Перечень инновационной высокотехнологичной продукции и технологий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень инновационной высокотехнологичной продукции и технологий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • страница1

Приложение. Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Скачать проект приказа
Скачать приложение к проекту приказа

05.09.2019 на сайте проектов нормативных актов Госкорпорация «Росатом» выложила проект приказа, который утверждает критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки такой продукции. Новые правила заработают через 10 дней после официального опубликования, предполагаем что с 01.11.2019. Изменения устранят неопределенность, которая сложилась в этой сфере.

02.09.2019 Минэнерго опубликовало уведомление о начале разработки приказа, который утвердит поправки. Планируется, что он вступит в силу с ноября 2020 года.

Критерии, по которым высокотехнологичные товары относят к вышеуказанному сегменту, определяют федеральные органы исполнительной власти на основе приоритетных направлений развития науки и техники (ч. 4 ст. 4 № 223 ФЗ). Выделим ряд общих отличительных признаков:

  1. Предприятие — изготовитель ВП относится к наукоемкой отрасли экономики.
  2. Производство опирается на новейшие технологии и оборудование.
  3. Специалисты, которые оказывают услуги или заняты в изготовлении товара, имеют специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 № 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать план закупок ВП в ЕИС на период от 5 до 7 лет. В план обязательно включают:

  • раздел о заключении сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства (ч. 3.2 ст. 4);
  • перечень закупаемой высокотехнологичной продукции, который определил заказчик (ч. 3.3 ст. 4).

При планировании объема приобретаемых высокотехнологичных товаров у субъектов МСП, который увеличивается на 5 %, по сравнению с предыдущим годом, из общей суммы договоров стоит вычесть сделки на приобретение товаров и услуг естественных монополий, оборонзаказа, банковских услуг и т. д. (п. 7 Постановления № 1352 от 11.12.2014).

В планы, которые составляют по закону № 44, обязательно включают данные о закупках ВП, которую могут реализовать только высококвалифицированные поставщики (п. 7 ч. 2 ст. 17).

ПЕРЕЧЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИЙ

  1. Инновации важны для современных фирм. Они содействуют росту конкурентоспособности и прибыли.
  2. Успех инновационной практики зависит от распространения нововведений, поэтому новый продукт массово рекламируется.
  3. При продвижении своего нововведения компании проводят маркетинговые исследования для приобретения достоверных знаний о нуждах покупателей, потому что при задумке и создании продукта фирмы ориентируются на массового покупателя.

Прежде всего стоит обратить внимание на то, что осуществлять закупки инновационной и высокотехнологической продукции должны те заказчики, которые включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р. Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ они устанавливают перечень товаров, работ и услуг, соответствующих критериям инновационной, высокотехнологичной продукции. Кроме того, заказчики из перечня отвечают за правила внедрения данных товаров, работ и услуг. Критерии для инновационной и высокотехнологической продукции утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с каждым конкретным направлением и опираются на требования, установленные ПП РФ от 15.06.2019 № 773.

Например, в рамках Приказа Минпромторга от 17.02.2020 № 521 инновационная продукция должна соответствовать следующим критериям:

  • Новизна, то есть это должен быть принципиально новый продукт либо такой товар, потребительские свойства которого существенно улучшены в сравнении с его аналогом.
  • Наличие сложных технологий, то есть преимущество отдается рабочим методам и инструментам, которые либо используются в приоритетных направлениях науки и техники, либо изготавливаются специально компаниями из высокотехнологических отраслей экономики, либо для применения которых необходимы новейшие образцы технологического оборудования.
  • Экономическая эффективность применения, то есть использование данной продукции позволяет заказчику снизить его затраты, в том числе и с точки зрения стоимости ее владения.

Подобные критерии инновационной и высокотехнологичной продукции установлены также Министерствами Обороны и Энергетики РФ (Приказы от 31.01.2020 № 35 и от 11.03.2020 № 175), соответственно, а также другими ведомственными нормативными актами.

Напомним, осуществлять закупки должны те заказчики, которые включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р. Кроме наличия в Реестре, заказчики должны также отвечать еще одному обязательному требованию — правилу планирования закупок высокотехнологичной и инновационной продукции. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ такие закупки отражаются в плане, который формируется на период от пяти до семи лет.

Сведения, которые необходимо отразить в плане:

  • прогнозируемый годовой объем закупок высокотехнологичной и инновационной продукции: его рассчитывают по формуле «совокупная годовая стоимость договоров на приобретение инновационной, высокотехнологической продукции за предыдущий год, умноженная на 10%»;

Важно: объем может составлять и более 10% совокупной стоимости всех договоров за отчетный год! Основание — ПП РФ от 25.12.2015 № 1442.

  • годовой объем закупки инновационной, высокотехнологичной продукции у СМСП: его рассчитывают по формуле «совокупная стоимость договоров на приобретение инновационной, высокотехнологической продукции у СМСП за предыдущий год, умноженная на 5%».

Важно: объем планирования может составлять и более 5% совокупной стоимости всех договоров за отчетный год! Основание — ПП РФ от 11.12.2014 № 1352. После завершения закупочной деятельности заказчик обязан отчитаться по форме, установленной ПП РФ № 1442.

  • Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  • Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы
  • Электронные торговые площадки: гид для начинающих
  • Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
  • Закупка у малого бизнеса: как не поссориться с ФАС
  • Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Изменения в 44‑ФЗ

Базовое определение понятия инноваций содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»:

Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

То есть, это нечто новое, что ранее не использовалось. Само определение подразумевает, что продукт, являющийся инновацией сегодня, завтра уже ею не будет.

По логике вещей, все крупные государственные и коммерческие компании, подпадающие под 223-ФЗ, и без принуждения со стороны государства должны быть заинтересованы в инновационной продукции, потому что их использование влечет за собой снижение затрат, сокращение сроков производственного цикла, повышение конкурентоспособности продукции.

Однако государство отредактировало законодательство о закупках в части внедрения в оборот инновационной продукции.

Как формируют перечень высокотехнологичной продукции для закупок

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона 223-ФЗ критерии инновационной продукции должны быть установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию. Эти критерии принимаются уже не для понимания, что такое инновации в целом, а для того чтобы заказчики могли соблюдать свои обязанности по планированию, созданию перечней и закупкам такой продукции.

На сегодняшний день девять органов исполнительной власти приняли такие критерии.

Сфера деятельности Реквизиты НА Примеры, устанавливаемых критериев в целях отнесения к инноватике
1. Энергетика Приказ Минэнерго России от 25.12.2015 № 1026 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
  • Научно-техническая новизна
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Высокий технический уровень
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
2. Транспорт Приказ Минтранса России от 25.08.2015 № 261 «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна.
  • Внедрение товара, работы, услуги
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
3. Сельское хозяйство Приказ Минсельхоза России от 18.08.2014 № 323 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товара, работы, услуги
  • Экономический эффект от реализации товаров, работ, услуг
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
4. Миграция Приказ ФМС России от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
  • Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий Российской Федерации и техники в Российской Федерации
  • Научно-техническая новизна
  • Внедрение товаров, работ, услуг
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг
  • Высокотехнологичность товаров, работ, услуг
5. Связь и массовые коммуникации Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2013 № 286 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
  • Научно-техническая новизна
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг
  • Наличие защиты патентных прав (если применимо)
6. Здравоохранение Приказ Минздрава России от 31.07.2013 № 514н «Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции»
  • Научно-техническая новизна.
  • Внедрение товаров, работ, услуг.
  • Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.
  • Наукоемкость товаров, работ, услуг

Перечень должны принимать размещать в структурированном виде одновременно с планом закупки только заказчики, определенные распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства».

При этом планировать закупки инновационной продукции должны абсолютно все заказчики по 223-ФЗ.

Заказчики из Перечня, утвержденного РП РФ 475, обязаны кроме перечня инновационной продукции принять положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Следует отметить, что в отношении этого перечня обязанности у заказчиков, включенных в РП РФ 475, возникают с 01.01.2017 (на основании п. 3 ПП РФ 1442).

Перечень инновационной продукции размещается в соответствии с ПП РФ 908. Конкретные заказчики, определенные Правительством РФ, размещают в структурированном виде в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, с учетом:

а) положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

б) включения наименований товаров, работ, услуг и соответствующего кода (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Форма перечня не утверждена.

Пример Перечня инновационной продукции

Планы предусмотрены самим 223-ФЗ. Они должны утверждаться сроком на 5 – 7 лет и размещаться в ЕИС всеми без исключения заказчиками, даже если они такие закупки осуществлять не собираются.

Письмо Минэкономразвития от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458:

«Таким образом, указанные нормы Закона N 223-ФЗ являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок, а также план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств»

Порядок заполнения и размещения.

1. Информация о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции должна отражаться в двух планах:

а) в плане закупки товаров (работ, услуг) (в соответствии с ПП РФ 932);

б) в плане закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

2. Сроки размещения.

Срок стандартный для всех планов – в течение 10 календарных дней с даты утверждения либо с даты утверждения внесенных изменений. Общий предельный срок – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Пример плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

Порядок определения годового объема закупок инновационной продукции определен

Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, который заказчики обязаны осуществить, определяется как увеличенный на 10 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, и составляет не более чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг за отчетный календарный год. При этом заказчики вправе осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.

Пример расчета годового объема закупок инновационной продукции

Об утверждении Перечня инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий

Учитывая тот факт, что в данном случае заказчики зачастую закупают нечто сложное, наукоемкое, целесообразно проводить многоэтапные процедуры, когда поданные на первом этапе предложения обсуждаются заказчиком с участниками, конкретизируются параметры закупаемой продукции, а также сроки. После этого участники подают второе, а иногда и третье предложение. Только тогда заказчик может сделать вывод о том, что предложенная продукция отвечает его потребностям.

Однако многоэтапные процедуры непопулярны в связи с тем, то сроки обычно не позволяют их проводить.

Второй инструмент, который стоит использовать в таких закупках, это предварительный квалификационный отбор.

Конкурсы с повышением компетенции заказчика. Как и двухэтапные конкурсы, позволяют заказчику составить окончательное представление о том, что может ему предложить рынок и конкретные участники для удовлетворения его производственных потребностей.

Зонтичные закупки. Предполагают по сути испытательный срок для подрядчика, который вышел на объект. Проблема: увеличение срока проведения работ.

Постквалификация. Предполагает оценку соответствия подрядчика требованиям заказчика уже после проведения закупки. Удобство процедуры состоит в том, что проверить нужно только участника, победившего в процедуре.

Прежде всего следует точно понимать, что такое инновационная продукция. Данный сегмент представлен не просто высокотехнологичными товарами, а конкретно теми, которые соответствуют определенным критериям, установленным законодателями с учетом приоритетов в развитии науки и техники. Инновационная продукция обладает следующими признаками:

  • Продукт производится на одном из предприятий наукоемкой отрасли экономики.
  • В технологии производства применяются самые современные методы и оборудование.
  • Персонал, создающий продукт, имеет специальные знания и навыки.

Компании, осуществляющие закупочную деятельность по 44-ФЗ, при организации закупки должны руководствоваться в том числе и другим федеральным законом – 223-ФЗ. Таким образом, планирование начинается с публикации в ЕИС плана сроком на 5–7 лет, в котором содержатся:

  • раздел о закупке ТРУ у субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 3.2 ст. 4 223-ФЗ);
  • список товарных инновационных позиций, которые заказчик планирует приобрести (ч. 3.3 ст. 4 223-ФЗ).

Общая сумма закупок инновационной продукции по 44-ФЗ у субъектов МСП должна быть больше на 5 %, чем в предыдущем году. Но при этом не следует учитывать расходы по контрактам на услуги, заключенным с экономическими агентами, являющимися представителями естественных монополий, сферы оборонзаказа, банковского сектора и т. д. (п. 7 Постановления № 1352 от 11.12.2014).

При планировании закупок инновационной продукции отдельно выделяют позиции, когда контракт должен быть заключен исключительно с высококвалифицированными исполнителями.

В сфере государственных заказов существует принцип, в соответствии с которым стимулируется закупка инновационной продукции по 44-ФЗ от российских производителей. В мае-июне 2020 г. в правительстве продолжается разработка проекта общенационального плана по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики, в который также вошли предложения по данному вопросу (по информации сотрудников «Интерфакса»).

Как сообщают осведомленные источники, высокотехнологичная отечественная продукция будет иметь преференцию в размере 15 % цены. Помимо этого, вводится схема «третий лишний».

Также уделено внимание национальным проектам, в рамках которых предусматриваются квоты на закупку ТРУ компаний России. Безусловно, это в первую очередь касается продукции инновационных предприятий, являющихся участниками реестра. Все данные положения нашли отражение в проекте общенационального плана.

Как закупают высокотехнологичную продукцию

  • Passport (active tab)
  • Change Log

Золотухина Ксения Николаевна

Телефон:

(495) 620-20-00, доб. 11420

Такие критерии устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.

Определено, что критерии должны учитывать экономическую эффективность применения продукции, означающую прогнозируемое снижение затрат за счет ее применения, или прогнозируемую приемлемость таких затрат.

Кроме того, применяемые критерии наряду с указанными выше требованиями должны учитывать новизну продукции, означающую наличие новых или измененных свойств продукции, а также учитывать условия ее изготовления (в том числе с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий, а также с участием высококвалифицированного персонала).

Установлено, что к инновационной продукции могут быть отнесены товары, работы, услуги, удовлетворяющие следующей совокупности критериев:

научно-техническая новизна (товары, работы, услуги являются принципиально новыми, применяются в области, в которой ранее не применялись, и т.д.);

внедрение (товары, работы, услуги носят прикладной характер, имеют практическое применение, внедрены в одной или нескольких отраслях промышленности);

экономический эффект от реализации в сравнении с существующими аналогами;

наукоемкость (в частности, использование при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг высококвалифицированного интеллектуального труда и новых научно-технических, конструктивных и технологических решений).

Высокотехнологичной продукцией будут считаться товар, работа, услуга, изготавливаемые, выполняемые или производимые с использованием результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ, перечню критических технологий РФ, а также предприятиями наукоемких отраслей, либо с использованием новейших образцов оборудования, процессов и технологий, либо с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

Критерии, по которым высокотехнологичные товары относят к вышеуказанному сегменту, определяют федеральные органы исполнительной власти на основе приоритетных направлений развития науки и техники (ч. 4 ст. 4 № 223 ФЗ). В ыделим ряд общих отличительных признаков:

  1. Предприятие — изготовитель ВП относится к наукоемкой отрасли экономики.
  2. Производство опирается на новейшие технологии и оборудование.
  3. Специалисты, которые оказывают услуги или заняты в изготовлении товара, имеют специальную подготовку.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 № 223-ФЗ, заказчик обязан опубликовать план закупок ВП в ЕИС на период от 5 до 7 лет. В план обязательно включают:

  • раздел о заключении сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства (ч. 3.2 ст. 4);
  • перечень закупаемой высокотехнологичной продукции, который определил заказчик (ч. 3.3 ст. 4).

Возможность ознакомиться со списком инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий, которые должны закупать заказчики города Москвы для обеспечения норм по закупке инноваций.

Для производителей (юридическое лицо любой организационно-правовой формы собственности), заказчиков, участников инновационной инфраструктуры.

Что такое Перечень?

Согласно постановлению Правительства Москвы, городские власти должны закупать не менее 5% инновационных продуктов (товары, работы, услуги) от общего объема закупок.

Откуда государственные организации берут информацию о таких продуктах? Специально для этого существует Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий. В нем собраны и описаны продукты, которые обладают признаками научно-технической новизны, а также выгодно отличаются по своей социальной, экологической или экономической эффективности на фоне уже используемых в Москве.

Задачи, на решение которых направлена работа с Перечнем инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий:

  • стимулирование закупок инновационных и высокотехнологичных продуктов;
  • мониторинг закупок инновационных и высокотехнологичных продуктов;
  • информирование производителей и заказчиков о предложении и спросе на инновационные продукты на рынке.

Инновации — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт или процесс, обеспечивающее качественный рост эффективности (127-ФЗ от 23.08.1996).

Критерии инновационных продуктов (ИВП) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в соответствующей отрасли хозяйствования. (Приказы Минздрава от 31.07.2013 №514н, Минобразования от 01.11.2012 №881, Минэнерго от 25.12.2015 №1026 и др.). Это могут быть:
• потребительские свойства товара являются новыми или превосходят функциональные характеристики ранее производимых;
• при производстве используются новое или ранее не применяемое модернизированное технологическое оборудование;
• использование при производстве результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.

Воплощают современные научные достижения, передовой опыт и обладают высокой социально-экономической эффективностью, критериями которых являются:
• производство оказывается предприятиями наукоемких отраслей;
• производство осуществляется с использованием новейших образцов;
• участие высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

На основании этого заказчики составляют перечни товаров, работ, услуг, которые относятся к инновационным и высокотехнологичным, а также разрабатывают положения о порядке и правилах ее внедрения.

Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы


  • Журнал Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 8 (часть 2) – С. 235-242
  • Дата публикации 19.08.2020
  • Раздел экономические науки
  • УДК 332.142.4
  • DOI 10.17513/vaael.1280
  • Страницы 235–242
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • «Газпром СтройТЭК Салават» представило инновационные разработки в области обеспечения безопасности трубопроводов
  • «Газпром ВНИИГАЗ» предлагает инновационные решения в области защиты от коррозии
  • Rotork представила новейшее поколение своей инновационной системы контроля и управления
  • Группа ПОЛИПЛАСТИК продемонстрировала инновационные технологии
  1. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма; Инфра-М, 2011.
  2. Инновационная деятельность в терминах и определениях. Нормативно-правовой аспект. 8 февраля 2012 г. // Информационно-аналитический журнал «Новости науки и технологий». Минск. 2011. N 2 (19).
  3. Андреева Л.В. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) высокотехнологичной и инновационной продукции (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд по новому законодательству // СПС «КонсультантПлюс». 2014.
  4. Ivanova V.O. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 5 — 6, 2013, 10. Понятие инновационной продукции и особенности ее закупки.
  5. Костенко М.А. Правовые основы инновационной деятельности: Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. 72 с.
  6. Гринев В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции // Госзакупки.ру. 2014. N 10. С. 22 — 31.
  7. Словарь онлайн.

Приложение N 2
к Порядку формирования и ведения перечня инновационной,
высокотехнологичной продукции и технологий
в Тюменской области

Внесение в Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий в Тюменской области

Статьи по теме

Что такое инновационная продукция, какие критерии отнесения работ, товаров, услуг к инновационным существуют? Существуют ли различия в определении того, что относится к инновационной продукции в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ? Ответы на эти вопросы вы найдете, прочитав материал до конца.

ПЕРЕЧЕНЬ ИННОВАЦИОННОЙ, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Такая продукция должна соответствовать критериям отнесения к инновационной и высокотехнологичной. Они прописаны в приказе Минтранса от 25.08.2015 г. № 261:

  • соответствие работы или товара отраслям науки и техники, которые в нашей стране на данный момент считаются приоритетными (список смотрите в Указе Президента РФ от 07.07.2011 № 899);
  • состав, конструкция или функции товара должны быть принципиально новыми для рынка;
  • внедрена новая технология или использованы ранее не применявшиеся материалы;
  • для работ и услуг это использование нового или улучшенного оборудования при их выполнении, изменения в производственном процессе или же новизна работ или услуг;
  • внедрение товара или услуги в какую-то отрасль промышленности;
  • наукоемкость;
  • положительный эффект для экономики страны;
  • изготовление на предприятии наукоемкой отрасли;
  • участие в разработке и изготовлении товара высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

Мы рассмотрели критерии отнесения к инновационной продукции. Если товар, который нужен заказчику, им соответствует, он вправе закупать продукцию путем конкурса с ограниченным участием. Закон позволяет это, если поставку способы организовать только поставщики с необходимой квалификацией. Список таких товаров смотрите в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Также можно закупать инновационную продукцию двухэтапным конкурсом, если речь идет о:

  • проведении научных исследований;
  • экспериментах и изысканиях;
  • поставке инновационной и высокотехнологичной продукции.

Отметим, что увеличение доли такой продукции в объеме закупок госзаказчиков регламентируется распоряжения правительства РФ от 29.05.2013 № 867-р.

Смотрите все способы закупки НИР, инновационной, высокотехнологической продукции в таблице от системы Госзаказ

На стадии планирования заказчики должны обращать внимание именно на инновационную продукцию. По закону, в план включается информация о ТРУ, контракты по которым по причине сложности и инновационного характера могут быть исполнены только поставщиками с необходимым уровнем квалификации. Также в план следует включить инновационную продукцию, которая нужна для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; № 50, ст. 7343; 2012, № 53, ст. 7649; 2013, № 23,
ст. 2873; № 27, ст. 3452)

  1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
  2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

к приказу Министерства связи и

от 10.10.2013 №286

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции

К инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции относятся товары, работы и услуги, удовлетворяющие следующим критериям:

  1. Научно-техническая новизна.
  1. Данный критерий в отношении товаров характеризуется следующими признаками:

характеристики товаров (по функциональному назначению, конструктивному выполнению, составу применяемых материалов и компонентов, области использования) являются принципиально новыми или существенно отличаются от характеристик ранее произведенного аналогичного товара;

потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или выявлен новый способ применения товара, позволяющий расширить область использования такого товара;

товар, выпуск которого основан только на применении нового или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов или технологий, ранее не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющих значительно улучшить технико-экономические, конкурентоспособные эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

  • Данный критерий в отношении работ и услуг характеризуется следующими признаками:
  • выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий;

    работы, услуги являются принципиально новыми, ранее не выполнявшимися, оказывавшимися;

    работы, услуги выполняются, оказываются в области, в которой ранее аналогичные работы, услуги не применялись.

      Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг.

    Данный критерий характеризуется эффективностью освоения инновации, величиной спроса, рентабельностью, а также планируемым положительным экономическим эффектом реализации товаров, работ, услуг, обеспечивающим экономию временных и (или) материальных затрат или создающим условия для такой экономии.

  • Наличие защиты патентных прав (если применимо).
  • Данный критерий применяется в случае использования при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и характеризуется наличием соответствующих патентов на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности.

    Инновационная продукция: ее особенности и правила закупки

    Согласно ч. 4.1 ст. 4 № 223-ФЗ, заказчики самостоятельно должны устанавливать список благ, которые имеют вышеуказанные признаки, а также правила работы с ними. Однако, чтобы конкретизировать перечень высокотехнологичной продукции, Минпромторг России выпустил приказ № 1993 от 23.06.2017. В нем утверждены товарные коды и коды ОКВЭД.

    При проведении госзакупок тоже есть свои особенности. Так, годовой объем закупок ВП по 223 ФЗ должен быть на 10 % больше, чем аналогичная величина за предыдущий период (Постановление № 1442 от 25.12.2015). А объем таких сделок с субъектами МСП — минимум 9 % от общей цены договоров, заключенных на основании тендеров, проводимых с 01.07.2017 по 31.12.2017 (Постановление № 1352 от 11.12.2014).

    Закупки по 44-ФЗ можно провести путем проведения конкурса с ограниченным участием среди поставщиков, обладающих достаточным уровнем квалификации (п. 1 ч. 2 ст. 56). А вот основанием для проведения двухэтапного конкурса может служить соблюдение двух условий: потребность в ВП и обсуждение с участниками параметров товаров, услуг (ч. 2 ст.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    В общем случае вероятность снижения цен на товары в экономике, в т.ч. вследствие внедрения инноваций, снижающих себестоимость, является низкой. Если спрос на товар неэластичен по цене или имеет единичную эластичность, компаниям невыгодно снижать цену даже в случае снижения себестоимости производства: дополнительная прибыль от продажи большего количества товара будет ниже, чем дополнительная прибыль, получаемая вследствие снижения издержек. Помимо неэластичности спроса на поведение фирм в данном случае также влияют: дополнительные издержки выпуска и хранения товаров, увеличение рисков. В общем случае вероятность снижения цены составляет около 30%. Подробнее доказательство и оценка фактической вероятности на примере российской экономики см. в предыдущей статье А.А. Ширяева (2013). Однако если государство обеспечит закупку инновационных и высокотехнологичных товаров, то в этом случае:

    • инновационные компании получают устойчивый спрос на продукцию, что позволит им инвестировать в расширение производства и проведение НИОКР, снизит их риски и повысит вероятность снижения цен;
    • увеличится инновационная активность компаний;
    • если компания внедрила инновационные решения и снизила себестоимость выпуска продукции, то изменения рыночной цены может не произойти вследствие указанных выше причин. Однако снижение цены (после внедрения инноваций компания может себе это позволить) позволит фирме стать победителем при участии в конкурсе на госзакупки продукции.

    Кроме того, обычное увеличение государственных закупок ведет к повышению инфляции (в случае достижения уровня потенциального выпуска), в то время как закупка инновационной и высокотехнологичной продукции и услуг (далее – высокотехнологичная продукция) в России увеличивает общий объем госзакупок не столь существенно, скорее меняя ее структуру.

    Механизм действия государственных закупок в целом исследован довольно хорошо: Кейнсианская школа, модель равновесия товарного и денежного рынков (модель IS-LM), «Кривая Филлипса». Вместе с тем, в данной работе внимание уделяется государственным закупкам именно высокотехнологичной продукции, что должно привести к структурной перестройке и снижению инфляции.

    В России история государственных закупок в ее современном виде началась с введения федерального закона (далее – ФЗ) №94 (хотя до него также были законы, регулирующие данную сферу), в дальнейшем замененный на Федеральную контрактную систему (далее — ФКС). В российских публикациях вопрос государственных закупок анализируется со следующих позиций: особенности нового ФЗ о ФКС и его использование для комплектования библиотечных фондов, как например, в докладе Г. В. Петрусенко и И. В. Эйдемиллера (2013); эволюция системы государственных закупок представлена в работах Д. А. Першина (2014) и А. Е. Иванова (2011); анализ иностранного опыта регулирования государственных закупок, и возможности его использования в российской практике: В. И. Антонова и О. В. Киселева (2013), О. В. Анчишкина (2010), В. В. Покровская (2008), Д. В. Гусева; И. В. Кузнецова (2011); государственные закупки через Интернет (в работе Д. Котова (2004) рассматривается предыдущий эволюционный этап развития госзакупок через Интернет) а также в работе И. В. Бегтина (2011); в статье В. О. Ивановой (2013) проведен анализ воздействия государственных закупок на инновационное развитие. В работах И. В. Бегтина (2011) и А. Е. Иванова (2011) проведен анализ эффективности и коррупционной составляющей государственных закупок. Однако в указанных работах отсутствует анализ государственных закупок в увязке с влиянием на инновационное развитие и снижение инфляции, хотя в работе В. В. Покровской (2008) рассмотрено влияние внедрения системы государственных закупок на снижение контрактных цен, а также положительное влияние протекционизма в государственном заказе на общий рост цен. В рамках данного исследования анализируется механизм государственных закупок как инструмент приобретения высокотехнологичной продукции с целью снижения инфляции. Данная статья является продолжением исследования Л.В. Никифоровой (2011), где в указано, что госзакупки могут выступать инструментом расширения спроса на инновации. Кроме того указано, что необходимо подготовить критерии отнесения предприятий и продукции к инновационным (предприятиям и продукции). Предприятиям, соответствующим критериям, следует выдавать сертификаты, подтверждающие факт их инновационности. Однако указанное исследование относится к периоду действия ФЗ-94, что уже не соответствует текущей ситуации. Уже разработаны критерии отнесение продукции и услуг к высокотехнологичной продукции. Также создан реестр малых инновационных предприятий, в т.ч. учрежденных согласно Постановлению Правительства №219. В отличие от указанного исследования, в данной работе предлагается создание единого реестра инновационных, высокотехнологичных и наукоемких производств.

    В настоящей работе проведено исследование:

    • Объемов государственных закупок высокотехнологичной продукции;
    • Проанализирован текст закона о федеральной контрактной системе на предмет стимулирования закупок высокотехнологичной продукции;
    • Предложены механизмы улучшения регулирования государственных закупок высокотехнологичной продукции;
    • Проведена оценка влияния государственных закупок высокотехнологичной продукции на снижение инфляции.

    В результате развития закупочной деятельности в России был создан единый портал государственных закупок, предоставляющий всю необходимую информацию о государственных закупках в России. Основываясь на данных портала, проанализируем объемы закупок высокотехнологичной продукции. В разделе «Общественный контроль» на сайте госзакупок имеется возможность провести анализ номенклатуры закупок. Согласно данным за 2013 год структура закупок имела следующую номенклатуру (табл. 1).

    Следует отметить, что в России усилиями государства и бизнеса реализуется инициатива по созданию реестра высокотехнологичных товаров. В частности уже создан реестр инновационной продукции, выпускаемой предприятиями Пензенской области (по основным видам экономической деятельности), а также Перечень инновационной продукции Белгородской области. Утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции.Однако использование этих критериев для отнесения продукции к высокотехнологичной для целей данного исследования ограничено отсутствием соответствующей информации, позволяющей оценить продукцию на соответствие критериям. Поэтому отнесение продукции к высокотехнологичной проведено экспертно.

    Таблица 1 Номенклатура государственных закупок в 2013 году.

    № п.п. Наименование номенклатура закупаемых товаров/услуг Удельный вес, %
    1. Работы по строительству, ремонту, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек 21,63
    2. Услуги по разработке проектной документации, инженерные услуги в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства 3,14
    3. Пар и вода и услуги по распределению пара и воды 2,66
    4. Услуги по финансовому посредничеству 2,34
    5. Аппаратура медицинская, а также услуги по ее производству и ремонту 2,27
    6. Электроэнергия и услуги по распределению электроэнергии 2,24
    7. Иное 65,71
    8. в т.ч.
    9. инновационные и высокотехнологичные товары и услуги 12,57

    Перейдем к анализу системы государственных закупок высокотехнологичной продукции и услуг через исследование законодательных рамок. Поскольку ФЗ №94 утратил силу, следует обратиться к новому ФЗ, регулирующему создание ФКС. Проанализируем текст ФЗ на предмет возможностей заказчиков по закупке высокотехнологичной продукции.

    Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок

    Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

    Статья 10. Принцип стимулирования инноваций

    Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

    Статья 56. «Особенности проведения конкурса с ограниченным участием» предусмотрена для случаев, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации

    Таким образом, ФКС учитывает и прямо стимулирует закупку именно высокотехнологичной продукции в интересах государства, предусматривает проведение специальных процедур (конкурса с ограниченным участием). По сравнению с 94-ФЗ имеется существенный прогресс, поскольку в нем отсутствовали ссылки на стимулирование закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

    Вместе с тем, п. 4 статьи 27 ФКС указывает на преимущества при осуществлении закупок для следующих групп поставщиков:

    1. учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
    2. организациям инвалидов;
    3. субъектам малого предпринимательства;
    4. социально ориентированным некоммерческим организациям.

    Целесообразным является установление в ФКС преимущества для высокотехнологичных компаний при осуществлении закупок, которые могут быть аналогичны предоставленным указанным в п.4 статьи 27 ФКС группам поставщиков. Например, если компания выпускает инновационную/высокотехнологичную продукцию или является высокотехнологичной, то ей предоставляются соответствующие преимущества.

    Пример: компания ЗАО «Научно-исследовательская производственная компания “Электрон”», через государственный заказ национального проекта «Здоровье», закупила технологию производства систем визуализации, что позволило в 2010 г. занять второе место на мировом рынке.

    Определение высокотехнологичной продукции должно быть внесено в текст ФКС с целью облегчения процедуры закупки такой продукции, а также статистического мониторинга объемов закупок и предоставления преимуществ компаниям, выпускающим высокотехнологичную продукцию. Возможны два варианта:

    • использование критериев отнесения продукции к высокотехнологичной. Могут быть использованы уже разработанные Минпромторгом России или Минобрнауки России критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции. Преимущества: каждый вид продукции оценивается на предмет его инновационности и высокотехнологичности, что не позволяет закупать под видом современной и сложной продукции устаревшие товары. Недостатки: сложность использования критериев госслужащими при проведении конкурса, что связано с требованиями наличия необходимой квалификации, а также дополнительного времени для проверки факта соответствия установленным критериям.
    • использование реестра высокотехнологичной продукции. Такой реестр составлен Правительством Москвы. Преимущества: простота использования государственными структурами. Повышается качество закупаемой продукции, поскольку конкуренция ведется только между ответственными исполнителями, выпускающими высокотехнологичную продукцию. Недостатки: 1) необходимость постоянного контроля уровня производства компании для проверки сохранения статуса инновационного и высокотехнологичного производства. В московском реестре для этого предусмотрен соответствующий экспертный совет. 2) Реестр ограничивает участие других поставщиков, не включенных в реестр, что снижает конкуренцию.

    Рассмотрим подробнее варианты отнесения продукции к высокотехнологичной в целях статистического мониторинга государственных закупок, а также для предоставления преимуществ участникам конкурса.

    Критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции. Для целей анализа рассмотрим критерии, утвержденные Минобрнауки России. Анализ показал, что отсутствуют пороговые значения для критериев, что затрудняет их использование на практике. В таблице 3 представлены предложения и критика критериев с целью облегчения их практического использования.

    Таблица 3 Предложения по изменению критериев отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции для облегчения их практического использования.

    № п.п. Критерий Минобрнауки России Комментарий Предложения
    1. Научная новизна Оценка продукции на уровень научной новизны может проводиться только специалистами-учеными, что не позволяет оперативно использовать этот показатель госслужащими. Критерий учитывает только научную новизну, но не новизну для рынка (используется Росстатом при отнесении продукции к инновационной – см. форму 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации») Для оценки научной новизны и наукоемкости продукции следует использовать частные индикаторы:
    — объем выполненных НИОКР для создания/усовершенствования продукции;
    — количество используемых РИД (патенты, программы для ЭВМ, базы данных);
    — квалификация персонала (удельный вес кандидатов и докторов наук, задействованных в производстве; уровень квалификации рабочего персонала).
    2. Наукоемкость товаров, работ, услуг Указано, что при производстве продукции используется высококвалифицированный интеллектуальный труд, результаты интеллектуальной деятельности.
    3. Внедрение товаров, работ, услуг Критерий не имеет отношения к инновационности продукции. В комментариях к критерию указано, что продукция должна быть внедрена в одной или нескольких отраслях промышленности. Однако если товар, работа, услуга выпускаются и предлагаются для рынка, значит она уже внедрена. Исключить критерий.
    4. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг Отсутствуют рекомендации по расчету экономического эффекта (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции. Критерий не имеет отношения к степени инновационности продукции. Исключить критерий.

    Источник: составлено автором.

    Указанные в таблице критерии следует дополнить рыночными, имеющими важность именно для высокотехнологичной продукции, иначе будет отсутствовать отличие от критериев отнесения продукции к высокотехнологичной. Для простоты расчета и мониторинга такого критерия целесообразным является использование Указаний Росстата по заполнению формы федерального статистического наблюдения, приведенного в форме 4-инновация (далее – Указания). В частности, можно использовать следующие подходы: организации, введенные в эксплуатацию в отчетном году относятся к организациям, осуществляющим технологические инновации. Также в Указаниях приводится описание отличий технологических инноваций от маркетинговых и процессных.

    В табл. 4 приведен анализ критериев отнесения продукции к высокотехнологичной, разработанных Минобрнауки России.

    Таблица 4 Предложения по изменению критериев отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции для облегчения их практического использования.

    № п.п. Критерий Минобрнауки России Комментарий Предложения
    1. Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации Указывается, что при производстве продукции должны быть выполнены НИОКР, соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Либо может быть использован перечень критических технологий Российской Федерации.
    2. Высокотехнологичность товаров, работ, услуг В пояснениях к критерию указано, что продукция:
    — производится предприятиями наукоемких отраслей экономики.
    — производится с использованием новейших образцов технологического оборудования и технологий.
    — выпускается с участием высококвалифицированного персонала.
    Однако вопрос отнесения производства к наукоемкому актуализирует разработку отдельных критериев отнесения производства к наукоемкому.
    Для практической оценки возможно использование частных индикаторов:
    — Уровень автоматизации и роботизации производства (в %);
    — удельный вес станков с программным числовым управлением (в %);
    — количество используемых РИД;
    — удельный вес кандидатов и докторов наук, участвующих в производстве (в %);
    Отдельно предлагается создание реестра наукоемких предприятий.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *