Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему теория раскольникова изложена в романе после преступления кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части. Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что
«люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово»
.
Смысл деления на два разряда — утверждение «права сильного» преступать закон и совершать преступления.
Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это — «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному.
Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
Раскольников берется на деле доказать, что он — необыкновенная личность.
почему теория Раскольникова изложена в романе после преступления?
Острое ощущение ненормальности складывающихся отношений было общим для людей самых разных взглядов.
Но взгляды Родиона Раскольникова неотделимы от его личности; это не философская концепция, изложенная читателю стройно и последовательно, а поиски, метания, заблуждения человека трагических противоречий.
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой он вынужден существовать.
Он решает встать над жизнью, над ее законами.
Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести.
Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи.
«Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости»
. Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда:
«на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово»
.
Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
При этом он наивно полагает, что убийство поможет ему совершать впредь лишь добрые дела. Главный герой пришёл к этой мысли во многом от нищеты и отчаяния.
Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести.
Несправедливость в социальной жизни невозможно искоренить преступлением. Теория Раскольникова – явление далеко не случайное.
На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных),
Почему теория раскольникова изложена в романе после преступления кратко
Шмаринова.
Автор и герой в романе. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.
« когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»).
Как развенчивается в романе теория Раскольникова.
Социальные и философские истоки теории Раскольникова. Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.
Бунт Родиона Раскольникова. Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Раскольников и Разумихин. Раскольников и Порфирий Петрович.
Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев. Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание». Образ Раскольникова в романе.
Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание».
О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».
Крушение и разочарование Родиона Раскольникова. «Правда» Сони Мармеладовой. Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского. Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
Идеи немецкого философа Фридриха Ницше воплотились не только в философии. Эти идеи легли в основу и литературных течений, где также известно направление ницшеанства.
Итак, ницшеанство выступало, во-первых, против натурализма, а во-вторых, главную роль здесь играло учение о «сверхчеловеке». Однако, для литературы характерно переосмысление этой философской идеи. Сверхчеловек предстает как:
- личность, воплощающая знания и дух;
- высшая сущность;
- человек с правом вести других (низших людей, «чернь») к цивилизации.
Другая идея, которая прослеживается в «Преступлении и наказании», связанная с ницшеанством, относится к осмыслению роли христианства. Старое, традиционное представление о христианстве ломается, рушится в концепции Ницше, ведь философ считает эту религию ресентиментом. Вместо этого предлагается идея «воли к власти», которая трактуется также как «воля к силе».
Раскольников делит всех людей на два типа:
- “Сверх-человеки” — это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
- “Твари дрожащие” — это все остальные люди, влачащие заурядное существование.
Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления.
Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии.
Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.
Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой.
Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.
Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.
Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.
Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.
Теория Раскольникова — суть, причины появления, крах
Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях.
Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.
Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.
Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой.
Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».
Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.
Родион Раскольников, главный герой романа Федора Михайловича Достоевского, совершает преступление, но преступление не обычное. Необычное, но не по исполнению, а по причине. Причиной преступления является теория, которую создал в своем воображении, тщательно продумал Родион Раскольников.
Родион Раскольников разделил людей на два типа: одни люди – материал или «твари дрожащие», другие – великие, они те, кто «право имеют». Те, кто считался Раскольниковым великими, имели право на убийство ради высшей цели, ради светлого будущего. Количество жертв не имело значения.
Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Теория Раскольникова не нова. Такое восприятие мира свойственно эгоистичным гордецам. Неумение сопереживать делает человека пустым, лишает Бога и веры.
Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» являет собой сочетание индивидуализма, эгоизма и гордыни. Общеизвестно, что Достоевский был человеком глубоко религиозным и для него православная составляющая романа является во многом исповедью. В этом свете все те высказывания, которые звучат из уст главного героя, прошли оценку писателя.
Теория Раскольникова не нова, она была, есть и будет. К сожалению, попытки делить людей на бесправных и «право имеющих» не чужды современному миру. Европа, США — все они считают себя «право имеющими», а все остальные страны и народы воспринимаются ими как «материал» или как «твари дрожащие».
В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.
В одном из писем М. Н. Каткову Достоевский сам немного рассказывает о теории Раскольникова, о его странных идеях и шатости понятий:«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет ж*довские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление»… <...>
Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль. <...> Именно, что убийца развитой и даже хорош<их> накл<онностей> м<олодой> человек.» (Ф. М. Достоевский — М. Н. Каткову, 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г.) Также Федор Михайлович в одном из писем Майкову выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши, из которого может получиться «сумасшедший дурак Раскольников». Другими словам, Достоевский считает своего персонажа Раскольникова «сумасшедшим дураком», в том числе, конечно, из-за его нелепой теории, которая сломала ему же жизнь:«Ведь еще немного и из этаких понятий выйдет Горский или Раскольников4. Ведь они все сумасшедшие и дураки.» (Ф. М. Достоевский — А. Н. Майкову, 18 (30) мая 1868 г.)
Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны — Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.
Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие — это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.
Критерий | Лужин | Свидригайлов | Раскольников |
Теория | Жить нужно для себя, «возлюбить себя одного» | Человеку все дозволено | Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) — лишь строительный материал |
Поступки |
Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть |
Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова |
Убивает старуху-процентщицу и ее сестру |
Выдвигает ложные обвинения против Сони |
Отдал деньги сиротам Мармеладовым |
Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара |
|
Покончил жизнь самоубиством |
Сознается в преступлении |
Таблица показывает, что самый грешный из всех троих — Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.
Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная — теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку «вошью», говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.
Произведение Федора Достоевского “Преступление и наказание” рассматривает тяжелый личностный конфликт главного героя – бывшего петербуржского студента Родиона Раскольникова. Нищета на протяжении уже долгого времени рушит жизнь его и всей его семьи. Много раздумывая о том, как же изменить такое положение вещей, Раскольников написал статью, выдвинув идею о том, что всех людей можно условно поделить на высших, героев, которые влияют на ход истории, совершают великие дела и всех остальных людей, являющихся для них лишь средством, материалом, “тварями дрожащими”. Все, что имеют право делать последние, являясь жалкими и недостойными членами общества, это послушно жить и закона не нарушать. Эти самые законы для них как раз и создает первая категория, “собственно людей”, имея таким образом неограниченное влияние над основной массой.
Теории Родиона Раскольникова не зря уделяется так много внимания при изучении романа “Преступление и наказание”. Она, фактически, стала элементом, порождающим тему произведения. Раскольников, несмотря на то, что как он, так и его семья, были нищими и несчастными, совершает убийство, а затем и двойное убийство, вовсе не по этим причинам. Во всем он руководствуется своей собственной теорией. Основным мотивом совершения Раскольниковым преступления как раз было выяснить, принадлежит он к разряду дрожащих тварей или все-таки право имеет. Деля всех людей на разряды (первый и второй, низший и собственно людей), Родион мучается вопросом, к какому же из них принадлежит он сам. Собственно, чтобы узнать это, он и решается на убийство.
Интересней всего перед читателем предстает исход данной проверки. Раскольников, веруя в истинность собственной теории, убивает богатую старушонку. Но значит ли это, что он априори принадлежит к той высшей категории людей, которые правят миром и творят историю? Нет, и об этом нам сообщает сам лирический герой. Сомнения и угрызения совести продолжают терзать его на протяжении еще долгого времени. Он разочаровывается в своей теории и даже в себе самом. Убить-то он убил, но, если бы и, правда, причислялся к высшему разряду, даже говорить о муках совести было бы неуместно. Настоящему Наполеону не нужна была бы подобная теория или какие-либо оправдания своих же действий. Он не сидел бы часами, раздумывая и частично даже сожалея о содеянном. Так и выяснил Раскольников, что никакой он на самом деле не Наполеон, а лишь очередная дрожащая тварь, низший человек, совсем обычный и заурядный. Так и рухнула его теория.
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников живет в бедности без всякой надежды на светлое будущее. По своей сути он человек совсем неплохой – добрый, умный, отзывчивый. Но сжатый тисками суровой реальности Раскольников доходит до изнеможения и отчаяния. Эти обстоятельства порождают в герои бесчеловечную теорию, согласно которой все люди на Земле делятся на две группы – «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Последние вправе совершать преступления, если они оправдываются великой целью. На такое могут пойти только люди особые, необыкновенные, в руках которых сосредоточена власть, которые достигли больших успехов в науке, религии. Они не только вправе, но даже обязаны идти на радикальные меры, чтобы достигнуть цели, имеющей значение для всего человечества.
Теория строится на утверждении, что всеобщее благо можно достичь только путем истребления меньшинства. Герой ставит над собой эксперимент, пытаясь выяснить, к какой из двух категорий он относится сам. Он склонен причислять себя к «право имеющим», но чтобы убедиться в этом, Раскольников идет на преступление. Его цель – сделать мир лучше, избавить его от людей, подобных старухе-процентщице. Однако после совершенного убийства не последовал желаемый результат. Злодеяние не принесло никому абсолютно никакой пользы. С этого момента начинается развенчивание оказавшейся несостоятельной теории Раскольникова.
Убийства положило начало душевным терзаниям главного героя. Каждый свой шаг он вынужден делать с опаской, рискуя выдать себя в любой момент. Эксперимент Родиона с треском провалился. Ему не удалось совершить злодеяние и сохранить при этом внутреннее спокойствие. Он мучается от угрызений совести и, в конце концов, приходит к выводу, что является обычным человеком, той самой «тварью дрожащей». Тяжелым грузом взваливается на него осознание бессмысленности столь и бесчеловечного жестокого поступка.
И все-таки окончательное понимание ситуации приходит к Родиону далеко не сразу. Он все еще продолжает считать свою теорию верной, а в том состоянии отстраненности и отгороженности от всего окружающего мира Раскольников не способен критически посмотреть на вещи, вырваться из цепкого плена собственных идей.
Единственное, что может его спасти, это добрый друг, который выслушает и поймет главного героя, тем самым облегчив его страдания. Таким человеком оказывается Соня Мармеладова, перед которой главный герой раскрывает свою душу. Он прислушивается к ней и в результате признается в содеянном. За совершенное преступление ему воздается должное наказание. Оказавшись на каторге, Раскольников не сразу приходит к осознанию вины и раскаянию. Но доброта и духовная сила Сони Мармеладовой вразумляют героя и помогают отказаться от своих идей. Полное разрушение бесчеловечной теории происходит в последнем сне Родиона, где люди убивают друг друга ради достижения всеобщего счастья. Итог всего этого – опустевшая мертвая земля. С этого момента начинается возвращение Раскольникова к жизни. Он приходит к пониманию, что все люди одинаковы, и все они заслуживают счастья, которого можно добиться, помогая своим ближним.
Теория Раскольникова — социальные и философские истоки теории и ее смысл
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Теория Раскольникова в «Преступлении и наказании» на первый взгляд может показаться сложной для понимания, но на самом деле она довольно проста. Главный герой разделил весь род человеческий на две категории: «обыкновенных» и «необыкновенных» людей. В то время как «необыкновенный» человек имеет право совершать любое преступление и нарушать закон, если считает это нужным, «обыкновенный» человек должен жить в подчинении и не имеет права нарушать закон.
Если попытаться проанализировать реплики главного героя романа «Преступление и наказание» об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, то можно кратко выделить следующие положения его философской теории:
-
Все люди делятся на две категории: «обыкновенные» и «необыкновенные»;
-
«Обыкновенный» человек должен жить в подчинении, он не имеет права нарушать закон, потому что он «обыкновенный»;
-
«Необыкновенные» люди, напротив, имеют право совершать любые преступления и нарушать закон, когда считают это нужным;
-
«Необыкновенность» человека определяется наличием у него дара или таланта произносить «новое слово». Именно такие люди двигаю цивилизацию вперед к новым высотам и достижениям;
-
Только «необыкновенный» человек имеет право решать, переступить ли через закон или любое другое общественное или моральное препятствие, стоящее на пути практического осуществления его идеи;
-
Все «необыкновенные» люди, способные дать обществу что-то новое, не должны подчиняться общему закону, потому что в противном случае они перестают быть «необыкновенными»;
-
Такие «право имеющие люди» своими открытиями создают новые законы, и поэтому они должны иметь возможность избавляться от ненужных по их мнению людей, чтобы сделать свои идеи известными всему человечеству.
Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой – он боится совершить ошибку и выдать себя.
Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.
Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние. Эту мысль подтверждает сходство героя с Лужиным и Свидригайловым. Замечая схожие черты с ненавистными ему людьми, Раскольников понимает, что теория его оказывается совершенно не той, какой он видел ее до убийства. Если раньше он думал, что с помощью свершения правосудия спасет мир, поможет обездоленным, оградит униженных от таких, как эти герои, то сейчас он понимает, что теория только максимально сближает его с этими ненавистными личностями.
По прошествии нескольких дней Раскольников уже не в состоянии объяснить даже самому себе, зачем он совершил это убийство. В исповеди Сонечке он заявляет, что убил не старушку, а себя. В этом и заключается наказание Раскольникова – убив «вошь», он убивает сам себя, свою идею, свое спокойствие. Все, что было дорого Раскольникову убито вместе с процентщицей и ее сестрой, и никогда больше Раскольников не сможет жить нормальной жизнью.
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Все в совокупности влияет на героя уничтожающим образом. Муки совести, разочарование в теории, понимание, что убийство совершенно бессмысленно, страх быть разоблаченным и в то же время страх навсегда остаться один на один со своим преступлением – вот в чем состоит наказание Раскольникова. Вместе эти факторы заставляют героя мучаться, метаться в дебрях своей души, терзаться сомнениями, предавать своих близких и самого себя. Человеческие чувства сами наказали своего хозяина, который решил поставить над собой эксперимент, обернувшийся страшным преступлением и не менее страшным наказанием.
Раскольников был уверен, что способен исправить общество, что он «право имеет» убивать и вершить суд. Но его уверенность рушится под гнетом человеческих чувств, мук и терзаний.
Таким образом, наказание Раскольникова кроется не просто в законе. За убийство, за свою страшную теорию, за попытку превознестись над другими, клетка собственного разума и чувств закрывает Раскольникова от всего мира.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Наказание Раскольникова», увидеть в нем не просто отбывание срока на каторге, а настоящие терзания преступника.
Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».
Собственно человек имеет талант, особый дар, он может сказать новое слово, изменить окружение. Группа таких индивидов легко идет на преступления, для них нет законов, они отрицают подчинение. Преступления собственно человека не однотипны. Перешагивают через мертвых, не боятся крови. Ради идеи собственно человек имеет право на преступление. Родион Романович называет их «право имеющие». Они сильные и уверенные в своей правоте, пользуются силой характера, вершат судьбы, изменяют даже ход истории целой страны, а не только своей. Раскольников хочет стать Наполеоном в смысле завоеваний и возвышения над человечеством.
Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.
- Сочинение «Раскольников и Свидригайлов, сравнительная характеристика»
- Сочинение на тему «Образ Раскольникова» в романе «Преступление и наказание»
- «Родион Раскольников и Соня Мармеладова» — сочинение
- «Двойники Раскольникова» — сочинение
- Сочинения 1 класс
- Сочинения 2 класс
- Сочинения 3 класс
- Сочинения 4 класс
- Сочинения 5 класс
- Сочинения 6 класс
- Сочинения 7 класс
- Сочинения 8 класс
- Сочинения 9 класс
- Сочинения 10 класс
- Сочинения 11 класс
- По картинам
- По пословицам
- О временах года
- О праздниках
- На разные темы
Теория Раскольникова: от идеи до её крушения
- Х. К. Андерсен
- Р. Киплинг
- Л. Кэрролл
- Ж. Б. Мольер
- А. де Сент-Экзюпери
- Ч. Т. Айтматов
- С. А. Алексеевич
- В. П. Астафьев
- А. Р. Беляев
- В. Я. Брюсов
- Б. Л. Васильев
- Е. Ильина
- Ю. П. Казаков
- Б. Н. Полевой
- В. Г. Распутин
- А. Т. Твардовский
- Г. Н. Троепольский
Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Идея Раскольникова и ее крушение
Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.