Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доказательство невиновности в дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чаще всего такое происходит при обращении с жалобой от потерпевшего, которого не устроило первое постановление и он требует более серьезного наказания для нарушителя. Право вынесения заключения о подтверждения вины того или иного лица принадлежит либо руководителю отдела МВД, или другому должностному лицу, уполномоченному рассматривать подобные вопросы, либо дело передается в суд. О субъекта правонарушения, его адрес и другие сведения; протокол подписывается обеими сторонами и свидетелями если они есть , в случае отказа нарушителя оставить свою подпись, сотрудник делает соответствующую запись; физическое или юридическое лицо имеет право приложить к протоколу собственное объяснение или замечания на действия должностного лица;.
Как доказать невиновность в ДТП?
Когда происходит дорожно-транспортное происшествие, всего его участники переживают сильнейший стресс. В большинстве случаев, с первого взгляда сложно определит, кто является виновником произошедшего. Но самое неприятно происходит тогда, когда невиновный водитель узнает, что его сделали виновником ДТП.
Что в этом случае должен делать невиновный водитель? Как он может доказать свою невиновность в ДТП? Каков максимальный срок для оспаривания виновности? Читайте в статье.
Как предотвратить ложную вину в ДТП?
По Закону, определение виновной стороны в дорожно-транспортном происшествии — дело рук правоохранительных органов. Однако, никто не застрахован от ошибок и нередко работники полиции вешают вину в дорожной аварии на невиновного водителя.
Предотвратить это можно уже на ранних стадиях. Для этого нужно обратить внимание на следующие детали:
- Как составляется рапорт. Как правило, работники ГИБДД вносят в него самую важную информацию о дорожно-транспортном происшествии: схему аварии, адрес, комментарии участников, показания очевидцев произошедшего и проч. После составления рапорта рекомендуется попросить полицейского передать документ для личного ознакомления с ним, проверки правильности прописанных данных;
- Как выглядит место дорожно-транспортного происшествия. Сфотографируйте место расположения машин (даже если это сделали работники правоохранительных органов), располагающиеся поблизости дорожные знаки, разметку, дома, адрес (табличку с номером дома или улицы), работников ГИБДД;
- Как выглядит схема ДТП. На ней, как правило, видно, кто является виновником произошедшего. Если упустить ошибки при составлении схема, то в последствии будет сложно доказать невиновность в ДТП;
- Позаботиться в внесении дополнительных сведений и фактов в протокол. Если вы заметили что-то, что упусти работник ГИБДД, следует потребовать внесения этих данных;
- Зафиксировать показания очевидцев ДТП (при наличии) на диктофон или видео или на письменном носителе;
Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать вину, читайте здесь.
О том, как доказать невиновность в ДТП посредством свидетельских показаний, читайте в следующем разделе.
Как правильно взять показания свидетелей?
Свидетельские показания могут послужить серьезной базой при доказательстве невиновности в ДТП. Поэтому фиксировать их надо правильно. У свидетеля должна быть узнана следующая информация:
- На какой скорости по его мнению двигалось транспортное средство перед тем, как столкнуться с другим ТС;
- На каком расстоянии находился автомобиль от другого автомобиля до момента столкновения;
- Предпринял ли кто-то из автомобилистов попытку предотвратить столкновение;
- Достаточно ли было места для торможения на участке дороги, где произошла авария;
- Каковы были метеорологические условия на момент дорожного происшествия;
Автотехническая экспертиза
Если работники ГИБДД рекомендуют организовать прохождение автотехнической экспертизы, а вы убеждены в своей невиновности в ДТП, соглашайтесь.
Экспертиза поможет прояснить:
- При каких обстоятельствах произошло дорожно-транспортное происшествие;
- Каково было техническое состояние ТС по момента происшествия;
- Повлияло ли дорожное покрытие (его состояние) на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
- Стоимость устранения дефектов ТС, полученных в результате столкновения;
- Стоимость ТС с учетом полученного ущерба;
Где можно доказать свою невиновность?
Доказать свою невиновность в ДТП можно в одной из следующих инстанций:
- Территориальное подразделение ГИБДД;
Обратиться в жалобой об отмене постановления в территориальный правоохранительный орган можно в течение десяти дней с момента дорожно-транспортного происшествия. Если работники ГИБДД посчитают, что в ДТП виноваты вы, обратиться стоит в суд.
Подробнее о том, как оспорить вину в ДТП через суд, читайте здесь.
Как доказать через суд?
Так как при определении виновной стороны в нашей стране действует презумпция невиновности, отстаивать свою невиновность не требуется. Напротив, сторона обвинения должна искать доказательства вины.
Чтобы в суде не смогли доказать вашу вину в ДТП надо:
- Тщательно изучить составленные работниками ГИБДД документы (рапорт дорожно-транспортного происшествия; протокол с места дорожно-транспортного происшествия; результаты медицинского освидетельствования; схема дорожной аварии; результаты экспертизы). Так, если в одном/нескольких документах выявится ошибка в оформлении, указании определенных фактов, доказать свою невиновность в ДТП будет проще;
- Выявить ошибки на законодательном уровне. Например, указание нарушений на основании закона, который на самом деле не регламентирует данную ситуацию;
- Организовать проведение автотехнической экспертизы, которая поможет установить причиненный материальный ущерб и развеять ложные выводы работников правоохранительного органа. Например: в результате ДТП произошел наезд на пешехода. Специалист автотехнической экспертизы поможет определить, как водитель пытался предотвратить наезд, какие телодвижения совершал, с какой скоростью затормозил и проч.;
В некоторых случаях судья назначает автотехническую экспертизу в обязательном порядке.
- Организовать проведение экспертизы, которая выявит взаимосвязь произошедшего с метеорологическими условиями на момент возникновения дорожно-транспортного происшествия;
- Организовать проведение экспертизы, которая выявит взаимосвязь ДТП и состояния дорожного покрытия;
О том, как проходит трасологическая экспертиза, читайте здесь.
Так, неудовлетворительные дорожные условия могли повлиять на исход дорожно-транспортного происшествия.
Источник: https://dtp.help/kak-dokazat-nevinovnost-v-dtp.html
Споры по дорожно-транспортным происшествиям в 2020 году
Участвуя в дорожном движении, мы рискуем попасть в ДТП. Авария – это всегда шок, нервы и финансовые затраты. После оформления происшествия начинается поиск ответа на вопрос о виновности/невиновности. По этой причине споры по ДТП часто происходят в суде.
Как действовать после происшествия
Когда при происшествии на дороге возникли серьезные последствия – нанесен материальный ущерб или травмированы, искалечены либо погибли люди, виновник происшествия привлекается к уголовной ответственности. По этой причине основные споры при ДТП разворачиваются вокруг вопроса, кто виноват.
Факт наличия вины является основанием к наказанию: административному или уголовному.
В случае с автомобильной аварией гражданин привлекается к уголовной ответственности. Но в России действует принцип презумпции невиновности, который заключается в том, что лицо считается невиновным, пока его виновность не доказана в суде.
Вопрос о том, как доказать свою невиновность в ДТП, волнует каждого, кто попал в него. Доказательством виновности/невиновности служат выводы лиц, которые занимаются расследованием. Если вы не согласны с ними, либо не согласны со степенью вины или ответственности, то без адвоката вам не обойтись. Именно он представлять ваше дело в суде.
Оспаривание вины при ДТП может тянуться продолжительное время. Но все это будет позже. После происшествия вам следует контролировать действия при процессе фиксации и оформления происшествия, чтобы не быть ложно обвиненным.
Если у вас был видеорегистратор, заявите об этом полицейским и свидетелям. Во время расследования материалы станут полезными.
Получите справку в группе разбора дорожной полиции. Если пострадавших не было, попытайтесь решить проблемы без суда.
Если сотрудники ГИБДД считают вас виновным, а вы с этим не согласны, узнайте о том, как оспорить вину в ДТП. У вас есть два варианта обжалования: в суде или в органах ГИБДД. Когда вам выдадут на руки копию постановления, у вас есть десять суток на подачу жалобы.
Неправомерное обвинения может происходить, когда автомобилист нарушил ПДД, но не виноват в ДТП. Пьяного водителя обвиняют в происшествии, даже если он ехал на зеленый свет, а его ударили в бок на перекрестке.
Случается, что на автомобилиста возлагают вину за аварию, к которой он не имеет никакого отношения. Таких примеров несколько:
- Вас обвиняют в том, что вы повредили чужую машину, и вы действительно проезжали по указанному месту в указанное время.
- Авария с участием автомобиля, который идентичен вашему. При этом ваш автомобиль имеет повреждения: вы ездили в лес и поцарапали авто, а вам заявляют, что это последствия аварии.
Грамотные юристы знают ответ, что делать, если обвиняют в ДТП, которого не совершал. В последнем случае нужно провести автотехническую экспертизу. Придётся доказывать, что вы в ДТП не участвовали. Поэтому рекомендуем вам нанять адвоката. Грамотный юрист в краткие сроки решит ваши проблемы.
Степень вины в дорожно-транспортном происшествии
Установление степени вины участников ДТП – важная проблема. Кто виноват в аварии, когда одна машина на высокой скорости ехала на зеленый свет, а другая на разрешенной скорости на красный? Ответ не однозначен.
Определить виновника дорожно-транспортного происшествия можно либо на месте его совершения, либо в суде. Если в аварии пострадали люди, вину будет определять только суд.
Любая автомобильная авария вызывает у ее участников сильный стресс. Сразу после столкновения достаточно сложно контролировать свои действия и эмоции. Нередки случаи, когда потерпевший признает свою вину в ДТП. Находясь в состоянии стресса, человек чувствует виновность в произошедшем. Еще и противоположная сторона настаивает на его вине, и он ее признает.
В этой ситуации не спешите делать поспешные выводы.
На начальном этапе на любые вопросы отвечайте: «Надо разбираться», «Сейчас приедут специалисты и скажут».
Требуйте внесения в протокол всех фактов, говорящих в вашу пользу, и готовьтесь к суду. Если вы убеждены в своей вине, а наказание не связано с лишением свободы и допустимо для вас по финансовым расходам, то признайте вину, чтобы избежать траты времени на судебные разбирательства.
Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину? Готовиться к судебному разбирательству и требовать надлежащего осмотра места происшествия и занесения в протокол важных фактов. Проведение независимой автоэкспертизы – законный способ установить реального виновника ДТП и дать оценку событию.
Вас ждет установление вины в ДТП в судебном порядке, если на месте аварии и при дальнейшем разбирательстве в ГИБДД вы с оппонентом не пришли к единому мнению. Для этого суду предоставляются такие документы:
- письменные показания свидетелей;
- фото, видео с места происшествия, информация с видеорегистраторов;
- заключение независимой технической экспертизы автомобиля на предмет повреждений.
На основании собранных документов и показаний произойдет определение степени вины при ДТП в суде. Вы не обязательно проиграете или выиграете суд – вина может быть признана обоюдной.
Важную роль в решении суда могут сыграть показания свидетелей. Лучше, если они смогут лично присутствовать на судебном заседании.
Если вы грамотно вели себя на месте происшествия, добились внесения в документы важных фактов и нашли свидетелей, не отказывайтесь от услуг адвоката. Ведь оппонент наверняка пригласит адвоката, и вам будет сложно спорить с аргументами квалифицированного юриста.
Действия при ДТП: Видео
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/spory-po-dtp.html
Как доказать свою невиновность в ДТП, даже если был пьян + судебная практика по возмещение вреда невиновным
Член экспертного совета компании Правовед.
К сожалению, далеко не во всех авариях можно однозначно установить, чьи действия стали причиной столкновения. А правильное определение виновника очень важно, причём не только ради справедливости. Ведь за последствия аварии он несёт материальную, административную, а иногда и уголовную ответственность!
Согласитесь, страшно, когда обвиняют в совершении смертельного ДТП невиновного. Но добиться справедливости можно! Сегодня я расскажу, как доказать невиновность в ДТП. С вами Кулик Илья. Поехали!
Как определяется виновность в ДТП
Виновность в дорожно-транспортном происшествии может установить только суд. То есть пока решение о том, кто является виновником не вынесено судом или пока вы себя не признаете виновным, вы им не являетесь.
Инспектор ДПС только составляет протокол об административном правонарушении, если таковое было выявлено при аварии. Но так как в большинстве случаев, хотя и не всегда, столкновения происходят из-за нарушения ПДД, то обычно нарушивший правила и считается виновным. При этом не всякое правонарушение может быть причиной аварии. Поэтому, когда выявлены правонарушения у обеих сторон, важно будет установить, что именно послужило причиной ДТП.
Например, вождение без удостоверения водителя или страховки запрещено ПДД и наказывается штрафом. Но если в стоящее авто водителя, забывшего дома права врежется, сдавая задним ходом, другой водитель, виновным будет признан второй, потому что он не убедился в безопасности совершаемого манёвра. И хотя при этом штраф никакой ему не полагается, но возместить ущерб должен он.
Как доказать невиновность в ДТП – пошаговая инструкция
Чтобы не оказаться без вины виноватым, необходимо правильно действовать сразу с момента происшествия. Чтобы знать, что надо делать, читайте статью: Как действовать при ДТП: подробная пошаговая инструкция + образцы объяснения и встречного иска + видеобонус: как отличить недобросовестных автоюристов
А в этой статье я кратко напомню те моменты при оформлении ДТП, на которые при спорной вине надо обратить особое внимание, и расскажу, как надо действовать, чтобы доказать отсутствие своей вины в ДТП сначала в ГИБДД, а потом и в суде.
Если вы сомневаетесь, что ваши действия привели к аварии, не признавайте себя виновником. Главное, не подписывайте документы, с которыми вы не согласны, иначе доказать ваше несогласие потом будет очень трудно.
Если оппоненты не могут решить самостоятельно, кто из них виновен, оформление Европротокола невозможно, вызов ГИБДД обязателен.
Если вы понимаете, что определить виновника невозможно по объективным причинам, возможно, правильным решением будет проведение трасологической экспертизы сразу после ДТП. Да, это стоит денег, зато не придётся оспаривать неправильно вынесенную вину.
А также, если вы явно видите, что ситуация складывается не в вашу пользу, возможен вызов автоюриста к месту оформления происшествия.
Сделайте качественные фотографии, которые однозначно буду указывать на расположение транспортных средств на дорожном полотне в момент столкновения (если ТС передвигались, то осколки стекла и т. п.), следы торможения, наличие дорожной инфраструктуры (знаки, разметка) и дорожное полотно, повреждения на авто.
Если есть видеорегистратор, проследите чтобы запись момента аварии сохранилась, если регистратора нет, постарайтесь найти видео, записанные на видеорегистраторы других автомобилистов или камеры наружного наблюдения.
Зарисуйте схему ДТП. Старайтесь составить максимально повторяющую ситуацию схему, с соблюдением масштаба и т. п.
Позаботьтесь о наличии свидетелей, в спорных авариях. Узнать, что для этого нужно, вы можете из статьи: Как зафиксировать свидетелей при ДТП и как найти их потом: самый полный список методов поиска
К приезду инспекторов ДПС в идеале уже надо быть готовым доказывать свою невиновность. Внимательно следите за заполнением всех документов инспектором, особенно за правильностью схемы ДТП. Что-то непонятно – не стесняйтесь, спрашивайте, но не будьте навязчивы.
Если с чем-то несогласны, обязательно укажите на это инспектору. Если автоинспектор не учёл ваше замечание – не стоит вступать в спор, но в объяснении обязательно укажите, что выражали своё несогласие, которое не было принято во внимание инспектором.
Если вы считаете обвинение неправильным, не подписывайтесь под постановлением о правонарушении. Требуйте, чтобы составили протокол об АП. В таком случае рассмотрение обстоятельств аварии будет проходить в отделении ГИБДД, о чём вам выдадут извещение.
По каждому ДТП проходит группа разбора, по результатам работы которой выносится постановление об административном правонарушении. Когда обстоятельства аварии не вызывают вопросов, она, бывает, проходит сразу после аварии. Но я рассматриваю ситуацию, когда кто-то из участников не соглашается со своей виной.
По некоторым правонарушениям дело будет рассматривать суд в административном процессе, а не работники автоинспекции. Результатом также будет постановление об АП, правила поведения такие же, как и в группе разбора.
Если против невиновного составлен протокол об АП, необходимо подготовить письменное возражение на протокол.
Внимательно прочитайте протокол, схему ДТП и другие материалы. Необходимо понять, с каким конкретно положением его вы не согласны. Возможно, обнаружатся какие-нибудь нарушения, допущенные при его составлении, уже на основании которых его нельзя будет признать действительным.
Активно участвуйте в разборе (суде), нужно спокойно, но убедительно доказывать свою правоту. Уже на этой стадии необходимо использовать видеозаписи происшествия, свидетельские показания, услуги адвоката, ходатайствовать о проведении экспертиз. Более подробно обо всём этом читайте в подзаголовке: «Шаг четвёртый – оспаривание постановления об административном правонарушении в суде».
Если же в группе разбора вы не смогли доказать невиновность в нарушении правил движения, в отношении вас вынесут постановление об административном правонарушении.
Пока суд не вынес решение, о признании вас виновным в аварии (а это делается только в гражданском процессе), виновником вы не являетесь. Постановление о правонарушении – это не признание вины в ДТП, а фиксация правонарушения, которое не всегда является причиной аварии.
Следовательно, обжаловать вам надо не вину в аварии, а вину в нарушении ПДД, а, точнее, постановление об административном правонарушении.
На подачу заявления об обжаловании постановления об АП положено 10 дней, причём начинает отсчитываться этот срок со дня, который следует после даты вынесения постановления. При предъявлении уважительной причины, например, по состоянию здоровья, пропущенный десятидневный срок восстанавливается.
Если дело было рассмотрено в суде в административном процессе, следовательно, постановление об АП вынесено судом, жалоба пишется сразу в суд.
- Должностному лицу (начальнику отдела ГИБДД, где рассматривалось правонарушение).
- В районный суд.
- В высшую инстанцию.
Жалоба в суд по большому счёту не отличается от жалобы в ГИБДД. Её можно передать как непосредственно лицу (суду) к которому она направляется, так и через сотрудника ГИБДД, вынесшего постановление, который обязан перенаправить её в течение 3 дней.
Возможна отправка по почте, в таком случае сохраните документ, подтверждающий дату отправки, а лучше отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
- Наименование суда (должность и ФИО лица), в который направляется жалоба.
- ФИО, адрес, телефон заявителя.
- Информация о суде, или органе и лице, вынесшем постановление.
- Наказание, уже назначенное.
- Номер постановления и дата его вынесения.
- Положения, с которыми вы не соглашаетесь.
- Обстоятельства и нормы закона, подтверждающие вашу правоту.
- Сущность просьбы.
- Список приложений, то есть копий документов, подтверждающих вашу правоту.
- Дата и подпись подающего жалобу.
В приложении должны находиться копии постановления и других документов, относящихся к делу, в том числе показания свидетелей, фотографии, видеозаписи и т. д. Госпошлину оплачивать не нужно. Делаются также копии жалобы для органа, вынесшего постановление, а иногда и для второго участника происшествия. Образец можно скачать здесь.
После рассмотрения постановление будет вынесено одно из возможных решений:
- Жалоба не удовлетворяется, постановление остаётся в силе.
- Изменение постановления в положительную для подателя жалобы сторону.
- Отмена постановления и прекращение дела.
- Отмена постановления и назначение нового рассмотрения дела.
Если в ГИБДД добиться отмены постановления об АП не удалось, понадобится обращение в суд, по всё тому же административному делу.
Обжаловать вы будете всё то же постановление, а заодно и решение, вынесенное должностным лицом, подать жалобу надо также в течение 10 дней.
Подача жалобы на постановление об АП в суд не отличается от подачи жалобы в ГИБДД, даже текст может быть таким же. И итог будет аналогичный указанному выше, то есть постановление отменят, изменят, или оставят в силе.
Если у вас отсутствует опыт ведения тяжб и, вообще, мало юридических знаний, лучше обратиться к юристу. Причём не обязательно нанимать адвоката для представительства в суде, во многих случаях достаточно консультаций и помощи в составлении документов. При должном желании добиться результата и наличии времени этого будет достаточно.
Но если дело действительно серьёзное и вы сомневаетесь в своих силах, адвокат будет хорошим подспорьем. К выбору его подойдите ответственно, так как наряду с профессионалами свои услуги предлагают и люди, часто даже не имеющие диплома юриста.
Хороший юрист всегда будет рад предоставить решения по аналогичным делам, которые он выиграл. Известно большое количество случаев, когда по достаточно простым делам люди, впервые столкнувшиеся с судом, и, вообще, ДТП, не добивались никаких результатов, и наоборот, опытные адвокаты находили способ доказать невиновность клиента, когда многое было против. Но хороший юрист всегда честно скажет, на какой результат стоит рассчитывать.
Хорошим доказательством невиновности могут стать автотехнические экспертизы, в первую очередь трасологическая. Для этого надо устно или письменно (второе, конечно, предпочтительнее) подать ходатайство о её назначении.
В суде также большую роль играют показания очевидцев и видеозаписи с видеорегистраторов и различных камер. В последнее время видеоматериалы широко используются для приведения доказательств в суде.
Если вынесенное решение не в вашу пользу, ещё не значит, что больше нельзя ничего доказать. У вас есть возможность обжаловать решение суда во второй инстанции. И нередко, скажем, именно областной суд оправдывает невиновного и отменяет решение районного суда.
Но даже если после всех инстанций постановление об АП оставалось в силе, опускать руки не стоит. Помните, что ещё никто не признал вас виновником ДТП. Сделать это может только суд при гражданском или уголовном процессе.
Зачастую именно суд становится местом восстановления справедливости. Причём нередко, чтобы добиться правды, суда первой инстанции недостаточно. Во многих резонансных случаях невиновность была установлена судами высших инстанций, в то в время как районные суды признавали вину за водителем.
Главное в суде – юридическая грамотность. Судья не может идти против законов. Поэтому при доказательстве вины необходимо:
- Правильно истолковать норму закона.
- Доказать отсутствиеправонарушения в ваших действиях.
Обычно, если дело доходит до суда, значит, ситуация сложная, поэтому чаще всего не обойтись без опытного юриста. Потому что, как я уже сказал, в судебном разбирательстве очень важна грамотно выстроенная, подкреплённая законами защита.
Способы доказательства невиновности те же, что и при жалобе на постановление, но разбирательство будет идти более обширное.
Подача иска для признания невиновным, или, наоборот, для признания виновным не предусмотрена. Необходимо подать иск о взыскании ущерба с виновника ДТП. И уже в этом гражданском процессе будет установлено, кто именно виновен в ДТП, так как учитываться будут все обстоятельства аварии, включая действия другой стороны.
Если дело дошло до этой стадии, необходимо понимать, что дело серьёзно, и надо приложить максимально усилий для приведения убедительных для судьи доказательств отсутствия вины. Но известны случаи, когда именно в гражданском процессе невиновный «виновник» был оправдан, а вначале признававшийся правым, оказывался виновником.
Иногда случается так, что водитель, не являющийся на самом деле виновником, признаётся им или по собственному небрежению к процессу доказывания невиновности, или по халатности судьи, по другим причинам.
Но когда оппонент предъявляет требования по возмещению вреда невиновным, водитель задумывается о том, как восстановить справедливость.
Дело, конечно, сложное, но решаемое, так как вина в аварии ещё не установлена, и определяться виновник будет именно в этом суде. Конечно, лицу, которому вынесено постановление об АП сложнее доказать невиновность в аварии, чем тому, в отношение которого оно не выносилась, но при правильном подходе возможно и это.
Если виновнику аварии грозит уголовная ответственность
Общие правила доказательства невиновности схожи с обычными авариями. Только обжаловать в этом случае понадобится не только постановление об административном правонарушении, но и постановление о возбуждении уголовного дела, жалоба на которое подаётся в следственные органы.
Если обжаловать постановления не удалось, доказывать невиновность нужно будет в суде, в процессе уголовного разбирательства. А доказывание то же самое:
- Грамотная юридическая поддержка.
- Свидетельские показания.
- Видеозаписи происшествия.
- Экспертизы различных видов.
В дополнение можно лишь сказать, что, когда речь идёт об уголовном наказании, целесообразность услуг адвоката, как правило, не вызывает ни у кого сомнений.
Нет свидетелей – как доказывать?
Иногда вместо свидетелей выступают видеозаписи аварии. Но даже если нет свидетелей и видео, отчаиваться не надо. Если вы действительно невиновны, доказать это практически всегда можно.
Понадобится схема аварии, правильное объяснение своих действий, твёрдое знание законов, и ПДД. При разборе и в суде необходимо будет подготовить вопросы к оппоненту, которые поставят его в неловкое положение и выявят неправду с его стороны: так как при ответе на них он или будет вынужден признать свою неправоту, или пытаться выдумывать что-то, что сразу заметит сотрудники ГИБДД (судья).
Дело это не простое, нужно действовать по ситуации, необходим опыт и глубокое знание нормативных актов, поэтому, на мой взгляд, полезным будет нанять адвоката, или, по крайней мере, получить консультацию.
Если обвиняемый по состоянию здоровья не может участвовать в расследовании
Дорожные происшествия часто связаны с тяжёлыми травмами, которые делают невозможным личное участие водителя в разборе аварии. Но это не значит, что он никак не может повлиять на ход дела.
В административном производстве и у лица, в отношении которого ведётся дела, и у потерпевшего может быть юридический помощник: защитник или представитель соответственно. Причём это лицо не обязательно должно иметь образование адвоката, единственное условие – наличие письменной доверенности, желательно заверенной нотариально. Адвокату же для допуска к делу достаточно предъявить ордер.
Защитник и представитель могут участвовать в делопроизводстве с самого начала и выполнять все действия за доверителя, в том числе:
- Получать всю информацию по делу.
- Подавать ходатайства.
- Непосредственно участвовать в рассмотрении дела.
- Обжаловать процесс расследования и его результаты.
В уголовном производстве также предусмотрена роль защитника, наделённого теми же полномочиями. Если дело рассматривает мировой судья, то им может быть любое лицо, в том числе родственники.
В остальных случаях защитник обязательно должен быть адвокатом, но можно попросить суд назначить и дополнительного представителя, выбранного по своему усмотрению. Но подозреваемый/обвиняемый только ходатайствует о назначении того или иного человека, а окончательно решение принимает суд.
Таким образом, если участник аварии по своему состоянию здоровья не может сам участвовать в расследования, ему следует найти защитника. Если дело серьёзное и нужна профессиональная юридическая поддержка, то нужно нанять адвоката (когда заведено уголовное дело, это обязательно).
Если вы считаете, что сможете своими силами разрулить ситуацию, до достаточно написать доверенность на имя друга или родственника, которому вы доверяете.
Естественно, представитель должен знать хотя бы основы юридической грамотности. Желательно заверить бумагу у нотариуса, для чего можно вызвать его в больницу или на дом. Образец доступен для скачивания.
Наиболее типичные случаи, когда требуется доказывать невиновность
Ситуации на дорогах, приводящие к столкновениям очень разнообразны, поэтому дать универсальные рекомендации практически невозможно. Далее я рассмотрю, как надо доказывать невиновность в наиболее распространённых случаях, при которых возникает спор о вине.
На перекрёстках случаются самые разнообразные аварии, поэтому доказательства будут, что и при любом спорном ДТП: видеозапись, показания свидетелей, экспертиза повреждений и грамотное юридическое обоснование невиновности.
Обычно основным аспектом, определяющим виновность в подобных ситуациях, является ответ на вопрос, кто имел преимущество. Очень часто именно на перекрёстках происходят аварии, в которых устанавливается обоюдная вина.
Состояние опьянение при вождении транспортного средства – серьёзное правонарушение опасное для окружающих, за которое водитель будет наказан независимо от виновности в ДТП. Сделать вывод о нахождении в нетрезвом состоянии за рулём должностное лицо может только по результатам медосвидетельствования. Показания свидетелей и прочее по постановлению Верховного Суда не может приниматься в качестве доказательств нахождения в нетрезвом виде.
Но если при освидетельствовании будет обнаружен алкоголь, будет однозначно решено, что водитель в таком состоянии находился и в момент аварии. Поэтому не употребляйте алкоголь и спиртосодержащие продукты и лекарства после попадания в ДТП до прохождения освидетельствования.
Но не всегда алкогольное опьянение приводит к аварии, например, лихач врезается в стоящую на светофоре авто, водитель которой нетрезв. Явно видно, что находящийся за рулём невиновен в аварии.
Но часто бывает так, что на нетрезвого пытаются повесить всю вину в аварии, или сделать вину обоюдной. Ведь он был пьяным за рулём! В этом случае, впрочем, как и при любом другом понадобится обращение в суд, в котором будут установлено, что именно привело к ДТП и кто является виновником.
К сожалению, согласно действующим правилам, всё, что можно делать при возникновении опасности столкновения – это тормозить в своей полосе. И очень часто уходящих от столкновения, но всё-таки попавших в ДТП объявляют виновником, в то время как спровоцировавший аварию остаётся безнаказанным. И даже в суде доказать невиновность было практически невозможно.
Но стоит отметить, что в последнее время практика в судах меняется. Хорошую службу в такой ситуации, как и всегда, сослужат видеозаписи и показания очевидцев.
А при судебном разбирательстве понадобится трасологическая экспертиза. Если в ходе её проведения будет установлено, что действия уходящего от столкновения водителя были единственно правильными в сложившейся ситуации и способствовали смягчению последствий возможной аварии, он, скорее всего, будет оправдан, или будет установлена какая-то степень вины.
Но всё-таки стоит помнить, что при возникновении аварийной ситуации правильнее бить авто создавшего помеху, конечно, когда это не опасно для жизни, чем пытаться объехать его с риском задеть другие автомашины. Иначе придётся доказывать свою невиновность, что, зачастую, непросто.
Если человек пересекал дорогу в положенном месте, да ещё и на зелёный для себя сигнал светофора, вина, конечно, всецело ложится на водителя. Но как известно, далеко не всегда пешеходы переходят проезжую часть как положено.
При попадании в такую ситуацию очень важно зафиксировать на фото место происшествия, что докажет непригодность места для перехода дороги. Если с места ДТП виден переход или перекрёсток, обязательно сделайте фотографии, чтобы их было видно, так как пешеходу запрещено переходить дорогу, если в пределах видимости находится переход или перекрёсток.
Также, как и запрещено переходить дорогу, если обзор водителю загорожен и т. п. Так что можно привести много примеров, когда именно пешеход нарушает ПДД, следовательно, является виновником. Важно также правильно изобразить схему ДТП.
Как и всегда, сильно помогают записи с видеорегистраторов и показания свидетелей, подтверждающие внезапность появления человека на дороге и обстоятельств (например, человека толкнули).
Если подозревается, что пешеход пьян, требуйте его освидетельствования, это также послужит аргументом доказывания вашей невиновности.
Ну и самым веским доказательством будет проведение трасологической экспертизы, которая установит, не превышал ли скорость водитель и была ли у него физическая возможность остановить авто.
При заносе очень важно зафиксировать состояние дорожного полотна, окружающей среды. В подобных авариях нужна автотехническая и дорожнотехническая экспертиза происшествия. Причём не всегда из них следует правильный вывод. Толкуя пункт 10.1 ПДД можно прийти к выводу, что с какой бы скоростью ни ехал водитель, он всегда будет виновен, так как скорость была слишком высокой для рассматриваемой дорожной ситуации.
Но из нормативно-правовых документов, касающихся дорожного движения, следует, что водитель нарушает правила только тогда, когда со стороны государства (соответственно, дорожных служб), созданы необходимые для безопасного движения условия, прописанные в нормативных документах.
Следовательно, доказательство невиновности водителя сводится к обоснованию невыполнения дорожными службами своих обязанностей по созданию безопасных условий для движения, из-за чего водитель не мог выбрать правильную скорость, и, вообще, осуществлять безопасное передвижение.
Конечно, оставление места аварии является грубым правонарушением и может иметь довольно серьёзные последствия. Но бывают и такие ситуации, когда водителю вменяется покидание места аварии, когда он и не думал этого делать. Мне кажется, все подобные случаи можно поделить на две группы.
К первой я отношу те, когда не важно, происходило столкновение или нет, но водителя объявляли скрывшимся, хотя на самом деле он не нарушал закон. Например, уехал, но вернулся до приезда автоинспекторов, передвигал авто, водители разъехались, придя по обоюдному согласию к решению не вызывать полицию, а потом один из них всё-таки вызвал ДПС.
В этом случае подтвердить невиновность относительно легко. Необходимо доказать, что в действиях водителя нет нарушения ПДД. Главными аргументами могут быть:
- Наличие подписей обвиняемого водителя на документах о ДТП, свидетельствующие, что он находился при оформлении происшествия.
- Наличие расписки об отсутствии претензий, аудио- видеозаписи, подтверждающей согласие другого водителя разъехаться без вызова ГИБДД.
Ко второй группе я отношу случаи, когда водитель не намеренно уехал после аварии, не зная о касании авто или наличии ущерба, вред отсутствует или ничтожно мал. В таком случае доказывается опять же, что водитель совершил правонарушение, классифицируемое как покидание места аварии, так как:
- Он не мог знать об аварии.
- Не происходило ДТП.
- Нет убедительных доказательств в совершении правонарушения.
Чаще всего такие аварии случаются в плотном транспортном потоке, в населённых пунктах. Основное правило – водитель не должен мешать при перестроении другим ТС. Следовательно, виноват тот, кто перестраивался.
Уступает всегда тот, кто слева
А при одновременном перестроении уступить должен находящийся слева. И, конечно, необходимо включать «поворотники». Поэтому если перестраивались оба столкнувшихся автомобилей, то неправ будет находящийся слева и/или не включивший «поворотники». О факте перестроения свидетельствует нахождение частей автомобиля в нескольких полосах, то есть когда автомашина стоит над линией разметки.
В таких авариях нужно сразу же зафиксировать положение ТС относительно разметки в момент столкновения. По тому, как располагались автомашины в момент ДТП и будет установлено кто, куда перестраивался, соответственно, кто виноват.
Но иногда возникает ситуация, что водитель резко перестроился и столкновение произошло уже после того, как автомобиль перестраивавшегося оказался полностью в вашей полосе. В таком случае для доказательства, что ваш оппонент перестраивался, а вы двигались прям, следовательно, невиновны, понадобится видеозапись с регистратора и показания свидетелей, а иногда и трасологическая экспертиза (когда есть следы на дороге или факт перестроения можно установить по повреждениям).
Судебная практика по признанию невиновным в дорожном происшествии
На дорогах происходит множество аварий, каждая из которых имеет свои особенности. О наиболее типичных случаях я рассказал выше. В принципе, рекомендации как доказывать, невиновность в той или другой ситуации основаны на положительных примерах судебных решений.
А сама судебная практика различается не только по регионам, но даже может быть разной в ближайших районных судах, даже у разных судей в одном суде. Ведь судебно-правовая система у нас не прецедентная.
Поэтому каждую аварию надо рассматривать отдельно, и, по моим наблюдениям за различными делами, определяющую роль в том, какое будет вынесено в итоге решение будет:
- Наличие доказательной базы.
- Опыт, правильность поведения и умение доказывать лица, предполагаемого виновником, или его представителя.
- Поведение судьи, определяемое в том числе и субъективными факторами.
Полезные советы
- Пользуйтесь видеорегистратором – у вас гарантированно будет видеозапись момента аварии.
- Позаботьтесь о поиске свидетелей, и лучше сразу после аварии.
- Проверяйте правильность оформления документов при ДТП.
- Пользуйтесь услугами автоюристов, при неуверенности в своих силах. Но важно найти настоящего профессионала.
- Помните, что только в судебном процессе, гражданском или уголовном происходит установление вины.
Заключение
Теперь вы знаете, что надо делать, для доказывания своей невиновности в ДТП. Зачастую это бывает непросто, но грамотное и убедительное обоснование своих доводов помогает даже в самых сложных ситуациях, тем более что доказывать невиновность можно во многих инстанциях.
А вам приходилось доказывать свою невиновность в аварии? Если да, то расскажите в комментариях, ваш опыт бесценен для попавших в похожую ситуацию.
А вы знаете скрытый смысл наколок? За ношение некоторых из них можно поплатиться жизнью! Смотрите видео-бонус 10 самых опасных татуировок:
На этом я заканчиваю на сегодня. Напоминаю, чтобы поделиться прочитанной статьёй в социальной сети, достаточно нажать на кнопку ниже. А оформив подписку на рассылку, вы всегда будете в курсе выхода новых полезных статей. До свиданья! И будьте аккуратны на дорогах!
П.С.: Фото взял тут: drive2.ru/l/9478177. На них – Mecedes-Benz CLS 55 AMG.
Источник: https://kulikavto.ru/dtp/kak-dokazat-nevinovnost-v-dtp-srazu-posle-avarii-i-v-sude.html
Как доказать свою невиновность в ДТП?
Участие в аварийной ситуации всегда вызывает стресс и осознание грядущих разбирательств. Бывают происшествия с явными признаками вины одной из сторон, но спорный момент особенно неприятен, потому что требует доказательства невиновности. Если у сторон конфликта присутствуют противоположные мнения о причине аварии, то каждому придется подумать, как доказать невиновность в ДТП.
Участникам происшествия становится понятно, что возможно судебное рассмотрение и возбуждение уголовного дела. Законом определены серьезные наказания в случае нанесения травм и повреждения автотранспорта, может последовать лишение водительского удостоверения, условный или реальный срок заключения, взыскание значительных сумм.
Определение виновности в аварии
Законодательством определена презумпция невиновности, поэтому сам участник происшествия не обязан доказывать ее. Действия возложены на государственные органы, но порой сбор доказательств приходится проводить самому участнику аварии. При возбуждении уголовного производства, главная цель обвиняемого состоит в защите, то есть в понимании, как доказать невиновность в ДТП суду. Даже при банальном происшествии на защиту интересов уходят месяцы, поскольку потребуется рассмотрение всех сопутствующих событий, сбор необходимых доказательств и представление свидетельских показаний.
Защита своей правоты должна быть основана на реальных фактах, подтверждена фактическими материалами. По закону, определение виновности должно быть представлено с двух сторон. То есть, если факт нарушения правил дорожного движения недоказуем, то гражданина нельзя обвинить в преступлении. Вина за последствия от аварии может быть сформулирована исключительно при доказательстве нарушения ПДД, что является первым этапом рассмотрения.
Обвиняемому требуется доказать, что он предпринял все возможные действия по предотвращению инцидента, использовал свои знания и умения управлять автомобилем. Необходимо подчеркнуть, что после возбуждения судебного расследования гражданин обязан пройти определенные судом исследования, экспертизы и освидетельствования. Участник ДТП не имеет права препятствовать экспертизе транспортного средства, скрывать или умышленно повреждать свой автомобиль.
Если во время определения виновности сторон органами не будут определены факты нарушения одного из участников, то с него снимается ответственность. Дело продолжает рассматриваться в отношении второго участника происшествия. Профессиональная оценка события является доказательной для суда, если представленные свидетельства не имеют возражения участника происшествия. В последнем случае, заинтересованное лицо ходатайствует о проведении дополнительных независимых экспертиз, объясняя суду, в чем причина несогласия.
На практике восстановление картины происшествия бывает затруднено и разбивается на несколько экспертных оценок. При первичном составлении протокола инспекторы стараются освободить трассу для потока автомобилей быстрее. Это приводит к несоблюдению норм заполнения протокола, не регистрируются свидетели, опускаются важные мелочи. Все это впоследствии может послужить основанием для длительного процесса, поскольку первичный протокол особенно важен для суда.
Рекомендации по защите невиновности
Оптимальным методом защиты является вызов юриста на место происшествия. Он проверит правильность составления протокола, переговорит с инспекторами и поймет, на что именно обратить внимание и зафиксировать в протоколе. Если нет возможности вызвать юриста, то следует позвонить ему по телефону, описав событие в деталях. При невозможности связаться с адвокатом, следует самостоятельно проследить за следующими моментами:
- место аварии должно быть осмотрено внимательно, не упуская мелкие детали;
- анализ происшествия, оценка сопутствующих факторов, таких как дорожное покрытие, освещенность, тормозной путь и состояние участников на момент происшествия;
- при наличии свидетелей у них берутся координаты;
- данные регистратора являются важным доказательством сути происшедшего, их следует приобщить к протоколу.
Если при происшествии нет пострадавших, то существует возможность досудебного разрешения конфликта. Для этого следует получить соответствующую справку из группы рассмотрения аварии в ГИБДД, договориться о возмещении ущерба. Если согласие в сумме не было достигнуто, то вопрос решается в суде. Исковое заявление подается по месту происшествия или проживания ответчика. При несогласии с вынесенным административным наказанием, участник ДТП имеет право подать апелляцию в течение 10 дней в вышестоящий орган ГИБДД или суд, вынесший постановление, о пересмотре вынесенного решения.
Типичные ситуации возникновения ДТП
Современные регистраторы решают многие проблемы, например, возникающие при доказательстве невиновности на перекрестке. Раньше инспекторы, прибывшие на место столкновения, составляли протокол об обоюдной или отдельной вине, в соответствии с п.8 или п.13 ПДД. Очень часто получалось так, что заинтересованные лица старались обвинить в нарушении противную сторону, ссылаясь на цвет светофора. Получалось по их словам, что оба ехали на зеленый или, по крайней мере, желтый.
Если не было свидетелей, то дело об административном нарушении или уголовном преступлении решается годами, результат зависит от составленного протокола и профессионализма защитника. Следует учесть, что показания регистратора имеют силу, если они приложены к протоколу. Поэтому при прибытии инспекторов следует обратить их внимание на наличие регистратора, снять его и передать под расписку инспектору.
Ситуации перестроения довольно разнообразны и вызывают значительное количество судебных споров. Но наиболее часто по вине участников потока происходят аварийные ситуации, если водители стараются перестроиться из крайнего правого ряда или при обгоне выезжают на встречную полосу движения. По правилам, если движущийся слева автомобиль вынуждает перестраиваться едущую справа машину и она наедет на линию разметки, то он будет виновен в случае аварии. Если же другой автомобиль будет перестраиваться справа и станет участником ДТП, то он будет признан виновным.
Пересечение линии разметки допускается только при совершении маневра перестроения, в остальных случаях лучше держаться правой стороны, дальней от встречного движения. Как показывает практика движения, выехав даже на расстояние колеса на встречную полосу, бывает довольно сложно вернуться в свой ряд, что значительно повышает риск и становится первым признаком виновности при аварии. При определении виновных во время перестройки в ряду важнейшее значение имеют грамотно составленная схема происшествия и свидетельские показания.
Количество аварий при гололеде значительно увеличивается и не всегда водитель виновен в том, что его машину занесло на неочищенной трассе. Даже если дорога не обработана химическим составом, не выставлены предупреждающие знаки, виновность дорожных служб сложно доказать. Владелец перевернутой в сугробе машины или стукнувший из-за заноса другой транспорт вынужден будет доказывать свою невиновность при ДТП в гололеде.
Действия водителя всегда могут быть квалифицированны как не справившегося с управлением, превысившего скоростной режим, не обратившего внимания на погодные условия. Все это может быть оспорено при разбирательстве со страховой службой. Если получили травмы участники движения, то возникает уголовная ответственность, что намного серьезней. Согласно п.10 ПДД ответственность ложится на управляющего транспортным средством гражданина, который обязан обращать внимание на погодные и дорожные условия.
На практике, п.10 ПДД не оставляет шансов доказать свою невиновность в связи с гололедом и снежными заносами. Важнейшим доказательством невиновности служит точное определение скорости движения и показания свидетелей. Скорость может устанавливаться не только по протоколу ГИБДД, но путем проведения трасологической и технической экспертизы. Определение тормозного следа в подобных условиях является самым главным доказательством невиновности водителя. Суд обычно устанавливает, что даже при законном скоростном режиме, водитель не справился с управлением, значит, он виновен.
Если гражданин сможет доказать документально, что покрытие было не обработано с помощью ПСС, и представить доказательства независимой экспертизы о допустимой скорости движения, то появляются шансы признания невиновности. Заключение экспертизы о том, что при указанной скорости движения и при полученном коэффициенте сцепления авария была неизбежна, технические возможности были полностью использованы виновным, дают основания для прекращения дела и возбуждения встречного иска к дорожным службам. На практике, водитель получает условный срок наказания при уголовном преследовании или минимальный размер возмещения убытков.
Плотность движения бывает настолько высока, что нередко пешеход оказывается под колесами, перебегая дорогу в неустановленном месте. Самое главное — нельзя покидать место происшествия, независимо от наличия вины. Передвигать ТС нельзя, поскольку это является нарушением ПДД и влечет за собой лишение прав до двух лет. По правилам, если человек сильно пострадал, то следует привлечь к его перемещению в больницу других участников движения или дождаться скорой помощи, делать это на своей машине запрещено.
Вызвав ГИБДД и дождавшись составления протокола, водитель обязан дать устные показания, которые фиксируются и являются определяющими при судебном рассмотрении. Большинство населения считает, что пешеход не является участником дорожного движения, не обязан знать ПДД. Но это далеко не так, поскольку законом предусмотрена административная ответственность, выражаемая в штрафных санкциях.
Если по вине пешехода пострадали люди, то он понесет уголовную ответственность, максимальное ограничение свободы составляет до семи лет в особо тяжких случаях. Если будет доказана виновность пешехода, то он понесет материальную ответственность за нанесенный ущерб, независимо от того, получил ли он травмы (ст. 1064 ГК РФ). Законом установлена обоюдная ответственность водителя и пешехода.
До приезда инспекторов следует сохранить следы на трассе, если машина шла юзом, осколки стекла и пластика, других повреждений. Самостоятельно взять координаты свидетелей, постараться сохранить как можно больше материальных свидетельств для технической экспертизы. Составление схемы и протокола является наиболее важной частью доказательства невиновности в ДТП с пешеходом. Особо важно верно зафиксировать положение автомобиля и потерпевшего, положение свидетелей и вещей пешехода.
Как доказать невиновность в ДТП
Источник: https://alljus.ru/avtoyurist/kak-dokazat-svoyu-nevinovnost-v-dtp.html