Ответственность за нарушение сроков предоставления налоговой декларации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение сроков предоставления налоговой декларации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно нормам ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Например, п. 2 ст. 80 НК РФ установлено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных гл. 34 НК РФ.

Ниже отобразим, по каким налогам, взносам государственными (муниципальными) учреждениями в налоговые органы представляется декларация, а по каким – расчет:

Штрафы за несоевременную сдачу деклараций

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Данные сроки установлены ч. II НК РФ. Так, п. 5 ст. 175 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период для этого налога – квартал (ст. 163 НК РФ).

Декларация по налогу на прибыль представляется налогоплательщиком (в том числе применяющим ставку налога, равную 0%) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ).

Ниже отобразим правила определения дня представления декларации в налоговый орган, установленные п. 4 ст. 289 НК РФ:

За непредставление декларации в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок ст. 119 НК РФ определена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (Письмо Минфина РФ от 27.02.2017 № 03-02-07/1/10774).

За нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) ст. 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в силу норм данной статьи влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.

Обратите внимание.

Должностное лицо может оспорить решение налогового органа о привлечении его к административной ответственности, установленной ст. 15.5 КоАП РФ. В качестве примера приведем Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 20.01.2017 по делу № 4а-41/2017, в котором рассматривалась следующая ситуация. Главный бухгалтер бюджетного учреждения по факту непредставления в налоговый орган по месту учета декларации по земельному налогу за 2015 год в срок до 01.02.2016 был привлечен к административной ответственности. Однако в ходе судебных разбирательств было установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, соответственно, и обязанность по предоставлению налоговой декларации возникли у учреждения с момента государственной регистрации, то есть с 25.01.2016. Представлять декларацию по земельному налогу за 2015 год учреждение не должно, следовательно, срок представления налоговой декларации нарушен не был.

Помимо ответственности, оговоренной в ст. 119 НК РФ и ст. 15.5 КоАП РФ, ст. 76 НК РФ предусмотрено приостановление операций по счетам юридических лиц в случае непредставления ими в налоговый орган в установленные законодательством РФ сроки налоговой декларации, расчета. Положения ст. 76 НК РФ применяются и в отношении государственных (муниципальных) учреждений.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (вступившим в силу 01.01.2017) скорректирован п. 11 ст. 76 НК РФ: в перечень лиц, на которых распространяются правила по приостановлению операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств, установленные указанной статьей, включены плательщики страховых взносов. С учетом изложенного положения ст. 76 НК РФ с 01.01.2017 применяются к плательщикам страховых взносов (Письмо ФНС РФ от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1444). Однако ранее Минфин выпустил разъяснение (Письмо от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556), в силу которого непредставление в установленный срок в налоговый орган расчета по страховым взносам не является основанием для приостановки операций по счетам плательщика страховых взносов. Как вы сами можете видеть, разъяснение ФНС не совпадает с мнением Минфина. Однако, по нашему мнению, следует придерживаться позиции ФНС, поскольку в п. 11 ст. 76 НК РФ прямо указано, что правила, установленные ст. 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств организаций – налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

Для справки.

Отдельный счет, предусмотренный Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и открываемый головному исполнителю (исполнителю) в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта (каждого контракта), обладает признаками счета, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, следовательно, в отношении него применяются положения ст. 76 НК РФ (письма Минфина РФ от 08.02.2016 № 03-02-07/1/6134, от 21.01.2016 № 03-02-07/1/2073).

По мнению ФНС, приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций в случае непредставления ими в установленный срок налоговой декларации, расчета обеспечивает налоговым органам возможность (Письмо от 28.07.2016 № АС-3-15/3463@):

  • оперативно контролировать исполнение налогоплательщиками обязанности по своевременному представлению налоговой отчетности и, соответственно, исполнению своих налоговых обязательств;

  • побуждает добросовестных налогоплательщиков избегать подобных нарушений.

Операции по счетам налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов приостанавливаются на основании решения руководителя налогового органа, составленного по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (п. 6 ст. 76 НК РФ). Данное решение направляется в банк, в котором открыт счет, операции по которому подлежат приостановлению.

Сроки принятия решения о приостановлении операций на счетах юридических лиц в связи с непредставлением ими налоговой декларации, расчета в установленные законодательством сроки рассмотрим ниже:

Штраф за несвоевременную сдачу декларации

  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов
  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Административная ответственность установлена КоАП РФ.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Должностное лицо может понести наказание за административное нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании изложенных норм УФНС России по г. Москве в Письме от 29.08.2008 N 09-14/081895 сделало вывод о правомерности привлечения руководителя организации к административной ответственности за непредставление декларации.

Налоговый учет

Расходы в виде штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Суммы причитающихся к уплате налоговых санкций отражаются учетными записями по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сумма штрафных санкций не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого исчисляется условный расход (доход) по налогу на прибыль. При их начислении постоянная разница в бухгалтерском учете не возникает.

Пример. По решению налогового органа организации начислен штраф за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в сумме 30 000 руб. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
30 000 руб.
начислен штраф;
Д-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
30 000 руб.
оплачен штраф с расчетного счета.

Ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации

Нарушение сроков представления налоговой декларации является также административным правонарушением по ст. 15.5 КоАП РФ, за которое должностные лица налогоплательщика могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб. Таким должностным лицом может быть руководитель организации, главбух или другое лицо, которое отвечает за ведение учета и налоги.

Что касается ИП, то к ним ст. 15.5 КоАП РФ не применяется. Они платят только налоговый штраф по ст. 119 НК РФ (ст. 2.4, 15.3 КоАП РФ).

И не забывайте, что за просроченную декларацию или РСВ могут заблокировать счет.

Подробнее — в нашей рубрике «Блокировка счета».

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц. Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций — налоговых агентов. Таким образом, главный бухгалтер организации — налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.

Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.

С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547. Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 — 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29)). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07.

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам(*1).

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Несвоевременно поданная налоговая декларация: штрафные санкции

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08, в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Просрочка в сдаче отчетности влечет наказание для налогоплательщиков. Размер санкции зависит от нескольких факторов. Основные правила, которыми руководствуются при назначении штрафа, установлены в ст. 119 НК РФ:

  1. Налог уплачен полностью, а декларация не представлена — штраф 1000 рублей.
  2. Налог уплачен частично или не уплачен совсем — штраф 5% от неуплаченной суммы обязательства за каждый месяц просрочки. Максимально возможная сумма — 30%, но не менее 1000 рублей.
  3. Не сдана нулевая декларация — 1000 рублей.

Важно!

Штраф не может быть назначен за несвоевременное предоставление ежеквартального авансового расчета по налогу на прибыль организации.

Если компания согласна с нарушением и не планирует спорить с ФНС о дате подачи декларации, рекомендуется самостоятельно рассчитать и уплатить штраф. Для этого необходимо последовательно выполнить несколько шагов.

  1. Сдать отчетность и уплатить налог.
  2. Рассчитать сумму штрафа.
  3. Перечислить штраф по реквизитам территориальной налоговой инспекции на специальный КБК для уплаты штрафов по этому виду налога.
  4. Спустя 2-4 недели произвести сверку с ФНС и убедиться, что платеж поступил по назначению.

По общему правилу, компания может быть привлечена к ответственности в течение 3 лет. Этот срок установлен для всех налогоплательщиков и не зависит от системы налогообложения или вида отчетности. Отсчет начинается с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором было допущено нарушение.

Пример

Организация не сдала декларацию по налогу на прибыль и не заплатила налог за 2018 год. Несмотря на то, что последний день сдачи отчета и уплаты 28 марта 2019 года, началом для исчисления отсчета будет 01.01.2019 г. Срок привлечения организации к ответственности за несдачу декларации истечет 31.12.2021 г.

Налоговая инспекция вправе снизить сумму штрафа, если посчитает причины задержки сдачи отчетности уважительными. Для этого налогоплательщик должен подать заявление, в котором укажет смягчающие обстоятельства и приложит документы, доказывающие это.

В качестве аргументов можно использовать следующие доводы:

  • налог уплачен своевременно и бюджету не нанесен ущерб;
  • нарушение совершено впервые;
  • у налогоплательщика отсутствует просроченная задолженность по другим налогам.

Важно!

Если налоговая инспекция отказала в снижении суммы штрафа, ее решение можно оспорить в судебном порядке. Важно подкрепить свою жалобу документами, которые подтверждают заявленные требования налогоплательщика.

Какова ответственность за опоздание с декларацией?

Если Вы не подали в срок «нулевую» декларацию (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход или дохода не было изначально), то:

  1. налоговые органы будут требовать предоставление декларации чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
  2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Пример: в 2018 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс. рублей, в 2019 году он его продал за 300 тыс. рублей. По итогу сделки он не получил дохода (продажа меньше покупки), подтверждающие документы в наличии, поэтому налог Лапин А.К. платить не должен. Но машина принадлежала ему менее трех лет, значит он в любом случае должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если он не сделает этого в срок до 30 апреля 2020 года, налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 рублей.

В случае неподачи декларации Вы можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции будут приходить уведомления о просроченной обязанности, а при Вашем обращении в налоговую инспекцию за получением справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят о невыполненной обязанности. В результате, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 мая), но не более 30% от общей суммы.

2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).

Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен, только если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.

Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.

Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан, только если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени раньше, чем он прислал Вам уведомление, штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.

3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 июля).

4. В случае если Вы должны были заплатить налог в размере более 900 тыс. руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также подпасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица).

Пример: в 2018 году Муромцев А.И. получил в наследство квартиру и сразу продал ее за 3 млн рублей. Размер налога, который должен был заплатить Муромцев при продаже: 3 млн рублей х 13% = 390 тыс. рублей. Муромцев не знал, что он должен подать декларацию в налоговый орган и платить налог на доходы и, соответственно, ничего не сделал.

В конце июля 2019 года Муромцеву пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что он должен задекларировать продажу квартиры.

Если Муромцев сразу после получения уведомления подаст декларацию и заплатит налог и пени, то ему грозит только штраф в размере 5% от налога за каждый просроченный месяц после подачи декларации: 3 месяца (май, июнь, июль) х 5% х 390 тыс. рублей = 58 500 рублей.

Если Муромцев не подаст декларацию, то налоговый орган будет вправе его привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и взыскать дополнительно штраф в размере 20% от суммы налога (78 тыс. рублей).

Предприятие вправе уплатить денежные взыскания самостоятельно или после получения уведомления.

Для этого потребуется:

  • сдать отчетность;
  • уплатить задолженность по налогу;
  • рассчитать и заплатить пени и неустойку;
  • сверить расчеты с налоговой.

Главное — указать правильный номер КБК в платежном поручении для уплаты по реквизитам ФНС.

Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.

Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций. Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям. Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.

По неко­то­рым разновидностям на­ло­гов налогопла­тель­щи­ки обязаны подавать промежуточную отчетность. Например, отчетность, касающуюся налога на прибыль, все организации, использующие УСН, должны подавать до 28 марта. В случае ее непредоставления монетарный эквивалент штрафа варьируется в зависимости от следующих факторов:

Таблица 1. Размер штрафа в зависимости от ситуации

После того как инспектор налоговой службы обнаружил факт нарушения сроков подачи отчетности, следует официальное уведомление, в котором назначается встреча с сотрудником фискальных органов. Результатом этого визита станет подписание Акта налоговой проверки, указывающего на выявленные правонарушения. Однако отчаиваться в подобной ситуации не стоит, поскольку многие случаи непредоставления декларации попадают под «юрисдикцию» смягчающих обстоятельств, которые могут существенно уменьшить размер штрафа.

Некоторые налогоплательщики могут столкнуться со следующей неприятной ситуацией. Налоговая декларация подана точно в срок, но налоговая инспекция не принимает ее по одному из следующих оснований:

  • отсутствуют документы, подтверждающие личность налогоплательщика, или налогоплательщик отказывается предъявить налоговому инспектору такие документы в случае представления декларации (расчета) налогоплательщиком лично;
  • отсутствуют документы, подтверждающие личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета), или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо уполномоченный представитель отказывается предъявить такие документы;
  • налоговая декларация (расчет) представлена не по установленной форме (формату) и не в установленном порядке;
  • в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, отсутствует подпись руководителя организации-налогоплательщика или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печать;
  • в налоговой декларации (расчете) отсутствует ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика, уполномоченного представителя налогоплательщика или ЭЦП не соответствует подписи руководителя организации-налогоплательщика, уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком (его представителем) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой декларации (расчета).

При наличии данных оснований налоговый инспектор информирует налогоплательщика о том, что декларация не принята, с указанием причины в устной форме в случае, если декларация представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным почтовым отправлением заказным письмом.

Казалось бы, декларация подана без нарушений, однако по Регламенту налоговая инспекция при наличии допущенных нарушений ее не примет. И если времени у налогоплательщика на исправление данной ситуации нет, то у налоговой инспекции появляются основания привлечь его к ответственности по ст. 119 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-02-07/1-456).

Ответственность в виде штрафа наступает в случае нарушения срока представления налоговой декларации даже на один рабочий день, поэтому не рекомендуется откладывать ее подачу на последний день.

Ответственность за непредставление декларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, определенного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 руб.

В настоящее время многие налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде.

Несоблюдение порядка представления декларации (расчета) в электронном виде влечет взыскание штрафа в сумме 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). Указанный штраф налагается на налогоплательщика только в случае, если форма (формат) декларации или расчета соответствует установленным требованиям, но нарушен способ представления.

Отметим, что отказать в принятии декларации на бумажном носителе инспекция не вправе (Письмо ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@).

Предположим, что у налогоплательщика нет технической возможности представить налоговую декларацию в электронном виде в установленный срок. Он может подать ее на бумажном носителе в установленный срок, а затем — представить в электронном виде. В этом случае штраф за несвоевременное представление налоговой декларации не применяется, но, учитывая разъяснение налогового ведомства, налогоплательщик может быть оштрафован на 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ за нарушение способа представления декларации.

В случае непредставления организацией декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для ее представления, в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ руководителем налогового органа (его заместителем) может быть принято решение о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств (Письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).

Необходимо учитывать, что налоговая инспекция вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика при непредставлении им деклараций за любой налоговый или отчетный период независимо от того, насколько давно он окончился. Также могут быть приостановлены операции по счетам организации, если в текущем периоде выявлен факт непредставления ею деклараций за предыдущие налоговые периоды по тем налогам, которые она была обязана уплачивать (Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227).

В подобной ситуации налогоплательщику необходимо представить налоговую декларацию в кратчайшие сроки, тогда решение о приостановлении операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

В случае ошибочного или неправомерного приостановления операций по счетам или нарушения срока вынесения решения о разблокировке счета, а также нарушения срока отправки в банк соответствующего решения налогоплательщик вправе подать заявление на имя руководителя налоговой инспекции. В нем нужно указать дату представления налоговой декларации, количество дней, просроченных налоговой инспекцией, сумму, которая была заблокирована, номер счета, расчет штрафа, который налоговая инспекция должна будет перечислить за данные неправомерные действия.

В п. 3 ст. 114 НК РФ указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым (п. 1 ст. 112 НК РФ), поэтому у налогоплательщика есть возможность снижения суммы штрафа в том числе за непредставление налоговой декларации (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999).

Так, сумма штрафа подлежит уменьшению, если: налогоплательщик впервые за весь период осуществления деятельности подал налоговую декларацию с нарушением срока представления, при этом налог полностью уплачен на ее основании (Постановление ФАС МО от 04.08.2011 N КА-А40/8428-11); период просрочки представления декларации незначителен (Постановление ФАС МО от 24.08.2011 N КА-А40/9310-11); организация находится в тяжелом финансовом положении (Постановление ФАС ДО от 03.06.2011 N Ф03-2093/2011).

Если несвоевременное получение декларации налоговой инспекцией вызвано причинами, не зависящими от организации, суды признают привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ неправомерным (Постановление ФАС МО от 26.07.2011 N КА-А40/7709-11).

Несмотря на арбитражную практику, налоговые органы считают, что минимальную сумму санкции в размере 1000 руб. нельзя уменьшить даже при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (Письмо ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@).

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ единственным обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение нарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное нарушение. В этом случае штраф увеличивается в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ). По мнению Минфина России, в двойном размере может быть взыскан и минимальный штраф (Письмо от 17.01.2012 N 03-02-08/3). При этом повторным считается аналогичное нарушение, совершенное в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п. 3 ст. 112 НК РФ).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

(по состоянию на 01 марта 2018 года)

  1. Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

    влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

  2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
    влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 1192. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

  1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.

  2. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Письмом Минфина России от 07.10.2011 № 03-02-08/108 разъяснены вопросы ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган в установленный законом срок налоговую декларацию, в том числе и при отсутствии налога к уплате (информационное письмо Президиума ВАС России от 17.03.03 № 71).

За невыполнение данного требования предусмотрена налоговая ответственность (ст. 119 НК РФ), минимальный штраф составляет 1000 руб.

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков по каждому фискальному обязательству, для каждого вида отчетности предусмотрен свой срок сдачи.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например, забудет его отправить в ФНС, то ему выпишут штраф за несдачу декларации. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ. Однако для региональных и местных налогов действуют исключительные правила. Так, власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Напомним, что для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены свои бланки и формы отчетности, а также предельные даты, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф за несданную декларацию или расчет. Причина несдачи роли не играет, наказания можно избежать только в исключительных случаях.

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по определению размера наказания. Иными словами, размер штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по любому налогу определяется по единому алгоритму.

Итак, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации определяется как 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства в бюджет. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или не полный. Однако общая сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации не может быть больше 30 % от суммы налога, неуплаченного в установленный срок, но и не меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ, Письме Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033.

Несвоевременное предоставление налоговой декларации

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие штрафные санкции:

  1. За нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ оштрафуют по 200 рублей за каждую несданную вовремя справку.
  2. За несданный расчет 6-НДФЛ положены санкции в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Если опоздать с предоставлением годовой бухгалтерской отчетности в ФНС, придется заплатить по 200 рублей за каждую непредоставленную форму.

А вот за срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам за несвоевременное предоставление декларации: 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 % от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах.

За несданную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М накажут по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Итак, выше мы определили, какой штраф за неподачу налоговой декларации грозит компании. Теперь определим, какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию.

Начисление штрафа за несвоевременную сдачу декларации, проводки:

Дебет 99 Кредит 68.

Уплату суммы в бюджет государства отразите записью:

Дебет 68 Кредит 51.

Если наказание выписано за срыв отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что штрафы за несданные отчеты во формам 4-ФСС и СЗВ-М также следует относить на 69 бухсчет.

ВАЖНО! Отражение в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

Почему декларации не сдаются вовремя? Тому способствуют два фактора: человеческий и технический.

  • Примеры первого – это незнание об обязанности сдавать налоговую документацию, безответственное отношение или забывчивость.
  • Технический фактор. Сдача декларации откладывается до последнего дня и из-за банальных очередей не удается уложиться в последнюю дату.

Однако ни тот, ни другой факт не является смягчающим при назначении штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации.

Меры наказания регламентированы ст. 119 НК РФ. По ее правилам, неявка с декларацией в течение установленного периода влечет за собой выплату 5% от указанной в не сданном отчете суммы. Она выплачивается за каждый месяц просрочки. Если есть промежуточный срок, который по дням не дотягивает до календарного месяца, то он также считается как месяц.

Совокупная сумма штрафов не может превышать 30% от суммы налога. Если штрафная сумма по расчетам выходит больше 30%, то уплата ограничивается максимально допустимыми 30%. Но, штраф за несвоевременную сдачу декларации не может быть меньше 100 рублей.

В зависимости от срока просрочки, размеры штрафов увеличиваются. Если срок опоздания составляет более 180 дней, то применяются более жесткие меры. В частности, придется заплатить 30% от суммы налога, указанной в декларации и за каждый месяц просрочки по 10% от суммы упущенного государством налога. Отсчет начинается со 181-го дня задержки.

Ответственность за непредоставление налоговой декларации

Декларация с нулевыми показателями подразумевает и «нулевые налоги», то есть, нет базы для их начисления. Соответственно, нет базы и для штрафа за несдачу декларации. На практике бытует два противоположных мнения.

  1. Налогоплательщик обязан уплатить минимальный штраф в объеме 100 рублей, так как факт нарушения сроков имеется.
  2. Ст. 119 НК РФ ссылается на налоговую сумму, которую выявляет декларация. Если ее нет, значит невозможно сформировать штраф.

Аргументы взяты из судебной практики и подтверждены официальными Постановлениями соответствующих органов. Следуя такой логике, можно сделать вывод, что ответственность за не предоставление налоговой декларации с нулевыми показателями не подразумевает штрафных санкций.

Есть налогоплательщики, которые не имеют задолженности, а наоборот, налоговые органы им «должны» определенную сумму. Такая ситуация возникает при переплате. Сможет ли такой фактор послужить смягчающим условием?

Отдельного внимания заслуживает способ расчета штрафа. Закон не предусматривает четких предписаний, поэтому на практике сложилось два противоположных мнения.

  1. Если субъект не имеет налоговых долгов, то применяется часть 1 ст. 119 НК РФ. Согласно ей, компании полагается выплатить штраф в 100 рублей.
  2. Полное исполнение ст. 119, согласно которой претензии направлены на срок сдачи, а не на показатели декларации. С этой точки зрения компании можно начислить штраф в зависимости от срока задержки.

Однако у субъектов бизнеса есть возможность доказать свою правоту и избежать выплаты штрафа. В качестве законного основания следует взять Письмо Минфина 03-02-07/1-33 от 2008 г.

Наложение штрафа за несвоевременное предоставление декларации не на компанию не освобождает ее руководителей от административной ответственности. Этот аспект устанавливается исходя из положений КоАП РФ. В данном случае в исполнение приводится ст. 15.5. На ее основании руководитель или иное должностное лицо обязуется выплатить штраф в размере от 300 до 500 рублей. Случай квалифицируется как исполнение служебных обязанностей в ненадлежащем виде. Также законным основанием привлечения руководителей к ответственности служит Письмо УГНС Москвы от августа 2008 г. 14/081895.

Размер санкций, предписанных за несоблюдение сроков предоставления декларации и неуплаты налога, равняется 5% от его суммы за каждый месяц, в котором имела место просрочка. Граничным пределом штрафных начислений является планка в 30%: начисленная сума к оплате не может превышать этот показатель, так же как и не может быть меньше 1 000 рублей.

Еще сравнительно недавно при прочтении соответствующих статей налогового законодательства, посвященных этому вопросу, у налогоплательщиков возникали некоторые разногласия касательно ее трактовки в части определения даты наступления штрафных санкций.

Новая формулировка вносит необходимые разъяснения: если налог оплачен своевременно и в полном размере, однако декларация была подана с опозданием, сумма штрафа равняется 1 000 рублям.

Если была оплачена лишь часть налога при несвоевременной подаче отчетности, штраф следует рассчитывать, опираясь на разницу, получившуюся между суммой налога к оплате, и суммой, поступившей в государственную казну в предписанный термин.

За непредставление отчетности или ее подачи позже прописанного налоговым законодательством срока судебные органы на основании заявления, поданного ИФНС, имеют право привлечь руководящих лиц, работающих в компании, к ответственности через вынесение предупреждения или применения штрафных санкций в размере от 300 до 500 рублей. За правонарушения, сроком давности от 3 лет, санкции не предусмотрены.

За подобные оплошности предписаны различные санкции: отсутствие на рабочем столе инспектора вовремя поданной 2-НДФЛ чревато санкциями в размере 200 рублей за непредоставленный документ и штрафом от 300 до 500 рублей, который надлежит уплатить должностным лицам организации. Если работодатель забыл подать в фискальные органы 6-НДФД, сумма штрафа составит 1 000 рублей за каждый месяц, включая неполный, начиная с даты, установленной для ее предоставления.


Похожие записи: