Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение гражданином рфгражданства иностраного носударства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
К такому выводу пришли и чиновники, и судьи письма Минфина России от 06. Исчисление, удержание и уплата НДФЛ с различных выплат работнику, в том числе и с отпускных, регулируются Главой 23 НК РФ. Если при начислении пособия по временной нетрудоспособности происходит доплата до среднего заработка, то соответствующий НДФЛ с больничного платится в общем порядке ст.
Двойное гражданство в РФ
На практике вполне возможна ситуация, когда гражданин России имеет также гражданство (подданство) иностранного государства или даже гражданство (подданство) нескольких иностранных государств.
Подобная ситуация, которую можно обозначить как «двойное гражданство в РФ» является достаточно распространенной и, во многих случаях, вызывает у посетителей нашего сайта множество дополнительных вопросов, например, о правомерности и о порядке использования ими в повседневной жизни двух или более действительных паспортов, подтверждающих наличие гражданства разных государств.
Давайте детально разберемся, в каких случаях возможно двойное гражданство в РФ, может ли у гражданина нашей стираны иметься второе (множественное) гражданство, насколько правомерно ему иметь двойное или второе гражданство, может ли гражданин РФ использовать в качестве документа, подтверждающего его личность, паспорт гражданина иностранного государства или паспорта граждан нескольких иностранных государств.
Мы рассмотрим вопросы двойного гражданства исключительно с точки зрения российского законодательства, которое в данной сфере весьма либерально.
Но следует знать, что национальные законодательства некоторых иностранных государств могут предусматривать определенные ограничения в данной сфере, о чем мы также поговорим ниже.
Хотелось бы отметить, что термин «двойное гражданство в РФ» в повседневной жизни воспринимается людьми как любая ситуация, когда у гражданина нашей страны имеется гражданство хотя бы одного иностранного государства. Но это не всегда верно, так как на самом деле, гражданин России может иметь двойное гражданство «в чистом виде» лишь в двух, достаточно редких на практике случаях.
В каких случаях возможно двойное гражданство в РФ
Двойное гражданство «в чистом виде» у гражданина нашей страны возможно лишь в том случае, если у Российской Федерации имеется международный договор или международное соглашение с государством второй гражданской принадлежности человека об урегулировании вопросов двойного гражданства.
В связи с этим на практике возможны всего две ситуации.
Как это ни странно звучит, но в настоящее время подобный действующий договор (от 7 сентября 1995 года) имеется у России лишь с одним государством – Таджикистаном.
Таким образом, граждане Таджикистана, при приобретении российского гражданства, в соответствии с вышеуказанным договором (на взаимной основе), сохраняют имеющееся у них гражданство, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».
Ранее действовавшее аналогичное международное соглашение с Туркменистаном от 23 декабря 1993 года прекратило свое действие 18 мая 2015 года. Таким образом, граждане этого государства, принявшие российское гражданство в период действия указанного Соглашения, с точки зрения законодательства России, также сохраняют имеющееся у них гражданство Туркменистана, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».
Как видно из вышеизложенного, возможность гражданину России иметь двойное гражданство «в чистом виде» исчерпывается двумя, достаточно редко встречающимися на практике случаями.
Но это вовсе не означает, что он, за исключением вышеуказанных двух случаев, не может иметь, вполне правомерно, гражданство иностранного государства.
Гражданин России, и кроме ранее рассмотренных двух случаев, может иметь гражданство иностранного государства.
Сама по себе такая возможность закреплена на высшем конституционном уровне — ч. 2 ст. 62 Конституции РФ гласит «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Т. е. российское законодательство вполне допускает возможность наличия у гражданина нашей страны гражданства иностранного государства.
Причем не имеет никакого значения, количество государств, которые признают его своим гражданином.
Если гражданин России при приобретении гражданства иностранного государства не оформил в установленном порядке выход из гражданства нашей страны, то он продолжает оставаться российским гражданином.
При этом следует также знать, что российский гражданин, имеющий иностранное гражданство, рассматривается нашей страной исключительно только как гражданин России, а приобретение им (или наличие) иностранного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России (ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ).
По описанным выше причинам подобную ситуацию, вне рамок ранее указанных международных договора и соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, правильнее было бы назвать «второе гражданство», как разновидность «двойного гражданства» — при наличии у гражданина России гражданства одного иностранного государства или «множественное гражданство» — при наличии у гражданина России гражданства нескольких иностранных государств.
Рассмотрим наиболее распространенные на практике ситуации, когда у гражданина России может иметься гражданство иностранного государства, т. е. второе гражданство или «двойное гражданство» в широком смысле.
Как известно, с 24 июля 2020 года иностранный гражданин, для приема в российское гражданство (и в общем порядке, и в упрощенном порядке), не обязан обращаться в полномочный орган государства своей гражданской принадлежности с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства.
Таким образом, с вышеуказанной даты иностранные граждане при приобретении гражданства нашей страны во всех случаях сохраняют имеющееся у них ранее гражданство. При желании они, разумеется, могут оформить выход из него. Но, хотелось бы подчеркнуть, российское законодательство не требует совершать этот шаг.
Приняв гражданство, принеся Присягу гражданина России и получив паспорт (внутренний и (или) заграничный) человек, вполне законно, сохраняет уже имеющееся у него гражданство, а значит, и вправе иметь и использовать (наравне с российским), паспорт, удостоверяющий его личность иностранного гражданина.
В национальном законодательстве определенного иностранного государства при приобретении его гражданства отсутствует требование о необходимости оформления заявителем фактического выхода из имеющегося гражданства. В этом случае, гражданин России при приобретении гражданства этого иностранного государства сохраняет имеющееся у него российское гражданство.
Иностранный гражданин, после проведения в соответствии с п. п. 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента нашей страны от 14 ноября 2002 года № 1325, проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии у него российского гражданства, признается гражданином России.
В этом случае у человека также сохраняется имеющееся у него гражданство иностранного государства.
Подробности читайте в статье сайта:
На практике возможны и другие ситуации, когда Россия и какое-либо иностранное государство (какие-либо иностранные государства) признают одного и того же человека своим гражданином. Главное при этом заключается в том, что подобная ситуация не противоречит российскому законодательству, а значит, является вполне допустимой и нормальной.
В связи с наличием у гражданина нашей страны гражданства иностранного государства у него возникает, в некоторых случаях, лишь одна дополнительная обязанность – подать в установленном российским законодательством порядке в территориальный орган МВД России письменное уведомление о наличии у него гражданства иностранного государства.
Порядок подачи указанного письменного уведомления регламентирован п. п. 3 – 11 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.
В заключении хотелось бы отметить, что мы рассмотрели вопросы двойного и второго (множественного) гражданства с точки зрения российского законодательства, которое в данной сфере весьма либерально. Национальные законодательства некоторых иностранных государств могут предусматривать определенные ограничения в данной сфере.
Например, в них может закрепляться положение о том, что:
при приобретении человеком иностранного гражданства, в том числе гражданства России, он автоматически утрачивает имеющееся у него гражданство;
проживание человека за пределами страны своей гражданской принадлежности в течение определенного времени без постановки на консульский учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении влечет автоматическую утрату имеющегося гражданства и др.
Поэтому однозначный вывод о наличии у гражданина РФ гражданства иностранного государства, т. е. второго гражданства, а значит, и о действительности имеющегося у него паспорта гражданина иностранного государства можно сделать только после ознакомления с требованиями и положениями национального законодательства соответствующего государства либо после получения консультации у должностных лиц этого иностранного государства.
Источник: https://grazdanstvo-rf.ru/priobretenie-grazhdanstva-rf/priem/dvojnoe-grazhdanstvo-v-rf
Двойное гражданство в России: с какими странами разрешено
В России нет запрета на второе гражданство. У человека вполне может быть паспорт как РФ, так и, например, Украины. Но в правовом поле существуют два термина — двойное и второе гражданство. На первый взгляд, понятия кажутся совершенно одинаковыми. Но, если капнуть глубже, то становится понятно, что есть серьезные различия.
Двойное гражданство в России: разрешено или находится под запретом?
Двойное гражданство (бипатризм) — это ситуация, когда человек признается подданным сразу нескольких государств. Находясь в РФ, такой гражданин, может предъявлять как местный паспорт, так и паспорт иной страны.
Бипатрид волен решать, где служить и платить налоги. Но начислять государственные выплаты, вроде пенсий и пособий, будет только одно государство.
Теоретически, в России разрешено двойное гражданство в классическом его понимании. Такое право указано в главном государственном документе — Конституции, а именно — в шестьдесят второй статье. Но если прочитать пункт 1 указанной статьи, то становится понятно, что бипатризм в России возможен только с теми странами, с которыми заключено международное соглашение.
А теперь посмотрим, с какими государствами у нас когда-либо имелись подобные договоры. Всего их два.
- Первое — Туркменистан. Но соглашение, дающее право на получение двойного подданства с данной республикой прекратило действовать в 2015 году. Причем, инициатором выступила Республика Туркменистан.
- Вторая — Таджикистан. На 2020 год соглашение с республикой действует. Поэтому россиянин с паспортом Таджикистана, признается как бипатрид.
Между Таджикистаном и Россией есть двойное подданство
На этом список заканчивается. Других соглашений Россия не заключала. Получается, что на сегодняшний день иметь в России то, что на юридическом языке называется именно двойным гражданством, может только обладатель паспортов РФ и Таджикистана.
Такой человек при въезде в РФ может показать любой из своих двух паспортов: российский или паспорт Республики Таджикистан. И его обязаны пропустить по любому из этих удостоверительных документов. При обращении в госорганы РФ россиянин-таджикистанец также может использовать любой из паспортов.
О том, что дает договор России о двойном гражданстве с Таджикистаном, мы писали в отдельной статье. Здесь отметим основное: получать пенсию, льготы и прочие государственные начисления бипатрид сможет только в одной стране — в той, где имеет постоянную прописку. Поэтому ради двойных выплат получать двойное гражданство не имеет смысла. Но и служить придется только единожды — в том государстве, где на момент призыва постоянно проживает гражданин.
Может ли россиянин иметь второе гражданство, если нет международного договора
Россиянин может быть гражданином нескольких стран, то есть иметь второе, третье и т.д. гражданства. Но если у РФ с другим государством не заключено соглашение, то в России двойным гражданством это признаваться не будет. К такой ситуации применяется термин второе гражданство.
Соответственно, если у вас имеются паспорта РФ и любой другой страны (кроме Таджикистана), то это будет второе, а не двойное подданство.
Россиянин, желающий оформить гражданство другого государства, не обязан расставаться со своим российским паспортом. Законы этого не требуют.
«Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации»,
— Статья 6 ФЗ-62 «О гражданстве РФ.
Но в то же время в законе уточняется, что, если гражданин РФ стал гражданином еще и другой страны, то для России он остается только россиянином. Паспорт иного государства на территории РФ приниматься в расчет не будет.
Россиянин, имеющий несколько гражданств, признается в РФ только как гражданин РФ, выдержка из статьи 6 ФЗ “О гражданстве РФ”
Поэтому россияне, которые обзавелись одним или несколькими паспортами других стран (кроме Таджикистана):
- при въезде в РФ показывают паспорт РФ;
- любые документы в России оформляют по российскому паспорту;
- при обращении в государственные органы тоже действуют исключительно как россияне и предъявляют российский документ, удостоверяющий личность.
К иностранным гражданам, которые желают вступить в число россиян, российское законодательство также лояльно.
Будущих граждан страны не заставляют отказываться от исходного гражданства (раньше заставляли, но с 24 июля 2020 года российские паспорта стали выдавать без отказа от иного подданства). Поэтому, когда иностранец становится гражданином РФ, он сохраняет и свое прежнее гражданство (если родное государство позволяет своим подданным иметь несколько паспортов).
С какими странами разрешено двойное гражданство с Россией: список
Ниже приводим список стран с двойным гражданством с Россией. Так как государства, признающие официальное двойное гражданство можно пересчитать по пальцам одной руки, в перечень включены страны, в которых гражданам разрешают иметь два и более паспортов, но не двойное гражданство. То есть каждое государство такого человека рассматривает только как своего гражданина.
- Австрия (разрешено в исключительных случаях) — 99% граждан, получающих австрийское гражданство, вынуждены отказаться от предыдущего. Власти Австрии не возражают против двойного гражданства только в случае, когда ребенок граждан страны родился в другом государстве и получил иное подданство (например, в США, где дается гражданство по рождению). Также двойное гражданство возможно, если человеку дают паспорт Австрии за особые заслуги.
- Албания — Закон о гражданстве Албании не запрещает иметь два гражданства. В статье 9, где перечислены условия для кандидатов, желающих приобрести паспорт страны, нет требования о выходе из прежнего гражданства. Поэтому граждане государства могут иметь несколько паспортов и не опасаться какого-либо наказания.
- Беларусь — белорусы могут спокойно получать гражданства иных стран — родного подданства их лишать из-за этого не станут.
- Бельгия — до 2008 года власти Бельгии жестко относились к вопросам множественного гражданства и автоматически лишали паспортов своих подданных, сменивших страну. С 28 апреля 2008 года позиция изменилась в противоположную сторону — граждане государства теперь спокойно могут получать паспорта других стран и оставаться бельгийцами. Иностранцы могут претендовать на паспорт Бельгии без отказа от исходного подданства.
- Болгария (разерешно с исключениями) — гражданин Болгарии при получении паспорта еще одной страны, не потеряет исходного гражданства. Если россиянин хочет получить паспорт Болгарии, то, согласно статье 12 Закона о болгарском гражданстве, ему нужно отказаться от исходного подданства. Но есть много исключений, при которых можно сохранить родной паспорт. Это возможно при получении гражданства Болгарии по: болгарскому происхождению; родителю-гражданину Болгарии; инвестициям; браку с болгарином; особым заслугам перед страной.
- Великобритания — у властей Великобритании нет никаких проблем с наличием нескольких гражданств у подданных. Россиян в ряды английских граждан принимают без необходимости отказываться от российского паспорта.
- Венгрия — Венгрия примет новых граждан и не потребует при этом отказываться от прежнего гражданства. Делать уведомление о наличии другого подданства венграм также не придется.т
- Германия (разрешено в некоторых случаях) — Германия к множественному гражданству относится отрицательно. Двойное гражданство с Германией возможно в некоторых случаях, в частности, если иностранец не может оформить выход из своего гражданства по независящим от него причинам, или если рискует потерять крупную сумму денег при отказе от родного паспорта. Также исключения есть для некоторых пожилых заявителей (все исключения — в параграфе 12 закона Германии о гражданстве).
- Греция
- Дания — Дания долгое время требовала отказываться от гражданства от кандидатов, желающих примкнуть к числу датчан. Но с сентября 2015 года королевство разрешило своим подданным иметь два и более паспорта.
- Ирландия
- Исландия
- Испания (по закону запрещено, а по факту можно) — Закон Испании, вроде бы, и требует от россиян, желающих стать испанцами, отказаться от гражданства РФ, но по факту процедура эта ничего не значит. Весь процесс сводится к тому, что новоиспеченный испанец сообщает в суде, что отказывается от своего прошлого гражданства и подписывает соответствующий документ. Для российских властей такой документ — всего лишь бумажка, которая не имеет юридической силы. Поэтому получается, что гражданин и требования Испании выполнил, и паспорт РФ не теряет. Но Испании об этом знать не нужно, поэтому при въезде в страну на границе стоит показывать испанский паспорт.
- Италия
- Косово
- Литва
- Люксембург — долгое время Люксембург противился идее наличия у его подданных двух паспортов. Но в 2009 году правительство страны сдалось и все-таки разрешило мигрантам сохранять прежнее гражданство при получении паспорта Люксембурга.
- Северная Македония
- Мальта — сохранять прежнее гражданство новоиспеченным мальтийцам разрешили с 2000 года.
- Молдова (по закону нельзя, по фату можно) — В шестой статье Закона о гражданстве Республики Молдова сказано, что молдаване могут иметь двойное гражданство только в исключительных случаях, а в 15-й статье говорится, что при получении молдавского подданства нужно отказаться от прежнего. По факту, иметь два, три и более паспортов молдаване могут, чем активно пользуются.
- Нидерланды (разрешено в исключительных случаях) — Нидерланды требуют, чтобы новые граждане страны отказывались от родного гражданства. Сохранить российский паспорт можно только в некоторых случаях: если вы замужем/женаты на гражданине страны или состоите в официальном партнерстве с голландцем; у вас есть ВНЖ беженца; вы родились и проживаете в Нидерландах; вы рискуете потерять крупную сумму денег в случае выхода из гражданства, например, теряете право на наследство; если для отказа требуется заплатить непосильную сумму.
- Норвегия — иметь два и более паспортов гражданам Норвегии разрешено с 2020 года после вступления в силу изменений в местный закон о гражданстве.
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Сербия
- Словения (разрешено в некоторых случаях) — гражданство Словении получают двумя путями: по происхождению (когда предки жили в стране) и через натурализацию (при проживании в Словении в течение 10 лет или при наличии иных оснований). В первом случае отказываться от исходного гражданства заявителя не просят. А во втором случае россиянам, как и выходцам из других стран, придется попрощаться с исходным гражданством.
- Украина (по закону нельзя, по факту можно) — законы Украины не разрешают получать синий паспорт, не отказавшись от прошлого гражданства. А украинцев, переметнувшихся в другие страны, обещают лишать родного гражданства. Но на деле эти требования не работают. Украинцы — как простые жители страны, так и представители власти — сейчас массово получают гражданства иных стран и родного подданства их никто не лишает.
- Финляндия — власти Финляндии изменили свое отношение к множественному гражданству в 2003 году и разрешили новым гражданам не отказываться от своего первого паспорта.
- Франция
- Хорватия (разрешено в исключительных случаях) — россиянину, решившему навсегда сменить РФ на Хорватию, от красного паспорта придется отказаться. Сохранить прежнее гражданство законы Хорватии позволяют, если у заявителя есть супруг-хорват, либо если кандидат является этническим хорватом и может это доказать.
- Черногория (разрешено в исключительных случаях) — Черногория не допускает, чтобы у ее подданных было два и более гражданств. Исключение делают только для богатых иностранцев, которые становятся черногорцами через инвестиции. Чтобы получить такую привилегию, кандидату придется раскошелиться на сумму от полумиллиона евро.
- Чехия — с 2013 года россияне, получающие гражданство Чехии, могут иметь два паспорта в кармане и им за это ничего не будет.
- Швейцария
- Швеция
Страны Америки, где разрешено иметь два гражданства
Северная Америка:
- Антигуа и Барбуда — маленькое островное государство на Карибах с населением как в московском Бибирево, будет радо новым гражданам и не станет требовать прощаться с родным гражданством. Антигуа и Барбуда — одно из тех государств, где можно купить паспорт за инвестиции. Сумма вложений — 100 тысяч долларов.
- Багамские острова (возможно в исключительных случаях) — легально иметь двойное гражданство: багамское и какое-нибудь еще могут только дети, которые были рождены в другом государстве и получили там гражданство автоматом. Но и то после 21 года нужно будет определиться и выбрать какую-то одну страну.
- Барбадос
- Белиз
- Бермудские острова
- Гренада — в списке документов на гражданство Гренады не значится отказ от предыдущего гражданства. Стать островитянином можно, в том числе, за инвестиции, при этом весь процесс оформления может происходить без приезда в Гренаду — готовые паспорта просто присылают богатым заявителям домой.
- Доминика — небольшое островное государство, которое часто путают с Доминиканой, дает гражданство без отказа от предыдущего. Инвесторам, которые получают паспорт Доминики за вложения, даже не придется приезжать в страну — всё можно сделать заочно и получить новый паспорт по почте.
- Доминиканская Республика
- Канада — канадским властям, как и российским совершенно без разницы, есть у их подданных паспорта других стран или нет. Поэтому понаехавшим россиянам можно не переживать за исходное гражданство — его отбирать при получении паспорта Канады не станут.
- Коста-Рика — не только признает множественное подданство, но еще и дает гражданство любому ребенку, рожденному в стране. Российские эмигранты рожать сюда едут, кстати, охотно: медицина для беременных в стране неплохая, а ребенок вместе с гражданством получит возможность в дальнейшем бывать в 130 странах мира.
- Куба
- Мексика
- Сент-Китс и Невис
- Сент-Люсия
- Соединенные Штаты Америки
- Ямайка
Южная Америка:
- Аргентина — правительство Аргентины совсем не возражает, если у граждан страны имеется больше одного паспорта. Никого на этом основании не наказывают и не притесняют.
- Боливия
- Бразилия
- Венесуэла
- Колумбия
- Парагвай
- Перу
- Суринам — в этом государстве вас примут без отказа от гражданства, но попросят подтвердить, что родная страна не против того, что вы решили стать гражданином Суринама.
- Уругвай
- Чили
- Эквадор
Возможно ли двойное гражданство России и Казахстана
Казахстан — одно из тех государств, которые ревностно относятся к своим гражданам. Республика не допускает наличия ни двойного, ни второго гражданства у своих подданных. Двойное гражданство России и Казахстана на сегодняшний день невозможно. Это значит, что:
- казахстанцу, который оформляет российское гражданство, придется попрощаться с гражданством республики. В пункте 5 статьи 21 закона «О гражданстве Республики Казахстан» говорится, что казахстанцев, приобретающих иное гражданство, лишают паспортов РК.
- россиянин, желающий вступить в ряды граждан Казахстана, должен будет отказаться от паспорта РФ, согласно статье 17 закона «О гражданстве РК».
В статье 21 указанного выше закона сказано, что после получения гражданства РФ нужно сдать казахстанский паспорт в органы внутренних дел РК или в посольство. На это дается 30 дней. Если казахстанец решил схитрить — получил другое гражданство и при этом продолжил пользоваться паспортом РК, то он рискует получить серьезный штраф.
Двойное гражданство России и Беларуси: формально запрещено, но иметь два паспорта можно
Официально двойное гражданство в Беларуси под запретом. Президент Лукашенко честно признается, что «побаиваться» идти на такую меру.
«Если позволить всем (иметь двойное гражданство в РБ, прим. ред), то я побаиваюсь. Побаиваюсь, что сюда хлынет такая волна за двойным гражданством»,
— Александр Лукашенко.
Делать для братской России исключение президент республики не видит смысла, так как «права почти одинаковые что там, что здесь».
Но, как и Россия, Беларусь не запрещает иметь два гражданства. То есть, если гражданин республики получил паспорт России или любого другого государства, то лишать его гражданства РБ или наказывать каким-либо другим способом не станут. Просто такой человек для Беларуси будет считаться только лишь белорусом. Второе, третье и т.д. гражданства власти страны за своим подданным признавать не будут. Об этом прямо говорится в статье 11 закона «О гражданстве Республики Беларусь».
«За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь»,
— из статьи 11 закона «О гражданстве Республики Беларусь».
Россия, в свою очередь, такого гражданина будет считать только россиянином.
В общем, если у вас паспорта двух стран, то на территории России вы россиянин, а на территории Беларуси — белорус.
Двойное гражданство России с Украиной: можно ли иметь паспорта двух государств
Иметь паспорта Украины и России формально нельзя, а на практике можно. Если почитать украинские законы, то создается впечатление, что в этом отношении у местных властей всё серьезно. Например, 2-я статья закона «О гражданстве Украины» сообщает, что, если украинец получил паспорт иной страны, то для родного государства он останется только украинцем.
Всё по тому же закону, а именно, согласно 19-й его статье, если гражданин страны получает еще один паспорт, то украинского гражданства его лишают автоматически.
На деле ситуация обстоит иначе. У украинцев, которые массово приобретают гражданства РФ и других стран, украинские паспорта не забирают. Местные власти на это попросту закрывают глаза. Более того, даже если человек и рад бы лишиться гражданства Незалежной, сделать ему этого не дадут. В последние годы украинские власти практически не подписывают документы на выход из гражданства.
Поэтому на вопрос о том, можно ли иметь гражданство Украины и России ответ утвердительный. Украинец, ставший обладателем красного паспорта, для России становится россиянином, а для Украины остается украинцем. Штрафовать или еще как-то наказывать за вступление в ряды россиян его не станут.
А вот если россиянин захочет стать украинцем, то ему все-таки потребуется отказаться от российского паспорта.
Двойное гражданство России и Армении
Армянские власти в вопросах двойного гражданства более чем лояльны. В 2007 году правительство обновило закон «О гражданстве Республики Армения» и добавило в него отдельную статью (13.1), посвященную двойному подданству. Если ее почитать, то получается, что граждане Армении могут свободно получать паспорта других стран. Местные власти мешать не станут, но армян, подавшихся в чужие края, по-прежнему будут считать только своими гражданами.
В том же законе отдельно говорится про отказ от гражданства. Если армянин подготовил такой отказ, то гражданства республики на этом основании он не утратит. Поэтому все армяне, которые при получении гражданства РФ сделали отказ от гражданства РА (он требовался до 24 июля 2020 года), сохранили статус граждан Армении.
Кстати, раньше в законе было прописано, что армянин должен сообщить о том, что получил другое гражданство. Но в 2016 году местные власти махнули на это требование рукой. Тогдашний замначальника полиции Армении Вардан Егиазарян посетовал журналистам, что норму никто не соблюдает, а за все время уведомление о другом гражданстве подал один человек, в итоге, данное положение из закона решили убрать.
Двойное гражданство России и Германии
Германия не желает делить своих подданных с другими странами, поэтому не разрешает им иметь какие-либо другие гражданства, кроме немецкого. Свое отношение к двойному подданству власти страны выразили в законе Германии «О гражданстве» (StAG).
В 17-м параграфе документа сказано, что у немца заберут гражданство Германии, если он получит паспорт другого государства. А в 10-м параграфе говорится: если иностранец решит получить германский паспорт, то от родного гражданства ему придется отказаться.
Правда, есть несколько исключений, при которых немецкие власти готовы поступиться принципами и позволить претенденту сохранить исходное гражданство. Согласно 12 параграфу упомянутого выше закона это возможно в следующих случаях:
- Человек по каким-то причинам не может оформить выход из гражданства. Такое случается, если власти страны в принципе запрещают процедуру выхода из подданства. Например, не выпускают из гражданства некоторые арабские и африканские страны. Также бывают ситуации, когда процедура выхода в законе, вроде бы, есть, но по факту отказаться от гражданства невозможно, например, кандидату затягивают сроки и чинят всевозможные препятствия. В этом случае Германия готова идти навстречу и позволить сохранить родное подданство.
- Если заявитель имеет гражданство одной из стран ЕС или Швейцарии, то ему дадут немецкий паспорт и при этом позволят сохранить гражданство.
- Если человек рискует понести крупные финансовые потери при утрате прежнего гражданства, то ему также могут дать паспорт Германии без выхода. Например, кандидат получил наследство, но при отказе от подданства утратит право на него. Как поясняют адвокаты, двойное гражданство с Германией по этому основанию возможно, когда речь идет о крупных суммах не менее 10 тысяч евро.
- Для некоторых людей старше 60 лет тоже могут сделать исключение, если оформление выхода для них окажется слишком затруднительным. Например, от пенсионера требуют личное присутствие для оформления отказа, а он, в силу болезни, не может выехать в родное государство и пройти процедуру.
Как видите, исключений не много и в большинстве случаев иметь двойное гражданство России и Германии невозможно.
Двойное гражданство России и Молдовы
Молдавское правительство разрешает своим подданным иметь два и более гражданства. Но с оговоркой, что для республики такой человек остается только лишь гражданином Молдовы.
«Гражданин Республики Молдова, обладающий гражданством другого государства, в отношениях с Республикой Молдова выступает только как ее гражданин»,
— из статьи 24 закона «О гражданстве Республики Молдова».
В этой же статье сказано, что молдаване могут получать паспорта других стран — из-за этого гражданства республики их не лишат.
Получается, что молдаванин, получивший паспорт России (и наоборот), может пользоваться двумя паспортами. Но для РФ он будет только россиянином, а для Молдовы — только молдаванином.
Двойное гражданство России и США
Правительству США совершенно без разницы, есть у его подданных какие-то другие гражданства, кроме американского, или нет. Как мы выше выяснили, власти РФ на этот вопрос смотрят точно также, поэтому иметь одновременно гражданства России и США можно.
Россиянину, который захочет стать американцем, не придется отказываться от родного гражданства — этого не требует ни российские, ни американские законы. Но стоит учитывать, что для правительства Америки вторые, третьи, десятые паспорта граждан США — это лишь ничего не значащие бумажки, так как в глазах властей страны их граждане являются только американскими, и больше ничьими, подданными.
Уведомление о втором гражданстве: делать или нет?
Власти РФ требуют от россиян сообщать, если они:
- обзавелись другим гражданством;
- получили документ, дающий право постоянно жить в иностранном государстве (ВНЖ или ему подобный документ).
Если гражданин утаит, что живет на две страны, то ему светит немаленький штраф.
А здесь происходит настоящая путаница. Вообще, по закону (статья 6 ФЗ-62 «О гражданстве РФ»), подавать уведомление о втором гражданстве должны только граждане России, которые уже будучи россиянами, получают иное гражданство.
Если же иностранец делает российский паспорт, то после этого подавать уведомление о том, что у него уже есть другое гражданство, он не обязан.
Пример 1: Настя — гражданка РФ. В 2020 году она получила гражданство Канады. По закону Настя обязана уведомить российские власти о канадском гражданстве.
Пример 2: Виктория — гражданка Украины. В 2020 году она также получила российский паспорт. По закону, Виктория не обязана делать уведомление о втором гражданстве.
Пример 3: Виктор — гражданин Беларуси. В 2015 году получил гражданство России. В 2020 году — оформил гражданство Франции. Виктор не обязан уведомлять о гражданстве Белоруссии, но должен сообщить о французском гражданстве, так как получил его уже после того, как стал российским гражданином.
Но в некоторых регионах бывших иностранцев, получивших гражданство РФ, вопреки закону, требуют уведомлять об исходном гражданстве. В противном случае грозят штрафами.
«Получила паспорт в СПб сказали после того как сделаете регистрацию уведомить о приобретении второго гражданства»,
— сообщение из ВК.
«Моей матери пригрозили штрафом, что опоздала по срокам об уведомлении об ином гражданстве. И она уведомила в итоге. Не так давно, в этом году было»,
— из обсуждений в группе ВК.
«Видимо Краснодарский край живет своей жизнью и заставляют в течении месяца уведомить»,
— из обсуждений в группе ВК.
Поэтому, пока инспекторы не пришли к единому мнению, лучше подстраховаться и после приобретения российского паспорта уведомить о том, что у вас уже есть другое гражданство.
Подведем итог:
- Если гражданство РФ и после этого получаете гражданство другой страны — уведомление нужно 100%.
- Если иностранец сделал гражданство РФ — то уведомление по закону не нужно, а по факту в некоторых регионах требуют.
На сегодняшний день подача уведомления о втором гражданстве через Госуслуги не предусмотрена. Закон предлагает только два варианта: через МВД или почту.
Процедура подробно расписана в статье 6 ФЗ-62 «О гражданстве РФ» и в Приказе МВД № 994 «Об утверждении порядка…».
Сроки подачи уведомления (часть 3 статьи 6 ФЗ-62):
- 60 дней после получения гражданства другой страны — если вы находитесь в России;
- 30 дней после въезда в РФ — если живете за границей;
Куда относить уведомление (часть 5 статьи 6 ФЗ-62):
- в отделение МВД по месту прописки. Если нет постоянной регистрации в РФ, то по месту временной. Если вообще нет никакой регистрации, то в МВД по месту фактического нахождения;
- на почту.
Какие документы нужны (часть 7 статьи 6 ФЗ-62):
- копия паспорта иностранного государства;
- копия российского паспорта;
- копия свидетельства о рождении ребенка — если родитель подает уведомление на несовершеннолетнего.
Бланк должен быть (но бывает не всегда) в отделении МВД или в почтовом отделении. Там же его можно сразу и заполнить.
Согласно пункту 5 Приказа МВД № 994, данные в форму можно вносить от руки или на компьютере. Пустые поля не оставляйте. Ошибки, исправления, сокращения, аббревиатуры — не допускаются. Распечатывают бланк на листе А4.
Все делается достаточно просто и быстро:
- приходите на почту или в отделение МВД;
- передаете сотруднику заполненный бланк и документы;
- специалист проверяет данные;
- сотрудник почты или МВД заполняет отрывную часть уведомления, ставит на ней свою подпись и печать ведомства;
- отрывной корешок вручают заявителю. Его нужно сохранить.
UPD: делать отказ от гражданства для получения российского гражданства не требуется с 24.07.2020. Информация ниже больше неактуальна.
Источник: https://migranturus.com/dvojnoe-grazhdanstvo-v-rossii/
Статья 62 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 62 Конституции РФ гласит:
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 62 КРФ
1. Согласно ч. 1 настоящей статьи, каждому гражданину России предоставляется право на приобретение гражданства иностранного государства. Традиционное понимание двойного гражданства ограничивалось наличием у одного лица гражданства одновременно двух государств. Именно такое значение двойного гражданства закреплено данной конституционной нормой.
Между тем международная практика, касающаяся вопросов правового статуса граждан, толкует это понятие расширительным образом. Так, пункт «b» ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве от 2 ноября 1997 г. вводит понятие «множественное гражданство», которое означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств.
Данное конституционное право может быть реализовано на условиях, определенных федеральным законом или в соответствии с порядком, установленным международным договором РФ. Представляется, что данная норма не исчерпывает всех случаев возникновения двойного гражданства у российских граждан. Согласно ст. 14 Конвенции о гражданстве, государству следует разрешать: а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.
Другая возможность возникновения двойного гражданства может быть предусмотрена международными соглашениями. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г., дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.
Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в РФ, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из «права почвы», автоматически приобретает гражданство этого государства.
На данный момент в РФ не принят специальный федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения российскими гражданами гражданства иностранных государств. Вместе с тем отдельные вопросы двойного гражданства затрагиваются ФЗ о гражданстве РФ (действует в ред. от 18 июля 2006 г.) Закон не препятствует приобретению гражданства иностранного государства и, соответственно, не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Статья 14 Закона одновременно не препятствует приобретению российского гражданства иностранцами, при этом не требуя от них предварительного отказа от гражданства государства, в котором они проживают.
Международной практикой допускается приобретение двойного гражданства на основе международных договоров. В настоящее время действует международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства с Таджикистаном от 7 сентября 1995 г. (Бюллетень МД. 1995. N 10). Согласно договору, Договаривающиеся стороны признают за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой Стороны.
Согласно ст. 3, лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной Стороны, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. При этом важно, что лица, состоящие в гражданстве обоих государств, не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.
Соглашение также регламентирует вопросы социального обеспечения и прохождения обязательной военной службы и тем самым устраняет коллизии, которые неизбежно возникали бы в отсутствие соответствующего международного урегулирования. Так, в отношении военной службы установлено: лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой (п. 4 ст. 3 договора).
Лица с двойным гражданством по условиям соглашения вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон, в том числе и в случае проживания на территории третьей страны.
Прекращение гражданства также осуществляется на основе свободного волеизъявления в соответствии с законодательством государства, гражданство которого прекращается.
Своеобразная форма двойного гражданства может возникнуть в случае объединения России и Белоруссии. Статья 2 Устава Союза Белоруссии и России устанавливает, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союза (Бюллетень МД. 1997. N 9). В развитие этого положения Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. наделяет граждан обоих государств равными избирательными, гражданскими и другими правами и свободами (Бюллетень МД. 2000. N 2). Своеобразие данной формулы двойного гражданства состоит в том, что гражданство устанавливается применительно к государству; а в данном же случае речь идет о гражданстве союза, т.е. объединения, правовой статус которого не имеет очерченного юридического статуса.
В межгосударственных отношений России со странами СНГ развивается практика заключения соглашений, которые, не предусматривая получения двойного гражданства, регламентируют правовой статус граждан Договаривающихся Сторон при их нахождении на территориях участников договора.
Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, Положение о которой утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 313-рп (Ведомости РФ. 1992. N 26. ст. 1536).
2. Норма ч. 2 комментируемой статьи исходит из того, что приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не создает для него каких-либо дополнительных прав и привилегий, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод, которыми он пользуется как российский гражданин. Одновременно лицо с двойным гражданством не освобождается от выполнения обязанностей, установленных российским законодательством.
Другим следствием этой нормы является то, что за гражданином Российской Федерации, проживающим на своей Родине, не признаются его права и обязанности, вытекающие из гражданства иностранного государства.
Наличие двойного гражданства не должно умалять, т.е. сужать, права и свободы российского гражданина. К этому следует добавить, что наличие двойного гражданства не должно и расширять права и свободы, предоставляемые российским законодательством. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод лиц с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.
Следовательно, российские граждане, одновременно состоящие в гражданстве других государств, пользуются правами и несут обязанности как граждане РФ. Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет такие обязанности, которые установлены для граждан этого государства.
В случаях, когда коллизионные вопросы, возникающие из двойного гражданства (в первую очередь выполнение воинской обязанности), не урегулированы в договорном порядке, каждое государство сохраняет за собой полномочие требовать от лица, имеющего его гражданство, выполнения предусмотренных национальным законодательством обязанностей.
3. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции на иностранных граждан распространяется национальный режим, т.е. режим, который предоставлен российским гражданам. В соответствии с этим иностранцы пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за исключением некоторых ограничений, устанавливаемых федеральным законом или международным договором РФ. Вместе с тем следует заметить, что, согласно ст. 2, Закон определяет статус не всякого иностранца, а только тех иностранных граждан, которые на законных основаниях находятся на территории Российской Федерации.
Перечень прав и обязанностей иностранных граждан иностранных граждан, открывается подтверждением права (ст. 11 Закона) иностранцев на свободу передвижения по территории Российской Федерации в личных или деловых целях, признаваемое частью 1 ст. 27 Конституции РФ. Но реальное осуществление права на свободу передвижения фактически обусловливается получением соответствующих документов, которые выдаются и оформляются в соответствии с положениями настоящего Закона.
Однако временно проживающий иностранный гражданин не может по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого, ему разрешено временное проживание или изменять место проживания.
Затем для посещения территорий, организаций и объектов, установленных Правительством РФ, иностранцам требуется специальное разрешение. Затем правила пользования свободой передвижения по территории Российской Федерации для сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудников международных организаций отличаются от порядка передвижения, предусмотренного для других иностранных граждан (ч. 3 ст. 11 Закона).
Между тем статья 11 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, исходят из того, что иностранцы, на законном основании находящиеся на территории государства, пользуются правом на свободное перемещение и свободу выбора места жительства в границах этого государства.
Статья 12 Закона, хотя и озаглавлена «Отношение иностранных граждан к избирательному праву», по существу устанавливает для иностранных граждан запрет на реализацию избирательных прав. Согласно статье иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также принимать участие в федеральных и региональных референдумах. В принципе ограничение избирательных прав соответствует ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, которая предоставляет право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в референдумах только гражданам России.
Но вместе с тем, иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Российской Федерации, все же разрешается участвовать в выборах местных референдумах и баллотироваться в органы местного самоуправления. Участие в реализация избирательного права поставлено в зависимость от принятия соответствующего федерального закона, который определит случаи и порядок, когда участие в выборной компании иностранных граждан допускается. Так, согласно ст. 4 Закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иностранные граждане, постоянно проживающие на территории определенного муниципального образования, на основе международных договоров Российской Федерации и в порядке, определенным федеральным законом имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Не совсем ясно по какой причине право иностранных граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах не распространено на лиц без гражданства.
Статья 13 Закона подтверждает конституционно закрепленное статьей 34 Конституции право каждого, и в том числе и иностранных граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Данная норма основывается на положении ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать деятельности и профессию. Иностранный гражданин может реализовать данное право при выполнении установленных Законом требований.
Так, иностранный гражданин получает право на трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В свою очередь работодатель и заказчик работ имеет право привлечь и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Но указанный порядок не применяется в отношении ряда категорий иностранных граждан, среди которых значатся сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений, сотрудники международных организаций а также частных домашних сотрудников указанных лиц и др. (ч. 4 ст. 13). Кроме того, временно пребывающие и временно проживающие в стране иностранные граждане не вправе заниматься трудовой деятельностью вне пределов субъекта Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу.
Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке не требующем получения визы, регламентируется специальными правилами, предусмотренные статьей 13.1 Закона.
Иностранцам и, а, следовательно, и лицам без гражданства запрещается поступать на муниципальную службу, замещать должности в составе судовых экипажей, быть членом экипажа военного корабля или другого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным законом.
Надо заметить, что ограничение на занятие должности в составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста.
Наконец, статья 15 исключает возможность призыва иностранных граждан, на военную и на альтернативную гражданскую службу. Однако возможность поступления на военную службу все же возможна на контрактной основе в соответствии с правилами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Дополнительно разрешается поступление на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, иные войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
Следует заметить, в Конституции РФ содержится ряд положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, которые на распространяют свое действие на иностранных граждан. Так, ст. 31 не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; статья 32 не предполагает права иностранных граждан участвовать в управлении делами государства, участвовать в референдумах, выборах, избираться в органы государственной власти и самоуправления, состоять на государственной службе, участвовать в осуществлении правосудия.
Иностранные граждане не могут направлять обращения в государственного органы и органы местного самоуправления (ст. 33), в ст. 36 непосредственно не оговаривается право иностранных граждан приобретать в частную собственность землю.
На граждан иностранного государства не распространяются гарантии недопустимости высылки и выдачи иностранным государствам, предоставляемые российской гражданам (ст. 61).
В том случае, когда иностранному гражданину отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно в установленном порядке подать заявления о выдаче ему указанного разрешения не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего обращения (п. 6 ст. 6).
Иностранный гражданин вправе в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований обратиться с заявлением о предоставлении ему вида на жительство (п. 1 ст. 8). Законом допускается заключение иностранным работником нового трудового договора с другим работодателем или заказчиком работ в случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика (п. 13 ст. 18).
В контексте соблюдения правил нахождения на российской территории пункт 2 ст. 5 Закона обязывает временно пребывающего иностранного гражданина выехать по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо на временное проживание.
В том случае, когда срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать из страны в течение трех дней. Если аннулируются разрешение на временное проживание или вид на жительство, то иностранный гражданин обязан выехать из страны в течение пятнадцати дней (п. 1 и 2 ст. 31).
Получение вида на жительство законодатель обусловливает обязанностью проживания в Российской Федерации в течение одного года на основании разрешения на временное проживание (п. 2 ст. 8).
Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, должен заполнить миграционную карту, а при выезде обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля (п. 3 ст. 30).
В соответствии со ст. 20 прибывший в Россию иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Этот же срок установлен для регистрации в случае перемены места пребывания. Кроме того, статья 21 обязывает иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту жительства. В случае утраты иностранцем в период временного пребывания в стране документов, на основании которых он въехал Российскую Федерацию регистрация не производится. В данной ситуации иностранный гражданин обязан выехать не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.
Закон содержит специальный главу VI об ответственности за нарушение Закона. Непосредственно об ответственности иностранных граждан говорится в ст. 33. Статья констатирует, что иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Статья 34 уполномочивает федеральный орган исполнительный, власти ведающий вопросами безопасности, осуществлять административное выдворение. При этом не уточняется какого рода правонарушение влечет применение такой меры административного воздействия. Другие положения статьи касаются процедур осуществления выдворения.
Наряду с административным выдворением упоминается депортация иностранных граждан. Депортация определяется как принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация может быть применена в отношении иностранных граждан, которые не соблюдают установленные сроки выезда из страны (ст. 31).
Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином «постоянный житель». Появление этой категории лиц связано с поисками РФ правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ. По Договору Российской Федерации с Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (ДВ. 1995. N 6) постоянными жителями называются граждане Туркменистана, которые на основании разрешения, выданного компетентными властями Российской Федерации, постоянно проживают на ее территории и при этом не являются лицами, постоянно проживающими на территории Туркменистана в соответствии с его законодательством (ст. 2).
Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и свободами, что и граждане Российской Федерации, за исключением прав избирать и быть избранным на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти; участвовать во всенародном референдуме, занимать должности руководителей в системе органов государственной власти, должности на дипломатической работе, в органах безопасности и внутренних дел, а также должности судьи и прокурора (ст. 5 Договора).
Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для других иностранных граждан (ст. 6 Договора).
Правовое положение других категорий иностранных граждан, находящихся на территории РФ, например, беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется специальными федеральными законами и иными нормативными актами.
Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты Федерации стремятся самостоятельно закреплять правовой статус иностранных граждан, проживающих на их территориях, что не соответствует установленному Конституцией РФ балансу полномочий по данному вопросу.
Часть 3 ст. 62 не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.
Источник: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-62-krf
Статья 62 Конституции РФ
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Комментарий к Статье 62 Конституции РФ
1. Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.
Отечественному законодательству о гражданстве всегда была свойственна традиция отказа от двойного гражданства. Она была нарушена Законом о гражданстве 1991 г., который признал возможность наличия у граждан России двойного гражданства.
Приобретение гражданства РФ иностранными гражданами допускалось этим законом исключительно при условии их отказа от прежнего гражданства. Исключение, т.е. сохранение иностранным гражданином его иностранного гражданства при приобретении российского гражданства, было возможно лишь в том случае, когда международным договором РФ с государством, гражданином которого является приобретающее российское гражданство лицо, предусмотрена возможность двойного гражданства. Наличие такого договора было обязательным условием приобретения гражданином России одновременно и гражданства другого государства.
Действующая Конституция вслед за Законом о гражданстве 1991 г. также признала возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Признание института двойного гражданства на конституционном уровне, считавшегося одним из важных проявлений демократизма новой России, было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечения со стороны России защиты прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.
Однако практика показала, что признание этого института не решило ни одной из тех задач, которые с ним связывались, а скорее наоборот, усугубило положение россиян, прибегнувших к использованию тех возможностей, которые этот институт должен был предоставить. Говоря об этих возможностях, нельзя забывать известное правило: если одно государство, гражданство которого лицо имеет, пытается оказать ему защиту через свое дипломатическое или консульское представительство во время его нахождения на территории другого государства, гражданство которого оно также имеет, то такая защита будет непременно отклонена именно на том основании, что данное лицо является гражданином государства пребывания.
Сложившаяся практика показывает, что искусственное насаждение двойного гражданства в России, вопреки многолетним традициям, ничего положительного с собой не принесло ни для граждан России, ни для самой России, ни для бывших граждан СССР, исторически или этнически связанных с Россией, но оказавшихся на территории других государств, образовавшихся после распада СССР. Более того, предназначенное прежде всего для предоставления россиянам, проживающим в других республиках бывшего СССР, возможности получить гражданство России, двойное гражданство вскоре породило процесс получения российского гражданства в качестве второго выходцами из этих республик, представляющими их титульные нации. В результате их диаспора в России составила почти 10 млн человек и продолжает расти из-за плохих условий жизни в этих республиках.
В самой России подавляющее большинство ее жителей не проявляют интереса к иностранному гражданству, а следовательно, и к двойному гражданству. Что же касается бывших союзных республик, входивших в состав СССР, то в большинстве из них двойное гражданство отрицается, а своих граждан, которые приобретают российское гражданство, они не считают сохранившими одновременно и их гражданство, т.е. рассматривают в качестве иностранцев.
Закон о гражданстве 2002 г. сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». В Закон также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на комментируемой конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в комментируемой статье и в соответствующих международных договорах.
2. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В таких случаях Россия фактически не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.
Однако из этого общего правила федеральным законом сделан целый ряд исключений. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, к государственной тайне лица, имеющие двойное гражданство, приобретенное в соответствии с законом, получают допуск лишь к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом «секретно». Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне являются: а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.
Действующее законодательство РФ запрещает лицам, имеющим двойное гражданство, быть министрами федерального правительства, депутатами Государственной Думы и т.д.
Международные договоры РФ также регулируют правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство. В них обычно указывается что лицо, состоящее в гражданстве стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран. Например, такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва, и не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой стороны. В соответствии с договором на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.
3. Комментируемая статья закрепляет основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разделяет всех законно находящихся в России иностранцев на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Принадлежностью к одной из этих категорий определяется различный срок пребывания иностранца на территории РФ.
В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Однако федеральным законом или международным договором РФ могут быть установлены исключения из этого правила. Из комментируемой статьи в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан РФ, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(737)).
Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ при некоторых ограничениях, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Вместе с тем постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к ст. 59).
Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Закон предусматривает, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это разрешения. В свою очередь и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др.
Международным договором или федеральным законом могут устанавливаться ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. При этом как сама возможность ограничения федеральным законом этого права, так и его характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ч. 3 ст. 55 (см. Постановление КС РФ от 20.07.1999 N 12-П*(738)).
К отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила гражданского законодательства в соответствии с принципом «национального режима». Земельный кодекс устанавливает право указанных лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ, а сама по себе возможность предоставления указанным лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России (см. Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П*(739)).
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные и иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами.
Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf