Как проверить тарифный метод обоснования цены

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проверить тарифный метод обоснования цены». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде всего, при определении НМЦК тарифным методом в документации необходимо дать ссылку на нормативный акт, который использовался при расчете.

Кроме того, существуют устоявшиеся особенности применения данного способа. Исходя из анализа официального сайта Единой информационной системы (ЕИС), стоит отметить, что тарифный метод используется чаще при осуществлении закупки у единственного поставщика, чем при проведении закупок другими способами.

Тарифный метод определения НМЦК по 44-ФЗ

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.
Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Инструкция по обоснованию НМЦК тарифным методом

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
  • Конкурс на закупку строительных работ
  • Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  • Демпинг цен в закупках по 44‑ФЗ
  • Все, что вы хотели знать про обучение по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ в Контур.Школе
  • Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы
  • История о том, как один поставщик влез в закупку под другого поставщика и выиграл

В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным.

Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Таким образом, как отмечается Минфином России, для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников3.

Данный метод заключается в анализе рыночных цен на идентичные товары, работы, услуги, или при их отсутствии – на однородные товары, работы, услуги.

Идентичными, как разъясняется в положениях частей 13 – 15 статьи 22 Закона о контрактной системе, являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными товарами являются те товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и/или состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.

Так, например, идентичными признаются автомобильные покрышки одной и той же марки, с одними и теми же характеристиками, но поставляемые разными продавцами. Если же покрышки будут иметь одинаковые характеристики, но марки производителя у них будут разные, такие товары могут быть признаны однородными.

Для получения необходимых данных для анализа рынка целесообразно предпринимать сразу несколько шагов, описанных в пунктах 3.7.1 – 3.7.4.8 Методических рекомендаций:

• направить запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Количество запросов нормативно никак не закреплено зависит от сформированности рынка на закупаемые товары, работы, услуги. Методические рекомендации предусматривают направление не менее 5 запросов, чтобы получить на них не менее 3 ответов, но обычно заказчики ограничиваются 3 запросами.

• разместить запрос в Единой информационной системе в сфере закупок о предоставлении информации об НМЦК;

• проанализировать данные из реестра контрактов по закупаемым товарам, работам, услугам. Контракты при этом должны быть заключены не ранее последних 3 лет и исполнены без нарушений;

• использовать общедоступную информацию.

Так, при расчёте цены на поставку бензина автомобильного можно использовать цену литра топлива, взятую из коммерческого предложения потенциального поставщика, открытые статистические данные на сайте Росстата, а также официальную информацию мониторинга цен о максимальной и минимальной стоимости топлива за месяц, публикуемую на сайте органа государственной власти субъекта.

Если на закупаемые товар, работу или услугу распространяется нормирование в сфере закупок, то для обоснования НМЦК возможно использовать нормативный метод.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)6.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

В частности, метод заключается в использовании предельных цен товара, работы, услуги, установленных приказами о нормировании, размещенными в ЕИС в сфере закупок.

Так, например, в системе МВД России предельная цена услуги по заправке картриджей для принтеров (печатающих устройств) в расчёте на 1 картридж составляет 700 рублей, в соответствии с разделом 6 главы II приложения к Распоряжение МВД России от 13.07.2018 № 1/7962 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг».

Нормативный метод возможно сочетать с методом сопоставимых рыночных цен, однако в этом случае НМЦК, определённая с помощью метода анализа рынка, не должна превышать нормативную.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Данный метод определения НМЦК эффективен в случае установления на закупаемые товары, работы или услуги регулируемых государством или муниципальными образованиями цен (тарифов).

Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Также указанными методическими рекомендациями установлено, что, при применении тарифного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности. По мнению Минэкономразвития России, в случае если предельные цены (тарифы) на товары, работы, услуги по предмету закупки установлены правовыми актами органов местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности, заказчик вправе применить тарифный метод для определения НМЦК7.

Особой разновидностью тарифного метода является его применение при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Порядок определения НМЦК в данном случае определён Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения». Особенность заключается в том, что НМЦК рассчитывается одновременно тремя способами (пункт 3 вышеуказанного приказа):

• одним из методов, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ;

• средневзвешенной ценой, то есть ценой на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета;

• референтной ценой, то есть ценой, рассчитываемой автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и передаваемой в ЕИС в сфере закупок.

После чего заказчик использует для обоснования НМЦК с минимальным значением.

Исходя из положений части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе, данный метод может применяться в случаях:

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство должно осуществляться исключительно при наличии проектной документации10.

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Данный метод применяется редко, чаще всего как дополнение к другим методам обоснования НМЦК, и заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Как указывается в Методических рекомендациях, при определении произведенных затрат учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Письмом Минэкономразвития от 31.12.2014 № Д28и-2917 «О необходимости наличия в составе заявки на участие в открытом конкурсе (второй части заявки на участие в электронном аукционе) сертификата о происхождении товара по форме СТ-1» определено, что затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Представляется целесообразным использовать данный метод в дополнение к методу анализа рынка при закупке проектных и изыскательских работ. Пример применения затратного метода при закупке научно-исследовательской работы по теме: «Разработка методов повышения эффективности государственных закупок» приведён в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям.

Необходимость обоснования НМЦК при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

В практике часто возникает вопрос о необходимости обоснования НМЦК в случае, если контракт заключается по части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Нормами части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе, НМЦК или цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона о контрактной системе.

Исходя из положений части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должна определяться и обосновываться только в случаях, перечисленных в самом Законе о контрактной системе.

Такие случаи (точнее, исключение из общего правила необходимости обоснования цены контракта) перечислены в части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Следовательно, если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 — 48, 50 – 55 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обосновывать цену контракта методами, указанными в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, не требуется.

  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право

Как проверить тарифный метод обоснования цены

Закон № 44-ФЗ является основным регламентирующим нормативным актом в части осуществления госзакупок и выполнения госзаказов. В этом законодательном акте прописаны способы формирования контракта, его ценности, составления и заключения.

Цена контракта по 44-ФЗ определяется по ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В п. 1 этой статьи прописан порядок её формирования. В остальных пунктах подробно описывается каждый метод, случаи использования каждого.

НМЦК по 44-ФЗ формируется заказчиком самостоятельно одним из описанных ниже способов:

  • метод сопоставимых рыночных цен. Проводится анализа рынка, поэтому этот способ могут называть по-иному;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод;
  • нормативный метод.
  • тарифный метод;

Это не полный список, у заказчика есть право применить свой метод формирования начальной максимальной цены контракта. Но нужно обязательное обоснование целесообразности его применения.

При употреблении метода сопоставимых рыночных цен происходит сравнение ценников на аналогичные предметы сделки в данном регионе.

Например, стоимость молочной продукции в Московской области будет несколько разниться с показателями на тот же продукт в Рязанской области.

Если закупки будут проводиться в Рязанской области, то к сравнению берут показатели в этом субъекте федерации, а не в соседнем.

Сравнивается ценность в коммерческом сегменте рынка. У госзаказчика есть право применять корректирующие показатели и индексы для пересчёта. Для сравнения и формирования начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ необходимо экономическое обоснование их использования.

Важно! Если госзаказчик выбрал такой вариант формирования ценности своего заказа, то ему рекомендуется брать к сравнению показатели не менее чем у 3 поставщиков. Это позволит максимально точно определить ценность будущей закупки.

Нормативный метод применяют для расчёта начальной цены контракта на основании требований, которые предъявляются к предмету сделки ст. 19 соответствующего закона. Необходимо использовать информацию о предельно допустимом значении цен на идентичные или одинаковые предметы сделки.

Тарифный метод по 44-ФЗ применяется при нормативном регулировании цен подобные предметы сделки на государственном или муниципальном уровне. Тогда цена контракта по 44-ФЗ определяется на уровне регулируемой стоимости.

Проектно-сметный метод применяться только для определения цены сделки для определённых видов работ. Полный перечень представлен так:

  • работы по осуществлению всех этапов строительства капитальных объектов, с применением разработанных нормативных показателей;
  • сохранение культурного наследия различных этнических групп, проживающий на территории наше страны в различных регионах.

Важно! Если по итогам конкурса на проведение текущего ремонта зданий и сооружений определился только один поставщик, цена заключаемого с ним контракта будет определяться данным методом.

Если иные методы невозможно применить, заказчик должен использовать затратный. То есть, цена контракта это сумма всех затрат (прямых и косвенных), которые обычно возникают при производстве, приобретении, хранении и реализации конкретного предмета сделки.

Все сведения берутся из открытых и общедоступных источников информации в сети на официальных электронных интернет-площадках, в статистической отчётности, на биржах и в прочих источниках.

Обоснование установленной ценности происходит в письменном виде. Заказчик оформляет документ с подробным расчётом. К этому документу он прикладывает документы, на основании которых производились расчётные действия. Источники получения информация указывать не нужно. Обоснование необходимо опубликовать в открытом доступе.

Вся документация, которая была использована заказчиком для расчёта, сохраняется в закупочной «папочке». Если это были бумажные документы, то сохраняются их копии. Если информация поступала в электронном виде (скриншоты, ссылки на официальные источники, изображения страниц сайтов), она в таком же виде сохраняется.

Обоснование ценности является одним из разделов конкурсной документации. Выглядеть он может так:

При формировании данного раздела необходимо дать следующую информацию:

  • сведения о том лице, в чьи полномочия входит утверждение данного документа;
  • номер раздела по порядку;
  • название закупки;
  • название метода, с помощью которого определялась цена контракта;
  • фактическое обоснование. Как правило, достаточно сделать ссылку на ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Если применяется проектно-сметный метод, то в качестве обоснования ценности контракта будет выступать смета расходов на достижение прописанного в контракте результата. Например, если предметом закупки выступает некая работа, то обоснованием её цены будет смета на все промежуточные результаты.

Итоговая сумма указывается без НДС. Расчёт без налога выглядит вот так:

Чтобы определить окончательную стоимость контракта, нужно к полученному значению прибавить НДС. По общим правилам он равен 20%. Некоторые товары или услуги попадают под льготное налогообложение – 0% и 10%.

Размер НДС необходимо отразить в обосновании цены. Выглядит это так:

Существуют методические рекомендации, которыми должны руководствоваться заказчики для верного определения и подсчёта ценности своего контракта. При совершении госзакупок, их контролирует ФАС. Поэтому к вопросу определения цены стоит подходить с умом. Нельзя установить слишком низкую ценность контракта, но и высокую тоже нельзя.

Нужно соблюсти следующий порядок действий:

  1. Определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона.
  2. Установить, при необходимости, дополнительные требования к закупаемым предметам.
  3. Через открытую информацию и общедоступные источники исследовать рынок.
  4. Опираясь на требования Закона № 44-ФЗ, необходимо описать предмет будущей сделки. Ориентироваться нужно на ст. 33 регламентирующего нормативного акта.
  5. Основываясь на полученных сведениях, нужно выбрать метод определения цены по 44 ФЗ.
  6. Используя выбранный метод, рассчитать НМЦК и установить её. Если нет возможности произвести расчёт ценности одним из способов, представленных выше, можно использовать несколько в комплексе.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Как обосновать НМЦК в 2020 году

Под обоснованием цены предполагается расчет цены на закупаемые товары, который должен быть подтвержден приложенными справочной информацией, документами или реквизитами документов, по которым был сделан расчет. Если данная информация будет размещена в Интернете, то нельзя указывать наименование поставщиков, которые предоставили информацию.

Закон выделяет следующие методы:

  1. Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
  2. Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
  3. Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
  4. Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.

Если ни один из вышеперечисленных методов не подходит, то можно в качестве обоснования цены избрать и другой метод, но тогда потребуется обосновать, почему отсутствовала возможность применить методы, указанные в законе.

Более подробно рассмотрим такой метод определения цены как анализ рынка, так как он является приоритетным и наиболее востребован.

Под анализом рынка закон понимает получение информации о ценах на рынке, установленных для идентичных товаров, которые необходимо закупить, а если идентичные товары найти не представляется возможным, то для анализа применимы и однородные товары.

Два однородных шкафчика для переодевания схожи по следующим критериям: страна производства, материал изготовления, функциональное назначение. Принципиальное отличие: размер (во втором варианте секций меньше), дополнительные функции (во втором варианте есть функция подсушки).

Минэкономразвития рекомендует осуществить следующие действия:

  1. выбрать товар (услугу, работу) которую необходимо закупить;
  2. определить требования, по которым будет отбираться товар и условия поставки;
  3. исследовать общедоступные источники информации на предмет рыночных цен на закупаемый товар и условия поставки;
  4. описать объект закупки с учетом требований ст. 33 ФЗ 44;
  5. осуществить проверку принятых по данному объекту закупки государственных и муниципальных нормативных актов;
  6. выбрать метод расчета цены;
  7. рассчитать цену;
  8. сформулировать обоснование.

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование. Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст.

18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.

2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

Памятка – Расчет и обоснование НМЦК. Метод анализа рынка. Часть 1

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены.

Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации.

Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.).

Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.).

В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.
Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок

Запрос котировок в «бумажной» форме

Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Избегайте типичных ошибок при обосновании НМЦК

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см. Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Выбираем способ обоснования цены

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

1. Определить потребность в конкретном ТРУ.

2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.

3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.

4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ.

Выбор метода напрямую связан с тем, что заказчик собирается закупить. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Однако было бы ошибочно применять его, скажем, при закупке коммунальных услуг, ведь для них установлены тарифы.

Перед выбором метода нужно провести тщательный анализ объекта закупки. Если у проверяющих возникнут вопросы к методу обоснования цены, закупку могут отменить.

Иногда заказчики допускают и вовсе глупые ошибки. Так случилось в закупке работ по капитальному ремонту — заказчик попросту не обосновал НМЦК. Между тем для таких закупок существует специальный метод — проектно-сметный.

А вот еще один пример неправильного выбора методы: в закупке по ремонту водопроводных систем цена обоснована рыночным методом. Контролеры, а вслед за ними и суд, установили, что это неверно. Метод анализа рынка не может определить реальную стоимость ремонтных работ. Нужно было применять проектно-сметный метод.

Таблица в конце статьи подскажет, как правильно выбрать метод обоснования НМЦК.

Название метода

Когда применять

Метод сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка) Приоритетный метод. Применяется на хорошо развитых рынках, где есть не менее 5 поставщиков
Нормативный метод Для объектов, для которых установлены предельные цены (статья 19 закона 44-ФЗ)
Тарифный метод Для объектов, в отношении стоимости которых установлены тарифы
Проектно-сметный метод При закупке строительных и ремонтных работ, контрактов на реконструкцию, работ по сохранению объектов культурного наследия
Затратный метод Если остальные методы применить невозможно или их нужно дополнить
Иной метод Когда вышеперечисленные методы не подходят. Требуется обоснование

Правильное определение НМЦК по 44-ФЗ очень важно для проведения закупочных мероприятий. Согласно ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, НМЦК определяется и обосновывается госзаказчиком с применением одного или нескольких методов.

Использование указанных здесь методов должно опираться не только на положения 44-ФЗ, но и на приказ Минэкономразвития №567 от 2013 года «Об утверждении Методических рекомендаций…». Также можно пользоваться иными методическими рекомендациями для государственных/муниципальных заказчиков, утвержденных на региональном уровне (например, распоряжением Правительства Москвы от 2014 года №242-РП).

Заказчик должен не только провести расчеты стоимости, но и сделать обоснование НМЦК. Обоснование стоимости имеет письменную форму. К ней необходимо приложить комплект подтверждающей документации, на основании которой выполнялись расчеты.

Это, в частности, коммерческие предложения, которые были предоставлены поставщиками. Но сами сведения о компаниях, предоставивших заказчику необходимую ему документацию, в обосновании не приводятся.

Согласно приказу №567 Минэкономразвития, в процессе ценообразования закупок заказчику следует придерживаться такого алгоритма:

  1. Определяется потребность в товарах и услугах с учетом целевого предназначения закупок.
  2. Устанавливается перечень требований к приобретаемым товарам и услугам, а также требования к условиям поставки товаров и услуг.
  3. Проводится маркетинговое исследование рыночной отрасли с помощью анализа открытых источников информации. Его целями является выявление товаров и услуг, отвечающих требованиям заказчика.
  4. Формируется описание закупочного объекта.
  5. Заказчику следует удостовериться, что в специальных нормативно-правовых актах не содержится ограничений по НМЦК с учетом объекта закупки.
  6. Определяется метод для расчета и обоснования НМЦК.
  7. Производится расчет НМЦК.
  8. Готовится его документальное обоснование.

Таким образом, от НМЦК зависят некоторые ограничения в выборе закупочной процедуры, сроки проведения торгов и прочие условия заключения госконтракта. Заказчик наделен обязанностью рассчитать и обосновать максимальную цену госконтракта. При этом ему следует использовать один из указанных в 44-ФЗ подходов: метод сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, затратный, проектно-сметный методы. Приоритетом обладает первый метод. Для определения НМЦК через метод сопоставимых цен рекомендовано использовать как минимум 3 варианта цен. Если закупаемый товар или услуга являются достаточно специфичными и ни один подход применить не удается, то заказчик должен это обосновать.

Почему нарушают и кто выявляет — максимально коротко

Ценообразование в закупках — прямая задача заказчика.

Зачастую этот процесс неочевиден для поставщиков или проверяющих. Заказчик может намеренно или случайно допустить ошибку в расчетах или формально выполнить процесс обоснования цены. Проверяет эти процессы Федеральное казначейство и его территориальные управления.

Они проводят контрольные мероприятии, находят нарушения при обосновании НМЦК и штрафуют заказчиков и их уполномоченных лиц на суммы от 20 тыс. до 30. тыс. руб. Итак, сначала покажу вам самые частые нарушения должностных лиц заказчика при обосновании цены. Я выявила четыре типа таких нарушений.

Из практики. Федеральный заказчик при формировании цены контракта на оказание услуг сотовой связи выбрал и обосновал НМЦК тарифным методом. Но такой метод применяют исключительно в тех случаях, когда цены регулирует государство.

Решение. По результатам проверки заказчика признали нарушившим часть 8 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание устранить нарушения и установить надлежащую НМЦК строго до начала проведения закупки.

Однако и штрафа заказчик также не избежал. Потому что неверный метод обоснования влечет за собой риск завышения НМЦК, а это уже может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств, за которое наступает уже уголовная ответственность (ст. 285.1 УК).

Нарушение или польза? Пограничный случай: формальное нарушение обоснования есть, но и экономия бюджета с конкуренцией тоже есть! Обвинить заказчика или похвалить

Каким образом действовать заказчику, чтобы сэкономить бюджет, закупить качественный товар, работу или услугу и не получить предписание от контрольного органа. И еще сложнее: что если при этом придется не то чтобы намеренно врать про значения показателей для обоснования НМЦК, но показывать их усредненные значения, иначе других данных в тот момент просто брать было неоткуда… Попробуем рассмотреть вопрос на конкретном примере.

Из практики.

1 ноября 2019 года Казначейство проводило камеральную проверку федерального заказчика на предмет соблюдения правил обоснования НМЦК и правил нормирования. После камералки комиссия составила акт, где указала на все недостатки.

В частности, проверяя обоснования НМЦК, заключаемых при проведении закупок во всех субъектах РФ по подключению к сети передачи данных, контролеры зафиксировали необоснованное усреднение данных для расчетов. А именно: заказчик попросту не учитывал разницу и специфику отдельного региона, количество подключаемых учреждений, а также стоимость выполнения сопутствующих работ на разных местностях. К примеру, по прокладке волоконно-оптической линии связи установили всего одно среднее значение НМЦК для всего контракта, что противоречит принципу соблюдения конкуренции.

Контролеры ФАС устанавливают нарушения заказчиков, когда проводят плановые, внеплановые проверки и рассматривают жалобы от участников. Контролеры находят нарушения, заключающиеся в ненадлежащем описании объекта закупки и неполноте сведений о закупаемых товарах, работах, услугах и многие другие нарушения закона.

Разумеется, ФАС видит в том числе и нарушения, связанные с некорректным обоснованием НМЦК. Но из-за отсутствия полномочий выносить решения и выдавать предписания нарушителям по этим делам антимонопольный орган передает материалы дела своему коллеге — органу финансового контроля, а именно Казначейству или его территориальному управлению.

Пример

В феврале 2020 года в ФАС поступила жалоба от участника-ООО на действия федерального заказчика. По мнению заявителя, обоснование НМЦК сформировано без учета положений приказа Минздрава от 19.12.2019 № 1064н, так как заказчик не учел коммерческое предложение, которое содержало минимальную цену требуемого лекарственного препарата.

В итоге эту жалобу по подведомственности смогли лишь передать в Федеральное казначейство. Потому что на данный момент ФАС не обладает полномочиями по рассмотрению подобных доводов. Но произойдут новые поправки в Законе № 44-ФЗ, в том числе связанные с оптимизацией контрольно-надзорной деятельности. И кто знает, возможно, через какое-то время и ФАС сможет самостоятельно выявлять подобные нарушения и штрафовать заказчиков за недобросовестные действия при обосновании начальной цены.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ

ОБОСНОВАНИЕ НМЦК И НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ

Когда находят нарушение, контролеры из Казначейства могут зафиксировать факты как завышения, так и занижения НМЦК, потому что отсутствует возможность установить истинную рыночную стоимость закупаемых ТРУ. В таком случае заказчику могут выдать предписание об устранении нарушения и наложить административный штраф в размере до 10 тыс. руб.

Если же Казначейство находит явное завышение при обосновании НМЦК и не находит возможности процедурной экономии бюджетных средств, контролеры могут направить информационное письмо и материалы по этому делу коллегам из ФАС. Например, при казначейской проверке обнаружили, что заказчик выбрал открытый конкурс для закупки строительно-монтажных работ, несмотря на то что эти работы включены в аукционный перечень, — они передадут это дело в территориальное УФАС.

Заказчик допустил арифметическую ошибку при расчете начальной максимальной цены контракта. Из-за этого цена госконтракта оказалась завышена. Смотрите, как заказчик пытался взыскать с исполнителя неосновательное обогащение. И еще в статье четыре ошибки в расчетах НМЦК.

Заказчик поручил составлять смету третьему лицу. После того как контракт уже был исполнен, в расчетах нашли ошибку. Смотрите, как она привела к необоснованному расходованию бюджетных средств и удалось ли заказчику вернуть деньги.
Стоимость материалов была превышена на 2 млн руб.Заказчик и подрядчик заключили контракт на первоочередные мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации здания. Цена контракта составила 3 354 526,08 руб. Расчет цены контракта был приведен в проектно-сметной документации.
Составлением проектной документации занимался ИП на основании отдельного договора. Позже уполномоченный финансовый орган провел проверку обоснованности расходования бюджетных средств. Согласно акту финансовой проверки разработанная сметная документация имела недостатки.
Стоимость работ по обеспечению безопасной эксплуатации здания составила 3355,5 тыс. руб., из которых 2252,9 тыс. руб., или 68 процентов от общей стоимости было запланировано на закупку материала — листа ПВС. Этот материал был необходим для отделочных работ. Во время проверки уполномоченный орган проверил расчет стоимости листа ПВС. Выяснилось, что на требуемый метраж нужно было закупить материала всего на 155,9 тыс. руб. вместо рассчитанных в смете 2252,9 тыс. руб.
К слову, работы по контракту заказчик принял и оплатил без возражений. Но после проверки обратился в суд, чтобы вернуть излишне уплаченные деньги.
Аргумент заказчика: поставщик получил неосновательное обогащение.Заказчик потребовал вернуть деньги через суд. По словам заказчика, подрядчик безосновательно получил 2 083 300 руб. из-за ошибки при определении цены работ. Он направил претензию с требованием вернуть деньги, а затем обратился в суд.
Суд напомнил заказчику, что цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии упоминаний об этом в договоре подряда цена работы считается твердой. Подрядчик не вправе требовать ее увеличения, а заказчик — уменьшения. Подрядчик выполнил все работы без замечаний. Они были оплачены по цене, согласованной сторонами при заключении контракта.
Почему суд отказался удовлетворить иск.Победитель закупки согласился выполнить работы за итоговую цену. Как отметил суд, ошибка в расчетах цены со стороны заказчика не обязывает подрядчика выполнить те же самые работы по другой цене. Оснований считать 2 млн руб. неосновательным обогащением не было. Дело в том, что ни в процессе формирования конкурсной документации, ни на дату заключения контракта, ни в период его исполнения и приемки работ заказчик не уведомил подрядчика о необходимости изменения цены контракта в сторону уменьшения. Кроме того, заказчик не доказал и то, что именно по вине подрядчика неверно определена твердая цена контракта, поскольку сметная продукция формировалась не подрядчиком, а третьим лицом. В итоге его иск отклонили.

Документ: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 по делу № А53-20660/2019

Заказчик указал разные НМЦК в извещении и документации. ФАС потребовала признать уже исполняемый контракт недействительным. Смотрите, на чью сторону встал суд.
Заказчик по ошибке занизил НМЦК в 5 раз.Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось в суд с иском к заказчику. Ведомство потребовало признать недействительным энергосервисный контракт. Договор на тот момент уже был заключен и находился в процессе исполнения. Стоимость составила 3 633 795 руб.
Недовольство ФАС было вызвано ошибкой в НМЦК. В извещении заказчик указал, что начальная цена контракта равна 1 210 000 руб. А в конкурсной документации было другая сумма — 5 605 771,28 руб.
Довод ФАС: разная НМЦК в документации и извещении — серьезное нарушение. По мнению ФАС, несоответствие размера начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении закупки и в конкурсной документации, нарушает требования пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ и является основанием для признания заключенной сделки недействительной. Кроме того, ведомство установило, что заказчик не согласовал возможность заключения энергосервисного контракта в департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
Аргумент заказчика: у участников не было вопросов о начальной цене.Заказчик подтвердил, что начальная цена контракта в размере 5 605 771,28 руб., рассчитанная в приложении к информационной карте, соответствует фактической сумме и постановлению Правительства № 636. Указанная в извещении НМЦК 1 210 000 руб. — это техническая ошибка. Расчет на такую сумму отсутствует. Заказчик также добавил, что на стадии проведения закупки и заключения контракта не возникало вопросов, связанных с начальной ценой контракта.
Позиция суда: из документации можно сделать вывод о верной НМЦК.Ошибочная НМЦК содержалась только в извещении о закупке. Но в информационной карте был приведен расчет для правильной НМЦК — 5 605 771,28 руб. Кроме того, в документации указано, что обеспечение заявки составляет 56 057,71 руб., то есть 1 процент от начальной цены контракта. В протоколе рассмотрения и оценки единственной заявки также была указана начальная цена контракта 5 605 771,28 руб. Таким образом, положения конкурсной документации в целом позволяют сделать вывод о том, что начальная (максимальная) цена контракта составляла 5 605 771,28 руб.
Суд посчитал, что допущенная техническая опечатка не может свидетельствовать о нарушении заказчиком закона и не является существенным условием, влекущим недействительность заключенного контракта.
Что касается согласования заключения контракта, оно не требовалось. Из-за единственной поступившей заявки конкурс признали несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Комиссия решила заключить контракт с единственным поставщиком. В силу положений пункта 8 части 5.1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ согласование с контрольным органом было не нужно. Иск ФАС отклонили.

Документ: постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2019 по делу № А65-15731/2019

Методу сопоставимых рыночных цен, или анализу рынка отдается приоритет при определении НМЦК контракта по 44-ФЗ.

Данный метод основан на анализе действующих ценовых предложений на аналогичные товары, работы и услуги с учетом финансовых, технических, коммерческих условий предстоящего контракта. На основе проведенного рыночного анализа заказчик определяет максимальную стоимость.

Метод сопоставимых рыночных цен состоит в прогнозировании стоимости закупки по расценкам, которые действуют на идентичные товары и на однородные товары.

Под идентичными товарами в данном случае понимаются такие товары, которые обладают такими же качественными, функциональными, техническими, эксплуатационными характеристиками. У таких товаров одна страна происхождения и производитель. При этом они могут иметь незначительные различия во внешнем виде (например, два автомобиля с разным цветом кузова).

Но не всегда у заказчика есть возможность сопоставить цены на идентичный товар. Ввиду уникальности объекта закупки ему приходится брать за основу стоимость однородных товаров. Однородные товары обладают сопоставимыми характеристиками, в их состав могут входить аналогичные компоненты. Они могут производиться в одной стране и обладают схожей репутацией на рынке. Данные товары выполняют аналогичные функции, они могут быть коммерчески взаимозаменяемыми (например, автомобильные шины от разных производителей).

В рамках метода рыночного анализа цен заказчику необходимо запросить цену на товары, работы и услуги. При этом поступившее коммерческое предложение должно содержать указание на товарный знак и иные отличительные черты товара, которые позволяют отнести его к аналогичному или идентичному.

Заказчику следует учитывать требование об однородности сравниваемых цен. Сведения поставщиков относительно цены считаются неоднородными, если отклонения по ним свыше 33% (например, один поставщик сделал предложение по цене в 1000 р., другой – в 200 р.). В этом случае заказчику рекомендуется сделать еще несколько ценовых запросов.

Заказчик сам определяет, сколько ценовых запросов ему следует направить для сопоставления. Согласно п. 3.7.1 Приказа МЭР от 2013 года №567, заказчик должен направить как минимум 5 запросов. Но, например, в Постановлении АС Северо-Западного округа от 2015 года по делу №А42-2927/2014 данный факт был оспорен: суд пришел к выводу, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, необходимых для определения НМЦК. Запросы цен заказчик может опубликовать в ЕИС.

В рамках данной методики в качестве источника информации для заказчика о ценах на товары и услуги может выступать реестр контрактов.

При анализе реестра контрактов по 44-ФЗ Минэкономразвития рекомендует заказчикам ориентироваться на государственные контракты, которые:

  1. Были подписаны в последние три года.
  2. По которым не взыскивалась неустойка.

НМЦК может быть увеличена заказчиком с учетом выбранного способа проведения заказа:

  • для конкурса – не более, чем на 10%;
  • аукциона – 13%;
  • запроса котировок – 17%;
  • запроса предложений – 17%.

Цена закупки у единственного поставщика не корректируется.

Еще одним источником информации для заказчика являются данные из открытых источников:

  • реклама;
  • публичные оферты;
  • котировки;
  • статистическая отчетность;
  • информация государственных и муниципальных органов;
  • сведения информационно-ценовых бюро.

Заказчику нужно избегать информации для расчета НМЦК, которая поступила от лиц из РНП, анонимных источников, не соответствующую требованиям закупки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *