Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды административной ответственности кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
При наложении административного взыскания учитываются:
— характер совершенного правонарушения;
— личность нарушителя;
— степень его вины;
— имущественное положение;
— обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Взыскания применяются на основе 3 принципов: законность, индивидуализация, справедливость.
Административная ответственность смягчается при наличии следующих обстоятельств:
Виды административной ответственности
Производство по делам об административных правонарушениях —это установленный действующим законодательством РБ порядок (процедура) возбуждения, рассмотрения и решение дел об административных правонарушениях.
Задачами этой деятельности являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, обшей и частной превенции (предупреждения) административных правонарушений.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии ряда обстоятельств:
— отсутствия события административного правонарушения;
— отсутствия в деянии состава административного правонарушения;
— отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность;
— истечение к моменту рассмотрения дела сроков, установленных для наложения административного взыскания;
— не достижение лицом, совершившим административное правонарушение, к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста;
— наличие заключения медицинского учреждения о невменяемости лица, совершившего административное правонарушение, и при наличии других оснований, установленных законом.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, может ознакомиться с материалами дела. давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. При рассмотрении дела оно вправе пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика/если не владеет языком, на котором ведется производство: обжаловать постановление по делу и пользоваться иными правами, предоставленными ему законом.
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. В действующем законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда явка виновного обязательна. В частности, присутствие правонарушителя необходимо по делам о мелком хулиганстве, злостном неповиновении требованиям работника милиции и др. При неявке без уважительной причины лицо может быть подвергнуто принудительному приводу работниками органов внутренних дел.
Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:
— административные комиссии при администрации городов, районов, сельских поселений, где эти органы предусмотрены;
— главы администраций, преимущественно муниципального уровня управления;
— комиссии по делам несовершеннолетних;
— районные (городские) народные суды (народные судьи);
— органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то действующим законодательством РБ. Это могут быть налоговая служба, природоохранные органы, санитарно-эпидемиологические службы и др.
Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В ходе производства по делам об административных правонарушениях важным является вопрос о доказательствах, на основе которых решается дело. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.
Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица. привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, покаяниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.
Должностные лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дел а в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
В соответствии с действующим законодательством участниками административного процесса являются:
— орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном правонарушении;
— лицо, привлекаемое к административной ответственности;
— потерпевший;
— законные представители;
— адвокат;
— свидетели;
— эксперты;
— переводчик.
В законе определены права и обязанности участников административного процесса. Так, потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу.
Административный процесс представляет собой последовательное осуществление определенных процессуальных действий, стадий, этапов производства. Под с��адией понимается относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с решением общих задач имеет и свои специфические функции. Все стадии органично связаны между собой и в своей совокупности образуют единую систему.
Законодательную основу административной ответственности образует целая система нормативных правовых актов, которая содержит правовые нормы, которые и устанавливают административную ответственность. Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации, также к ним относят Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также ряд федеральных законов государства об ответственности за административные правонарушения.
Административная ответственность
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64
Чем мы можем Вам помочь?
Виды административной ответственности предусмотрены КоАП РФ, к ней могут привлечь обычных граждан, организации, ИП, военнослужащих. Ответственность предусмотрена за различные нарушения, например, требований санитарного законодательства, правил дорожного движения. В статье мы расскажем, что такое административная ответственность, поговорим о системе административных наказаний. Также кратко расскажем об отличиях административной ответственности от других видов ответственности.
Административная ответственность — это применение госорганами или судами мер наказания к людям, организациям, ИП, совершившим административные нарушения. Список таких нарушений можно найти в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Кратко о том, что характеризует ответственность:
- Всегда накладывается государством.
- Порядок привлечения строго урегулирован КоАП РФ. Если при привлечении к ответственности допущены серьезные отступления от требований кодекса, к ответственности привлечь не смогут (например если нарушителя не известили о времени и месте рассмотрения дела).
- В качестве меры ответственности выступает наказание — штраф, арест, лишение прав, и т.д.
- Устанавливается только за нарушения законодательства об административных правонарушениях.
Всего предусмотрено 10 видов наказаний. Самое распространенное и известное, это штраф. Обратите внимание, что за каждое конкретное нарушение предусмотрена своя ответственность.
Итак, виды ответственности:
- Предупреждение.
- Штраф.
- Конфискация орудия или предмета нарушения (денег, контрафактной продукции, оружия и т. д.), то есть безвозмездное их изъятие в государственную собственность.
- Лишение специального права (на управление транспортом, хранение и ношение оружия и других).
- Арест.
- Выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны за нарушения миграционного законодательства.
- Дисквалификация, то есть запрет занимать определенные должности на государственной или муниципальной службе либо заниматься определенными видами деятельности (например, руководить организацией).
- Приостановление деятельности предпринимателей или организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений и т. п. полностью или частично.
- Обязательные работы, то есть принудительное выполнение полезных для общества работ в свободное от учебы или работы время.
- Запрет на посещение спортивных мероприятий.
Этот перечень является полным, закрепленным в КоАП РФ, и дополнен быть не может. Определение иных видов наказаний в региональном законодательстве недопустимо.
В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, какая ответственность применяется к виновнику ДТП. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Административное нарушение может повлечь:
- 1 наказание (основное);
- 2 наказания (основное и дополнительное).
Важно! По другому быть не может. Нельзя наложить сразу несколько основных наказаний, поскольку это противоречит закону.
Дополнительное наказание применяется только тогда, когда оно предусмотрено статьей КоАП РФ.
Причем иногда правоприменитель сам определяет, назначать его или нет, исходя из конкретного случая. А иногда применение дополнительного наказания обязательно — это зависит от формулировки санкции. Например, если кто-то ехал пьяный за рулем, основное наказание будет – штраф в размере 30 000 рублей, и дополнительное – лишение прав.
Какие наказания выступают основными? К ним относятся:
- предупреждение;
- штраф;
- лишение особого права (кроме лишения права управления транспортом);
- выдворение;
- дисквалификация;
- приостановление деятельности;
- обязательные работы.
Остальные наказания, в том числе лишение водительских прав, могут быть как основными, так и дополнительными.
Кто такой субъект административной ответственности? Если кратко, то это тот, кого привлекают к ответственности. Субъекты бывают разные:
- Общий субъект. Им является человек, начиная с 16-летнего возраста (подробнее о возрасте административной ответственности можно прочесть в этой статье). Это может быть как гражданин РФ, так и иностранец, а также лицо без гражданства.
- Специальный субъект. Это граждане, имеющие определенные признаки, прямо предусмотренные в норме КоАП РФ, предусматривающей ответственность. Например, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть совершено только родителем или опекуном.
- Особый субъект. Им является лицо, обладающее частичным иммунитетом от административной юрисдикции. Например, судьи, иностранцы с дипломатическим иммунитетом, несовершеннолетние. Их привлечь к ответственности можно, но сложнее, чем обычного человека. Предусмотрен особый порядок привлечения. Например, чтобы привлечь к ответственности судью районного суда, нужно согласие судебной коллегией из трех судей верховного суда республики, в которой работает судья. Также понадобится представление от Генерального прокурора РФ.
Ответственность может применяться к юридическим лицам любой организационно-правовой формы.
***
Таким образом, административная ответственность выражается в назначении административного наказания за совершения административного правонарушения. Сегодня существует 10 разновидностей административных наказаний. За одно нарушение может быть назначено два наказания (основное и дополнительное). При этом два основных наказания назначить не могут.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Административные правонарушения и ответственность».
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
Итак, если говорить простыми словами, административная ответственность – это ответственность, которая наступает за административные правонарушения. В отличие от гражданской, она носит более публичный характер. Но не такая строгая, как уголовная.
При решении вопроса о привлечении лица к ответу перед обществом должностные лица должны строго руководствоваться законом.
Понятие об административной ответственности
Административная ответственность является одной из версий государственного силового давления, призванная для обеспечения исполнения правовых норм и законов и существующая на равных условиях с исправительным, гражданско-правовым и уголовно-правовым силовым давлением.
Реагирование государства на ущерб, который причинен административным правонарушением и государственное анализирование несоблюдения правовых норм, охраняемых административно-законодательными санкциями, и есть административная ответственность.
В этом отношении ответственность административного характера представляет собой юридическую обязанность лица пережить определенные ущемления, утвержденные мерами административной ответственности в связи с нарушением правил, которые охраняются этими мерами. Такие негативные ущемления могут обладать для правонарушителя нравственной, имущественной, личностной, законодательной ориентацией.
Иными словами, административная ответственность как проведение в жизнь административно-правовых мер воздействия, мобилизована для компенсации причиненного административным правовым преступлением невосполнимого ущерба и определяется для правонарушителя как наказание.
Тема 10 Административная ответственность
Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:
- основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
- административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
- основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
- ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
- привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
- ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
- последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
- процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
- опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
- назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.
На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.
Административная ответственность является совокупностью соответственного законодательства строится на таких основополагающих идеях (признаках):
- закономерности;
- беспристрастной достоверности;
- виновности;
- равноправия перед законом;
- неизбежности наказания;
- справедливости и рациональности;
- гуманности.
- Национализированность
- назначается только за административные проступки
- субъект ответственности широким кругом уполномоченных лиц
- административная ответственность применяется к неподчиненным лицам
- не влечет за собой судимость
Виды
- Административная ответственность физических лиц
- Административная ответственность граждан РФ
- Административная ответственность иностранных граждан, иностранных юрид. лиц и лиц без гражданства
- Административная ответственность собственников транспортных средств
- Административная ответственность должностных лиц
- Административная ответственность военнослужащих
Установление административной ответственности является правотворческой, точнее — законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном. Субъектом административной ответственности может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и организация.
Ответственность по административному праву
В действующем законодательстве нигде не указано, что такое административная ответственность. Мы не будем вдаваться в научные рассуждения, и пугать вас заумными выражениями, а попытаемся объяснить все простыми словами.
Под административной ответственностью подразумевается вид юридической ответственности, которая состоит в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, которое совершило административное правонарушение.
Как и любой вид ответственности, административная ответственность имеет свои характерные особенности, по которым ее можно отличить:
- меры административной ответственности применяются в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях 07.12.1984 № 8073-X (далее ‒ КОАП);
- не влечет за собой судимость;
- назначается только за административные проступки;
- заключается в применении к виновным административных взысканий;
- право привлекать к административной ответственности принадлежит государственным органам и их должностным лицам;
- существует особый порядок привлечения к ответственности.
Итак, как мы уже указывали, любой вид ответственности наступает только тогда, когда есть основание, то есть какое – либо нарушение. При этом в теории выделяют такие виды оснований административной ответственности, которые должны применяться в совокупности:
- фактическое основание административной ответственности (совершение административного правонарушения);
- юридическое основание административной ответственности (наличие в этом деянии юридического состава правонарушения);
- процессуальное основание административной ответственности (наличие процессуальных норм, обеспечивающих привлечение виновного лица к административной ответственности).
Итак, мы уже установили, что совершение административного правонарушения (или проступка) является основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно КОАП административное правонарушение ‒ это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КОАП).
То есть для того, чтоб деяние было административно наказуемым, нужно установить так называемый «юридический состав» правонарушения, куда входят:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Отсутствие одного из этих элементов говорит о том, что совершенное действие не подлежит административной ответственности по КОАП.
Объект — это общественные отношения, которые охраняются законом и которые были нарушены при совершении деяния. Он отвечает на вопрос: «Что было нарушено?». Например, объектом мелкого хищения чужого имущества (ст. 51 КОАП) являются общественные отношения в сфере собственности.
Объективная сторона указывает на то, как было совершено правонарушение: активно или пассивно (действием или бездействием), были ли установлены последствия такого деяния и есть ли между ними причинная связь. Отвечает на вопрос: «Как? Каким образом было совершено правонарушение?»
Заметьте, объективная сторона не всегда состоит из 3 компонентов. Для некоторых правонарушений только одного деяния достаточно для применения мер административной ответственности. В теории их называют «правонарушения с формальным составом». Например, ст. 42 КОАП предусматривает, что административная ответственность наступает за сам факт нарушения санитарных норм вне зависимости от последствий.
Есть еще так называемые «правонарушения с материальным составом», смысл которых сводится к тому, что для наступления административной ответственности одного лишь деяния недостаточно, нужно еще установить наличие последствий такого деяния и причинную связь между ними. Например, уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара или распространению его на значительной площади (ст. 77 КОАП). В таком случае для привлечения к административной ответственности нужно установить не только неосторожное обращение с огнем, но и последствие этого деяния ‒ уничтожение или повреждение леса, а также причинную связь между ними.
При этом заметим, что способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения проступка также входят в состав объективной стороны, но не являются ее обязательными элементами.
К административной ответственности привлекаются физические вменяемые лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст.12 КОАП). В теории именуется как «общий субъект административного правонарушения» ‒ лицо, которое совершило правонарушение. Кроме общих признаков в конкретных составах административных правонарушений субъект может характеризоваться еще и дополнительными, специфическими свойствами. Такие субъекты называются специальными. К ним относятся, например, должностных лиц, государственных служащих, водителей и тому подобное. Таким образом, субъект отвечает на вопрос: «Кто совершил правонарушение?».
Субъективная сторона указывает на психическое состояние здоровья человека, совершившего проступок, и отвечает на вопрос: «Зачем было совершено правонарушение? С какой целью? Что было поводом для совершения такого деяния?». При этом в теории ее элементы делят на обязательные и факультативные. К обязательным элементам относится виновное совершение правонарушения. Вина ‒ это психическое отношение лица к совершенному им правонарушению и его последствиям, которое выражается в форме умысла или неосторожности.
Мотив и цель правонарушения ‒ факультативные признаки субъективной стороны. Под мотивом понимают осознанное лицом внутреннее побуждение, которое подтолкнуло на совершение проступка. Цель ‒ это следствие, результат, которого нужно достигнуть лицу, совершающему административное правонарушение.
Исходя из определения административной ответственности, можем выделить такие признаки:
- Общественная опасность. Она проявляется в причинении ущерба правам и законным интересам граждан, общества и государства в результате совершения правонарушения. При этом многие ученые утверждают, что общественная опасность является признаком, как уголовных преступлений, так и административных правонарушений, они различаются лишь по степени общественной опасности. Простыми словами, одно и то же деяние может иметь разную степень общественной опасности. Например, всем известно, что кража ‒ это уголовное преступление, предусмотренное ст. 185 Уголовного кодекса Украины. Но не все знают, что мелкая кража в размере до 176 гривен 20 копеек считается административным правонарушением и только при превышении этого порога ‒ уголовно наказуемым деянием.
- Противоправность. Этот признак обусловлен тем, в результате совершенного проступка нарушаются правовые запреты, охраняемые и закрепленные законодательством.
- Виновность. Любое действие либо бездействие должно быть совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности. Если в совершенном деянии вина не установлена, не может быть и речи о наличии административного проступка и об административной ответственности за него.
- Наказуемость. Совершение административного проступка должно сопровождаться применением мер административной ответственности.
Производство по делам об административных проступках ‒ это процессуальная деятельность уполномоченных лиц, которая направлена на выявление и прекращение такого проступка, на установление всех обстоятельств дела и виновных лиц, на привлечение их к административной ответственности.
В основном, в теории выделяют два вида такого производства:
- обычное, которое представлено стандартной процедурой;
- упрощенное, которое характеризуется тем, что протокол не составляется (в случаях, указанных ниже), а выносится сразу постановление.
Согласно анализу положений КОАП основными этапами производства по делам об административных правонарушениях являются:
- возбуждение дела;
- рассмотрение дела и принятие решения;
- обжалование постановления;
- исполнение решения, применение административного взыскания.
Для того, чтобы возбудить дело об административном правонарушении, уполномоченное лицо должно составить протокол по установленной форме. Его наличие свидетельствует о том, что есть основания для начала производства по делу об административном проступке.
Виды административных правонарушений и административной ответственности
Согласно ст. 213 КОАП такими органами являются:
- административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов (например, при совершении нарушения правил пользования энергией, водой или газом по ст. 103-1 КОАП; нарушения правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями по ст.150 КОАП и другие);
- исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов и их должностные лица (например, нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов по ст. 152 КОАП; нарушение правил торговли на рынках по ст. 159 КОАП и другие);
- районные, районные в городе, городские или районные суды, местные административные и хозяйственные суды, апелляционные суды, Верховный Суд (например, мелкое хищение чужого имущества по ст. 51 КОАП; нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества по ст. 124 КОАП и другие);
- органы Национальной полиции (иные нарушения правил дорожного движения по ст.125 КОАП; выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям или без необходимых документов, предусмотренных законодательством по ст. 128 КОАП и другие);
- органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), например, органы Пенсионного фонда, военные комиссариаты.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях[1].
- Административная ответственность граждан РФ.
- Административная ответственность иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.
- Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.
- Административная ответственность должностных лиц.
- Административная ответственность военнослужащих.
- Административная ответственность юридических лиц РФ.
- Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.
- Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
- Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
- Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.
Поскольку ст.2.9 КоАП устанавливает не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка. Порядок применения взыскания за нарушение дисциплины регламентируется ТК РФ, уставами о дисциплине и другими нормативно-правовыми актами. Согласно ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины применяются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Последняя мера может применяться за наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, в том числе: 1) за систематическое неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей; 2) прогул; 3) появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 4) совершение по месту работы хищения. Законодательством о дисциплинарной ответственности могут предусматриваться и иные дисциплинарные взыскания.
Таким образом, мы рассмотрели, что административная ответственность – это особый вид правовой ответственности, можно сказать, специфическая форма негативной реакции со стороны государства в лице его уполномоченных компетентных органов на соответствующую категорию противоправных проявлений (прежде административных проступков), согласно которой лица, которые совершили эти правонарушения, должны дать ответ перед уполномоченными государственными органами за свои неправомерные действия и понести за это административные взыскания или наказания, установленные законом формы и порядка.
Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.
Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Затем осуществляется рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 25.03.2004).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.05.2004).
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. от 07.07.2003).
4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. от 22.02.2004).
5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2002.
6. Евсеева Е.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2002. — №13.
7. Кудрявцева И.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // Консультант бухгалтера. – 2002. — №5.
8. Ломакина В.Ф. Новый кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Гражданин и право. – 2002. — №2.
9. Шарова С.В. Административная ответственность в области налогов и сборов // Российский налоговый курьер. – 2002. — №10.
10. Хаманева Н.Ю. Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новое в законодательстве // Гражданин и право. 2002. — №9/10.
Прежде чем разобраться в понятии административного правонарушения, стоит четко определить, что оно относится к легкой степени правонарушения или нанесения вреда и не влечет за собой наказаний, связанных с лишением свободы на долгий срок.
Административная ответственность наступает в результате пренебрежения физическими и юридическими лицами правил и норм, обеспечивающих общественный порядок.
Кодекс об административных правонарушениях — это свод правил и постановлений, предусматривающий определенную степень наказания за нарушение его статей и меры административной ответственности.
Ст. 2.1 КоАП РФ дает определение видам административной ответственности, из которых следует, что ей предшествуют противоправные действия:
- Деяние — осознанное нарушение правил и норм правопорядка. Примером может служить пересечение проезжей части на красный сигнал светофора или переход в неположенном месте. К деянию можно отнести бездействие гражданина в отношении своих обязательств, неявку в суд.
- Виновность в содеянном. Например, умышленная порча имущества.
- Противоправное деяние в отношении объекта, который представляет ценность для государства или другого человека, и подлежит охране законом.
- Антиобщественный характер действия, полный перечень представлен в ст. 1.2 КоАП РФ.
Тема 20. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Особенности административной ответственности:
- законность — порядок привлечения к ответу за деяния имеет законную основу;
- определение вины в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения;
- ответственность только за проступки субъекта;
- справедливое наказание, соизмеримое с виной;
- целесообразность;
- гуманизм — наказание не применяется для унижения личности;
- презумпция невиновности — правонарушитель считается невиновным до того момента, пока не будет доказано обратное;
- наказание должно быть своевременным и приведено в исполнение в самые короткие сроки.
Классификация нарушений административного кодекса заключается в том, в какой из сфер деятельности человека было совершен проступок: экономической, политико-административной, социальной и культурной. Также разнятся нарушения в зависимости от объекта, на который они направлены. Это может быть государство, общественный порядок, безопасность общества, здоровье людей и гражданские права.
Административное право предусматривает несколько видов санкций, все зависит от того, умышленно или неумышленно был совершен проступок, было действие или бездействие, после которых последовало правонарушение. Это служит для определения видов административной ответственности.
При нарушении КоАП РФ привлечение к административной ответственности можно совершить в отношении юридических лиц: фирмы, корпорации, организации и прочие субъекты хозяйственной деятельности. К ответу часто привлекаются физические лица, степень строгости наказания зависит от возраста.
КоАП установлено, с какого возраста привлекают к административной ответственности. Граждане в возрасте 16 лет привлекаются к ответу за проступок, а их дела рассматриваются комиссиями города или района. Кроме того, 14-летние лица понесут наказание за нарушение ПДД и за проступки, которые не могут квалифицироваться как уголовные.
Административные взыскания определяются ст. 3.2 КоАП РФ. Виды административной ответственности:
- Предупреждения — письменное уведомление нарушителя о проступке.
- Штраф — взимается в пользу местного бюджета за нарушение плавил поведения в общественных местах, распитие алкогольных напитков, курение в местах, не отведенных для этого и т.п.
- Изъятие предмета, которым было совершено правонарушение.
- Конфискация орудия нарушения.
- Лишение некоторых прав.
- Арест на пятнадцать суток. Применяется в случае грубого нарушения.
- Депортация нерезидента или лица без гражданства за пределы России.
- Дисквалификация — запрет занимать посты и должности в государственных структурах, заниматься предпринимательской деятельностью.
- Запрет на осуществление деятельности на определенный период.
Относительно физического лица может применяться любое из наказаний.
Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Науке известно два основания административной ответственности – юридическое и фактическое. Юридические основания некоторыми авторами определяются как нормативные. Под юридическими основаниями административной ответственности понимают законодательство в области административного права, определяющее деяния субъектов как противоправные и устанавливающие меру ответственности.
Юридическая основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих составы:
- административных проступков;
- систему административных взысканий и принципы их наложения;
- круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;
- процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму[4].
Российское законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности состоит из законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов. Конституцией РФ законодательство в данной сфере отнесено к кругу предметов совместного ведения. Базовым актом является КоАП РФ [2].
Законодательство субъектов РФ в области административных правонарушений не должно противоречить КоАП РФ
Фактическим основанием ответственности является совершение лицом определенного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, виновное, противоправное, общественно опасное деяние либо действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность [3].
Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков представленных на рисунке ниже.
Административная ответственность – вид юридической ответственности, который несет человек, совершивший административное правонарушение.
Можно сказать, что административная ответственность это наказание виновного во вредном для общества или аморальном поступке, который в то же время не настолько серьезный, чтобы повлечь за собой уголовное наказание. В связи с этим и меры воздействия на нарушителя не настолько тяжелые для него, по сравнению с санкциями для лиц совершивших преступление.
Все правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность в обязательном порядке прописаны в действующем законодательстве – привлечь виновного к ответственности можно лишь за то деяние, которое было запрещено законом в момент его совершения.
Однако в отличие от уголовного преступления, административные проступки могут быть предусмотрены различными законами, как федерального, так и местного значения. Самые распространенные виды административных проступков: мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка ведения и подачи налоговой отчетности.
Для полноценной жизни любого общества важны здоровые социальные отношения и благополучие его граждан. Противоправные действия любого лица, посягающие на общественные отношения, носят название административного правонарушения. Государство контролирует соблюдение гражданами и юридическими лицами административного законодательства и предусматривает применение к нарушителям соответствующих мер.
Административные правонарушения могут затрагивать различные сферы жизни государства:
- права его граждан;
- экологические проблемы;
- организацию здравоохранения;
- санитарно-эпидемиологического благополучие;
- налоговое законодательство;
- земельные отношения;
- общественный порядок.
Каждый раздел КоАП, характеризующий админправонарушения, содержит квалификацию проступка и определение наказания за каждый из них.
Деяния юридических и физических лиц с нарушениями профильных законов представляют основания для применения административных мер наказания. Основные из них:
- штраф;
- предупреждение;
- административный арест;
- лишение квалификации;
- временное либо постоянное приостановление деятельности;
- изъятие;
- лишение определенных прав.
Наказание за такой вид нарушений носит профилактический характер и не преследует цели унижения лица, привлеченного ответственности, или снижения его репутации.
Для достоверной трактовки и характеристики административных правонарушений применяется описание определенных признаков. В зависимости от их присутствия и особенностей оценивается степень ущерба, круг виновных лиц, тяжесть правонарушения, и мера наказания. Среди таких признаков следующие:
- Могло ли оказать негативное влияние на здоровье или жизнедеятельность человека рассматриваемое деяние либо бездействие (возможно, уже оказало).
- Опасно ли оно в плане общественной вредности.
- Нарушены ли при этом установленные нормы и правила.
- Насколько аргументирована вина ответственного (в случае юридической единицы) либо физического лица.
- Возложены ли на определенное лицо обязанности по данному разделу работы.
- Было ли нарушение совершено преднамеренно, по неосторожности.
- Предусмотрена ли за потенциально опасное действие административная ответственность.
- Присутствуют ли смягчающие обстоятельства в конкретном случае.
Пример
Несоблюдение санитарных правил и норм, установленных для детских учреждений отдыха и оздоровления, может привести (либо уже привело) к регистрации заболеваемости кишечной инфекцией. Налицо ситуация, оговоренная в статье 6.7 КоАП РФ. За нарушение предусмотрено наложение штрафа в оговоренной здесь же сумме (3000-7000 — на должностное лицо, 30 000–70 000 на юридическое). При повторном выявлении аналогичных фактов штраф значительно увеличен (10 000–15000 — на должностное лицо, 100 000–150 000 на юридическое).