Глава 20. Производство в порядке надзора § 1. Сущность надзорного пересмотра

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 20. Производство в порядке надзора § 1. Сущность надзорного пересмотра». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Москвы от 23 ноября 2005 г. паспортные данные,. 2012 273-ФЗ ред.

Глава 20. ПРОИЗВОДСТВО В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

§ 1. Сущность надзорного пересмотра

Раздел VI АПК РФ, посвященный производству по пересмотру судебных актов арбитражных судов, содержит гл. 36 (ст. ст. 292 — 308), которая регламентирует пересмотр в порядке надзора.

Надзорный пересмотр в АПК РФ 2002 г. претерпел существенные изменения по сравнению с АПК РФ 1995 г. Прежде всего перемены коснулись оснований изменения и отмены судебных актов. Если в ст. 188 АПК РФ 1995 г. такими основаниями назывались незаконность или необоснованность судебного акта, то в ст. 304 АПК РФ 2002 г. речь идет только о нарушении норм права, т.е. о несоблюдении закона в оспариваемых судебных актах, причем о существенном нарушении — единообразии в толковании и применении норм права, прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации либо публичных интересов. Что касается проверки законности судебного акта по широкому кругу оснований, содержащихся в ст. ст. 270 и 288 АПК РФ, то эта задача должна решаться в апелляционном и кассационном, но не в надзорном порядке.

Цель реформирования надзорного пересмотра состояла в том, чтобы главное внимание Высшего Арбитражного Суда РФ сосредоточить на обеспечении единства правоприменительной практики арбитражных судов на всей территории государства. Одновременно с этим Кодекс содержит комплекс взаимосвязанных процессуальных средств, направленных на повышение эффективности деятельности суда первой инстанции при широком использовании апелляционного и кассационного обжалования для исправления судебных ошибок.

Производство по надзорному пересмотру стало судебной процедурой, лишенной подвергавшихся обоснованной критике положений, связанных с инициированием вмешательства в судебную деятельность отдельных должностных лиц, обладавших правом внесения протестов. Отказ от протестов на стадии надзорного пересмотра позволил с полным основанием утверждать, что последней национальной инстанцией, после которой возможно обращение в Европейский суд по правам человека, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Еще одно обстоятельство связано со сроком обращения по пересмотру судебного акта в порядке надзора. Этот срок в АПК РФ 1995 г. не был установлен, что не способствовало соблюдению принципа правовой определенности и стабильности экономических отношений. Замечания по данному вопросу высказывались и экспертами Совета Европы при обсуждении проекта АПК РФ 2002 г. Кодекс установил, что срок обращения ограничен 3 месяцами, которые исчисляются со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу.

Этот срок в случае его пропуска по причинам, не зависящим от обратившегося с таким заявлением лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен. Однако ходатайство должно быть подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта. Особым случаем пропуска 3-месячного срока является незнание обращающимся лицом о существовании оспариваемого судебного акта. Для такой ситуации указанный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении этим судебным актом его прав и законных интересов. Урегулирование в законе данного случая подсказано практикой. Речь идет о лицах, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых был принят судебный акт.

В АПК РФ 2002 г. нет указания на то, что заявление о надзорном пересмотре может быть подано после рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке (ст. 185 АПК РФ 1995 г.). Однако Кодекс предписывает, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ допускается при условии, когда иные возможности для проверки законности судебного акта исчерпаны и осталось лишь право обращения в высшую судебную инстанцию. Эту формулировку не следует рассматривать как запрет на обращение в надзорную инстанцию, если апелляционное или кассационное обжалование не использовалось. Однако законодатель ясно дал понять, что надзор в этом смысле является исключительной, а не обычной стадией пересмотра судебного акта. Не случайно коллегия судей ВАС РФ наделена правом направления дела в кассационную инстанцию при наличии к тому оснований для проверки законности судебного акта, если в кассационном порядке дело не рассматривалось (ч. 6 ст. 299 АПК РФ).

§ 2. Возбуждение надзорного производства

1. Лица, имеющие право на обращение с ходатайством

Право на обращение в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, которым Кодекс предоставил такое право. Круг лиц, наделенных по закону этим правом, в ст. 292 АПК РФ не обозначен. Указание об этом дается лишь в общей форме. Конкретно надо обратиться прежде всего к ст. 40 АПК РФ, которая дает перечень таких лиц.

В ст. 42 АПК РФ содержится прямое указание на право лиц, не участвовавших в деле, в отношении которых арбитражный суд принял судебный акт, затрагивающий их права и обязанности, оспорить этот акт в порядке надзора, т.е. обратиться с соответствующим мотивированным заявлением в ВАС РФ. Наряду с российскими лицами аналогичным правом обладают и иностранные лица (ч. 1 ст. 254 АПК РФ).

По общему правилу, правом оспорить судебный акт в порядке надзора обладают лица, участвующие в деле. Таким правом наделены, в частности, те, кто оспаривает решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей (§ 1 гл. 30 АПК РФ), а также участники третейского разбирательства (ч. 2 ст. 230 АПК РФ).

Прокурор вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд РФ с представлением о пересмотре в порядке надзора судебного акта, но не по всем делам, а лишь по тем из них, по которым он наделен правом обращения в арбитражный суд с иском или заявлением. Закрытый перечень указанных дел содержится в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Представление в ВАС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ (ч. 2 ст. 52 АПК РФ).

2. Судебные акты, которые могут быть предметом

В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом в форме решения, постановления или определения (ч. 1 ст. 15 АПК РФ). При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт как полностью, так и в той или иной его части, что видно из анализа п. п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 305 АПК РФ.

Предметом надзорного пересмотра может стать любое решение суда первой инстанции, а также постановление апелляционной или кассационной инстанции, поскольку этими судебными актами дело разрешается по существу. Исключение составляют постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в указанном порядке АПК РФ не предусмотрен. Однако они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 310 АПК РФ). Тем самым АПК РФ предоставляет участвующим в деле лицам возможность реализовать свое право на судебную защиту.

Ограничение повторного надзорного пересмотра судебных актов ВАС РФ объясняется следующим. Любой судебный процесс не может продолжаться неопределенно долго, поэтому законодатель вправе устанавливать те или иные временные рамки, за пределами которых продолжение судебной процедуры исключается. В сфере предпринимательских и иных экономических отношений принципиальное значение имеют их правовая определенность, стабильность хозяйственного оборота.

Что касается обжалования определений арбитражного суда, общие правила установлены в ст. 188 АПК РФ. Они применяются и при пересмотре этих судебных актов в надзорном порядке, если в гл. 36 АПК РФ не установлены какие-либо особенности.

Следует подчеркнуть, что надзорный пересмотр определений может быть инициирован теми же лицами, которые могут обращаться с заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд РФ, и допускается при соблюдении установленных законом требований. Так, для их пересмотра необходимо наличие оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.

В основу указанных условий положено правило о том, что ограничения в обжаловании и в пересмотре не должны нарушать право на судебную защиту.

Закон допускает пересмотр в порядке надзора и иных определений, в частности, носящих промежуточный характер, но устанавливает, что он возможен в случае обжалования одновременно с надзорным пересмотром решений и постановлений арбитражных судов.

По закону могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу судебные акты. Порядок и сроки вступления в законную силу решения арбитражного суда регулируются ст. 180 АПК РФ. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование которых в кассационном порядке не истек, поскольку не исчерпаны все процессуальные возможности для проверки законности этих актов (ч. 3 ст. 292 АПК РФ).

3. Требования, предъявляемые к обращению

Заявление или представление лиц, обладающих правом обращения о возбуждении надзорного производства, должно отвечать определенным требованиям.

Во-первых, оно подписывается тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного акта, или его представителем. Представитель может выступать от имени представляемого на основании надлежаще оформленных документов (ч. ч. 3 и 4 ст. 61 АПК РФ).

Во-вторых, устное обращение не допускается, оно подается только в письменном виде.

И в-третьих, заявление или представление адресуется и направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд РФ, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые подаются через суд первой инстанции, принявший решение. Направление заявлений другим адресатам исключается, так как правом рассмотрения таких обращений в соответствии с Конституцией РФ обладает только Высший Арбитражный Суд РФ.

Заявитель должен указать, какой судебный акт он оспаривает, каким арбитражным судом и когда он принят. В случае, когда по делу принимались другие судебные акты, они также должны быть названы.

Если рассматривалось дело, содержащее спор, то должен быть назван предмет спора, т.е. его суть.

Основу обращения составляют правовые аргументы о несогласии с оспариваемым судебным актом, со ссылкой на конкретные законы и иные нормативные правовые акты. В заявлении или представлении указывается, в чем, по мнению заявителя, заключается нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права. При этом одного факта нарушения недостаточно. Закон требует показать связь этого нарушения с существенным ущемлением заявителя в его правах в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Речь идет о фундаментальной судебной ошибке, которая должна быть исправлена.

Обращение должно содержать перечень прилагаемых к нему документов.

Соблюдение требований относительно приведения в обращении указанных выше данных является обязательным.

Помимо этого заявитель может привести по своему усмотрению и другие сведения, которые помогут правильно и своевременно рассмотреть обращение, в частности, данные о телефонной, телефаксной или иной связи с лицами, участвующими в деле, и их представителями.

В приложении к обращению необходимо представить копии оспариваемых судебных актов.

Если обращение подписано представителем, то оно должно содержать необходимые данные о нем, а также документальное подтверждение его полномочий.

На стадии надзорного производства действие принципов состязательности, равноправия сторон проявляется в числе других факторов в том, что участвующие в деле лица имеют право знать об аргументах, приводимых в заявлении или представлении, и иметь возможность высказать по ним свои соображения. В этих целях на заявителя возлагается обязанность представить в необходимом количестве (по числу участвующих в деле лиц) копии обращения и приложений к нему.

§ 3. Стадии надзорного производства

Судебная процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора содержит 3 стадии.

На этом этапе надзорного производства заявление или представление рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с порядком, установленным ст. 295 АПК РФ. При этом полномочия судьи состоят только в решении вопроса о принятии или непринятии обращения к производству. Иные работники аппарата ВАС РФ выполняют подготовительные, обеспечительные функции по регистрации документов и передаче их судье.

В Кодексе установлен 5-дневный срок, в течение которого заявление должно быть рассмотрено. Этот срок исчисляется в соответствии с правилами, содержащимися в ст. ст. 113 и 114 АПК РФ.

На данной стадии судья проверяет соблюдение требований, предусмотренных АПК РФ, и решает вопрос о принятии обращения к производству Высшего Арбитражного Суда РФ.

В отличие от общего правила, содержащегося в ст. 186 АПК РФ, копия определения о принятии заявления или представления к производству направляется только лицу, подавшему его.

Судья, принявший обращение к производству, вправе решить вопрос об истребовании дела из арбитражного суда. Ранее таким правом обладали только должностные лица, которые были правомочны внести протест. При истребовании дела копия определения в 5-дневный срок направляется в арбитражный суд первой инстанции (см. ч. 2 ст. 186 АПК РФ), который обязан в такой же срок направить дело в Высший Арбитражный Суд РФ.

Судья, рассматривающий обращение о пересмотре судебного акта в порядке надзора, проверяет, соблюдены ли требования, содержащиеся в ст. ст. 292 и 294 АПК РФ. В случае установления нарушений оно возвращается заявителю с указанием мотивов возврата. Заявление или представление возвращается также по ходатайству, если оно поступило от заявителя до вынесения определения о возбуждении надзорного производства.

Оставление без движения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора Кодексом не предусмотрено.

Возвращение заявления является процессуальным действием, которое оформляется определением. Копия определения вместе со всеми документами, поступившими в ВАС РФ, включая заявление или представление, направляются заявителю.

Обжалование определения о возвращении заявления АПК РФ не предусмотрено. Однако повторное обращение допускается, с соблюдением всех установленных правил (включая предусмотренные законом сроки), после того как заявитель устранит недостатки, на которые было указано в определении о возврате.

После возбуждения надзорного производства заявление или представление переходит во вторую стадию надзорного производства. Оно направляется в судебный состав, который коллегиально в заседании без извещения участвующих в деле лиц рассматривает обращение.

Кодекс устанавливает определенные сроки для совершения процессуальных действий:

— если дело не истребовалось (ввиду отсутствия к тому оснований) — в пределах 1 месяца, включая время нахождения обращения в Высшем Арбитражном Суде РФ;

— в случае истребования дела — месячный срок, который исчисляется со дня поступления его в Высший Арбитражный Суд РФ.

Ранее в законе срок рассмотрения соответствующего заявления не был определен. Он регулировался внутренними актами ВАС РФ.

Общий принцип формирования состава судей, установленный АПК РФ, соблюдается и в процессе надзорного пересмотра. В целях обеспечения справедливого разбирательства, исключающего какое-либо постороннее вмешательство, обращения распределяются исходя из нагрузки и специализации судей, как это предусмотрено ст. 18 АПК РФ, с учетом очередности. При этом в тех же целях широко внедряются новейшие научно-технические возможности.

Если состав судей приходит к выводу о наличии хотя бы одного из оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ, выносится определение о передаче дела и поступивших документов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. В 5-дневный срок со дня вынесения определения все материалы вместе с делом передаются в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон лица, участвующие в деле, наделены правом на представление отзыва с возражениями против пересмотра судебного акта в порядке надзора. При этом к отзыву прилагаются документы, подтверждающие возражения. Эти документы направляются в Высший Арбитражный Суд РФ и другим лицам, участвующим в деле. Одновременно лицо, представившее отзыв, должно документально подтвердить направление копий отзыва другим лицам, участвующим в деле (путем приложения почтового уведомления о вручении).

АПК РФ регламентирует и порядок направления отзыва другим участникам процесса (заказным письмом с уведомлением о вручении). Лицо, направляющее отзыв другим лицам, должно предусмотреть время направления с таким расчетом, чтобы адресат имел возможность ознакомиться с отзывом до начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. При этом должно быть принято во внимание, что после принятия к производству обращение рассматривается судебным составом в пределах месячного срока (п. 1 ст. 299 АПК РФ), в Президиуме — в срок не более 3 месяцев.

Отзыв, как и заявление, подписывается лицом, обладающим на это правом, или представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

АПК РФ содержит новое для российского процессуального законодательства положение, дающее право составу судей, рассматривающему заявление или представление, передать дело для проверки в кассационном порядке при наличии к тому необходимых условий.

Если дело уже рассматривалось в кассационной инстанции, направление его в эту инстанцию исключается.

Независимо от того, проверялось или не проверялось дело в кассационном порядке, но если состав судей находит основания, содержащиеся в ст. 304 АПК РФ, он направляет дело в Президиум ВАС РФ со своими выводами о необходимости надзорного пересмотра оспариваемых судебных актов.

В том случае, когда суд находит иные основания для кассационного пересмотра, он может направить дело в кассационную инстанцию. Данное положение имеет целью исправление ошибок суда первой и апелляционной инстанций не в надзорном, а в кассационном порядке. Речь идет об ошибках, касающихся применения норм материального права или норм процессуального права. При этом состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ не устанавливает заранее, какое решение будет принято судом кассационной инстанции, а лишь направляет дело для проверки правильности применения норм права.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, признав наличие оснований для направления дела в кассационную инстанцию, могут принять отдельное определение или указать об этом в определении об отсутствии оснований для надзорного пересмотра.

Копия определения, принятого составом судей, направляется всем участвовавшим в деле лицам.

Состав судей принимает отдельное мотивированное определение об отказе в направлении дела для надзорного пересмотра, если нет оснований, указанных в ст. 304 АПК РФ. Данное определение принимается вне зависимости от того, рассматривалось или не рассматривалось дело в кассационном порядке, но при условии, что нет оснований и для направления дела в кассационную инстанцию.

Копия определения об отсутствии оснований для пересмотра дела в надзорном порядке направляется незамедлительно в день его принятия или на следующий день только лицу, которое обращалось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением. Представляется, что данная информация не является закрытой и для других лиц, участвовавших в деле, и они могут ее получить по соответствующему запросу. В настоящее время с судебным актом можно ознакомиться на сайте ВАС РФ.

Важное положение содержится в ч. 9 ст. 299 АПК РФ. Речь идет о повторном обращении в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением. То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства Высшего Арбитражного Суда РФ. При ссылке на приводившиеся ранее основания вторичное обращение исключается.

Возможность приостановления исполнения судебного акта в стадии надзорного производства была в АПК РФ 1995 г. и сохранена в АПК РФ 2002 г. Однако в этот институт внесены существенные изменения.

Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполнения может оказаться невозможным.

Новым в АПК РФ 2002 г. является правило о встречном обеспечении. Оно стало еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Судебная практика выработала порядок, при котором принимается решение о приостановлении. Он включен в АПК РФ. Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что его удовлетворение является правом, а не обязанностью суда. Поэтому суд должен быть убежден в необходимости принятия такой меры.

Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска в других судебных инстанциях, не предусмотрены.

Копия определения направляется участвующим в деле лицам в 5-дневный срок со дня его вынесения, как этого требует АПК РФ (ч. 2 ст. 186).

Еще одним новым положением, установленным АПК РФ, является определение судом срока действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзора, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства.

Поскольку цель приостановления связывается с невозможностью поворота исполнения в случае отмены оспариваемого судебного акта, то с отпадением данного обстоятельства отменяется приостановление: с принятием определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ или с отказом самим Президиумом ВАС РФ удовлетворить заявление или представление.

Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при отказе в удовлетворении обращения. Копия определения или постановления направляется участвующим в деле лицам.

По результатам рассмотрения заявления или представления состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, принимает определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В определении дается анализ примененных в оспариваемом судебном акте норм права и указывается на допущенные нарушения, которые, как полагает состав суда, являются основанием для пересмотра дела в порядке надзора. Ибо не всякое нарушение может служить веской причиной для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, а только то, которое привело к существенным нарушениям, требующим вмешательства Президиума ВАС РФ.

Выйти за пределы оснований, перечисленных в ст. 304 АПК РФ, равно как и оставить их без внимания, суд не может.

Состав судей в определении должен также указать, какое решение, по их мнению, должно быть принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, исходя из полномочий, которыми он наделен (п. 1 ст. 305 АПК РФ).

В определении должны содержаться другие реквизиты:

— состав судей, участвовавших в рассмотрении заявления или представления;

— сведения, от какого лица исходило обращение и кто из других лиц участвовал в деле, их место нахождения или место жительства;

— данные о том, какой судебный акт, по мнению заявителя, требует надзорного пересмотра, дата его принятия и вступления в законную силу;

— сведения о том, какие судебные акты, не оспариваемые, приняты по делу, каким судом приняты указанные судебные акты;

При отсутствии оснований, указанных в ст. 304 АПК РФ, суд, рассматривающий обращение после возбуждения судьей надзорного производства, отказывает в направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Исходя из того, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ подается, как правило, после того, как дело было рассмотрено в апелляционном и в кассационном порядке, т.е. когда использовались другие возможности для пересмотра, отказ на данной стадии нельзя рассматривать как ущемляющий право на судебную защиту. Это право реализуется в рамках установленного процессуальным законом порядка: дело рассматривается по существу судом первой инстанции, проверяется в полном объеме в апелляционной инстанции, и наконец, законность принятых судебных актов проверяется кассационной инстанцией.

Как указано выше, если усматриваются данные для проверки дела в кассационной инстанции, суд в том же или в отдельном определении указывает на это. Должно быть приведено надлежащее обоснование такого решения. Мотивы направления дела для проверки в кассационном порядке оцениваются кассационной инстанцией.

Остальные реквизиты — те же, что должны содержаться в определении при передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 300 АПК РФ).

Третьей, заключительной, стадией надзорного производства является рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ дела, переданного ему коллегией судей.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ образован в соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Он состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ и судей Высшего Арбитражного Суда РФ, введенных в состав Президиума по постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Количественный состав Президиума ВАС РФ не является неизменным. По решению Пленума ВАС РФ он может быть дополнен судьями Высшего Арбитражного Суда РФ (предусмотрена их ротация).

Порядок, обеспечивающий реализацию права каждого из участвующих в деле лиц на участие и выступление на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, установлен АПК РФ.

Извещение производится по правилам, установленным в ст. ст. 121 — 124 гл. 12 АПК РФ. Извещение направляется лицам, участвующим в деле, не позднее чем за 15 дней до заседания Президиума ВАС РФ с указанием необходимых сведений, позволяющих реально принять участие в рассмотрении дела. Порядок направления извещения установлен в ст. 122 АПК РФ. Учитывая значение, которое закон связывает с предоставлением возможности заинтересованным лицам участвовать в судебном заседании, Президиум ВАС РФ должен располагать сведениями о том, что они извещены надлежащим образом (ст. ст. 123 и 124 АПК РФ). При неявке кого-либо из извещенных Президиум ВАС РФ вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В АПК РФ достаточно широко освещаются вопросы, касающиеся деятельности Президиума ВАС РФ по рассмотрению поступившего дела. Единственным основанием для принятия к производству дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ является определение, вынесенное коллегией судей в порядке, установленном ст. 299 АПК РФ.

Ранее в законе не определялось, в какой последовательности и в какие сроки Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает поступившие с протестами дела. Эти вопросы регулировались внутренними актами ВАС РФ. Теперь они решены в АПК РФ.

Во-первых, дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 3 месяцев, исчисляемый со дня принятия определения о передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Во-вторых, дела назначаются к слушанию и рассматриваются в порядке очередности их поступления в Президиум ВАС РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ может рассматривать дела только при участии в заседании большинства его членов (50% плюс один).

Право всех участвующих в деле лиц присутствовать в судебном заседании, на котором рассматривается вопрос о надзорном пересмотре дела, является реализацией равных для них процессуальных возможностей на данной стадии судебного разбирательства. Участие в этом заседании является их правом, поэтому никто не может быть лишен этого права.

Судья-докладчик в соответствии с действующими правилами, утвержденными Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, является членом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и участвует в принятии решения по делу, которое он докладывает.

Порядок формирования судей-докладчиков в АПК РФ прямо не определен. Представляется, что этот процесс должен происходить по правилам, установленным ст. 18 АПК РФ.

Лица из числа участвующих в деле, изъявившие желание присутствовать на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, имеют право выступить и дать устные объяснения. Эти объяснения применительно к основаниям пересмотра будут содержать изложение доводов «за» или «против» позиции, изложенной в обращении и поддержанной в определении о направлении дела в Президиум ВАС РФ. Следует подчеркнуть равенство прав всех участвующих в деле лиц быть выслушанными высшей судебной инстанцией государства.

АПК РФ регламентирует последовательность, в которой предоставляется слово для дачи устных объяснений участвующим в заседании лицам: после доклада судьи выступает лицо, обратившееся в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением, затем другие лица. Очередность их выступлений может быть определена председательствующим.

Заседание Президиума ВАС РФ завершается после выступлений участвующих лиц принятием постановления.

Принятие постановления Президиумом ВАС РФ соответствует общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК РФ), если иное не предусмотрено в гл. 36 АПК РФ. Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Никто не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума ВАС РФ, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ обращение, как не набравшее большинства голосов, отклоняется, и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.

§ 4. Основания надзорного пересмотра

Одно из центральных мест в производстве в порядке надзора занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен.

Пересмотр судебного акта в порядке надзора урегулирован в АПК РФ. Обычная процедура проверки, как правило, завершается апелляцией или кассацией или — при наличии установленных в законе оснований — производством по вновь открывшимся обстоятельствам. Участники процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права. В апелляционной инстанции дело проверяется в полном объеме, т.е. рассматривается повторно. В кассационной инстанции проверке подвергаются законность судебных актов первой и апелляционной инстанций и соответствие выводов этих инстанций относительно примененного закона фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Задача Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Она осуществляется путем пересмотра судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по основаниям, указанным в ст. 304 АПК РФ.

Во-первых, это обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение высшего суда государства по обеспечению единства судебной практики.

Глава 36 АПК РФ введена в действие с 01.01.2003. С этой даты Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ начал рассмотрение дел по новой процедуре.

Вот как рассмотрено 10.01.2003 дело N 6498/02 , по которому отменены судебные акты по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 304 АПК РФ. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к фирме о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора купли-продажи квартиры) — об обязании ответчика возвратить жилое помещение.

Суд, удовлетворяя исковые требования, признал договор купли-продажи ничтожной сделкой на том основании, что подпись в договоре от имени директора общества и в акте приема-передачи недвижимости подделана главным бухгалтером общества, поэтому правомерно в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки обязал ответчика возвратить объект недвижимости истцу.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление апелляционной инстанции, сослался на то, что согласно ст. 183 ГК РФ совершение сделки от имени товарищества лицом, не имевшим на это полномочий, означает, что договор заключен от имени продавца лицом, подписавшим его, в то время как между обществом и фирмой договор купли-продажи не заключался. Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции, для применения последствий недействительности ничтожной сделки основания отсутствовали.

Такое толкование закона Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал неправильным. По смыслу п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.1998 N 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» при совершении сделки от имени юридического лица лицом, которое не имело на это полномочий в силу закона, ст. 174 ГК РФ не применяется. В указанных случаях следует руководствоваться ст. 168 ГК РФ, при этом п. 1 ст. 183 ГК РФ применяться не может.

Дата добавления: 2014-11-12 ; просмотров: 419 . Нарушение авторских прав

Источник: https://studopedia.info/1-92680.html

Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора. Судебные решения, подлежащие пересмотру в порядке надзора

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений, не подлежащих изменению в обычной процедуре, предусмотрен в качестве дополнительной возможности исправления судебных ошибок и реализации права на судебную защиту. Экстраординарными стадиями пересмотра, обеспечивающими правосудность окончательных судебных решений, являются кассация, надзор, а также возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Стадии кассационного и надзорного производства регулируются законом во многом одинаково. Общими являются задачи, предмет, основные черты, основания, пределы и процедуры пересмотра.

Задачей надзорного, также как и кассационного производства, является выявление и исправление судебных ошибок, допущенных на предыдущих стадиях уголовного судопроизводства. В кассационном и надзорном порядке могут быть обжалованы только вступившие в законную силу судебные решения. И надзорное, и кассационное производство является двухэтапным: в обоих производствах решение о кассационном или надзорном пересмотре принимает единолично судья кассационной инстанции или судья ВС РФ. Решения, вынесенные судами кассационной инстанции, могут стать предметом надзорного пересмотра. Президиум ВС РФ вправе пересмотреть в надзорном порядке и свое собственное решение. Отличие кассации и надзора в главном сводится лишь к перечню решений, которые могут быть обжалованы в надзорном порядке и в инстанционных структурах.

Предметом пересмотра в надзорном порядке могут являться не все судебные решения, вступившие в законную силу, а только их ограниченный круг, указанный в ч. 3 ст. 412.1 УПК:

  • 1) судебные решения верховных судов республик, краевых или област- ных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  • 2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  • 3) судебные решения Апелляционной коллегии ВС РФ, Судебной коллегии но уголовным делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  • 4) определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и определения Судебной коллегии но делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
  • 5) постановления Президиума ВС РФ.

Сопоставление ч. 1 и ч. 2 сг. 127 УПК приводит к выводу о том, что вступившие в законную силу судебные решения, принятые в ходе досудебного производства по уголовному делу, могут быть пересмотрены лишь в кассационном порядке и не подлежат пересмотру в порядке надзора.

Единственной надзорной инстанцией является Президиум ВС РФ.

Суд надзорной инстанции исходит из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой или апелляционной инстанции, поскольку порядок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании суда надзорной инстанции не предусматривает непосредственного исследования доказательств (ст. 412.10 УПК). Это означает, что суд надзорной инстанции рассматривает приговор суда первой или апелляционной инстанции, являющийся окончательным в отношении фактических обстоятельств дела, установленных им.

В надворном порядке могут быть пересмотрены не только вступившие в законную силу итоговые судебные решения, которыми дело разрешается по существу (п. 53.2 ст. 5 УПК), но также промежуточные судебные решения (п. 53.3 ст. 5 УПК).

Срок обжалования судебного решения в суд надзорной инстанции ограничен одним годом со дня вступления решения в законную силу только для поворота в худшую для осужденного сторону. Принцип правовой стабильности и правовой определенности, действующий в гражданском и арбитражном процессе, не может быть в полной мере применен к публичным отношениям, урегулированным уголовно-процессуальным законом [1] . Запрет на исправление судебной ошибки по истечении определенного срока, не позволяющий улучшить положение осужденного или оправдать невиновного, не соответствует назначению уголовного судопроизводства, которое направлено на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ст. 6 УПК).

Для отечественного уголовного судопроизводства традиционным является исправление судебных ошибок, не связанных с поворотом в худшую сторону, но вступившим в законную силу решениям, независимо от срока обнаружения таких ошибок. Примером могут служить реабилитационные пересмотры, состоявшиеся спустя многие десятилетия, по делам, рассмотренным в СССР в годы репрессий 30—50-х гг. XX в., а также продолжающееся исправление ошибок по общеуголовным делам [2] .

В связи с отменой Федеральным законом от 31.12.2014 № 518-ФЗ «О внесении изменений в статьи 401.2 и 412.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (п. 7) годичного срока, не связанного с поворотом в худшую сторону, для надзорного обжалования судебных решений по уголовным делам, ВС РФ указал, что пересмотр приговоров, определений, постановлений суда, вступивших в законную силу до 1 января 2013 г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 4 УПК в порядке, предусмотренном гл. 47.1 и 48.1 УПК, по жалобам, представлениям лиц, которые ранее либо не обжаловали эти судебные решения в порядке надзора по правилам гл. 48 УПК, либо осуществили свое право обжалования не в полном объеме. В этом случае жалоба, представление подаются в соответствующий суд кассационной инстанции, в который ранее судебное решение не обжаловалось, либо в суд надзорной инстанции.

Источник: https://studme.org/250549/pravo/suschnost_znachenie_peresmotra_sudebnyh_resheniy_poryadke_nadzora_sudebnye_resheniya_podlezhaschie_peresmotru

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Сущность и значение надзорного производства

Производство в суде надзорной инстанции.

Сегодня надзорная стадия рассматривается как исключительная стадия гражданского процесса. Если апелляция и кассация рассматриваются как ординарные стадии, то надзор – это исключение из правил пересмотра, что означает, что не любое решение может быть пересмотрено в надзоре.

По общему правилу предполагается, что решение должно быть законным и обоснованным, а если были допущены нарушения, то они должны быть исправлены до вступления решения в законную силу. Поэтому надзор – это исключительная стадия, исключение из этого общего правила.

При этом не обязательно обращаться в надзорную инстанцию перед тем, как обращаться в Европейский Суд.

Но надзор является дополнительной гарантией защиты прав.

Основные черты сегодняшней надзорной инстанции.

1) Пересматриваются вступившие в законную силу решения суда, причём всех судов, за исключением решений Президиума ВС РФ (это окончательная инстанция, выше нет – и обжаловать некуда).

2) Обращаться в надзор можно только если исчерпаны иные способы защиты – и апелляция, и кассация.

3) Осуществляются судами надзорной инстанции. Это: Президиум суда субъекта РФ; судебная коллегия ВС РФ; Президиум ВС РФ.

4) Срок обжалования в надзорной инстанции сегодня – 6 месяцев, при этом этот срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, если лицо не могло обратиться в пределах этого срока с надзорной жалобой по причине стечения тяжёлых обстоятельств, связанных с болезнью и какими-то иными тяжёлыми обстоятельствами.

Необходимо, чтобы эти тяжёлые обстоятельства имели место в течение года (одного (1) года) после вступления решения в законную силу. Если после – то уже никакие обстоятельства не рассматриваются и не принимаются.

5) Для надзорного производства установлен предварительный порядок рассмотрения надзорной жалобы, она рассматривается судьёй суда надзорной инстанции, который выносит определение либо о передаче жалобы на рассмотрения либо об отказе в передаче.

6) В надзоре проверяется только законность, обоснованность не проверяется. Причём решение подлежит отмене только в случае существенного нарушения норм материального или процессуального права.

7) Проверка осуществляется только в пределах доводов надзорной жалобы, не допускается представление новых доказательств и установление новых фактов.

Надзорное производство с 1 января 2012 года меняется. Она остаётся, но в ней произойдут изменения.

Надзорная инстанция по-прежнему будет исключительной стадией, но ещё более исключительной. Устанавливается для решений, вступивших в законную силу.

То есть у нас будет две инстанции для проверки решений, вступивших в законную силу – кассация и надзор.

Решения, которые могут стать объектом надзорного производства:

1. В надзорном производстве могут пересматриваться решения Областных судов, если они были предметом рассмотрения в Верховном суде.

2. Объектом надзорного производства являются решения Верховного суда, если они были предметом апелляционного рассмотрения.

3. Решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (она создаётся вместо кассационной коллегии).

4. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по апелляционной инстанции.

5. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по кассационной инстанции.

Органом, осуществляющим пересмотр надзорной инстанции (единственным надзорным органом) является Президиум Верховного Суда РФ,

Пример. По новому законодательству.

Мировой судья вынес решение – 1 инстанция.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда – это тоже кассация (3 инстанция). Кассация разрешается два раза.

И вот после этого можно обратиться в надзорную инстанцию – Президиум Верховного Суда РФ. Для решений мирового судьи это будет 4 инстанцией.

Если мы возьмём решение районного суда по 1 инстанции.

Апелляция – судебная коллегия областного суда.

Кассация – Президиум областного суда.

Вторая кассационная инстанция – это судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

И, опять же, Президиум Верховного Суда РФ – надзорная инстанция (4 инстанция).

Если по первой инстанции вынес Областной суд решение.

Апелляция – судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда.

Третья инстанция – это сразу Президиум Верховного Суда (сразу надзор, нет кассации).

Если по первой инстанции вынес решение Верховный Суд РФ.

Апелляция – апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Третья инстанция – Президиум Верховного Суда РФ (тоже – сразу надзор).

Срок пересмотра (сегодня срок подачи жалобы – 3 месяца после вступления в законную силу предыдущего акта, который обжалуется – последнего акта, который может быть обжалован). Жалоба подаётся непосредственно в Верховный Суд РФ.

В жалобе обязательно указываются мотивы и основания для пересмотра.

Надзорная жалоба изучается судьёй, установлен предварительный порядок. Это положение обжаловалось в Конституционный Суд – то, что есть барьер для обжалования; КС РФ посчитал, что этим не нарушается право на судебную защиту, ведь это исключительная станция, так что установления специального «фильтра» – это нормально.

По каким основаниям (не комплекс оснований, а каждое основание может быть отдельно) может быть отменено решение в надзорной инстанции:

1. Если любым из принятых актов нарушаются права и свободы, гарантированные конституцией, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Если нарушаются права неопределённого круга лиц и публичные интересы.

3. Если нарушается единообразия применения и толкования норм права.

По этим положениям сближаются надзорные инстанции в гражданском и арбитражном процессе.

Не допускается обжалование, если не приняли надзорную жалобу при предварительной проверке. Но председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с определением судьи об отказе пересмотра в надзоре, если лицо, подавшее жалобу, обратилось с жалобой об этом к ним. Это положение касается и нынешней, и новой надзорной стадии.

На экзамене не будут спрашивать в деталях в чём заключаются изменения, но принципиальные изменения в сущности – знать надо.

Есть ещё одна форма пересмотра.

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

Изменилось само название – «и новым обстоятельствам».

Все предыдущие формы (апелляция, кассация, надзор) связаны с пересмотром судебных решений, в которых предполагается или допущена ошибка судом – судебные ошибки, связанные с незаконностью и/или необоснованностью.

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не связаны с судебной ошибкой. Решение является законным и обоснованным, но тем не менее закон допускает эту факультативную форму пересмотра, потому что иногда открываются обстоятельства, которые не были известны при рассмотрении дела, или появляются новые обстоятельства, которые ставят решение об сомнение.

Это факультативная форма пересмотра.

И здесь цель – это проверка решения на соответствие вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

До 2012 года установлен пересмотр только по вновь открывшимся обстоятельствам. С 2012 года включаются и новые обстоятельства.

1 группа. Вновь открывшиеся обстоятельства.

2 группа. Новые обстоятельства.

Вновь открывшиеся обстоятельства – это те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но не были и не могли быть известны заявителю.

Вновь открывшимися могут быть признаны только такие обстоятельства, которые являются существенными для данного дела. Иными словами – только юридический факт (скажем, завещание – это да, это юридический факт; а если просто письмо завалялось и нашлось, в котором размышления умершего – это нет).

Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств. Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.

И последнее основание – это преступление сторон, других лиц, участвующих в деле и преступления судей, совершённые при рассмотрении данного дела. И это тоже должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.

Новые обстоятельства – это обстоятельства, которые появились после вынесения решения и вступления его в законную силу и которые свидетельствуют о возможной незаконности или необоснованности судебного акта.

К новым обстоятельствам относятся:

1) Отмена судебного постановления суда общей юрисдикции, или арбитражного суда, или решение государственного органа – в общей, отмена какого-то значимого акта, которое послужило основой для принятия решения (скажем, решение по уголовному делу). У нас ведь преюдициальность фактов.

2) Признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, которое послужило основой для принятия решения.

Это положение заимствовало из арбитражного процесса.

3) Признание Конституционным Судом РФ несоответствующим Конституции закона, который был применён в данном деле.

4) Установление Европейским Судом по правам человека нарушение положений Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом конкретного дела, по которому заявитель обращался в Европейский Суд.

5) Здесь тоже ГПК привели в соответствие с АПК РФ. Определение в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, иными словами – сформулированные Президиумом правовые позиции. По сути дела – это и есть прецедент. У нас всегда учитывали такие правовые позиции, но – на будущее; здесь же есть обратная сила, они распространяются и на прошлое.

По вновь открывшимся обстоятельствам по общему правилу будет пересматривать суд, принявший решение по существу. То есть это может быть как суд первой инстанции, так и суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если он отменил решение суда предыдущей инстанции и принял новое решение. В общем, нужно в последний суд, принявший решений по существу.

Если решение не соответствует этим новым обстоятельствам, то оно подлежит отмене и дело рассматривается сначала в первой инстанции, но уже с учётом этих новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Последняя тема – это исполнительное производство. Нужно смотреть самим, вопросы небольшие.

По новому законодательству апелляция будет неполной (есть полная и неполная), это, по сути – кассация.

Кассационное производство по новому законодательству. В нём будут проверяться решения, вступившие в законную силу, причём решения всех судов, за исключением постановлений верховного суда РФ (причём любых постановления ВС РФ). Срок для кассации сейчас – 10 дней, а по новому законодательству – 6 месяцев будет срок для подачи кассационной жалобы, причём при условии, что были исчерпаны иные способы для обжалования. То есть допускается если только сторона обжаловала в апелляционном порядке (то есть перепрыгивать апелляцию нельзя).

Меняется орган, который пересматривает решения в кассационном порядке. Сейчас такой кассационной инстанцией являются: для решений районного суда – судебная коллегия по гражданским делам областного дела… Сейчас кассационной инстанцией становится президиум суда субъекта РФ для решений районных и мировых судов, а также кассационной инстанцией может быть судебная коллегия ВС РФ.

Основания для проверки, пересмотра в кассационной инстанции – существенные нарушения норм материального или процессуального права, то есть незаконность (причём не просто незаконность, а существенные нарушения; существенность – оценочный критерий, который устанавливается в каждом конкретном случае).

Сейчас кассационная инстанция рассматривает решения, пересматривает их в пределах доводы жалоб – только в пределах этих доводов и только в отношении того лица, которое обжалует решение. Для кассационной инстанции новое заключается в том, что установлен предварительный порядок рассмотрения кассационной жалобы судьёй единолично суда кассационной инстанции. Сейчас же, если все формальные требования соблюдены, то кассационное рассмотрение возбуждается автоматически, без проверки того, а может ли быть оно рассмотрено или нет.

По результатам рассмотрения суд кассационной инстанции по новому закону установлены три комплекса оснований для отмены:

1) если установлены существенные нарушения норм материального или процессуального права;

2) если эти нарушения повлияли на исход дела;

3) без устранение этих нарушений невозможно восстановление и защита прав (частных прав или публичных интересов).

При совокупности этих условий решение в кассационной инстанции по новому порядку будет подлежать отмене.

Надзорное производство с 1 января 2012 года меняется. Она остаётся, но в ней произойдут изменения.

Надзорная инстанция по-прежнему будет исключительной стадией, но ещё более исключительной. Устанавливается для решений, вступивших в законную силу.

То есть у нас будет две инстанции для проверки решений, вступивших в законную силу – кассация и надзор.

Решения, которые могут стать объектом надзорного производства:

1. В надзорном производстве могут пересматриваться решения Областных судов, если они были предметом рассмотрения в Верховном суде.

2. Объектом надзорного производства являются решения Верховного суда, если они были предметом апелляционного рассмотрения.

3. Решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (она создаётся вместо кассационной коллегии).

4. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по апелляционной инстанции.

5. Определения судебной коллегии ВС РФ, вынесенное по кассационной инстанции.

Органом, осуществляющим пересмотр надзорной инстанции (единственным надзорным органом) является Президиум Верховного Суда РФ,

Пример. По новому законодательству.

Мировой судья вынес решение – 1 инстанция.

Районный суд – 2 инстанция (апелляция).

Президиум областного суда – кассация (3 инстанция).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда – это тоже кассация (3 инстанция). Кассация разрешается два раза.

И вот после этого можно обратиться в надзорную инстанцию – Президиум Верховного Суда РФ. Для решений мирового судьи это будет 4 инстанцией.

Если мы возьмём решение районного суда по 1 инстанции.

Апелляция – судебная коллегия областного суда.

Кассация – Президиум областного суда.

Вторая кассационная инстанция – это судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

И, опять же, Президиум Верховного Суда РФ – надзорная инстанция (4 инстанция).

Если по первой инстанции вынес Областной суд решение.

Апелляция – судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда.

Третья инстанция – это сразу Президиум Верховного Суда (сразу надзор, нет кассации).

Если по первой инстанции вынес решение Верховный Суд РФ.

Апелляция – апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

Третья инстанция – Президиум Верховного Суда РФ (тоже – сразу надзор).

Срок пересмотра (сегодня срок подачи жалобы – 3 месяца после вступления в законную силу предыдущего акта, который обжалуется – последнего акта, который может быть обжалован). Жалоба подаётся непосредственно в Верховный Суд РФ.

В жалобе обязательно указываются мотивы и основания для пересмотра.

Надзорная жалоба изучается судьёй, установлен предварительный порядок. Это положение обжаловалось в Конституционный Суд – то, что есть барьер для обжалования; КС РФ посчитал, что этим не нарушается право на судебную защиту, ведь это исключительная станция, так что установления специального «фильтра» – это нормально.

По каким основаниям (не комплекс оснований, а каждое основание может быть отдельно) может быть отменено решение в надзорной инстанции:

1. Если любым из принятых актов нарушаются права и свободы, гарантированные конституцией, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Если нарушаются права неопределённого круга лиц и публичные интересы.

3. Если нарушается единообразия применения и толкования норм права.

По этим положениям сближаются надзорные инстанции в гражданском и арбитражном процессе.

Не допускается обжалование, если не приняли надзорную жалобу при предварительной проверке. Но председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с определением судьи об отказе пересмотра в надзоре, если лицо, подавшее жалобу, обратилось с жалобой об этом к ним. Это положение касается и нынешней, и новой надзорной стадии.

На экзамене не будут спрашивать в деталях в чём заключаются изменения, но принципиальные изменения в сущности – знать надо.

Есть ещё одна форма пересмотра.

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.

Изменилось само название – «и новым обстоятельствам».

Все предыдущие формы (апелляция, кассация, надзор) связаны с пересмотром судебных решений, в которых предполагается или допущена ошибка судом – судебные ошибки, связанные с незаконностью и/или необоснованностью.

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам не связаны с судебной ошибкой. Решение является законным и обоснованным, но тем не менее закон допускает эту факультативную форму пересмотра, потому что иногда открываются обстоятельства, которые не были известны при рассмотрении дела, или появляются новые обстоятельства, которые ставят решение об сомнение.

Это факультативная форма пересмотра.

И здесь цель – это проверка решения на соответствие вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

До 2012 года установлен пересмотр только по вновь открывшимся обстоятельствам. С 2012 года включаются и новые обстоятельства.

Итак, две группы обстоятельств для пересмотра.

1 группа. Вновь открывшиеся обстоятельства.

2 группа. Новые обстоятельства.

Вновь открывшиеся обстоятельства – это те обстоятельства, которые существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но не были и не могли быть известны заявителю.

Вновь открывшимися могут быть признаны только такие обстоятельства, которые являются существенными для данного дела. Иными словами – только юридический факт (скажем, завещание – это да, это юридический факт; а если просто письмо завалялось и нашлось, в котором размышления умершего – это нет).

Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств. Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.

И последнее основание – это преступление сторон, других лиц, участвующих в деле и преступления судей, совершённые при рассмотрении данного дела. И это тоже должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда.

Новые обстоятельства – это обстоятельства, которые появились после вынесения решения и вступления его в законную силу и которые свидетельствуют о возможной незаконности или необоснованности судебного акта.

К новым обстоятельствам относятся:

1) Отмена судебного постановления суда общей юрисдикции, или арбитражного суда, или решение государственного органа – в общей, отмена какого-то значимого акта, которое послужило основой для принятия решения (скажем, решение по уголовному делу). У нас ведь преюдициальность фактов.

2) Признание вступившим в законную силу судебным постановлением недействительной сделки, которое послужило основой для принятия решения.

Это положение заимствовало из арбитражного процесса.

3) Признание Конституционным Судом РФ несоответствующим Конституции закона, который был применён в данном деле.

4) Установление Европейским Судом по правам человека нарушение положений Европейской Конвенции по правам человека при рассмотрении судом конкретного дела, по которому заявитель обращался в Европейский Суд.

5) Здесь тоже ГПК привели в соответствие с АПК РФ. Определение в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы, иными словами – сформулированные Президиумом правовые позиции. По сути дела – это и есть прецедент. У нас всегда учитывали такие правовые позиции, но – на будущее; здесь же есть обратная сила, они распространяются и на прошлое.

По вновь открывшимся обстоятельствам по общему правилу будет пересматривать суд, принявший решение по существу. То есть это может быть, как суд первой инстанции, так и суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, если он отменил решение суда предыдущей инстанции и принял новое решение. В общем, нужно в последний суд, принявший решений по существу.

Если решение не соответствует этим новым обстоятельствам, то оно подлежит отмене и дело рассматривается сначала в первой инстанции, но уже с учётом этих новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Последняя тема – это исполнительное производство. Нужно смотреть самим, вопросы небольшие.

Источник: https://studopedia.ru/2_14932_sushchnost-i-znachenie-nadzornogo-proizvodstva.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *