О Социальной Защите Граждан Подвергшихся Воздействию Радиации Льготы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О Социальной Защите Граждан Подвергшихся Воздействию Радиации Льготы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.


Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ


Закон РСФСР от 15.05.1991 № 1244-I


Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

1) в зоне отселения — не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет;

3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
____________________________________________________________________
Меры социальной поддержки, назначенные в соответствии с частью второй настоящей статьи (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ), не могут быть снижены — см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.
____________________________________________________________________

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

1) в зоне отселения — не менее 1 года;

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ).

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие части третьей настоящей статьи приостанавливалось до 1 января 2018 года — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ, Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ).
____________________________________________________________________


Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 4, 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка) и 13 части первой, частью четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, частью первой статьи 16, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4-6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8-10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из размеров компенсаций и других выплат, указанных в части первой настоящей статьи, а также численности граждан, имеющих на них право, и величины расходов на оплату услуг по их доставке.

В указанный общий объем бюджетных средств не включаются средства на осуществление полномочия по выплате, в том числе по доставке, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет.

Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданного полномочия, не по целевому назначению их взыскание осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения:

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год (абзац в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства (пункт в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ.

Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

  • жилищный сертификат;
  • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
  • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Закон о чернобыльцах с последними изменениями

Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

  • 21.11.2020 г. Мишустин объявил о пилотном проекте по определению нуждающихся семей

    Пилотный проект по определению нуждающихся семей на основе данных государственных информационных систем и оказания им адресной поддержки будет запущен до конца года, заявил премьер-министр Михаил Мишустин.

  • 21.11.2020 г. Депутат поддержал идею выплат к Новому году для ветеранов

    Идея назначить дополнительную выплату ветеранам в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне заслуживает поддержки. Такое мнение выразил зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.

  • 21.11.2020 г. Мишустин: В России нужна по-настоящему социальная адресная поддержка

    В России необходимо перейти к по-настоящему адресной системе социальной поддержки населения, развивая механизмы «социального казначейства», уверен премьер-министр Михаил Мишустин. «У нас огромное число льгот и пособий, которые направлены на то, чтобы выровнять материальное положение семей,…

Какие льготы положены чернобыльцам

Закон о соцзащите чернобыльцев принят для помощи и поддержки граждан России, оказавшихся на территории Чернобыля во время или после аварии на АЭС. Он регулирует и регламентирует меры развития и оказания социальной защиты таким гражданам.

Согласно общим положениям настоящего закона, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение вреда и получение соц. поддержки, вследствие проживания и работы в зоне, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также вследствие нахождения на территории во время аварии или помощи в ее ликвидации. Гражданин имеет право выбрать только один вид возмещения и социальной поддержки.

Все средства, тратящиеся на оказание помощи и поддержки граждан, побывавших на территории Чернобыля, являются расходными обязательствами государства. Такие обязательства и их денежная сумма определяется Правительством РФ.

Согласно ФЗ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, человек имеет право получить какие-либо выплаты, помощь, поддержку или использовать свои права только в случаях, когда:

Согласно положениям ФЗ о ЧАЭС в последней редакции, размер и частота получения льгот, выплат или помощи зависит от того, где располагается гражданин.

После произошедшей в Чернобыле аварии АЭС, его территория была поделена на четыре части:

  • Зона отчуждения. Территория, находящаяся непосредственно вокруг пострадавшего АЭС. В этой зоне запрещено жить или работать;
  • Зона отселения. Зона, в которой проживают или работают граждане, которых необходимо переселить в более дальние районы, в связи с сильным ущербом здоровью. Люди, переселившиеся из зоны отселения, имеют право получить социальную поддержку государства;
  • Зона права на отселение. Определенная государством территория, на которой располагаются медицинские центры, проводящие осмотр населения и осуществляющие все необходимые меры для оздоровления граждан;
  • Гражданская зона. В гражданской зоне может жить и работать население, однако они обязаны часто проходить обследования. Граждане из этой зоны имеют право получать льготы и помощь.

Согласно настоящему закону гражданам предоставляются следующие льготы:

  • Улучшение качества условий проживания;
  • У несовершеннолетних есть льготы по поступлению в вузы России;
  • Оплачивать жилплощадь можно только в половину (50%) от всей суммы;
  • Также оплата коммунальных услуг сокращена на половину;
  • Пенсионерам предоставляются бесплатные места в домах престарелых;
  • Семьи, пострадавшие вследствие катастрофы АЭС, имеют право определить детей в детские сады, санатории, медицинские или лечебные центры, детские лагеря и т. д. вне очереди;
  • В случае сокращения на работе, граждане из Чернобыля имеют право не быть уволенными;
  • В аптеках или медицинских учреждениях они имеют право получить необходимые лекарства или мед. обслуживание вне очереди;
  • Часть земли для строительства жилого дома выделяется сначала лицам, пострадавшим из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

При официальном трудоустройстве, каждый гражданин, проживающий, работающий или живший и работавший ранее на территории Чернобыля, имеет право получить дополнительные 14 дней отпуска.

Согласно описываемому закону, государство обязано ежемесячно выплачивать, пострадавшим из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам денежные суммы.

Выплаты делятся на несколько категорий:

  • Компенсация в виде полной заработной платы в случае перевода лица из-за плохого состояния здоровья. Компенсация будет выплачиваться такому человеку до момента возврата на работу или до момента получения им официальной инвалидности;
  • Инвалидам каждый месяц выплачивается сумма, определенная группой инвалида. Инвалидам первой группы каждый месяц выделяются 18 425 рублей, инвалидам второй группы каждый месяц выделяются 9 213 рублей, инвалидам третьей группы каждый месяц выделяются 3 685 рублей;
  • Пострадавшим вследствие аварии в Чернобыле выплачивается компенсация в случае нетрудоспособности, которая составляет 100% от средней денежной суммы зарплат населения;
  • Детям пострадавших в катастрофе родителей тоже полагается определенная льгота. На продукты и обеды школьникам выделяется 84 рубля, а в детских садах — 433 рубля;
  • Каждый месяц государство выплачивает всем гражданам из Чернобыля сумму, определенную на продукты. Условием выплаты является наличие детей до 14 лет. Предоставляется 881 рубль.

Для того чтобы получить положенную сумму, лицо обязано предоставить написанное заявление, удостоверение чернобыльца, копия справки о наличии группы инвалидности, копии первой и последней страниц трудовой книжки.

В социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, делят на 4 категории:

  1. Первая категория – лица, подвергшиеся максимальному облучению. Это привело к тому, что у пострадавшего диагностирована лучевая болезнь или инвалидность.
  2. Вторая категория – люди, которые участвовали в ликвидации последствий в зоне отчуждения. Период участия в ликвидации последствий – до 1 июля (вне зависимости от срока), с 1 июля до 31 декабря 1986 года (5 суток и более), в 1987 году (2 недель и более).
  3. Третья категория – люди, которые участвовали в ликвидации последствий, находившиеся в области отчуждения с 1 июля до 31 декабря 1986 года (5 суток и меньше), в 1987 году (2 недели и меньше), с 1988 до 1990 года (1 месяц и больше).
  4. Четвертая категория – люди, которые до 1993 года находились на участке постоянного радиологического контроля.

Также ко второй категории причисляются лица, которые были вывезены и выселены из этой зоны. Ко второй категории причисляются и дети, которые на тот момент еще не родились, а после достижения 18 лет получили официальный статус чернобыльцев.

Пострадавшие от чернобыльской аварии должны подготовить такой пакет документов:

  • удостоверяющий личность документ (паспорт, свидетельство о рождении);
  • удостоверение ликвидатора последствий, чернобыльца;
  • документы, устанавливающие наличие родственных связей (для членов семьи);
  • свидетельство о смерти (для тех, кто овдовел);
  • трудовая книжка;
  • справка об установлении инвалидности;
  • правоустанавливающая документация на автомобиль, квартиру, земельный надел (если заявитель планирует воспользоваться налоговыми скидками).

Это не исчерпывающий перечень документов – в зависимости от сложившейся ситуации могут потребоваться другие справки и бумаги. Конкретный список следует уточнить у территориального отделения органов соцзащиты населения.

Для того чтобы получить удостоверение чернобыльца, необходимо составить заявление, отразив в нем следующие сведения:

  1. информация об адресате: должность уполномоченного лица, название учреждения соцзащиты населения, адрес его нахождения;
  2. информация о заявителе: ФИО, адрес проживания, паспортные данные;
  3. просьба выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
  4. перечень прикладываемых документов, которые выступают основанием для оформления удостоверения;
  5. дата составления заявления, подпись обратившегося лица;
  6. дача согласия на обработку персональных данных (с указанием даты и подписи заявителя).
  • всем гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
  • с дифференцированным уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин),
  • в зависимости от статуса граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Этот статус устанавливается в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории, т.е. степени вредоносного для организма человека воздействия радиационного излучения.

Государственная пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, по их желанию могут назначаться по двум вариантам (по тому, который наиболее им выгоден):

  • в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» — при соблюдении условия назначения страховых пенсии по старости;
  • в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Условие назначения государственной пенсии по старости 1:

  • установление статуса гражданина, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы.

Условие назначения государственной пенсии по старости 2:

  • подтверждение факта выполнения определенных работ, связанных с эксплуатацией Чернобыльской АЭС или ликвидацией последствий указанной катастрофы,
  • либо проживания (в прошлое или настоящее время) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Условие назначения государственной пенсии по старости 3:

  • наличие причинно-следственной связи между резвившимися у такого гражданина заболеваниями или наступившей инвалидностью и последствиями чернобыльской катастрофы либо других радиационных или техногенных катастроф.

Условие назначения государственной пенсии по старости 4:

  • продолжительность трудового стажа не менее 5 лет.

При этом под трудовым стажем в Федеральном законе № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» понимается учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Условие назначения государственной пенсии по старости 5:

достижение гражданином возраста, определенного законом для соответствующей категории граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы:

  • получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
  • занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения: по достижении возраста 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин);
  • ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: по достижении возраста 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин);
  • принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
  • эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения;
  • постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение;
  • постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
  • постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);
  • выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение: с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Категория 1

Гражданам, принимавшим в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а именно:

  • гражданам (в т. ч. временно направленным или командированным), принимавшим в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
  • лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986-1987 гг. службу в зоне отчуждения;
  • гражданам, в т.ч. военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988— 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»;
  • младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений, получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений
  • За исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы.
  • государственная пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
  • Категория 2
  • Гражданам, принимавшим в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а именно:
  • гражданам (в т. ч. временно направленным или командированным), принимавшим в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
  • лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988-1990 гг. службу в зоне отчуждения

государственная пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Категория 3

Гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения (в т.ч. временно направленным или командированным):

  • государственная пенсия по старости назначается на равных основаниях с гражданами, указанными в п. 1ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, то есть:
  1. мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали в зоне отчуждения соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
  2. В случае, если указанные лица проработали в зоне отчуждения не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), на 1 год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам.
  3. Категория 4

Гражданам, эвакуированным (в т.ч. выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения, включая детей, в т.ч. детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития:

  • государственная пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;

26.02.2018

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.

в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пп. 5 п. 5 ст. 391 НК РФ).

  • Возмещение денежных средств, потраченных ими для восстановления здоровья, а также на восстановление утраченного в результате переезда или эвакуации имущества.
  • Социальное сопровождение и поддержку.
  • Возмещение морального вреда за риск, которому они подвергали свою жизнь.
  • Налоговые льготы.
  • Хотелось бы отметить, что чернобыльцы имеют право пользоваться такими привилегиями:
  • Скидка по оплате стоимости коммунальных услуг (свет, газ, вода, стоимость квадратного метра жилой площади и пр.) в размере 50%.
  • Возврат 50% суммы, потраченной на приобретение топлива, необходимого на обогрев жилья (в том случае, если нет другой альтернативы обогрева).
  • Возможность без очереди получать квартиру, вступать в кооператив или получать земельный участок (для постройки жилья).
  • Чернобыльское удостоверение дает льготы на работе его владельцу быть уволенным в самую последнюю очередь (в случае ликвидации предприятия).
  • Чернобыльцы имеют законное право на предоставление им второго отпуска в срок, который для человека максимально приемлем.
  • В случае переезда на другое место проживания, он имеет право на первоочередное предоставление другой рабочей вакансии. При этом, условия работы и размер заработной платы не должны быть хуже, чем на предыдущем месте работы.
  • Возможность на бесплатное обследование в больницах и поликлиниках, протезирование зубов, лечение в стационарах.
  • Ежегодное и внеочередное получение возможности проходить лечение или восстановление состояния здоровья в пансионатах или домах отдыха.
  • Пенсионный возраст чернобыльцев ниже, чем у обычных граждан.

Много времени прошло с тех катастроф, когда произошли выбросы в атмосферу радиоактивных веществ. Но некоторые пострадавшие или их родственники до сих пор не находят понимания властей и не имеют возможности добиться положенных льготных выплат. Многие не знают, как узаконить свои права на получение компенсации за потерянное здоровье.

  • Граждане, получившие лучевую болезнь по причине взрыва на ЧАЭС. Данная категория включает как обычных граждан, так и тех, кто непосредственно боролся с последствиями аварии.
  • Граждане, получившие инвалидность из-за случившейся катастрофы. В данную категорию входят обычные граждане, военнослужащие, военнообязанные. Также сюда включены работники ОВД и сотрудники всех пожарных служб, работавшие в зоне отчуждения. В данную категорию также входят граждане, выступавшие в качестве доноров косного мозга для больных, пострадавших от лучевой болезни. Трансплантационный период и время установления инвалидности во внимание не берется.
  • Гражданам, добровольно выехавшим из территории отселения. Дети эвакуированных граждан, которые в период аварии находились в утробе матери, тоже имеют право на ряд привилегий.
  • На соцпомощь могут рассчитывать и работники территорий, на которые распространялось право отселения.
  • Граждане, проживавшие в четвертой условной области (которая располагает льготным статусом);
  • Люди, проживавшие и трудившиеся в зоне, которая относится к территориям отселения.
  • Мигранты из области с правом отселения.

Рекомендуем прочесть: Получение губернаторской поддержки в 2019 2019 году

— гражданам, принимавшим в 1986 — 1987 гг.

участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);

В первую очередь необходимо подтвердить статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС. Подтверждением будет служить так называемое «Удостоверение чернобыльца». Для его получения необходимо обратиться в орган социальной защиты (раньше он назывался собес).

В соцзащиту вы обязаны представить следующие документы:

  • паспорт (для детей свидетельство о рождении);
  • документы, доказывающие, что вы действительно проживали или проходили воинскую службу на загрязнённой радиоактивным выбросом территории (записи в военном билете, справки из ЖЭКа, домовые книги, выписки из архивов и тому подобное);
  • в случае с родственниками может понадобиться подтверждение, как родственных связей, так и факта нахождения на иждивении.

Украина. Здесь положение чернобыльцев регулируется Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 г. № 796-XII.

Отличий с российским законом очень мало. Льготники также делятся на категории, в соответствии с которой назначаются выплаты и компенсации.

Но, в связи с тяжёлым положением бюджета Украины, надеяться на рост компенсаций не приходится.

В Белоруссии тоже принят отдельный закон, призванный обеспечить социальную защиту чернобыльцев. Список льгот и компенсаций, предусмотренный в нём, достаточно велик. Денежные средства выделяются регулярно.

В Казахстане ликвидаторы могут рассчитывать на первоочередное предоставление жилья, льготное медицинское обслуживание, налоговые вычеты и другие социальные гарантии. Отдельного закона, регламентирующего их права и социальную защиту, в республике нет.

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на чернобыльской аэс

Дополнительный оплачиваемый отпуск ликвидаторам и пострадавшим от аварии на ЧАЭС предоставляется в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой статьи 18, пунктом 4 части второй статьи 19 и пунктом 2 части второй статьи 20 Закона РФ N1244-I от 15.05.1991 “О социальной защите граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС”, в дальнейшем по тексту – Закон N 1244-I.

  • Большинство людей, пострадавших от катастрофы в Чернобыле, имеют право на ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого составляет 14 дней.
  • Однако количество дней дополнительного отпуска варьируется от 7 до 21 дня в зависимости от категории граждан, претендующих на компенсацию ущерба.
  • В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 14 право на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней имеют:
  • Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 18 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью в зависимости от времени проживания (работы):

  • с 26 апреля 1986 года — 14 календарных дней;
  • со 2 декабря 1995 года — 7 календарных дней
  1. с выплатой единовременной компенсации на оздоровление имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
  2. В соответствии с пунктом 4 части второй статьи 19 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью семь календарных дней имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.
  3. В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, продолжительностью в зависимости от времени проживания (работы):
  • с 26 апреля 1986 года — 21 календарный день;
  • со 2 декабря 1995 года — 7 календарных дней

с выплатой единовременной компенсации на оздоровление имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Граждане, повредившие здоровье участвуя в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеют право на льготы. Чернобыльцами – имеющими право на государственное обеспечение, признаются как члены ликвидаторских групп, так и иные лица находившиеся в период ЧП на территории зоны поражения.

Материальные и иные льготы положены также родственникам вышеперечисленных лиц.Порядок предоставления льгот чернобыльцам определен в ФЗ № 1244-1. Также в настоящем документе содержится классификационная информация по категориям граждан в зависимости от зоны проживания и степени участия в ликвидационных работах. Согласно ст.

7, зоны загрязнения разделяются на:Территории, на которых не допускается проживание гражданского населения и ограничены виды возможной хозяйственной деятельности (определяется приказом Правительства). Льготы предоставляются.

Земли с повышенным уровнем радиационного загрязнения, пригодные для проживания с условием постоянного медицинского контроля.Районы, открытые для расселения гражданского населения. Проживающим в данных зонах чернобыльцам часть льгот недоступна.

В зонах с правом на отселение на постоянной основе работают мониторинговые группы, информация об уровне загрязнения доступна в СМИ.Иная категория льготных территорий, на которых повышенный радиационный фон не является ключевым критерием.

В районах, наделенных данным статусом расположены загрязняющие предприятия, в виду чего действуют программы, направленные на восстановление окружающей среды и поддержание здоровья населения.

Пояснение: вне зависимости от статуса территории, на ней ведется постоянный мониторинг, с целью выявления скорости очищения. При изменениях в лучшую или худшую сторону, зоне присваивается иной статус.

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

* — может изменяться из-за индексации

Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.

Также данная категория льготников наделена правом внеочередного вступления в жилищные кооперативы, огороднические и садовые товарищества, получение мест в гаражных комплексах.

Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.

Обратите внимание! Трудовые льготы персонифицированы, то есть ими могут пользоваться только сами чернобыльцы. Они не распространяются на близких родственников ни при жизни, ни после смерти, как другие виды льгот.

К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.

К списку социальных льгот относятся:

  • приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
  • покупка медикаментов по льготным рецептам;
  • предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
  • обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
  • зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
  • обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.

Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.

Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:

  • совершив визит в соцзащиту;
  • лично в МФЦ;
  • онлайн через сайт госуслуги.

На оформление документа уходит до 10 дней.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаются удостоверения, дающие право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1.

Вид 1. Удостоверение инвалидов выдается гражданам, перечисленным в пп. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1.

Вид 2. Удостоверение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки выдаются гражданам, перечисленным в пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1.

Обратите внимание: эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1, с момента их предъявления (ч. 4 ст. 15 Закона № 1244-1).

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.

В силу постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» приказом МЧС России № 728, Минздравсоцразвития России № 832, Минфина России № 166н от 08.12.2006 утверждены Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

В нашей организации в должности начальника курьерской службы уже три месяца работает один сотрудник. На днях выяснилось, что в 1986 г. он принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Это означает, что работнику полагаются определенные гарантии, компенсации и льготы. Однако при приеме на работу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он не предоставил. Получается, что в течение довольно длительного периода гарантии ему не предоставлялись. Обязаны ли граждане, имеющие право на определенные льготы, предъявлять подтверждающие документы при приеме на работу?

Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не указано в перечне документов, которые работник обязан предъявить работодателю при заключении трудового договора (ст. 65 Трудового кодекса РФ). А значит, сотрудник не обязан был его предоставлять.

Вместе с тем для получения мер социальной защиты, установленных Законом № 1244-1, он имеет право сообщить работодателю о том, что является участником ликвидации чернобыльской аварии, и предъявить соответствующее удостоверение.

Обратите внимание: меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляются с момента предъявления такого удостоверения, но не за прошедший период.

Вид 3. Специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания граждан, указанных в пп. 6, 7, 9, 11, 12 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, в зонах радиоактивного загрязнения.

К данной категории граждан не относятся лица, проходившие военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены приказом МЧС России № 228, Минздравсоцразвития России № 271, Минфина России № 63н от 11.04.2006.

В случае выезда указанных граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *