Приказ о постановке на учет выявленных излишков основных средств образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о постановке на учет выявленных излишков основных средств образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По правилам бухучета вся информация должна быть приведена в суммовом выражении. Поэтому для постановки обнаруженных излишков на учет необходимо знать, как оценить выявленные при инвентаризации излишки имущества. Методика оценки зависит от категории объекта.

Материально-производственные запасы приходуются по рыночным ценам (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Определение цены предприятие может произвести самостоятельно.

Проще всего сделать это, если такое же имущество уже числится на балансе компании. В этом случае стоимость выявленных «дополнительных» объектов можно определить на основании цены уже учтенного аналогичного имущества.

Если подобных объектов на балансе нет, можно воспользоваться информацией о ценах из общедоступных источников (например, из СМИ).

Если же с определением стоимости возникли затруднения, можно обратиться к независимому оценщику.

При самостоятельном определении цены подтверждающим документом будет являться бухгалтерская справка, при обращении к оценщику — его отчет.

Оформление выявленных при инвентаризации излишков имущества

В процессе инвентаризации иногда выявляются не только излишки материалов, но и «дополнительные» основные средства. Здесь сразу вспоминается один из профессиональных анекдотов.

В компании «Х» построили котельную за счет неучтенных средств. Потом спохватились: нужно же ставить на баланс, при проверке ведь не скроешь. Находчивый главбух решил воспользоваться проводимой инвентаризацией и включил в акт следующий пункт: «В ходе инвентаризации на территории предприятия обнаружена котельная».

На практике неучтенные котельные встречаются нечасто, а вот излишки по более мелким объектам основных средств вполне могут быть обнаружены при проверке, особенно на крупных предприятиях со сложной структурой и системой учета.

В общем случае обнаруженный объект основных средств оценивается так же, как и объект материальных запасов, т. е. по рыночной стоимости (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

Может возникнуть ситуация, когда объект ОС стоит на балансе, но в учете не отражена произведенная модернизация (достройка и т. п.). В этом случае следует оценить затраты на проведение работ и увеличить на них стоимость объекта ОС. Для оценки затрат можно использовать информацию о стоимости аналогичных работ, имеющуюся у компании, либо прибегнуть к услугам оценщика.

При всех вариантах оценки ОС и ТМЦ не нужно «автоматически» использовать имеющуюся информацию о ценах по аналогичному имуществу. Следует учитывать фактическое состояние и степень износа конкретных объектов, выявленных в качестве излишков.

Если по результатам инвентаризации выявлены излишки материалов, товаров или ОС, данные об этом заносятся в сличительные ведомости. Это специальные документы, заполняемые в случае выявления отклонений между фактическими и учетными данными.

Формы ведомостей (как и других документов, необходимых для проведения инвентаризации) утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Для основных средств и нематериальных активов используется форма ИНВ-18, для других ТМЦ — ИНВ-19.

Приказ о постановке на учет выявленных излишков основных средств образец

Процедура инвентаризации активов компании подразумевает последовательное выполнение таких мероприятий:

  1. Определение регламента предстоящей инвентаризации. Формируется состав исполнительной комиссии, назначаются сроки, уточняются причины и основания для проведения описи имеющихся объектов. Все эти моменты обязательно отражаются в письменном приказе, который специально издается руководством организации.
  2. Непосредственное проведение инвентаризации по интересующим группам объектов. Комиссия определяет фактическое количество и реальное состояние проверяемого имущества. Результаты осуществляемых действий отражаются в инвентаризационной документации, включающей опись активов.
  3. Сличение полученных и первоначальных сведений. На этом этапе производится сопоставление итогов проведенной проверки с данными учета. Информация уточняется – выявленные излишки приходуются, обнаруженные недостачи списываются. Формируются сличительные ведомости, документируются окончательные результаты проведенной описи. Руководство компании предпринимает надлежащие меры распорядительного характера.

При проведении инвентаризации активов назначенная исполнительная комиссия должна следовать инструкциям Минфина РФ, четко регламентирующим порядок осуществления данной процедуры, учет её итогов, а также необходимые действия на случай выявления несоответствий – недостач, излишков.

Так, излишками ОС являются объекты соответствующей группы внеоборотных активов, ранее отсутствовавшие на балансовом учете организации, но выявленные (обнаруженные) по итогам инвентаризации.

Действительно, опись активов предприятия нередко позволяет выявить неучтенные предметы.

Когда инвентаризационная комиссия полностью завершит сличение (сопоставление) фактической информации со сведениями учета, руководитель организации утверждает итоги проведенной проверки посредством оформления соответствующего приказа.

Закономерным следствием исполнения этого распорядительного акта будет являться внесение в бухгалтерские (учетные) регистры необходимых изменений, обусловленных результатами инвентаризации.

Так, выявленные недостачи корректно списываются, а найденные излишки правильно приходуются – зачисляются на учет.

Пересортица считается одним из наиболее распространенных обстоятельств, при которых обычно приходуются неучтенные активы, обнаруженные в ходе инвентаризации.

Она часто появляется, если при назначенной проверке наряду с излишками ОС выявляются недостачи. Такая пересортица нередко позволяет осуществить взаимозачет установленных недостач и найденных излишков.

Так, если стоимость установленной недостачи оказывается выше стоимости зафиксированных излишков, разница, как вариант, может взыскиваться с виновных субъектов.

Если же такие лица отсутствуют или, например, не установлены, соответствующая разница просто списывается на периодический финансовый результат – дебет 91-счета (по субсчету 91-2).

Кроме того, если недостача возникла не по вине субъектов, имеющих материальную ответственность, по поводу данной разницы в инвентаризационной документации предоставляются исчерпывающие пояснения.

Так, следует обосновать, почему данная разница не погашается виновными лицами.

Обратная ситуация – фактическая стоимость недостающих ОС оказывается ниже стоимости излишков, найденных по этой же группе активов. В этом случае стоимостная разница между недостачей и излишками относится к прочим доходам.

Исходные данные:

В ходе проверки был найден ранее неучтенный объект ОС – гидравлический насос. Его рыночная стоимость – 45 000 рублей.

Необходимо оприходовать данный излишек по правилам бухучета.

Основные проводки – в таблице:

Операция Сумма, рублей Дебет счета Кредит счета
Объект приходуется 45 000 08 91-1
Объект введен в эксплуатацию 45 000 01 08

Как оприходовать излишки при инвентаризации

Образец приказа о проведении инвентаризации был разработан и утвержден постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Это форма № ИНВ-22. Ею необходимо пользоваться независимо от того, с чем связано разбирательство, является ли она полной или частичной, была заранее запланирована или будет проводиться неожиданно.

Приказ на инвентаризацию образца 2018 года содержит:

  • конкретную цель проведения – инвентаризация товаров, основных средств, активов, дебиторских задолженностей, всего имущества;
  • перечисление подразделений организации, где будет проводиться проверка, к примеру, только на складе или в ином отделе, по всей компании;
  • период и длительность мероприятия – с какой по какую дату проходит, когда представить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии, в том числе ФИО ее председателя, – в нее могут входить не только сотрудники компании, способные оценить состояние имущества и обязательств, но и сторонние аудиторы;
  • данные о приказе: его дата, номер, информация о подписавшем распоряжение руководителе.
  • После того, как устанавливающий документ подготовлен, его необходимо зарегистрировать в журнале для учета контроля исполнения таких решений. Соответствующую форму реестра можно взять из постановления Госкомстата № 88 – форма № ИНВ-23. Это необязательно, компания может разработать собственный вариант журнала, но для удобства можно пользоваться шаблоном, предложенным чиновниками.

    Важно, чтобы с приказом были ознакомлены все перечисленные в нем работники. Свои росписи они могут ставить непосредственно на листе, содержащем данные о предстоящей проверке, либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.

    О намерении провести сопоставление товаров/запасов/ценностей на бумаге и в действительности надо уведомить под роспись также материально ответственных лиц того подразделения, где проводится сверка.

    1. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, уточняем номер приказа и дату его составления.
    2. Заполняем «тело» документа, уточняя, какое именно мероприятие проводится и кто из сотрудников в нем участвует. При перечислении допускается сокращать имена и отчества сотрудников.

    3. Указываем, что именно надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов/ценностей/товаров и указанных в документах. Одновременно вписываем даты начала и окончания процедуры анализа состояния имущества.

    4. Последнее – определить крайнюю дату сдачи отчета по итогам сверки, а также подписать у руководителя, назначившего проверку.
    5. Вот так выглядит готовое распоряжение.

    Зачастую инвентаризация сопровождается выявлением неучтенных излишков. Это могут быть как основные средства, так и товарно-материальные ценности или нематериальные активы. Как правило, возникновение излишков – это результат ошибок в учете.

    После сличения инвентаризационной комиссией фактических данных с данными учета следующим действием является утверждение руководителем результатов инвентаризации путем издания соответствующего приказа. Результатом выполнения этого приказа должно стать приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими, установленными в ходе инвентаризации сведениями. Для этой цели надлежит недостачи и излишки, выявленные при инвентаризации, соответственно правильно списать и оприходовать.

    При всем этом важно закончить инвентаризацию до подписания отчетности руководителем организации, а вышеуказанное уточнение бухгалтерского учета осуществить на дату проведения инвентаризации.

    Инициатива руководителя, оформленная в виде приказа на оприходование излишков, является основанием для урегулирования излишков в бухгалтерском учете.

    Унифицированная форма такого приказа государственными ведомствами не предусмотрена. По этой причине такой приказ может быть оформлен организацией с использование собственной утвержденной формы.

    Во-первых, на период действия его следует вложить в папку с другой подобного рода документацией.

    Вначале все как обычно: напишите название предприятия, номер и наименование приказа, поставьте дату и место его составления. Ниже внесите ссылку на документы, в соответствии с которыми издается распоряжение и впишите причину для его создания. Затем идет основной блок.

    Следует учитывать фактическое состояние и степень износа конкретных объектов, выявленных в качестве излишков.

    Для основных средств и нематериальных активов используется форма ИНВ-18, для других ТМЦ — ИНВ-19. Эти документы содержат информацию обо всех обнаруженных отклонениях, как в большую, так и в меньшую сторону.

    Рассмотрев их, руководитель организации принимает решение об отражении отклонений в учете.

    Недостачи могут быть списаны или отнесены на виновных лиц, при обнаружении излишков вариант может быть только один — оприходование.

    Образец приказа на оприходование излишков при инвентаризации

    274 НК РФ. Но тут существует несколько расхождений.

    Законодательство утверждает, что ОС, выявленные в результате проверки, не могут считаться безвозмездно полученными, так как в этом случае нет субъекта, передавшего основное средство. Но и изначальную стоимость определить невозможно. Если в результате инвентаризации выявлены излишки в виде ОС, то амортизировать их нельзя.

    Отсюда получается, что налог на прибыль с излишков в виде ОС предприятию уплатить придется, а вот использовать его в расходах во время эксплуатации будет нельзя даже частично (нельзя будет провести и амортизацию единовременно или в несколько этапов).

    Непонятно и то, как оформить излишки, выявленные при инвентаризации, в случае их реализации. Если основное средство будет продано, то выручка от сделки будет включена в объем полученных доходов.

    Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджетных средств и получающие доходы из иных источников должны вести раздельный учет доходов и расходов относительно целевого финансирования и прочих источников. По ст.20 ст.250 НК излишки по имуществу считаются внереализационным доходом.

    Стоимость выявленных при инвентаризации излишков устанавливается как сумма налога, исчисленная с дохода. Затраты, понесенные учреждением при оценке ценностей включаются во внереализационные расходы при условии наличия документального подтверждения. То есть организация вправе на сумму расходов уменьшить доход.

    Таким образом, можно начислить налог на прибыль и выплатить его за счет бюджетных средств.

    Исключение составляют государственные учреждения, где используются унифицированные формуляры, а также некоторые коммерческие организации, в которых руководство разработало и утвердило стандартный шаблон документа, обязательный к применению.

    На что опираться при формировании приказа Формируемый приказ должен иметь под собой какую-то документальную базу. Основанием могут быть законодательные нормы или же внутренняя документация фирмы (акты, служебные, докладные записки, положения учетной политики и т.п.).

    Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Поэтому вначале члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей/товаров/запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что значится на бумаге.

    По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа можно использовать форму № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

    Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола.

    Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования – правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать.

    Комиссия также выдвигает предложения оприходовать/списать выявленные излишки/недостатки, отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе можно зафиксировать иные инициативы, например, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений.

    Документальное оформление инвентаризации основных средств

    Для инвентаризации приказом директора компании назначается специальная комиссия.

    В её состав которой включаются несколько специалистов, в том числе главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, имущество которого инвентаризуется, а также работники из других отделов, например юрист, главный инженер и т.д.

    При этом в комиссию не должны входить материально-ответственные сотрудники, но присутствовать при инвентаризации они должны обязательно.

    В задачи комиссии входит осмотр имущества, его подсчет, сверка с учетными бумагами и составление итоговых документов, в том числе протокола, описи товарно-материальных ценностей и всех необходимых актов.

    Формат приказа по результатам инвентаризации может быть произвольный – сегодня никаких ограничений и требований по этому параметру со стороны законодательства РФ для таких документов не установлено. Исключение составляют государственные учреждения, где используются унифицированные формуляры, а также некоторые коммерческие организации, в которых руководство разработало и утвердило стандартный шаблон документа, обязательный к применению.

    Формируемый приказ должен иметь под собой какую-то документальную базу. Основанием могут быть законодательные нормы или же внутренняя документация фирмы (акты, служебные, докладные записки, положения учетной политики и т.п.). Под обоснованием подразумевается описание реальных причин для создания приказа.

    Общие сведения об оформлении

    Свободным также может быть и оформление документа. То есть для приказа подойдет как бланк, созданный в фирменном стиле с реквизитами и логотипом, так и обычный лист бумаги. При этом приказ можно делать рукописным или же печатным, правда, при втором варианте его нужно обязательно распечатать, чтобы все заинтересованные лица могли поставить в нем подписи.

    В приказе должны поставить свои подписи несколько человек.

    Первый и самый главный автограф, без которого приказ просто не будет действительным – директора организации (все приказы всегда выпускаются от его лица, вне зависимости от того, кем конкретно они сформированы).

    Также в начальственном распоряжении должны расписаться сотрудники компании, в отношении которых выпускается документ, и те, кто обязан контролировать его выполнение.

    Приказ по результатам инвентаризации

    Готовый, подписанный всеми заинтересованными лицами и учтенный бланк следует хранить строго определенным образом. Во-первых, на период действия его следует вложить в папку с другой подобного рода документацией. После того как актуальность его истечет, документ нужно передать в архив предприятия или в надлежащем порядке утилизировать. Период хранения всегда индивидуален и зависит либо от норм законодательства, либо от внутренних нормативных актов организации.

    Можно выделить три основных этапа проведения инвентаризации:

    • определение состава инвентаризационной комиссии, срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Все эти составляющие должны быть включены в один документ — приказ руководителя (форма ИНВ-22 );
    • сам процесс инвентаризации (осмотр, взвешивание, другие операции, направленные на выявление недостач и излишков при инвентаризации), т. е. действия инвентаризационной комиссии, направленные на установление фактических сведений в отношении имущества организации. Этот этап включает в себя составление инвентаризационной документации (описей имущества);
    • сличение установленных в результате проверки сведений с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, и уточнение этой информации (в т.ч. оприходование излишков при инвентаризации и списание недостач). Этот этап включает в себя составление сличительных ведомостей, документальное подведение итогов инвентаризации, соответствующие распорядительные действия со стороны руководства организации.

    Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации должна соблюдать указания Минфина РФ по порядку ее проведения и учета результатов, оприходованию излишков и действий в отношении недостач.

    Указания на то, как именно проводить инвентаризацию, содержатся в Рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 (далее – Рекомендации).

    Зачастую инвентаризация сопровождается выявлением неучтенных излишков. Это могут быть как основные средства, так и товарно-материальные ценности или нематериальные активы. Как правило, возникновение излишков – это результат ошибок в учете.

    После сличения инвентаризационной комиссией фактических данных с данными учета следующим действием является утверждение руководителем результатов инвентаризации путем издания соответствующего приказа. Результатом выполнения этого приказа должно стать приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими, установленными в ходе инвентаризации сведениями. Для этой цели надлежит недостачи и излишки, выявленные при инвентаризации, соответственно правильно списать и оприходовать.

    При всем этом важно закончить инвентаризацию до подписания отчетности руководителем организации, а вышеуказанное уточнение бухгалтерского учета осуществить на дату проведения инвентаризации.

    В случаях выявления расхождений в бухгалтерии составляют сличительные ведомости (унифицированной формы № ИНВ-18, № ИНВ-19), в которых отдельными строками указываются все виды имущества, по которым имеются расхождения (а имущество, по которому расхождений не выявлено, заносится в сличительную ведомость одной строкой). При наличии расхождений комиссия должна затребовать от материально ответственных лиц объяснения и предложить пути урегулирования различий для приведения учетных данных в соответствие с фактическими. Но окончательное решение о порядке отражения расхождений принимает руководитель.
    На основании сличительных ведомостей заполняется Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (формы ИНВ-26), в которой систематизируются все выявленные излишки и недостачи и излагается порядок списания недостачи.

    Приказ на принятие излишков основных средств выявленных при инвентаризации

    Оприходование излишков при инвентаризации основных средств

    Излишки, обнаруженные в процессе инвентаризации Зачастую инвентаризация сопровождается выявлением неучтенных излишков. Это могут быть как основные средства, так и товарно-материальные ценности или нематериальные активы. Как правило, возникновение излишков – это результат ошибок в учете.

    После сличения инвентаризационной комиссией фактических данных с данными учета следующим действием является утверждение руководителем результатов инвентаризации путем издания соответствующего приказа. Результатом выполнения этого приказа должно стать приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими, установленными в ходе инвентаризации сведениями. Для этой цели надлежит недостачи и излишки, выявленные при инвентаризации, соответственно правильно списать и оприходовать.

    Рис. 1 1.2. При вводе нового документа реквизит Дата устанавливается автоматически по текущей дате компьютера, дату можно изменить вручную. Номер — присваивается после записи. В шапке документа заполняются следующие реквизиты (рис. 2):

    • МОЛ/Подразделение — выбором из справочника Центры материальной ответственности;
    • ИФО — выбирается из справочника Источники финансового обеспечения (балансы), заполняется при необходимости;
    • Счет — реквизит отбора информации по субсчетам счета 105.00, для данного примера указывается счет 105.32;
    • Тип цены — для данного примера устанавливается Балансовая стоимость, то есть стоимость будет рассчитываться на основании балансовой стоимости на дату проведения инвентаризации;
    • Вид документа — определяется, по какой форме будут формироваться данные инвентаризации и какой вид документа будет распечатываться.

    Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджетных средств и получающие доходы из иных источников должны вести раздельный учет доходов и расходов относительно целевого финансирования и прочих источников. По ст.20 ст.250 НК излишки по имуществу считаются внереализационным доходом. Стоимость выявленных при инвентаризации излишков устанавливается как сумма налога, исчисленная с дохода.

    Затраты, понесенные учреждением при оценке ценностей включаются во внереализационные расходы при условии наличия документального подтверждения. То есть организация вправе на сумму расходов уменьшить доход. Таким образом, можно начислить налог на прибыль и выплатить его за счет бюджетных средств.

    В бухучете при использовании списывается вся стоимость материалов. А в расходы по налогу будет входить только 20% от этой стоимости, то есть 10 000 рублей. Остальные 40 000 рублей с точки зрения налогового учета признаны не будут. Все это свидетельствует о том, что с точки зрения бухгалтерского учета, излишки при инвентаризации принять и использовать в дальнейшем легче. В целом же бухучет при наличии излишек не сильно отличается в случае обнаружения материальных ценностей, товаров или основных средств. А вот от учета недостач они отличаются не только тем, на какую статью принимаются, но и особенностями налогового учета.

    Пересортица считается одним из наиболее распространенных обстоятельств, при которых обычно приходуются неучтенные активы, обнаруженные в ходе инвентаризации.

    Она часто появляется, если при назначенной проверке наряду с излишками ОС выявляются недостачи. Такая пересортица нередко позволяет осуществить взаимозачет установленных недостач и найденных излишков.

    Приказ на оприходование излишек образец

    Инвентаризация ОС, которая проводится по регламенту не реже одного раза за три года, является обязательной процедурой, позволяющей контролировать ценные активы компании.

    Выявление таких излишков способствует приведению системы учета в актуальное состояние.

    Неучтенное имущество, найденное при регламентированной проверке, должно быть корректно оприходовано, то есть зачислено на учет. Реализация подобных активов также подлежит правильному учету.

    1. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, уточняем номер приказа и дату его составления.
    2. Заполняем «тело» документа, уточняя, какое именно мероприятие проводится и кто из сотрудников в нем участвует. При перечислении допускается сокращать имена и отчества сотрудников.
    3. Указываем, что именно надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов/ценностей/товаров и указанных в документах. Одновременно вписываем даты начала и окончания процедуры анализа состояния имущества.
    4. Последнее – определить крайнюю дату сдачи отчета по итогам сверки, а также подписать у руководителя, назначившего проверку.
    5. Вот так выглядит готовое распоряжение.

    Можно выделить три основных этапа проведения инвентаризации:

  • определение состава инвентаризационной комиссии, срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Все эти составляющие должны быть включены в один документ — приказ руководителя (форма ИНВ-22 );
  • сам процесс инвентаризации (осмотр, взвешивание, другие операции, направленные на выявление недостач и излишков при инвентаризации), т. е. действия инвентаризационной комиссии, направленные на установление фактических сведений в отношении имущества организации. Этот этап включает в себя составление инвентаризационной документации (описей имущества);
  • сличение установленных в результате проверки сведений с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, и уточнение этой информации (в т.ч. оприходование излишков при инвентаризации и списание недостач). Этот этап включает в себя составление сличительных ведомостей, документальное подведение итогов инвентаризации, соответствующие распорядительные действия со стороны руководства организации.
  • Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации должна соблюдать указания Минфина РФ по порядку ее проведения и учета результатов, оприходованию излишков и действий в отношении недостач.

    Указания на то, как именно проводить инвентаризацию, содержатся в Рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 (далее – Рекомендации).

    Зачастую инвентаризация сопровождается выявлением неучтенных излишков. Это могут быть как основные средства, так и товарно-материальные ценности или нематериальные активы. Как правило, возникновение излишков – это результат ошибок в учете.

    После сличения инвентаризационной комиссией фактических данных с данными учета следующим действием является утверждение руководителем результатов инвентаризации путем издания соответствующего приказа.

    Результатом выполнения этого приказа должно стать приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими, установленными в ходе инвентаризации сведениями.

    Для этой цели надлежит недостачи и излишки, выявленные при инвентаризации, соответственно правильно списать и оприходовать.

    Приказ на оприходование излишков образец

    При изучении отчета оценщика необходимо обратить внимание на то, включает ли стоимость основного средства НДС. В бухгалтерском учете необходимо отразить в учете обнаруженные основные фонды по рыночной цене без НДС. Вопрос №4.

    Выявление и оприходование излишков при УСН Инвентаризация – наиболее доступный способ учета имущества, по которому отсутствуют сведения в бухгалтерском учете или документы, подтверждающие право собственности предприятия на него при применении юридическим лицом упрощенной системы налогообложения. Для того чтобы отразить возникшие излишки на счетах, следует оприходовать по результатам инвентаризации основные фонды по рыночной стоимости. Оценку обнаруженного объекта предприятие, применяющее УСН, имеет право провести самостоятельно с учетом информации, полученной из СМИ, интернета, прайсов магазинов, внутренних сведений бухучета об аналогичных основных фондах.
    Обнаруженное имущество следует отнести к внереализационным доходам организации. Далее его стоимость будет учитываться при определении величины упрощенного налога.

    В соответствии с законодательством в определенных случаях предприятие обязано производить пересчет своего имущества: средств и их источников. В ходе инвентаризации может быть установлено несоответствие указанного количества имущества в бухгалтерском учете предприятия фактическому наличию его на местах хранения и эксплуатации.

    Рассмотрим, как считаются излишки при инвентаризации основных средств, порядок отражения основных фондов, выявленных инвентаризацией. Задачи инвентаризации основных фондов Периодичность и последовательность инвентаризации основных фондов на предприятии закреплена в его учетной политике.

    Она осуществляется специально назначенной руководителем предприятия инвентаризационной комиссией.

    Процедура инвентаризации активов компании подразумевает последовательное выполнение таких мероприятий:

    1. Определение регламента предстоящей инвентаризации. Формируется состав исполнительной комиссии, назначаются сроки, уточняются причины и основания для проведения описи имеющихся объектов. Все эти моменты обязательно отражаются в письменном приказе, который специально издается руководством организации.
    2. Непосредственное проведение инвентаризации по интересующим группам объектов. Комиссия определяет фактическое количество и реальное состояние проверяемого имущества. Результаты осуществляемых действий отражаются в инвентаризационной документации, включающей опись активов.
    3. Сличение полученных и первоначальных сведений. На этом этапе производится сопоставление итогов проведенной проверки с данными учета. Информация уточняется – выявленные излишки приходуются, обнаруженные недостачи списываются. Формируются сличительные ведомости, документируются окончательные результаты проведенной описи. Руководство компании предпринимает надлежащие меры распорядительного характера.

    При проведении инвентаризации активов назначенная исполнительная комиссия должна следовать инструкциям Минфина РФ, четко регламентирующим порядок осуществления данной процедуры, учет её итогов, а также необходимые действия на случай выявления несоответствий – недостач, излишков.

    Так, излишками ОС являются объекты соответствующей группы внеоборотных активов, ранее отсутствовавшие на балансовом учете организации, но выявленные (обнаруженные) по итогам инвентаризации.

    Действительно, опись активов предприятия нередко позволяет выявить неучтенные предметы.

    Конечно, подобные излишки чаще всего обнаруживаются по категории материальных запасов, но иногда исполнительной комиссии удается найти и основные средства, которые по данным бухучета почему-то не числятся.

    Безусловно, нахождение незарегистрированных («лишних») объектов ОС на предприятии является следствием ошибок, допущенных в системе учета.

    Неучтенные объекты ОС, обнаруженные при назначенной проверке, приходуются, как требуют действующие стандарты, по рыночной стоимости.

    Следует также уточнить, что найденные излишки нужно приходовать исключительно на дату выполнения инвентаризации.

    Правилами бухгалтерского учета предусматривается несколько вариантов зачисления излишков ОС на приход.

    Выбор конкретного подхода предопределяется спецификой ситуации, при которой специалисту необходимо оприходовать конкретный объект, обнаруженный в процессе проведения описи.

    Инвентаризация основных средств выявила неучтенный объект

    Приказ обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственный за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.

    Инвентаризация обязательна в нескольких случаях (п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

    • перед составлением годовой отчетности (потребуется инвентаризировать все активы и обязательства);
    • при смене материально ответственных лиц, в том числе связанных с передачей имущества третьим лицам;
    • после чрезвычайных ситуаций — пожаров, наводнений, иных бедствий;
    • при выявлении хищений или порчи имущества.

    Инвентаризация нужна компании, чтобы проверить, какое имущество у нее фактически имеется и каково состояние ее финансовых обязательств. Это мероприятие проводят по определенным правилам в несколько этапов. Но для начала необходимо издать приказ о проведении инвентаризации. Мы подробно расскажем, как правильно составить этот документ.

    Приказ на инвентаризацию (образец 2018 года) обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственный за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует – лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.

    Инвентаризация обязательна в нескольких случаях (п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н):

    • перед составлением годовой отчетности;
    • при смене материально ответственных лиц, в том числе связанных с передачей имущества третьим лицам;
    • после чрезвычайных ситуаций – пожаров, наводнений, иных бедствий;
    • при выявлении хищений или порчи имущества.
    • Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Поэтому вначале члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей/товаров/запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что значится на бумаге.

      По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа можно использовать форму № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

      Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования – правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Комиссия также выдвигает предложения оприходовать/списать выявленные излишки/недостатки, отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе можно зафиксировать иные инициативы, например, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений.

      Можно выделить три основных этапа проведения инвентаризации:

    • определение состава инвентаризационной комиссии, срока для осуществления инвентаризации и причин ее проведения. Все эти составляющие должны быть включены в один документ — приказ руководителя (форма ИНВ-22 );
    • сам процесс инвентаризации (осмотр, взвешивание, другие операции, направленные на выявление недостач и излишков при инвентаризации), т. е. действия инвентаризационной комиссии, направленные на установление фактических сведений в отношении имущества организации. Этот этап включает в себя составление инвентаризационной документации (описей имущества);
    • сличение установленных в результате проверки сведений с информацией, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, и уточнение этой информации (в т.ч. оприходование излишков при инвентаризации и списание недостач). Этот этап включает в себя составление сличительных ведомостей, документальное подведение итогов инвентаризации, соответствующие распорядительные действия со стороны руководства организации.
    • Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации должна соблюдать указания Минфина РФ по порядку ее проведения и учета результатов, оприходованию излишков и действий в отношении недостач.

      Указания на то, как именно проводить инвентаризацию, содержатся в Рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 (далее – Рекомендации).


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *