не связанных с деятельностью ее постоянного представительства. В данном случае исчислять, удерживать и уплачивать НДС в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ должен налоговый агент, т. е. организация, являющаяся источником выплаты дохода. С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что при раздельном проведении работ (оказании услуг) и раздельном документальном оформлении таких работ (услуг), оказанных иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается отдельно иностранной компанией и ее представительством в Российской Федерации. Поэтому возложение на представительство обязанности исчислять и уплачивать НДС за иностранную организацию равнозначно возложению такой обязанности на другого налогоплательщика, что нельзя признать правомерным.
Позиция суда основана на системном толковании ст. 11, 143, 144 и 161 НК РФ. При рассмотрении данного спора суд посчитал возможным применить положения п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку каких-либо переходных положений для рассматриваемой ситуации законодательством о налогах и сборах предусмотрено не было.
Однако учитывая позицию КС РФ и ВС РФ и последние разъяснения Минфина России, обязанность по уплате НДС в отношении выполняемых иностранной организацией работ, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, следует исполнять самой иностранной организации в лице своего представительства, поставленного на налоговый учет в Российской Федерации, даже если работы, услуги выполнены без участия представительства. При этом у российских заказчиков работ, услуг обязанности исчислять и уплачивать НДС в качестве налогового агента в этом случае не возникает.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Следовательно, в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ представительство иностранной организации признается плательщиком НДС. А значит, на него распространяются все положения главы 21 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 169 НК РФ представительно как налогоплательщик обязано составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации работ, а также вести книги продаж.
В письме Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03−07−09/31 122 разъяснено, что при реализации или приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) представительством иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, счета-фактуры составляются с указанием в строках 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счетов-фактур наименования представительства иностранной организации и адреса места ее нахождения в Российской Федерации в соответствии с документами, на основании которых представительство создано на территории РФ и состоит на учете в налоговых органах.
Представительство выписывает счета-фактуры на основании или платежных документов, подтверждающих перечисление авансов российскими заказчиками на счет головной иностранной организации, или первичных документов о приемке заказчиком работ, услуг, составленных головной иностранной организацией (в зависимости от момента определения налоговой базы по п. 1 ст. 167 НК РФ). С этой целью должна быть организована оперативная передача документов от головной иностранной организации ее представительству для своевременной выписки последним счетов-фактур, исчисления, уплаты НДС и отражения операций в книге продаж, в налоговой декларации по НДС.
Согласно п. 5 1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге продаж налогоплательщика.
Представительством в налоговой декларации по НДС [2] заполняются следующие разделы и строки [3]:
- титульный лист с реквизитами представительства;
- раздел 1 строки 010, 020, 040;
- раздел 3 строки 010, 070, 118;
- Приложение 2 к разделу 3;
- раздел 9 заполняется по каждому счету-фактуре: строки 005, 010, 020, 030, 100, 120 и 130 (при регистрации счетов-фактур на аванс), 140 и 150 (при реализации не в российских рублях), 160, 170, 200 и на последней странице итоговые данные: 230, 260.
__________________
[2] В редакции, применяющейся начиная с представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2019 г.
[3] Автор не рассматривает ситуации составления корректировочных счетов-фактур и внесения исправлений в счета-фактуры.
Сумма НДС в бюджет Российской Федерации будет перечисляться либо непосредственно с банковского счета иностранной организации, либо с банковского счета самого представительства в зависимости от того, допускается ли национальным банком страны, где находится головная иностранная организация, зачисление на счет представительства денежных средств в уплату НДС со счета иностранной головной организации.
При оформлении платежного поручения на уплату НДС рекомендуется руководствоваться письмом ФНС России от 17 апреля 2018 г. № СД-4−3/7280 @ , в котором дано следующее разъяснение:
«Одновременно сообщаем, что на основании положений статьи 45 Кодекса головной офис иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации по месту осуществления деятельности через филиал, может уплатить НДС со счета в иностранном банке за свой российский филиал. Что касается оформления платежного поручения в указанном случае, то сообщаем следующее.
На официальном сайте ФНС России nalog.ru в разделе „Справочная информация“ сервиса „НДС-офис интернет-компании“… размещены реквизиты для уплаты НДС и пример заполнения платежного поручения на уплату данного налога для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 и статьей 174.2 Кодекса. Таким образом, при заполнении платежного поручения на уплату НДС в бюджетную систему Российской Федерации иностранная организация может руководствоваться указанными реквизитами и примером заполнения платежного поручения. При этом в полях „получатель“, „банк получателя“, „номер счета получателя средств“, „ОКТМО“ следует указывать реквизиты налогового органа, в котором иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации через филиал, состоит на учете в качестве налогоплательщика».
При этом, как следует из данного письма и приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», в полях «ИНН» и «КПП» указываются реквизиты представительства, в поле «Плательщик» — наименование иностранной организации. В отношении поля «Назначение платежа» предусмотрено указание ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж/наименование налогоплательщика, чья обязанность исполняется. Учитывая, что непосредственно у самой головной иностранной организации отсутствует ИНН и КПП, присвоенный российскими налоговыми органами, по мнению автора, в поле «Назначение платежа» следует указывать наименование представительства.
Отметим, что НДС, предъявленный представительством иностранной организации, принимается к вычету российскими заказчиками в общем порядке с учетом требований, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 18 июля 2019 г. № 03−07−08/53 407).
Налог на прибыль организаций
Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Следовательно, при решении вопроса об обложении получаемых доходов налогом на прибыль в Российской Федерации приоритет имеют нормы международного договора РФ.
Как правило, соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество предусматривают следующие указания: прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие ведет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Если иностранная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через находящееся там представительство, а представительство ведет только деятельность вспомогательного характера, прибыль иностранной организации от выполнения работ, услуг согласно соглашению (конвенции) [4] облагается налогом на доходы только на иностранной территории.
__________________
[4] Если конкретное соглашение (конвенция) не предусматривают иное.
Аналогичные выводы можно также сделать на основании анализа норм главы 25 НК РФ.
Как следует из положений ст. 306 и 307 НК РФ, налогом облагается прибыль, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.
- сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
- целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Как указано в письме Минфина России от 24 декабря 2018 г. № 03−08−05/93 968, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства. Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Таким образом, если деятельность иностранной организации, получающей доходы от российской организации, не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, то такой доход иностранной организации не подлежит налогообложению в Российской Федерации.
Следовательно, местом деятельности, осуществления работ, услуг, выполняемых головной иностранной организацией, в общем случае в целях налога на прибыль признается иностранная территория [5]. А значит, деятельность иностранной организации по осуществлению работ, услуг не приводит к образованию представительства на территории РФ, с которым связывается возникновении обязанности уплачивать налог на прибыль.
_________________
[5] В статье не рассматривается деятельность, осуществляемая на строительной площадке.
Таким образом, каждый налог (в частности, НДС и налог на прибыль) имеет свое отдельное правовое регулирование. Поэтому отражение представительством в декларации по НДС оборотов (выручки от реализации работ и услуг) своей головной организации не влечет за собой автоматическое отражение данных оборотов при составлении декларации по налогу на прибыль. Налогом на прибыль облагаются доходы иностранной организации, если это прямо предусмотрено положениями главы 25 НК РФ в совокупности с положениями соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения.
Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»
Источник: https://gaap.ru/articles/Inostrannoe_predstavitelstvo_kto_uplachivaet_nalogi/