Госзакупки как начать работать поставщиком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки как начать работать поставщиком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Госзакупки позволяют получить крупного и надежного заказчика, который точно заплатит. Это еще и возможность увеличить объем продаж и расширить географию торговли. Ходят слухи, что госконтракты получить удается только «своим», мол, «со стороны» не стоит и пытаться. Не верьте этому. Если вы производите качественный продукт или оказываете квалифицированную услугу, то есть все шансы получить госзаказ. И для этого не нужно тратить деньги на рекламу, но придется потратить время и силы, чтобы разобраться в деталях.

Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Перечислим копии документов, которые нужно подготовить для участия в государственных закупках:

  • уставные документы и изменения к ним;
  • лицензии и приложения к ним, если ваш вид деятельности подлежит лицензированию;
  • сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  • свидетельства о членстве в СРО, если оно для выполнения работ и услуг обязательно;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или доверенность).

Иногда конкурсная документация для подтверждения квалификации исполнителя содержит требования о предоставлении копий выполненных договоров и контрактов, документов о квалификационном уровне сотрудников. Такие госзакупки для «чайников» не подходят.

Перечень не является закрытым. Это значит, что госзаказчик может требовать дополнительные документы.

Это важный этап и пошаговой инструкции, и участия в целом. Какой бы вид процедуры ни был объявлен в выбранном вами объявлении о закупке, тщательно изучите документы:

  • проанализируйте ключевые сроки конкурсных процедур и исполнения госконтракта;
  • просмотрите условия денежного обеспечения;
  • оцените требования, предъявляемые к исполнителю госконтракта и его квалификации;
  • изучите ответственность сторон.

Подготовка документов заявки — самый важный этап пошаговой инструкции. Даже незначительные ошибки и недочеты повлекут недопуск к торгам и обесценят потраченные на подготовку усилия. Например, самая популярная процедура — электронный аукцион. Чтобы поучаствовать в нем, нужно подготовить заявку, которая состоит из двух частей:

  1. Первая часть содержит информацию о товаре, услуге или работах.
  2. Вторая часть отражает, насколько компания-поставщик соответствует требованиям.

Сначала заказчик проверяет сведения о товаре, который предлагает участник. Если товар закрывает потребности заказчика, то пропускает торговаться. После этого проверяет информацию о компаниях, которые снижали цену, и выявляет победителя. После перехода на электронные торги ЭТП внедрили формы, которые во время закупки подают участники. В число унифицированных форм вошли:

  • согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги;
  • документы, подтверждающие опыт, наличие ресурсов, правоспособность;
  • декларация о соответствии единым требованиям;
  • декларация о принадлежности к СМП и СОНО.
  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Для того чтобы подать заявку и принять участие в торгах, необходимо:

  • Определиться, какие именно закупки вас интересуют — государственные или коммерческие: от этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, где будут проводиться электронные торги, и какими законами будут определены правила участия.
  • Приобрести подходящий сертификат электронной подписи, то есть такой, который примут на нужной вам электронной торговой площадке (ЭТП).
  • Зарегистрироваться в Единой информационной системе и выйти на одну из восьми электронных торговых площадок.
  • Подготовить все документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям закона.
  • Найти подходящую закупку и изучить ее документацию, а также требования заказчика, подготовить документы, которые убедят заказчика, что ваш товар (работы, услуга) полностью соответствует его требованиям.
  • Подать заявку на участие в закупке.

Тендер — это конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. В российской деловой и производственной практике употребляется наряду с понятиями «Госзакупки», «Конкурсы», «Электронный аукцион», «Торги».Обратите внимание на сроки!

Помимо сроков, которые установлены законом, необходимо также учитывать фактические сроки, необходимые для подготовки тех или иных документов. Планированием участия нужно заниматься заблаговременно. На практике подготовка пакета документов для участия в государственном тендере может занять до 20 календарных дней (в зависимости от условий закупочной процедуры). И срок подачи заявок может оказаться короче.

Некоторых участников интересует: «Какая информация должна содержаться на конверте конкурсной документации?» На конверте обязательно следует указать реквизиты заказчика, кому направляется конверт. Свои контактные данные на конверте участник не пишет. Они должны содержаться вместе с остальной документацией внутри конверта.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт. Заключить контракт лучше заранее, т.к. для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта необходимо время. На практике это может занять от двух недель до трех месяцев.

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ).

В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо. Работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно может оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:

  • лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
  • лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • близкие родственники, усыновители или усыновленные дети руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица, состоящие с ними в браке;
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт или экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (здесь закон не уточняет, какие именно доказательства должен предоставить эксперт).

  • Мошенничество в закупках по 223‑ФЗ
  • Конкурс на закупку строительных работ
  • Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику
  • Что делать, если заказчик отсеивает поставщиков
  • Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  • Демпинг цен в закупках по 44‑ФЗ

Как заработать на госзакупках с нуля для начинающих

Госзакупка — приобретение товаров, работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В широком смысле включает в себя выявление потребности, поиск и выбор поставщика, а также подписание контракта и контроль за его выполнением.

Закупки бывают конкурентными и неконкурентными: поставщиков может быть много, и они соревнуются за подписание контракта с заказчиком, либо поставщик один. Тогда никакого конкурса нет, а закупка производится у единственного поставщика.

Конкурентные закупки называются также тендерами. Они могут быть конкурсными, а могут проводиться и без торгов. Конкурсными закупками являются аукцион и конкурс.

Аукцион — вид торга, когда заказчик указывает точные характеристики товара, а поставщики предлагают свои цены на этот товар. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если цена опускается до нуля, начинается аукцион на понижение, и выигрывает самая высокая цена. Причём в этом случае поставщик платит деньги заказчику, а не наоборот.

Конкурс — вид торга, когда поставщика выбирают не только по цене, но и по ряду других параметров. Заказчик указывает эти параметры в заявке и закрепляет их значимость. Далее подсчитывается соответствие того или иного поставщика критериям, указанным в заявке. И заказчик выбирает того, кто набирает максимальное количество баллов.

Закупки без торгов подразумевают, что поставщик назначает цену один раз и больше не меняет её. В этом случае поставщика выбирают с помощью запроса котировок или предложений.

Запрос котировок — запрос цен. Заказчик описывает условия закупки, поставщики оставляют заявки, где назначают свою цену. Побеждает тот, чья цена оказалась минимальной.

Запрос предложений — то же самое, что конкурс, только без конкурса. Поставщики оставляют заявки, заказчик сравнивает их не только по цене, но и по другим параметрам. Выигрывает тот, чьё предложение по максимуму соответствует требованиям заказчика.

Банковская гарантия — это обязательство банка уплатить заказчику деньги, если поставщик не выполнил контракт. После этого поставщик будет должен не заказчику, а банку.

Обеспечение заявки — это деньги, которые каждый участник вносит перед началом торгов. Внесённая сумма гарантирует, что он является добросовестным поставщиком и в случае победы подпишет договор. При проведении электронных торгов сумму обеспечения устанавливает заказчик.

Обеспечение исполнения контракта — это гарантия того, что поставщик выполнит обязательства. Эту сумму вносит только победитель торгов, с которым заключается контракт.

Электронная торговая площадка — это веб-ресурс, который обеспечивает взаимодействие покупателя и продавца в интернете.

Госзакупки – конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и услуг для нужд государства по заранее определенным условиям.

Государство в лице своих государственных и муниципальных органов не может совершать покупки напрямую. Чтобы что-то приобрести, нужно конкурентным образом определить лучшие условия исполнения и выбрать того, кто их предлагает.

Участник с лучшими условиями становится победителем, и с ним подписывается контракт на поставку товаров или оказание услуги.

Государственные закупки регламентируются 44 Федеральным законом от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме него, госзакупки регулируются ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными НПА, в т.ч. письмами, постановлениями, разъяснениями.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:

  1. Юридические лица.
  2. Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

То есть в госзакупках могут принимать участие и физические лица. Однако для них есть определенные ограничения. Одним из существенных является то, что физические лица могут участвовать в госзакупках на выполнение работ или оказание услуг, но только не на поставку товаров.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.

То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.

Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:

Критерии сравнения Физические лица Юридические лица и ИП
Формат участия Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости Поставки различных категорий товаров и услуг
Предоставление услуг на постоянной основе Оказывать услуги на постоянной основе запрещено Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику
Кто платит налоги Налоговым агентом выступает заказчик Юрлица платят налоги самостоятельно
Ограничение на участие Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах
Максимальная сумма закупки Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей Ограничения по сумме не установлены

Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.

Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.

На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.

Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).

У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.

Для закрепления информации посмотрите видео:

Условно выделяют 6 схем заработка на закупках:

  1. Поиск и рассылка тендеров.
  2. Реклама и продвижение тендерных услуг, участие в партнерских программах.
  3. Контент-менеджемент.
  4. Тендерное сопровождение.
  5. Посредничество и субподряд.
  6. Непосредственное участие в тендерах.

Первые 3 схемы больше всего подходят для новичков, желающих участвовать в тендерах, но не имеющих такой возможности. Так они могут зарабатывать не напрямую на тендерах, а на околотендерной тематике.

Последние 3 схемы подходят тем, кто настроен на серьезный заработок на закупках.

Рассмотрим подробно все схемы заработка.

Госзакупки: пошаговая инструкция для начинающих

Суть метода. Ниша госзакупок очень объемная. Помимо самого участия, есть много сопутствующих направлений: выдача ЭЦП, банковские гарантии, которые используют для обеспечения заявок, финансовые услуги (тендерные займы, кредиты, факторинг).

Вы регистрируетесь на сервисах тендерного сопровождения, сайтах-агрегаторах по поиску тендеров (например, Tenderplan, Tender-win), на сайтах, где можно открыть спецсчет, на сервисах по ведению бухгалтерского учета онлайн, например «Мое дело». Продвигая их услуги в Сети и привлекая клиентов, вы получаете вознаграждение.

Суть метода. Вы зарабатываете на участии в аукционах на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг.

Есть 3 формата участия:

  1. Самостоятельное участие, участие сотрудника компании.
  2. Наем в штат тендерного специалиста.
  3. Привлечение компаний на тендерное сопровождение (аутсорсинг).

Ошибка – отдавать участие компании в тендерах на аутсорсинг, если вы сами не разобрались в этом. Вы не сможете проконтролировать качество работы привлеченных специалистов.

Участвовать можно в одной нише или в нескольких одновременно.

Сколько можно заработать. Верхнего предела нет. Доход зависит от амбиций, опыта, знаний, товаров или услуг, которые вы предлагаете. Чем в большем количестве закупок вы участвуете, тем больше заработаете.

Детально ознакомьтесь с ФЗ-44, нормативно-правовыми актами, регулирующими тендерные закупки. Список есть на сайте единой информационной системы во вкладке «Документы».

Легко разобраться в тонкостях законодательства позволяют интеллект-карты по 44-ФЗ. Посещайте профильные сайты юридической тематики, чтобы следить за обновлениями в федеральных законах. В интернете информация обновляется быстрее, чем в печатных изданиях.

Если вам нужно узнать, кто стал победителем тендера на госзакупках, то сделать это очень просто.

Шаг 1. Вам нужно зайти на сайт ЕИС и в строке быстрого поиска ввести реестровый номер закупки, при условии, что он вам известен.

Например, закупка с реестровым номером 0188300004520000084.

Если не вдаваться в детали, то алгоритм участия в госзакупках выглядит следующим образом:

Шаг 1. Выбор ниши и её предварительный анализ;

Шаг 2. Регистрация в качестве самозанятого, ИП или юрлица, выбор системы налогообложения, выбор банка, открытие р/с, приобретение КЭП, регистрация в ЕИС, открытие специального счета;

Шаг 3. Поиск извещений на сайте ЕИС (ином поисковом сервисе);

Шаг 4. Анализ документации, технического задания, Заказчика, потенциальных участников;

Шаг 5. Расчет рентабельности участия в тендере, принятие решения;

Шаг 6. Подготовка и подача заявки;

Шаг 7. Участие в торговой процедуре и отслеживание результатов;

Шаг 8. Подписание контракта с заказчиком (в случае победы);

Шаг 9. Исполнение условий контракта;

Шаг 10. Получение оплаты.

Согласно п.4 ч.1 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Также с недавнего времени в закупках разрешили принимать участие самозанятым, которых отнесли к категории субъектов малого предпринимательства.

О том, почему не выгодно участвовать в госзакупках в качестве физического лица я подробно рассказал в ответе на 11 вопрос. Поэтому если вы планируете принимать участие в госзакупках на постоянной основе, то лучше делать это в статусе ИП или юридического лица.

На этом у меня все. Если вам понравился данный экспериментальный формат статьи, то напишите свое впечатление об этом в комментариях. Если под статьей соберется, как минимум, 10 комментариев, то я напишу следующую статью в таком же формате.

Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья. Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса. Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы. Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.

Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах. Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт – сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в комментариях. Если вежливо – более вероятен успешный исход, грубо и хамовато – жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку. Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.

  • Плодородный слой почвы: состав и характеристики
  • Раздельный сбор отходов. Сбор и утилизация отходов
  • Бандероль и посылка: в чем разница между ними?
  • Где и как оплатить квартплату без комиссии: особенности и рекомендации
  • Племенной скот: определение
  • Коллекторская компания «МБА Финансы»: отзывы должников
  • Что такое патронаж над человеком

Когда говорят о госзакупках, в первую очередь имеют в виду тендеры государственных заказчиков. Они проводятся в соответствии с законом 44-ФЗ. Частог в эту же категорию включают еще и так называемые корпоративные закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственным участием — их регулирует закон 223-ФЗ. Каждый из этих законов определяет круг заказчиков, которые обязаны осуществлять свою закупочную деятельность на его основании.

Главное различие между этими законами в том, что 44-ФЗ строго регламентирует все действия заказчика, тогда как 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки. Корпоративные заказчики сами разрабатывают Положение о закупке, в котором прописывают конкретные правила осуществления тендеров. Тогда как в рамках госзакупок все более унифицировано. На практике для поставщика это означает, что в госзакупках у заказчика меньше возможностей для нарушений. Вместе с тем закупки по 44-ФЗ более требовательны и к соблюдению правил самими поставщиками.

Закупка проводится на определенной площадке по выбору заказчика. На какой именно — это поставщик может узнать из извещения о закупке, размещенного в ЕИС. Чтобы участвовать в процедурах на конкретной ЭТП, нужно пройти на ней аккредитацию.

Вся информация о прохождении аккредитации дается, как правило, на сайте ЭТП. Обычно нужно заполнить заявку в электронном виде, прикрепить к ней необходимые документы и подписать электронной подписью, которая получена на предыдущем этапе. Что касается набора документов, то он примерно такой:

  • устав (для юридических лиц);
  • выписка из соответствующего реестра — ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • ксерокопия страниц паспорта — для физических лиц, в том числе ИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • протокол или решение о назначении директора (для юридических лиц);
  • протокол или решение об одобрении крупной сделки (для юридических лиц).

В течение 5 дней с даты отправки заявки ЭТП должна ответить на электронную почту, указанную будущим участником торгов при регистрации. Исходов может быть два:

  • аккредитация успешно пройдена, и теперь заявитель может принимать участие в закупках;
  • с документами что-то не в порядке, и на этом основании в аккредитации отказано (при этом обязательно должна быть указана причина отказа).

ТОП 21 вопросов новичков по госзакупкам + блиц ответы эксперта

Итак, закупка выбрана. Но прежде чем подать заявку, нужно позаботиться о ее обеспечении. Сумма обеспечения заявки на госконтракт в общем случае не превышает 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Если процедура проводится для субъектов малого бизнеса и НКО, то обеспечение заявки не может быть больше 2% от НМЦК.

Денежные средства, которыми будет обеспечиваться заявка, переводятся на ЭТП и попадают на баланс участника. Все подробности об оплате обеспечения можно получить на площадке.

После того как закупка будет окончена, сумма обеспечения будет возвращена на баланс участника для использования в других торгах. ЭТП разблокирует средства в течение суток после того, как подписан итоговый протокол аукциона.

На этом этапе заказчик будет оценивать вторые части заявок лидеров торгов. Если заявка участника № 1 соответствует требованиям, то победителем закупки будет признан он. Если же нет (например, не хватает каких-то документов или выяснилось, что представлена недостоверная информация), то первенство перейдет к участнику № 2 и так далее.

В торгах по 44-ФЗ все строго регламентировано. На выбор победителя заказчику дается не более 4 рабочих дня с даты, когда был размещен протокол проведения аукциона. В этот срок заказчик должен выложить результаты в виде протокола итогов электронного аукциона.

В отношении процедур, которые проводятся по 223-ФЗ, все процессуальные моменты закрепляются в Положении о закупке заказчика и документации.

Победившему участнику заказчик через функционал ЭТП направляет контракт. Необходимо убедиться, что он полностью соответствует проекту, который был размещен в закупочной документации. Также нужно обратить внимание на то, правильно ли заказчик указал данные исполнителя.

В результате проверки победитель аукциона принимает решение:

  • о подписании контракта в том виде, который направил заказчик (если не найдено ошибок или разночтений);
  • о составлении протокола разногласий (если неточности присутствуют).

Важно понимать, что в торгах по 44-ФЗ поставщик не может по своему усмотрению корректировать какие-либо условия контракта. Закон запрещает менять его существенные условия за исключением ограниченного набора случаев. Отказаться от подписания контракта исполнитель также не может. Поэтому прежде чем участвовать в аукционе, следует тщательно изучить условия проекта контракта.

Если найдены разночтения в положениях контракта и его проекта либо заказчик ошибся в реквизитах поставщика, эти ошибки указываются в протоколе разногласий. После их устранения заказчик вновь направляет контракт поставщику на подпись. Если учесть замечания невозможно, в отдельном документе он должен изложить причины этого. За поставщиком же остается право повторно составить протокол разногласий. Если требования поставщика правомерны, а заказчик не хочет их исправлять, можно жаловаться в ФАС.

Когда обеспечение переведено (или оформлена гарантия банка), можно подписывать контракт. Делается это при помощи электронной подписи прямо на ЭТП. К контракту прилагается документ, свидетельствующий о внесении поставщиком обеспечения его исполнения.

Важно понимать, что отказаться от подписания контракта поставщик не может без негативных для себя последствий. А они таковы:

  • потеря обеспечения заявки — эти средства будут переведены заказчику;
  • включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вот почему важно еще до подачи заявки тщательно изучить документацию и проект контракта.

Такие же последствия наступят, если поставщик не успеет подписать контракт в установленный срок или не внесет обеспечение его исполнения. В этом случае его признают уклонившимся от подписания контракта.

Угодив в РНП, поставщик в ближайшие два года не сможет принимать участие в торгах. Более того, если учредитель или директор недобросовестного поставщика является собственником доли в другом лице или занимает там должность руководителя, это лицо также не сможет участвовать в закупках.

Подписанный контракт направляется заказчику. После того как он поставит свою подпись, контракт будет считаться заключенным. Теперь дело за поставщиком — он должен добросовестно исполнить свои обязательства.

Государству постоянно что-то надо. Например, Мосгортранс закупает транспорт, детские сады — мебель, а Государственная Дума — услуги клинеров. В 2018 году общий объем контрактов, заключенных различными госструктурами, превысил 21 трлн руб.

Но покупать государство может не у кого попало. Деятельность в этой сфере строго регламентирована законом. Поэтому, чтобы зайти на рынок госзакупок и успешно работать на нем, нужно внимательно изучить все регламенты и правила. Рассмотрим, как следует действовать бизнесмену, который хочет начать работать с государственными заказчиками.

Бизнес на госзакупках с нуля: пошаговая инструкция

Компанию регистрирует руководитель, используя свою учетную запись и ранее полученную электронную подпись. Затем, в случае необходимости, он «приглашает» в зарегистрированную организацию других сотрудников.

Ее можно провести непосредственно на портале «Госзакупки» или с помощью личного кабинета организации на «Госуслугах», выбрав пункт меню «Доступы к системам».

Когда все регистрационные процедуры пройдены, можно приступать к поиску заказов. Бизнесмен может искать госзаказчиков самостоятельно, с помощью интерфейса торговой площадки. Но для новичков это часто бывает сложно, тем более, учитывая то, что площадок несколько и каждая организована по своим принципам. Поэтому многие пользуются услугами посредников.

Иван — владелец небольшого мебельного производства. Он решил заключить контракт со школой на поставку парт и стульев. Предполагаемая стоимость контракта — 2 млн. рублей, рентабельность — 10%. Какие дополнительные затраты, связанные с участием в госзакупках, возникнут у Ивана в этом случае.

  1. Получение электронной подписи — 3000 руб.
  2. Регистрация на портале «Госуслуги» и в ЕИС — бесплатно.
  3. Открытие и обслуживание спецсчета по тарифам банка. Но многие кредитные организации (например, Сбербанк и ВТБ) оказывают эти услуги бесплатно.
  4. Самостоятельный поиск заказа на площадке бесплатный. Если Иван решит воспользоваться услугами посредника, то затраты будут зависеть от его тарифов. В среднем стоимость начального пакета услуг по поиску госзаказов начинается от 5 000 рублей в год.
  5. Обеспечение заявки в данном случае составит не более 1% от суммы контракта, т.е. 20 000 руб. Но после заключения контракта сумма обеспечения будет разблокирована (за вычетом комиссии ЭТП), поэтому к затратам она не относится.
  6. Так как предприятие Ивана относится к малому бизнесу, то комиссия ЭТП в данном случае равна 2 000 руб.

Итак, общие дополнительные затраты Ивана, связанные со спецификой госзаказа, составят:

3 000 + 5 000 + 2 000 = 10 000 рублей

А т.к. планируемая прибыль равняется 200 000 руб. (2 млн руб. х 10%), то для Ивана заключить госконтракт весьма выгодно.

14-10-2019 18:00
Немало предпринимателей так и не решилось начать зарабатывать на торгах, поскольку они были уверены, что это сложно, дорого и недоступно, если нет связей. Мы уже 10 лет работаем в сфере госзакупок, отслеживаем последние изменения и можем с уверенностью сказать, что зарабатывать на тендерах не сложнее, чем в любой другой сфере.

Тендеры можно разделить на виды по разным основаниям, например, в зависимости от заказчика:

  • Государственные предприятия. Процедура проходит строго в соответствии с 44-ФЗ, деньги выделяются из федерального или муниципального бюджета.
  • Госкорпорации. Это организации, в которых государству принадлежит доля в уставном капитале, как правило, крупные ресурсодобывающие компании или естественные монополии. При работе с тендерами они руководствуются 223-ФЗ и внутренними положениями о закупках.
  • Коммерческие организации. Любая компания может организовать тендер для закупки товаров, работ или услуг. Правовой основой для торгов служит Гражданский кодекс, другие федеральные законы и внутренние положения компании.

12 шагов к торгам: руководство для поставщиков

Согласно Закону № 44-ФЗ, участвовать в конкурсе может юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Однако существуют некоторые особенности участия.

Могут ли физлица участвовать в госзакупках?

Законом наложены определенные ограничения на участие в процессе физлиц. Регулярное участие в государственных закупках в качестве физического лица может быть расценено как незарегистрированная предпринимательская деятельность. Это влечет административную и уголовную ответственность. Поэтому для систематического участия в закупках необходимо зарегистрировать ИП. Без оформления официального юридического статуса (ИП или ООО) физлицо может предоставить лишь разовую услугу (разработку сайта, погрузку/разгрузку, преподавание, проведение праздника, ремонт, организацию поездки и прочее).

При работе с физическим лицом налоговая нагрузка переходит на заказчика. Он должен оплатить НДФЛ и сборы в негосударственные фонды, что составляет треть стоимости услуги или товара.

Если закупка предполагает использование информации, относящейся к государственной тайне, физическое лицо не допускается к закупке.

Многие заказчики предпочитают работать с субъектами малого предпринимательства, поэтому при организации конкурса могут инициировать запрет на допуск к участию физлиц.

Некоторые товары или услуги должны быть лицензированными. Как правило, физическое лицо не имеет соответствующих разрешений, что является достаточным основанием для недопуска к торгам.

Согласно закону, организатор конкурса вправе отказаться от услуг физического лица по причине того, что поставка товаров – это предпринимательская деятельность, которая предполагает соответствующую регистрацию в налоговой.

Наиболее лояльно заказчики относятся к юридическим лицам в роли поставщиков. Это обусловлено тем, что у юрлица, в отличие от ИП и физлиц, в большинстве случаев имеются все разрешительные документы и лицензии.

Бюджетные организации могут выступать поставщиками услуг.

Виды госзакупок

Государственные закупки бывают двух видов:

  1. Неконкурентные – закупка осуществляется у единственного поставщика без организации конкурса.
  2. Конкурентные – создается площадка с участием минимум двух конкурирующих исполнителей. Побеждает поставщик, который предлагает наиболее выгодные условия сделки.

Конкурентными способами являются:

  • Конкурс – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Виды: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.
  • Аукцион – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Виды: электронный аукцион, закрытый аукцион.
  • Запрос котировок – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену. При этом начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб.
  • Запрос предложений – способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услугам.

Закупки могут проводиться в закрытой или открытой формах.

  1. Открытые закупки. Наиболее популярная форма госзакупок. Информация о закупках и требования к участникам доступна в ЕИС любому желающему. К участию допускаются все исполнители, товары которых отвечают требованиям заказчика. Для поставщиков и документации формируются равные условия.
  2. Закрытые закупки. Проводятся для военной отрасли и сфер, деятельность которых относится к государственной тайне.
  1. уставные документы;
  2. лицензии (если вид деятельности требует лицензирования);
  3. сертификаты и допуски на продукцию, работы и услуги;
  4. свидетельства о членстве в СРО (если оно обязательно для выполнения работ и услуг);
  5. документы, подтверждающие полномочия руководителя (приказ о назначении или нотариальная доверенность).

ЭПЦ – это электронная цифровая подпись. Она нужна для регистрации в ЕИС, где размещаются заявки, и для аккредитации на электронных торговых площадках. Подпись представляет собой USB-флеш-накопитель, на котором сохранен ключ, имеющий силу личной подписи.

Для получения ЭПЦ физлица и ИП подают в удостоверяющий центр копию паспорта и свидетельство СНИЛС. Юрлица к этому списку добавляют копию ИНН и (для уполномоченного лица) приказ о назначении на должность или доверенность. ЭПЦ выдается на определенные виды торговых площадок, поэтому необходимо заранее понимать, в какой нише вы будете работать.

Для получения и автоматического присвоения аккредитации необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). Регистрация позволяет получать сведения о конкурсах и аукционах, которые размещаются в ЕИС.

Чтобы принять участие в госзакупках, нужно подать заявку – самостоятельно или при помощи советников. В заявке вы соглашаетесь с условиями закупки, заполняете описание товаров или услуг, предоставляете сведения о своей компании, наличии лицензий и прочих разрешений. Если уже пройдена аккредитация на торговой площадке, эти данные вводить не нужно. Важно все заполнить без грамматических ошибок, поскольку их наличие может служить основанием для отклонения заявки.

Инструкции, которая приведет вас к гарантированной победе в конкурсах или аукционах, не существует. Однако соблюдение правил участия в госзакупках увеличивает шансы на выигрыш.

  1. Первые заявки не должны быть высокодоходными.
  2. Грамотная подача заявки на участие – важный аспект. Первое время можно пользоваться помощью специалистов по заполнению форм. Вносимая информация должна быть актуальной.
  3. Чаще побеждают исполнители, предлагающие низкую цену. Однако нет смысла работать себе в убыток.
  4. Заказчики обращают внимание на опыт исполнителя. Старайтесь исполнять действующие контракты в полном объеме и без нарушений.
  5. Внимательно вычитывайте проект государственного контракта, описывайте все пункты, указанные в запросе.

Контракт подписывается в сроки, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, а предложенная вами цена услуги или товара в контракте не меняется. В контракте прописываются сроки выполнения и приемки, условия и сроки возврата, наложения штрафа и пени, возможность одностороннего отказа от исполнения.

Вообще все торги делятся на 2 категории:

  1. Бумажные торги (к ним относятся запрос котировок, конкурс, запрос предложений).Бумажные торги, судя из названия, проходят «на бумаге».

    Минусом бумажных торгов является то, что потенциальные участники «привязаны» к своей геолокации.

    Если же участник желает участвовать в бумажных торгах в другом городе или же регионе, то ему необходимо будет самостоятельно решать возникающие проблемы логистики.

  2. Электронные торги (электронный аукцион). Электронные торги проходят в интернете. Преимуществом электронных торгов является то, что участвовать в нем можно, не зацикливаясь на своем местонахождении.

    Любой поставщик (индивидуальный предприниматель) имеет право выставить свою кандидатуру и изъявить желание участвовать в государственной закупке (товара, работы или услуги).

Многие новички путаются в классификации понятий.

Итак, тендер – это любая процедура, которая подразумевает под собой выбор заказчиком лучшего поставщика (или лучшего исполнителя).

Электронный аукцион – это торги, которые проводятся на электронной площадке в онлайнрежиме и победителем становится тот, кто «выдаст» лучшую (самую оптимальную – то есть, дешевую, цену).

Котировка – данный вид относится к категории бумажных торгов. Отличительной особенностью таких торгов является то, что цену можно прописывать только 1 раз, то есть, фактически, у претендента на выигрыш не будет возможности торговаться и менять свою заявленную стоимость товара (или услуги), даже если он передумал.

В котировках ни для заказчика, ни для исполнителей не имеет значение ни стаж, ни опыт фирмы поставщика, а только заявленная цена.

В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:

  1. Федеральный закон №44 – ФЗ;
  2. Федеральный закон № 223-ФЗ.

Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2018 года). На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.

Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов. Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков. И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *