Все Законы Касающиеся Чернобыльцев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все Законы Касающиеся Чернобыльцев». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Помимо непосредственно чернобыльцев, на некоторые льготы также имеют право члены их семьи. Так, вдовы чернобыльцев, равно как и иные члены семьи, при их совместном проживании, имеют право на скидку в 50% при оплате коммунальных платежей. Также, на членов семьи чернобыльца распространяется право на улучшение жилищных условий вне очереди и трудовые льготы – при сокращении штата, их увольняют в последнюю очередь. Дети и внуки чернобыльцев должны без очереди устраиваться в детские сады.

Все Законы Касающиеся Чернобыльцев

  • 9919 рублей для тех, кто проживает в зоне радиокативного загрязнения.
  • 24799 рублей для инвалидов 1 и 2 группы, которые остались без опеки.
  • 5269 рублей – инвалидам 3 группы, а также тем, кто остался без кормильца в результате аварии на станции.
  • Вдовы ликвидаторов и других чернобыльцев получают компенсацию в размере 50% от назначенной выплаты супруга.
  • Те, кто получил лучевую болезнь в результате ликвидации аварии.
  • Граждане, перенесшие подобные заболевания.
  • Те, кто получили инвалидность после участия в ликвидации.
  • Граждане, которые постоянно живут на радиационно загрязненной территории.
  • Служащие армии и военные принимавшие участие в ликвидации.
  • Все население, вывезенное за пределы зараженной территории.
  • Люди, работающие в зоне отчуждения.

Из закона РФ № 1244-1 следует, что постоянные финансовые выплаты закреплены законодательством за детьми и подростками, не достигшими восемнадцатилетнего возраста. При этом они должны проживать в зонах отселения или проживания с дальнейшим правом на переселение или же быть эвакуированными и переселенными с зон отчуждения, отселения. Под данный закон попадают и дети, находящиеся в утробе матери на момент эвакуации, и дети первого, второго и последующих поколений ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, которые родились при радиоактивном облучении кого-то из родителей.

Огромное количество людей остались инвалидами, получив неизлечимые болезни. Законодательством Российской Федерации предусмотрен определенный список льгот и пособий для ликвидаторов последствий чернобыльской аварии. На льготы имеют право и их родственники: вдовы, дети первого и второго поколения и даже правнуки.

Над атомной станцией поднялось радиоактивное облако, затем трижды обошедшее планету. Чтобы «прибить» его к поверхности, реактор закидывали с вертолетов песком и заливали водой, но результат от этой деятельности оказался ничтожным. В качестве последствия катастрофы в Чернобыле в атмосфере распылилось 77 кг радиоактивных веществ – словно сто атомных бомб были вместе скинуты на Чернобыль.

К категориям льготников выдвигаются общие требования. До выдачи положенных льгот обязательно рассчитывается срок проживания, пребывания чернобыльцев на конкретной территории. В зоне отселения гражданин обязан находиться не менее года. Для зоны с правом на отселение существует срок не менее 3 лет, и 4 года для зоны с умеренной степенью радиации.

  1. постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений;
  2. предоставление вне очереди мест:
    • в дошкольных образовательных учреждениях;
    • в домах для престарелых;
  3. выделение оздоровительных путевок и другое.

Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

Последняя Редакция Чернобыльского Закона В 2020г

В 2020 году чернобыльцам ТК РФ предоставляет льготы на отпуск. Во-первых, человек, являющийся потерпевшим по итогам аварии на ЧАЭС и обладающий официальным статусом, располагает правом самостоятельно определять дату своего очередного планового отпуска, оплачиваемого работодателем.

Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.

К зоне отселения специалисты отнесли часть поселений Злынковского, Гордеевского, Клинцовского, Красногорского и Новозыбковского районов Брянской области. При этом часть населенных пунктов Брянской, Орловской, Тульской и Калужской областей признана зоной проживания с правом на отселение.

Возможно, именно настойчивость активных граждан сподвигла органы власти на принятие мер и в Госдуме вновь внесен законопроект, цель которого – смягчить тот финансовый удар по льготам для населения страны, который вызван законом № 388-ФЗ, дать отсрочку, дать возможность привыкнуть к новому подходу при назначении льгот в стране – с учетом критериев нуждаемости и принципа адресности.

В соответствии с ранее принятым законом, с 1 июля 2020 года женщины, независимо от того работают они или нет, будут получать фиксированное пособие за риск проживания на загрязненных территориях, ранее регулируемое «чернобыльским» законом. Ежемесячная выплата на каждого ребенка до трех лет распределяется следующим образом: до достижения ребенком полутора лет сумма ежемесячного пособия составит 3 тысячи рублей, от полутора до трех лет – 6 тысяч рублей.

  • Первая – к ней относят чернобыльцев, которые являлись ликвидаторами последствий аварии и подверглись воздействию радиации, в результате чего получили группу инвалидности, соответствующую нарушениям здоровья и проценту потери трудоспособности;
  • Вторая. К участникам ликвидации последствий аварии 2 категории относят лиц, которые присутствовали определенное количество дней по соответствию с периодом времени после аварии. Так, если лицо находилось в зоне облучения с момента аварии до 1 июля 1986 года, то количество дней пребывания не устанавливается. Если речь идет о периоде от 1 июля до 31 декабря 1986 года, то количество дней, проведенных там, должно быть не менее пяти. Если ликвидатор или другое лицо находился в зоне облучения, то минимальное количество дней, проведенное там, для присвоения статуса чернобыльца должно быть не менее 14. Кроме лиц, пребывавших в качестве ликвидаторов, на присвоение такой категории имеют и те, кто находился оговоренное законом количество дней в качестве гражданских лиц, в том числе и в утробе матери;
  • Третья – ликвидаторы последствий аварии и те лица, которые являлись жителями зон добровольного переселения, пребывавшие на территории радиоактивного загрязнения меньшее количество дней и не имеющие оснований на получение второй категории. Также такую категорию могут получать граждане, пребывавшие в зоне не менее одного месяца в период с 1988 по 1990 год или работавшие в зоне санитарной обработки в 1986 году не менее, чем 14 суток;
  • Четвертая – к такой категории относятся граждане, которые постоянно проживают на территории, относящейся к зоне радиологического контроля, осуществляющегося в особом, усиленном режиме. Отдельным требованием в данном случае является то, что до окончания 1992 года они пробыли там в течение четырех и более лет в общей совокупности.

Рекомендуем прочесть: Можно Стоматологу Присвоит 2 Класс Вредности

Жители города, вблизи которого находилась станция, были вынуждены экстренно покинуть свои дома, потеряв свое имущество. Для минимизации последствий от масштабной катастрофы, правительство поддерживает чернобыльцев, предоставляя им льготы во многих сферах жизни.

Новый закон, принятый парламентом, предусматривает, что с 1 июля 2020 года уменьшится и ежемесячное пособие на детей для работающих женщин. Вместо пособия в размере 80% заработной платы до достижения ребенком трех лет, они будут получать 40% заработной платы.

Новый Закон О Чернобыльцах В России 2020

  • Возмещение денежных средств, потраченных ими для восстановления здоровья, а также на восстановление утраченного в результате переезда или эвакуации имущества.
  • Социальное сопровождение и поддержку.
  • Возмещение морального вреда за риск, которому они подвергали свою жизнь.
  • Налоговые льготы.
  • Хотелось бы отметить, что чернобыльцы имеют право пользоваться такими привилегиями:
  • Скидка по оплате стоимости коммунальных услуг (свет, газ, вода, стоимость квадратного метра жилой площади и пр.) в размере 50%.
  • Возврат 50% суммы, потраченной на приобретение топлива, необходимого на обогрев жилья (в том случае, если нет другой альтернативы обогрева).
  • Возможность без очереди получать квартиру, вступать в кооператив или получать земельный участок (для постройки жилья).
  • Чернобыльское удостоверение дает льготы на работе его владельцу быть уволенным в самую последнюю очередь (в случае ликвидации предприятия).
  • Чернобыльцы имеют законное право на предоставление им второго отпуска в срок, который для человека максимально приемлем.
  • В случае переезда на другое место проживания, он имеет право на первоочередное предоставление другой рабочей вакансии. При этом, условия работы и размер заработной платы не должны быть хуже, чем на предыдущем месте работы.
  • Возможность на бесплатное обследование в больницах и поликлиниках, протезирование зубов, лечение в стационарах.
  • Ежегодное и внеочередное получение возможности проходить лечение или восстановление состояния здоровья в пансионатах или домах отдыха.
  • Пенсионный возраст чернобыльцев ниже, чем у обычных граждан.
    1. Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
    2. Предоставление вне очереди мест:
      • в дошкольных образовательных учреждениях;
      • в домах для престарелых.
    3. Выделение оздоровительных путевок и другое.

    Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве.

    Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

    1. Собрать документы, подтверждающие:
      • личность:
        • паспорт;
        • свидетельство о рождении ребенка;
      • льготную категорию:
        • справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
        • подтверждение участия в ликвидации;
        • справку об инвалидности;
        • бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
        • иное.
    2. Написать заявление в соцзащиту:
      • придя лично в отделение по территориальному признаку;
      • в многофункциональном центре;
      • через портал Госуслуг.

    Льготы чернобыльцам в 2020 году остались без изменений. Например, доплата, позволяющая сохранить прежний размер заработка, если гражданин был переведён на иную работу по здоровью или льготы при поступлении в ВУЗ.

    Деньги будут выделяться или до восстановления здоровья, или до признания человека инвалидом. Не коснулась отмена льгот пособия по временной нетрудоспособности, оно по-прежнему составляет сто процентов от заработка.

    Каждому пострадавшему от последствий аварии (включая детей до 14 лет) ежемесячно выделяется пособие размером 300 рублей.

    Планируется ли вводить новые льготы чернобыльцам в 2020 году? Да. В начале февраля кабинетом министров был внесён на рассмотрение новый законопроект. Он призван повысить социальную защищённость ликвидаторов аварии в Чернобыле.

    С 1 января 2020 г. постепенно начал увеличиваться пенсионный возраст, достигнув который россияне имеют право оформить выплаты страховой пенсии по старости. До конца 2020 года такая возможность предоставлялась мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55, а уже с 01.01.2020 г. эти значения были увеличены на 6 месяцев.

    Необходимо отметить, что первоначальный законопроект, предусматривающий изменение периода трудоспособности граждан, содержал более жесткий вариант реформы — каждый год увеличение на 1 год (без права досрочного оформления на 6 месяцев раньше в 2020 и 2020 гг.), а также увеличение срока выхода на пенсию для женщин на 8 лет (т.е. с 55 до 63 лет). Но в ходе рассмотрения проекта в Госдуме была принята поправка, смягчающая предложенные параметры (предложена она была Президентом В. Путиным).

    Законы для ликвидаторов чернобыльской аварии

    Современные россияне не привыкли доверять государству. Многие распространяют слухи о том, что хоть пенсионный возраст льготным категориям граждан и не повысили, но зато сократили количество предлагаемых льгот. Спешим успокоить – понятие «чернобылец» также не претерпело изменения в законодательстве.

    Рекомендуем прочесть: Стол По Окоф В 2020 Году

    Начнем с хорошей новости. Планка выхода на пенсию в Чернобыльской зоне останется на прежнем уровне. Так пообещала вице-премьер России Татьяна Голикова.

    Более того, Владимир Назаров, являющийся директором НИФИ Минфина заявил, что, возможно, за счет повышения в среднем по стране пенсионного возраста ежегодная индексация пенсий ликвидаторам ЧАЭС, а также проживающему в прилегающих района населению, увеличится вдвое.

    В 2020 году льготы женам умерших предоставит возможность усовершенствования условий проживания. А за вдовами инвалидов-чернобыльцев остается рабочее место. Женам умерших инвалидов ЧАЭС с 2020 г. предоставляется возможность получить место в социальных организациях в специальном режиме.

    В категорию «чернобыльцы» входят лица, которые пострадали в результате аварии на четвертом блоке атомной электростанции в Украине в городе Чернобыль. Событие состоялось в апреле 1986 года. Чернобылец является участником ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле.

    По Федеральному Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», гражданам положены льготные отпуска.

    Предоставляется отпуск только пострадавшим гражданам вследствие происшествия на Чернобыльской атомной электростанции, либо устранявшим последствия катастрофы. Они вправе рассчитывать на предоставляемый очередной отпуск, который, согласно закону, работодатель обязан оплачивать.

    Привилегией считается, что гражданин вправе самостоятельно выбрать дату предполагаемого отдыха.

    Лицам, которые проводили работу по устранению аварии в Чернобыле и их семьям, по законодательству Российской Федерации полагаются льготы. Кто их вправе получать и в каком размере — указывается в положениях Федерального Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

    Закон о чернобыльцах действующий

    Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

    1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

    3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

    Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

    5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

    из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

    на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

    Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

    зона отчуждения;

    зона отселения;

    зона проживания с правом на отселение;

    зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

    Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

    Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

    На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

    В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

    Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

    Добровольно покинувшими чернобыльскую зону отселения считают лиц, которые самостоятельно уехали отсюда. К таковым местам относят территории с повышенной радиацией, при наличии которой жильцов принудительно не выселяют с постоянного места жительства.

    Чернобыльцам, выехавшим из чернобыльской зоны отселения, предоставляют такие льготы:

    • первоочередная покупка надела под ИЖС;
    • внеочередное зачисление детей в местный детский сад;
    • первоочередное вступление в ГСК или садоводческое товарищество.

    Детям различных категорий ликвидаторов предоставляют такие виды господдержки:

    • внеочередное зачисление и поступление в местный ВУЗ;
    • при утере кормильца во время возникновения аварии на ЧАЭС инвалидам-иждивенцам ежемесячно выплачивают 20 000 рублей;
    • оплата похорон отца или матери-ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы и др.

    При оформлении чернобыльских разнообразных льгот и «удостоверения чернобыльца» предоставляют такую документацию:

    1. Личный паспорт (свидетельство о рождении — при получении удостоверения на 1 или нескольких детей до 14 лет);
    2. Документ, по которому подтверждают факт того, что заявитель был на месте аварии на ЧАЭС (военный билет с соответствующей записью, официальную справку из УК (ЖЭК), выписку из госархивов или домовой книги и др.);
    3. Заявление.

    Скачать бланк заявления на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

    Помимо вышеприведенных льгот, которые устанавливают для чернобыльцев в России, различные преференции положены и участникам ликвидации тяжелых последствий катастрофы на ЧАЭС, которые живут в соседних странах. Таковыми, например, являются следующие государства:

    1. Украина. Здесь льготы чернобыльцам предоставляют по ФЗ № 796-XII от 28 февраля 1991 г. В этой стране льготников также делят на конкретные категории;
    2. Республика Беларусь. По закону Республики Беларусь № 9-З от 6 января 2009 г. чернобыльцам оформляют различные льготы.
    • В 1986 — 1987 годах ликвидировали последствия чернобыльской катастрофы в границах зоны отчуждения, те, кто занимался в тот период времени эвакуацией населения, сельскохозяйственных животных или материальных ценностей и прочими работами на Чернобыльской АЭС, включая тех, кто был временно туда направлен либо командирован.

    • Военнослужащие и военнообязанные, призванные на сборы или привлеченные в тот период времени к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в границах зоны отчуждения, в том числе инженерно-технический и летно-подъемный состав авиации, независимо вида выполняемых работ и места их дислокации.

    • Рядовой и начальствующий состав ОВД, служивший в 1986 — 1987 годы в зоне отчуждения.
    • Граждане, в том числе военнообязанные и военнослужащие, призванные на военные сборы и принимавшие 1988-1990 годах участие в работах по объекту «Укрытие».

    • Младший, средний медицинский персонал, врачи и прочие работники лечебных учреждений, получившие при оказании медицинской помощи в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. дозы облучения сверх допустимой нормы, кроме тех лиц, которые в силу своей профессиональной деятельности и профиля работали с любыми источниками излучений в условиях радиации.

    • Граждане, принимавшие участие в 1957-1958 годах в ликвидации последствий аварии, произошедшей на ПО «Маяк», а также те, кто в 1949 — 1956 годах осуществлял защитные мероприятия и реабилитировал радиоактивно загрязненные территории вдоль р. Теча.

    1. Статьей 15 упомянутого Закона таким гражданам гарантируется в случае перевода их согласно медицинским показаниям на работу, оплата которой ниже предыдущей, доплата в размере соответствующем заработку на предыдущей работе.
    2. Также в полном объеме размера средней заработной платы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

    3. Средний заработок берется в том размере, который учитывается при начислении страхового взноса на обязательное соцстрахование на случай наступления временной нетрудоспособности, а также в Фонд соцстрахования в связи с материнством, независимо от того, какую продолжительность имеет страховой стаж.

      Даже в том случае, если выдается направление для получения врачебной консультации в другом населенном пункте.

    4. Кроме того, если на работе планируется сократить численность штата сотрудников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС имеет преимущественное право на то, чтобы его оставили на работе, причем совершенно независимо от его трудового стажа, опыта работы в данном учреждении, на предприятии или организации.

      Ликвидатор ЧАЭС имеет право в числе первых быть трудоустроенным в случае реорганизации или полной ликвидации организации, учреждения или предприятия.

    5. На льготных условиях участников Чернобыльской АЭС обслуживают в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до того момента, как вышли на пенсию.

    6. Дети участников ликвидации аварии имеют право без очереди быть принятыми в детские сады, на отдых и лечение в санатории и летние детские лагеря. К тому же детям участников для компенсации питания в санатории или лагере, куда они приняты, каждый месяц выделяется по 90 рублей.

    7. Участник ликвидации чернобыльской аварии имеет право без конкурса поступить на обучение в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию.

      Обучение производится из определенного бюджета бюджетной системы РФ, для чего установлен соответствующий порядок, а также при необходимости может быть предоставлено место в общежитии.

    8. Участники имеют преимущество перед остальными желающими вступить в гаражно-строительный и садоводческий кооператив.
    9. Если у ликвидаторов аварии на ЧАЭС есть необходимость в том, чтобы улучшить каким-то образом свои жилищные условия, они могут встать на учет, как это предусмотрено жилищным законодательством.
    10. Ежегодный отпуск, который оплачивается в соответствии с законом, ликвидаторы аварии могут взять не по графику, составляемому на предприятии, а тогда, когда им будет удобнее.

    Для использования льгот, перечисленных пунктами 1-4, 10 необходимо обращаться по месту работы, пунктами 5-8 – по месту оказания услуги, пункт 9 – в администрацию по месту жительства.

    Чернобыльский закон в последней редакции с комментариями

    Помимо перечисленных льгот, чернобыльцы имеют право на выплаты:

    • если здоровье гражданина заставляет перевестись на менее оплачиваемую работу, ему будет выплачиваться пособие до восстановления здоровья и прежнего заработка или до момента оформления инвалидности;
    • листок нетрудоспособности оплачивается, исходя из 100% среднего заработка, несмотря на стаж работы;
    • если с чернобыльцем проживает ребенок до четырнадцати лет, ему выплачивается отдельное пособие для покупки продуктов.

    Лицам, которые были эвакуированы из зон отселения, выплачивается:

    • ежемесячная сумма на оздоровление – 260 рублей;
    • компенсация проезда;
    • при переезде – 1120 рублей на каждого члена семьи;
    • компенсация потери имущества из-за радиации: сельскохозяйственных животных, жилья, имущества, урожая.

    Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:

    • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
    • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
    • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
    • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

    Ежегодные компенсации включают такие виды:

    • компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
    • компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
    • компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.

    Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.

    Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.

    Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

    • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
    • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
    • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
    • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

    Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

    Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

    • жилищный сертификат;
    • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
    • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

    Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

    ФЗ о социальной защите чернобыльцев был принят Государственной Думой 15 мая 1991 года. Последние изменения в него были внесены 30 октября 2019 года. ФЗ о Чернобыле содержит 7 разделов и 49 статей. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, вследствие чего многие граждане были подвержены пагубному влиянию выброшенных радиоактивных веществ. Государством был принят закон, согласно которому граждане, подвергнутые такому влиянию имеют право защищать свои интересы и права, а также закон оказывает социальную защиту и поддержку гражданам и лицам, участвовавшим в ликвидации катастрофы.

    Федеральный закон №1244-1 от 15 мая 1991 г.

    В апреле 1986 года произошла катастрофа на атомной электростанции в Чернобыле. При взрыве в окружающую среду было выброшено множество радиоактивных веществ, которые пагубно сказываются на здоровье людей. В связи с этим 15 мая 1991 года был создан Федеральный Закон № 1244-1.

    Для граждан, которые были вынуждены переселиться с загрязненных территорий, также положены компенсационные выплаты. И связаны они напрямую с потерей имущества, потерей зараженного скота, потерей посева, жилой площади и дачи, которые пришлось отставить в зоне отчуждения.

    Определяется государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Устанавливаются социальные гарантии подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

    • жилая площадь и дача, которые на момент 01. 01. 1994 находились в собственности гражданина;
    • имущество, находившееся на жилой площади в зоне заражения;
    • домашний скот, облученный радиацией;
    • утраченный посев;
    • плата погрузки, разгрузки, перевозки различного багажа. Однако такие выплаты положены не всем, а только нетрудоспособным и недееспособным гражданам, одиноким матерям, многодетным семьям, а также одиноким женщинам.

    Бюджетный кодекс РФ определяет расходные обязательства как обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Поскольку в данном случае речь идет о расходных обязательствах Российской Федерации, то средства предоставляются соответственно их федерального бюджета.

    Новый закон о чернобыльцах ликвидаторах рф в 2020 году

    Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.


    Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

    При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

    Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ



    Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

    Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

    1) в зоне отселения — не менее 1 года;

    2) в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет;

    3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
    ____________________________________________________________________
    Меры социальной поддержки, назначенные в соответствии с частью второй настоящей статьи (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ), не могут быть снижены — см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.
    ____________________________________________________________________

    Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

    1) в зоне отселения — не менее 1 года;

    Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ).

    Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ.
    ____________________________________________________________________
    Действие части третьей настоящей статьи приостанавливалось до 1 января 2018 года — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ, Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ).
    ____________________________________________________________________

    Рекомендательный список нормативно-правовых актов


    Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 4, 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка) и 13 части первой, частью четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, частью первой статьи 16, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4-6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8-10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

    Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

    Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из размеров компенсаций и других выплат, указанных в части первой настоящей статьи, а также численности граждан, имеющих на них право, и величины расходов на оплату услуг по их доставке.

    В указанный общий объем бюджетных средств не включаются средства на осуществление полномочия по выплате, в том числе по доставке, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет.

    Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

    Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

    В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданного полномочия, не по целевому назначению их взыскание осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения:

    Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

    1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

    2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).

    3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

    Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год (абзац в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

    4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

    5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства (пункт в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

    В 2020 году чернобыльцам ТК РФ предоставляет льготы на отпуск. Во-первых, человек, являющийся потерпевшим по итогам аварии на ЧАЭС и обладающий официальным статусом, располагает правом самостоятельно определять дату своего очередного планового отпуска, оплачиваемого работодателем.

    Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.

    Возможно, именно настойчивость активных граждан сподвигла органы власти на принятие мер и в Госдуме вновь внесен законопроект, цель которого – смягчить тот финансовый удар по льготам для населения страны, который вызван законом № 388-ФЗ, дать отсрочку, дать возможность привыкнуть к новому подходу при назначении льгот в стране – с учетом критериев нуждаемости и принципа адресности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *