Льготы ветеранам великой отечественной войны статья 20

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ветеранам великой отечественной войны статья 20». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В данном субъекте нашей страны труженики тыла, защищенные законом, являющимся темой нашей статьи, могут получить путевки в санатории, как мы говорили выше, но лишь в тех случаях, когда величина пенсионных начислений данного лица всегда в 2 раза меньше, чем сумма установленного на конкретный день в стране прожиточного минимума.

Тут труженики тыла могут бесплатно посещать различные:

  • музеи;
  • выставки;
  • прочие мероприятия.

Также бесплатно им обходятся экскурсии.

Закон о ветеранах ВОВ: статья 20 о льготах

Поскольку Кемерово и прилегающая к нему область богаты природными ресурсами, а именно углем, то власти предлагают труженикам тыла оказывать поддержку выдачей данного натурального ресурса. Для тех из них, кому топливо не актуально (проживающим в квартире, например), предлагается единовременная выплата.

В краснодарском крае предоставляется труженикам тыла, согласно Административному регламенту, ежемесячная выплата денежных средств.

  • Трудились в тылу в период ВОВ (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945).
    Стаж их должен составлять не менее полугода. В список не включаются люди, проживавшие на временно оккупированных фашистами территориях.
  • Граждане, имеющие награды за самоотверженный труд во время ВОВ.

Получается, что под действие ст.

Какие права и льготы положены ветеранам вов в 2018 году

  • Организация погребения на любом кладбище, выбранном родственниками;
  • Транспортировка тела к месту погребения;
  • Кремирование или подготовка тела участника ВОВ к захоронению;
  • Установка памятника.

Изменения в 2018 году Как видно из вышеизложенного, пакет социальных услуг, полагающийся участникам Великой Отечественной войны, ещё достаточно широк. Но положения Федерального Закона регулярно теряют силу и принципиальных изменений в этот законодательный акт, направленных на улучшение качества жизни его субъектов, пока не предвидится.

Также пенсионерам-ветеранам ВОВ выплачивается ЕДВ и дополнительное денежное обеспечение (ДЕМО) в сумме:

  1. ЕДВ участникам ВОВ = 3 тыс. 361 руб. из которых компенсация за отказ от социальных услуг (льготный проезд+лекарства+санаторий) составляет 930 руб.
  2. ДЕМО участникам ВОВ = 1 тыс. руб.

Участники войны, награжденные медалями и орденами за заслуги перед отечеством, а также носящие звание Героя СССР получают дополнительную выплату в четырехкратном и трехкратном размере социальной пенсии (3 тыс. 626 руб.) Второе — бесплатное обеспечение жильем нуждающихся. При этом норма жилья составляет 36 кв. метров для одинокого ветерана или 18 кв. м. на каждого члена семьи, проживающего с ним.

Как доказать свой статус? Этот необходимо знать уже скорее не самим льготникам, а лицам, за ними ухаживающим. Ведь людям, трудившимся до 1945 года, нынче уже много лет. По кабинетам собеса и архивам не каждый сможет побегать.

Льготы ветеранам великой отечественной войны ст 20

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; 19) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; 20) внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому. (пп. 20 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ) 2.

Согласно ФЗ N 29-ФЗ 9 февраля 2003 года о внесении изменений и допол-нений в закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» подлежат к подвергшимся политическими репрессиями и признаются реабилитированными: — дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам — дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении -супруг (супруга), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы. Заявление о признании граждан реабилитированными подается в органы прокуратуры области, либо по месту нахождения органа, принявшего решение о применении репрессий. Ю.И. Смирнова Специалист отдела ОЗН.

Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 10) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ) 11) утратил силу.
В действующей редакции закона к инвалидам войны относят категорию граждан, которые собирали боеприпасы и военную технику и разминировали территории в годы ВОВ, а также ставших инвалидами после ранения, полученного не ранее февраля 1944 года. Соответственно те, кто получил ранения раньше февраля 1944 года, не подпадают под эту категорию. Инициаторы законопроекта хотят восстановить эту историческую несправедливость.

Коряжемский муниципальный вестник 7 мая 2003 (34) Ю.И. Смирнова Социальные льготы ветеранам Отдел социальной защиты населения администрации города подготовил ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые гражданами. Они в первую очередь касаются реализации социальных льгот согласно Федеральным законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О реабилитации жерт политических репрессий» за последние два месяца.

В нашем обществе есть граждане, имеющие особые заслуги. Им государство предоставляет всевозможные льготы. Регулирует данную ситуацию Закон «О ветеранах», ст. 20, в частности, описывает преференции, которые предоставляются некоторым категориям граждан. Данный пункт законодательства кажется не совсем понятным обычным людям, так как в нем идет отсылка к иным актам, отыскать текст которые не все способны. Давайте разберемся, в чем особенность ст. 20 закона о ветеранах ВОВ, как ее правильно читать и понимать. Кого касается Любой документ необходимо правильно разбирать, чтобы не ошибиться в его трактовке. Начнем с того, что Закон «О ветеранах» (ст. 20 в том числе) поэтапно описывает, какие льготы и преференции положены определенным категориям граждан. И прежде всего, они выявляются.

ФЗ «О ветеранах». Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Федеральному закону «О ветеранах» льготное обеспечение санаторно-курортными путевками не предусмотрено неработающим пенсионерам по возрасту.Каким категориям льготников и на основании каких документов производится замена удостоверений единого образца бланка ветерана Великой Отечественной войны? Выдача удостоверений ветерана Великой Отечественной войны единого образца, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.10.99 г.

  • Бесплатное изготовление любых видов протезов и их установка, за исключением стоматологического протезирования.

Ответственность за исполнение льготного положения ветеранов труда военного времени СССР возлагается на региональные власти. Это право реализуется согласно 22 статье закона “О ветеранах” и позволяет властям добавлять индивидуальные меры поддержки населения. Например, единая денежная выплата зависит от размера бюджета региона, если он позволяет платить больше, то это осуществляется в разных районах по своему: в Москве надбавка больше на 750 рублей, чем в Омской области.

Список льгот и компенсаций для конкретного региона можно узнать на официальном сайте правительства региона.

Социальная помощь населению в Москве на областном уровне регулируется мерами социальной поддержки, утвержденными властями города Москвы для граждан, относящихся к «региональным» льготным категориям. Указ о мерах претерпел изменения в 2020 году.

Согласно документу, осуществляются следующие программы:

  • ежемесячные начисления ветеранам труда в размере 1056 рублей;
  • бесплатный проезд в трамвае, метро, муниципальном транспорте и пригородных электричках (креме такси и маршруток);
  • 50% оплата КУ и съем жилья;
  • возврат средств, потраченных на связь по стационарному телефону (зависит от оператора связи);
  • бесплатное протезирование зубов не из драгоценных металлов;
  • бесплатные путевки в медицинские санатории с оплачиваемым проездом в обе стороны.

Ростовские власти также предоставляют труженикам тыла льготы:

  • бесплатная мед.помощь в любом государственном медучреждении, прием без очередей;
  • бесплатное и внеочередное право участия в культурно-массовых, социальных, просветительских мероприятиях, при этом за тыловиком приедут специальные организаторы, волонтеры и социальные помощники;
  • безвозмездное пользование общественным транспортом;
  • льготный проезд на пригородных поездах и автобусах с оплатой багажа по 50% скидке;
  • возврат суммы, затраченной на коммуналку, в размере 50%, а также за пользование домашним телефоном и радио (право распространяется на нетрудоспособных родственников ветерана).

Чтобы оформить и получить полагающиеся преференции, указанные в Законе “О ветеранах”, гражданину потребуется доказать статус труженика тыла и получить удостоверение.

Для этого ему необходимо обратиться в отделение социальной защиты населения по месту прописки и предоставить требуемые документы:

  • паспорт;
  • пенсионный билет;
  • заявление;
  • трудовая книжка;
  • при наличии — выписки из архивных фондов, выписки с прошлых мест работы и прочие.

После подтверждения статуса и почетного звания ветерана Труда, гражданину разрешено обращаться в дальнейшие инстанции для оформления некоторых видов льгот.

Чтобы получить причитающиеся законом послабления, скидки и компенсации ветераны вправе обратиться в следующие государственные инстанции:

  • Отдел социальной защиты населения.
  • Многофункциональный центр.
  • Портал Госуслуги.
  • Администрация.
  • Совет попечителей ветеранов.

В каждом учреждении тыловика проконсультируют, подскажут, какие документы необходимо предоставить на определенные льготы.

Основными документами согласно законодательным требованиям являются следующие:

  • удостоверение личности льготника;
  • пенсионный билет;
  • удостоверение “Труженик тыла”;
  • заявление на требуемые льготы (зависит от места обращения).

Остальные документы отличаются тем, на что претендует льготник.

Льготы ветеранам войны статья 20 после смерти

При рассмотрении заявления от гражданина на признание его привилегированного положения, ведомства отказывают на следующих основаниях:

  • возраст менее 60 лет;
  • отсутствует удостоверение “Ветерана труда”;
  • знаки отличия не являются трудовыми;
  • отказ от сельских привилегий при переезде в город.

Если гражданин считает отказ неправомерным, то вправе обжаловать его через районный суд. Для этого ему понадобится:

  1. Написать исковое заявление и указать причину обращения в суд.
  2. Приложить пакет документов, который он направлял на рассмотрение и отказ ведомства в предоставлении льгот.
  3. Ожидать решения суда.

В любом случае полученные награды имеют статус Федерального значения, и никто не вправе принижать их достоинство.

В России предоставляются различные преимущества гражданам времен СССР в период ВОВ. Компенсации, льготы и гарантии предоставляются не только участникам войны, но и трудовому народу, который обеспечивал все население страны в этот нелегкий период. Труженики тыла согласно Закону “О ветеранах” располагают широким спектром прав, гарантий и социальной помощи, как от государства, так и региональных властей.

Любой документ необходимо правильно разбирать, чтобы не ошибиться в его трактовке. Начнем с того, что Закон «О ветеранах» (ст. 20 в том числе) поэтапно описывает, какие льготы и преференции положены определенным категориям граждан.

И прежде всего, они выявляются. То есть, в тексте указываются конкретные параметры, по которым выявляются люди, подпадающие под действие этого документа. Из названия явствует, что это ветераны ВОВ. Но это всего лишь общее название.

К ветеранам причисляют и тех, кто воевал, людей, участвовавших в партизанском движении, работников тыла и еще множество других. Причем у каждой категории свои права, которые конкретизирует Закон «О ветеранах». Ст.

20 указанного документа выделяет из общего числа некоторые категории. А именно она говорит о гражданах, которые:

  • Трудились в тылу в период ВОВ (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945). Стаж их должен составлять не менее полугода. В список не включаются люди, проживавшие на временно оккупированных фашистами территориях.
  • Граждане, имеющие награды за самоотверженный труд во время ВОВ.

Получается, что под действие ст. 20 закона о ветеранах ВОВ подпадает всего две категории.

Текст изучаемой статьи короток. В нем говориться о том, что социальная защита, обозначенных выше, категорий льготников перекладывается на властные органы соответствующих субъектов федерации.

То есть, правительство РФ не отвечает за те льготы и услуги, которые в соответствии с законом получают другие ветераны ВОВ. Вопрос этот не только финансовый. Дело в том, что Россия – страна очень большая. В каждом субъекте свои проблемы и возможности.

Кроме того, население тоже распределено неоднородно, в том числе и ветераны. Где-то людей, на которых распространяется Закон «О ветеранах», ст. 20 в том числе, больше, в других регионах их проживает единицы. Разнятся и цифры, отражающие средний уровень доходов.

А не секрет, что льготы рассчитывают с учетом получаемых населением средств и необходимых расходов. Поэтому указанные категории граждан обеспечиваются исходя из обстановки в регионе.

Этот необходимо знать уже скорее не самим льготникам, а лицам, за ними ухаживающим. Ведь людям, трудившимся до 1945 года, нынче уже много лет. По кабинетам собеса и архивам не каждый сможет побегать. А доказывать статус придется справками и письмами. Если есть трудовая книжка – хорошо.

В ней указано, в каком населенном пункте и на каком предприятии работал человек. Но не каждая запись оформлялась в то время, как требует законодательство. Иногда забывали о датах, названиях, печатях. Все придется доказывать. То есть, писать в архивное учреждение того субъекта федерации, где работал человек.

Порой, процесс сбора доказательств затягивается. Бывают такие ситуации, когда человеку до полугодового стажа не хватает нескольких дней, а в этом случае, как говорит Закон о ветеранах ВОВ (ст. 20), льготы ему не положены. Обидно то, что никакие воспоминания или рассказы не помогают.

Госучреждение требует документальных доказательств.

Действительно, зачем столько труда, есть ли смысл тратить силы? Конкретно перечень льгот можно найти в местной нормативно-правовой базе. А Федеральный закон говорит только о том, какими они могут быть. Его текст носит рекомендательный характер. В перечень включены:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинская помощь;
  • протезирование зубов;
  • путевки в санаторий;
  • выплаты к праздникам;
  • преимущества при устройстве в дома-интернаты.

Это не полный список. Субъект может его дополнить по своему усмотрению. Как правило, люди означенной категории пользуются всеми перечисленными преференциями от государства. В бюджетах субъектов федерации выделяется финансирование на оплату указанных услуг. Средства выделяются, а граждане, обратившиеся за помощью, ее обеспечиваются.

Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ

Точные данные разнятся в зависимости от региона. Однако можно констатировать, что люди, сумевшие заполучить удостоверение ветеран тыла, могут рассчитывать на повышение пенсии. Им положена так называемая региональная добавка к основной сумме. В стране заботятся о – это подтверждает ст.

20 Федерального закона – ветеранах. Льготы им предоставляют по первому требованию, хотя многие не пользуются. Просто народ не знает законодательства. Так, о возможности поехать в санаторий бесплатно, некоторые граждане не осведомлены, что говорит о недостаточной работе органов соцзащиты.

А кто еще бабушке подскажет, что нужно попросить путевку?

ВОВ подпадает всего две категории.

Смысл документа Текст изучаемой статьи короток. В нем говориться о том, что социальная защита, обозначенных выше, категорий льготников перекладывается на властные органы соответствующих субъектов федерации. То есть, правительство РФ не отвечает за те льготы и услуги, которые в соответствии с законом получают другие ветераны ВОВ.

Вопрос этот не только финансовый.

Дело в том, что Россия – страна очень большая. В каждом субъекте свои проблемы и возможности.

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» льготы при погребении ветеранам ВОВ положены: Печальная статистика на сегодня: В прошлом году число ветеранов Великой Отечественной войны составляло 2.130 млн.

Чтобы получить льготу для похорон ветерана ВОВ льготы, нужно обратиться: Кроме денежных пособий, государство оплачивает: перевозку в морг, его услуги; подготовку к захоронению; изготовление гроба, венков или урны, если предусмотрена кремация; перевозку до кладбища; процедуру похорон и оформление документации; могильный памятник.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда. (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица. принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

1. К ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

2.1) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 320-ФЗ)

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 256-ФЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

3. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также — инвалиды войны) относятся: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения. контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Действие положений подпункта 3 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;

Подпункт 5 ст. 4 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 21 (часть 1) и 39 (часть 1), в той мере, в какой он не позволяет относить к инвалидам Великой Отечественной войны лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при проведении указанных работ ранее февраля 1944 года (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П).

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

1. Ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку): (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)

1) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более; (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)

2) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)

2. Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание «Ветеран военной службы».

3. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации.

1. Ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

1.1. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

4. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 163-ФЗ)

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Статья 20 закон о ветеранах льготы

ФЗ № 5 «О ветеранах» был принят в 1995, и регламентирует социальные гарантии для граждан, как воевавших на полях сражений Великой Отечественной, так и трудившихся в тылу. Статья № 20 данного закона касается непосредственно лиц, занятых в период Великой Отечественной на тыловых работах.

её довольно лаконично: ст. 20 «О ветеранах» льготы и все прочие обязанности по социальному обеспечению тружеников тыла делегирует субъектам Федерации. Им позволяется принимать соответствующие региональные нормативные акты, не противоречащие положениям ФЗ № 5.

Труженики тыла, в социально-правовом отношении законодательно приравнены к ветеранам войны. В эту категорию относятся следующие группы лиц:

  1. Трудившиеся во время ВОВ на любых тыловых работах не менее 6 месяцев.
  2. Имеющие награды за самоотверженный труд в период ВОВ.

В эти сроки не входит время, отданное работе на оккупированных врагом территориях и в концентрационных лагерях.

В эту категорию также не входят лица, привлекаемые оккупантами к принудительной трудовой повинности за пределами СССР, в качестве так называемых «остарбайтеров».

Перечень социальных льгот для перечисленных граждан определяется иными законодательными актами.

Перечень льгот ветеранам войны, в том числе труженикам тыла, достаточно обширен. Выглядит он следующим образом:

  • Бесплатное медицинское обеспечение в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Медицинские услуги оказываются ветеранам в поликлиниках, к которым они прикреплены по территориальному принципу, в ведомственных медучреждениях по месту их бывшей работы, а также в профильных государственных медучреждениях. Помимо собственно лечения, труженики тыла имеют право на бесплатное протезирование, изготовление и установку зубных имплантатов. Исключение составляют зубные протезы и имплантаты, изготовленные из драгметаллов или металлокерамики — их, при желании установить, ветерану придётся оплачивать самостоятельно.
  • 50% скидка на лекарственные препараты. Это касается всех медикаментов, выписанных лечащим врачом, и приобретаемых в аптеках в соответствии с рецептом.
  • Право приёма без очереди во всех государственных и муниципальных учреждениях. Многие частные коммерческие заведения, отдавая дань уважения ветеранам, также устанавливают у себя подобные правила по собственному почину.
  • Бесплатный проезд в муниципальном общественном транспорте, и 50% скидку на передвижение в автобусах и электропоездах пригородного сообщения в пределах одного региона. Данное положение не касается такси и прочих частных перевозчиков. Также оно не распространяется на авиационный и водный транспорт.
  • 50% возмещение затрат на коммунальные услуги: водоснабжение, газ, тепло, электроэнергию, канализация.
  • Бесплатная помощь социального работника труженикам тыла, имеющим инвалидность.

Отдельные регионы могут устанавливать свои дополнительные преференции, действующие в рамках данного субъекта Федерации. Перечень их достаточно широк — начиная от доплат к пенсии, и заканчивая предоставлением муниципального жилья на условиях льготного соцнайма.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О ветеранах» льготы предоставляются исключительно гражданам, имеющих статус ветерана или труженика тыла. Для его получения потребуется обратиться в местный орган социальной защиты. При этом гражданину нужно предоставить сотрудникам учреждения следующие документы:

  • Общегражданский паспорт РФ.
  • Доказательства о наличии, как минимум полугодового рабочего стажа в период ВОВ. Ими являются трудовая книжка, либо соответствующая справка от организации-работодателя. Если данной организации уже не существует, справка выписывается в государственном архиве.
  • При наличии наград за трудовую деятельность в тылу, предоставлять справки о стаже работы не потребуется. Достаточно предъявить наградную книжку.

После рассмотрения поданных документов работниками органов соцобеспечения, гражданину присваивается статус «Труженик тыла», подтверждаемый официальным удостоверением.

После этого он обретает все права на получение полагающихся льгот, оформление которых производится также в учреждении соцобеспечения.

Компенсации затрат на услуги ЖКХ рассчитывается, исходя из реальных затрат ветерана. В расчёт принимаются следующие параметры:

  • Величина занимаемой гражданином жилплощади.
  • Число прописанных на ней людей.
  • Размер региональных тарифов на коммунальные услуги.
  • Потребление энергоресурсов в соответствии с показаниями счётчиков.

Поэтому, для субсидирования расходов на коммунальные услуги, следует представить в отдел соцобеспечения:

  1. Паспорт и его ксерокопию.
  2. Ветеранское удостоверение.
  3. Ксерокопии квитанций об оплате коммунальных счетов.
  4. Выписку из домоуправления.
  5. Номер лицевого счёта в банке.

Начисление и выплата компенсаций производится в месячный срок с момента принятия документов.

Чтобы получить социальное пособие, предназначающееся для покрытия затрат на похороны ветерана, его родственники должны подать в собес следующий комплект документации:

  1. Паспорт РФ.
  2. Документы, подтверждающие факт смерти ветерана.
  3. Ветеранское удостоверение усопшего.
  4. Квитанции и чеки, подтверждающие расходы на ритуальные услуги.

Устанавливаемые законом «О ветеранах», ст. 20, льготы предоставляются не федеральным правительством, а региональными органами власти. Поэтому набор преференции в разных субъектах Федерации различен.

Наиболее значителен он в столичном регионе: ветеранам-москвичам положена ежемесячная доплата к пенсии в размере 1,5 тысячи рублей. Для сравнения в Санкт-Петербурге эта сумма менее 900 рублей, а в Перми всего 380.

Также столичным ветеранам доступно бесплатное посещение музеев, экскурсий, выставок, общественных мероприятий.

Любой документ необходимо правильно разбирать, чтобы не ошибиться в его трактовке. Начнем с того, что Закон «О ветеранах» (ст. 20 в том числе) поэтапно описывает, какие льготы и преференции положены определенным категориям граждан. И прежде всего, они выявляются. То есть, в тексте указываются конкретные параметры, по которым выявляются люди, подпадающие под действие этого документа. Из названия явствует, что это ветераны ВОВ. Но это всего лишь общее название. К ветеранам причисляют и тех, кто воевал, людей, участвовавших в партизанском движении, работников тыла и еще множество других. Причем у каждой категории свои права, которые конкретизирует Закон «О ветеранах». Ст. 20 указанного документа выделяет из общего числа некоторые категории. А именно она говорит о гражданах, которые:

  • Трудились в тылу в период ВОВ (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945). Стаж их должен составлять не менее полугода. В список не включаются люди, проживавшие на временно оккупированных фашистами территориях.
  • Граждане, имеющие награды за самоотверженный труд во время ВОВ.

Получается, что под действие ст. 20 закона о ветеранах ВОВ подпадает всего две категории.

Текст изучаемой статьи короток. В нем говориться о том, что социальная защита, обозначенных выше, категорий льготников перекладывается на властные органы соответствующих субъектов федерации. То есть, правительство РФ не отвечает за те льготы и услуги, которые в соответствии с законом получают другие ветераны ВОВ. Вопрос этот не только финансовый. Дело в том, что Россия – страна очень большая. В каждом субъекте свои проблемы и возможности. Кроме того, население тоже распределено неоднородно, в том числе и ветераны. Где-то людей, на которых распространяется Закон «О ветеранах», ст. 20 в том числе, больше, в других регионах их проживает единицы. Разнятся и цифры, отражающие средний уровень доходов. А не секрет, что льготы рассчитывают с учетом получаемых населением средств и необходимых расходов. Поэтому указанные категории граждан обеспечиваются исходя из обстановки в регионе.

Ветеран войны ст 20 какие льготы

Этот необходимо знать уже скорее не самим льготникам, а лицам, за ними ухаживающим. Ведь людям, трудившимся до 1945 года, нынче уже много лет. По кабинетам собеса и архивам не каждый сможет побегать. А доказывать статус придется справками и письмами. Если есть трудовая книжка – хорошо. В ней указано, в каком населенном пункте и на каком предприятии работал человек. Но не каждая запись оформлялась в то время, как требует законодательство. Иногда забывали о датах, названиях, печатях. Все придется доказывать. То есть, писать в архивное учреждение того субъекта федерации, где работал человек. Порой, процесс сбора доказательств затягивается. Бывают такие ситуации, когда человеку до полугодового стажа не хватает нескольких дней, а в этом случае, как говорит Закон о ветеранах ВОВ (ст. 20), льготы ему не положены. Обидно то, что никакие воспоминания или рассказы не помогают. Госучреждение требует документальных доказательств.

Действительно, зачем столько труда, есть ли смысл тратить силы? Конкретно перечень льгот можно найти в местной нормативно-правовой базе. А Федеральный закон говорит только о том, какими они могут быть. Его текст носит рекомендательный характер. В перечень включены:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинская помощь;
  • протезирование зубов;
  • путевки в санаторий;
  • выплаты к праздникам;
  • преимущества при устройстве в дома-интернаты.

Это не полный список. Субъект может его дополнить по своему усмотрению. Как правило, люди означенной категории пользуются всеми перечисленными преференциями от государства. В бюджетах субъектов федерации выделяется финансирование на оплату указанных услуг. Средства выделяются, а граждане, обратившиеся за помощью, ее обеспечиваются.

Точные данные разнятся в зависимости от региона. Однако можно констатировать, что люди, сумевшие заполучить удостоверение ветеран тыла, могут рассчитывать на повышение пенсии. Им положена так называемая региональная добавка к основной сумме. В стране заботятся о – это подтверждает ст. 20 Федерального закона – ветеранах. Льготы им предоставляют по первому требованию, хотя многие не пользуются. Просто народ не знает законодательства. Так, о возможности поехать в санаторий бесплатно, некоторые граждане не осведомлены, что говорит о недостаточной работе органов соцзащиты. А кто еще бабушке подскажет, что нужно попросить путевку?

Зачастую состояние здоровья льготников таков, что не позволяет им уезжать далеко от дома, это все пожилые люди. Законодательством не установлено, что вместо путевки можно попросить средства, которые бюджет «сэкономил». А детали следует узнавать в своем собесе. Например, в больших городах некоторым ветеранам оплачивают посещение бассейна дважды в неделю. Сейчас бывшие тыловики получили возможность за счет государства посетить Крым. А ведь многие никогда и моря-то не видели. Говорят, в санаториях все предусмотрено для ухода за сильно пожилыми и больными людьми. А что придумало правительство вашего региона? Напишите в комментариях. Если мы друг другу не поможем, то кто еще?

Статья 20 закона о ветеранах устанавливает, что лица, которые работали в тылу в период с 22.06.1941 до 09.05.1945 (не менее 6 месяцев), за исключением времени работы на оккупированных территориях СССР, а также те, кто награжден медалями или орденами за самоотверженный труд в период ВОВ, могут претендовать на меры социальной поддержки, которые устанавливаются субъектами РФ.

Для того чтобы узнать, какие именно льготы положены данным категориям граждан, им необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Статья 21 ФЗ О ветеранах устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ и ветеранов боевых действий:

  • Льготы, связанные с пенсионным обеспечением.
  • Преимущество при вступлении в различные кооперативы и объединения граждан.
  • Обеспечение жильем вышеуказанных категорий граждан, если они встали на учет до 01.01.2005.
  • Сохранение права на медицинское обеспечение в государственных учреждениях здравоохранения, к которым они были прикреплены при жизни погибших (умерших) родственников.
  • Оплата 50% коммунальных услуг и плата за жилое помещение.
  • Выдача путевок на санаторно-курортное лечение по последнему месту работы (при наличии медицинских показаний).
  • Первоочередной прием в дома престарелых, различные интернаты для инвалидов.

    В данной статье также перечисляются категории членов семьи погибших (умерших) ветеранов, которые могут получить вышеуказанные социальные гарантии.

    Статья 22 ФЗ О ветеранах посвящена мерам поддержки со стороны государства ветеранов труда. В этой статье всего 2 строчки, которые оповещают нас о том, что данные меры должны устанавливаться субъектами РФ самостоятельно.

    Согласно статье 7 этого же закона, к ветеранам труда относятся следующие категории граждан:

  • получившие звание Ветеран труда
  • награжденные орденом или медалью либо же удостоенные почетных званий СССР/РФ и имеющие рабочий стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет
  • те, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в годы ВОВ и чей трудовой стаж составляет 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    Исходя из вышеизложенного, можно четко определить, что ветераны труда могут претендовать на 2 вида льгот: федеральные и региональные. Последняя группа устанавливается в каждом субъекте индивидуально законом или иным нормативным правовым актом. А вот часть федеральных льгот мы обозначим:

  • Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта.
  • Оплата 50% коммунальных услуг.
  • Предоставление отпуска в удобное для ветерана время.
  • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных учреждениях здравоохранения (имеется в виду только услуга).
  • Бесплатное обслуживание в системе здравоохранения и т. д.

    Несмотря на то, что ФЗ О ветеранах был принят в 1995 году, за почти 10-летний период существования он постоянно совершенствовался и приводился в соответствие с существующей социально-экономической и политической ситуацией.

    Например, в 2002 году в него были внесены изменения по включению новой категории ветеранов, подпадающих под его действие, — граждан РФ, которые являлись участниками боевых действий в Чеченской республике.

    Чуть позже, в связи с принятием закона № 122-ФЗ, который касался монетизации льгот, в ФЗ О ветеранах также были внесены соответствующие изменения.

    На сегодняшний день подготовлены новые изменения в этот закон, а именно в статью 4. В действующей редакции закона к инвалидам войны относят категорию граждан, которые собирали боеприпасы и военную технику и разминировали территории в годы ВОВ, а также ставших инвалидами после ранения, полученного не ранее февраля 1944 года. Соответственно те, кто получил ранения раньше февраля 1944 года, не подпадают под эту категорию. Инициаторы законопроекта хотят восстановить эту историческую несправедливость.

    Коряжемский муниципальный вестник

    Социальные льготы ветеранам

    Отдел социальной защиты населения администрации города подготовил ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые гражданами. Они в первую очередь касаются реализации социальных льгот согласно Федеральным законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О реабилитации жерт политических репрессий» за последние два месяца.

    Кто имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортными путевками через отдел социальной защиты населения администрации города?

    На органы социальной защиты населения администрации города возложена обязанность по обеспечению бесплатными санаторно-курортными путевками следующих категорий пенсионеров:

    — неработающих инвалидов, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов»

    — инвалидов Великой отечественной войны (ВОВ)

    — участников Вов, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин

    — военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

    Заявления на санаторно-курортные путевки принимаются отделом социальной защиты населения администрации города в кабинете N 135.

    Денежная компенсация за неиспользованное санаторно-курортное лечение может быть выплачена 1 раз в 2 года инвалидам Вов и приравненных к ним по льготам, имеющим право на социальные льготы по ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

    Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Федеральному закону «О ветеранах» льготное обеспечение санаторно-курортными путевками не предусмотрено неработающим пенсионерам по возрасту.

    Каким категориям льготников и на основании каких документов производится замена удостоверений единого образца бланка ветерана Великой Отечественной войны?


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *