Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательная регистрация договора аренды земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Главные требования к кандидату диплом сварщика и опыт от трёх лет. Он может рассчитывать на ежемесячный доход от 100 000 рублей. Например, риелторы, фотографы, мастера маникюра, дизайнеры, менеджеры по продажам, личные тренеры, репетиторы.
Регистрация договора аренды земли
Согласно ст. 18 и 20 Закона об аренде земли, каждый договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации. В соответствии с абзацем 1, п.2 ст.4, ст.5 Закона о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений, договор аренды земли должен регистрироваться в государственном реестре прав.
Регистрацию могут осуществлять государственные регистраторы: частные и юридические лица, имеющие соответствующие полномочия.
Регистрацию договора аренды земли также может осуществить нотариус, при этом по вопросу государственной регистрации договора аренды земли целесообразнее обращаться к тому же нотариусу, который его нотариально удостоверил.
Нотариусы и другие государственные регистраторы проводят государственную регистрацию сделок, изменений, внесенных в них, сведений о прекращении их действия, а также принимают запросы, выдают заверенные извлечения из государственного реестра сделок.
Регистрация проводится по месту расположения земельного участка. Для государственной регистрации договоров аренды юридическое или физическое лицо (заявитель, арендатор) лично предоставляет в Государственный реестр прав:
- заявление о государственной регистрации договора аренды;
- договор аренды (в трех экземплярах);
- план (схему) земельного участка, который предоставляется в аренду (в трех экземплярах);
- решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельного участка, пребывающего в государственной или коммунальной собственности;
- результаты конкурса или аукциона — в случае приобретения права на аренду земельного участка на конкурентных началах;
- копию государственного акта на право собственности на землю, которая пребывает в собственности физических или юридических лиц.
- акт перенесения границ предоставляемого в аренду земельного участка, на местности — в случае не определения их в натуре;
- проект отвода земельного участка — в случае предоставления его в аренду с изменением целевого назначения.
В случае государственной регистрации договора субаренды земельного участка к заявлению о государственной регистрации договора субаренды прилагается договор (в трех экземплярах) и акт перенесения границ участка на местности — если передается не определенная в натуре часть арендованного земельного участка.
Все эти документы формируются государственным регистратором в отдельное регистрационное дело и в течение 20 дней передаются в исполком (госадминистрацию) по месту расположения земельного участка. Это делается для удостоверения факта государственной регистрации (или отказа в ней) гербовой печатью и подписью председателя или уполномоченного им должностного лица.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса сделки, подлежащие обязательной государственной регистрации, вступают в силу с момента их государственной регистрации в порядке, определенном законом. Об этом же, в частности, говорит ст.18 Закона об аренде земли: «Договор аренды земли вступает в силу после его государственной регистрации.»
Датой государственной регистрации сделки считается дата и время внесения соответствующей записи в реестр, а значит именно с этой даты договор аренды земли и вступит в силу.
О внесении записи в реестр Государственный регистратор должен выдать каждой из сторон договора по экземпляру выписки о государственной регистрации, в которой указываются:
- порядковый номер записи и дата государственной регистрации;
- сведения о сторонах сделки;
- описание имущества, являющегося предметом договора аренды, достаточное для его идентификации и/или его регистрационные данные;
- срок действия договора;
- сведения о нотариальном удостоверении договора;
- сведения о регистраторе (нотариусе).
Отказ в государственной регистрации договора аренды земли
Основаниями для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, а также для признания договора недействительным являются:
- отсутствие в договоре хотя бы одного из существенных условий договора аренды, предусмотренных ст. 15 Закона об аренде земли;
- нарушение требований ст. 3 Закона об аренде земли, если объектом аренды является земельный участок, который запрещено законом передавать в аренду;
- если земельный участок передан в аренду субъектом, который не имеет на это права, то есть не может быть арендодателем (ст. 4 Закона об аренде земли);
- если арендаторами желают стать лица, не указанные в Законе об аренде земли в качестве арендаторов;
- отсутствие прав на аренду земли;
- если нарушен порядок передачи земельных участков в субаренду;
- если не соблюдена форма договора аренды;
- если нарушен порядок заключения договора.
- Для обжалования отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка необходимо предоставить:
- договор аренды земли в двух экземплярах;
- правоустанавливающие документы на участок или сертификат о праве на земельную долю (пай).
Предоставленные документы должны быть проверены регистратором в течение двух дней, после чего договор или регистрируется или готовится обоснованное заключение об отказе в регистрации. Датой регистрации договора аренды является дата внесения соответствующей записи в книгу записей регистрации договоров аренды земельных долей (паев).
На обоих экземплярах договора аренды проставляется штамп с указанием даты регистрации и номера записи, а также подписью лица, зарегистрировавшего договор. Если в договор аренды земельной доли (пая) были внесены изменения, то договор аренды подлежит перерегистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Источник: https://meget.kiev.ua/Statji/971-registracija-dogovora-arendy-zemli/
Обязательная регистрация договора аренды земельного участка
6 грудня 2017 року Міністерство юстиції, Міністерство аграрної політики та продовольства, Державне агентство з питань електронного урядування та Фонд Східна Європа презентували нову електронну послугу з реєстрації договорів оренди земель сільськогосподарського призначення у режимі онлайн.
Перший заступник Міністра юстиції Наталія Бернацька зазначила, що даний сервіс дасть можливість без черг, без контакту з чиновниками і зайвих витрат часу подати заяву на реєстрацію договору оренди усього за кілька хвилин. Це дійсно європейська якість послуг.
«Для того, щоб зареєструвати підписаний контракт, достатньо завантажити сканкопію угоди про оренду землі сільськогосподарського призначення та підписати ці дані власним електронним цифровим підписом», – додала перший заступник Міністра.
Вона звернула окрему увагу на те, що під час реєстрації договору відбуватиметься онлайн обмін інформацією із базою даних Держгеокадастру, що дасть можливість перевіряти наявність відповідної земельної ділянки у базі ДЗК.
Щороку в Державному реєстрі речових прав на нерухоме майно реєструється понад 10 млн заяв. До 20% з них, тобто орієнтовно 2 млн заяв, – це саме заяви на реєстрацію інших речових прав, пов’язаних з землею. Але попит на цю послугу перевищує кількість реєстрацій, що пов’язано з імплементацією наприкінці 2016 року положень так званого «антирейдерського» закону.
«Запуск онлайн-реєстрації договору оренди земельної ділянки – це вдалий приклад того, як багаторічну проблему можна вирішити впровадженням технічного рішення, завдяки політичній волі залучених державних відомств, не вдаючись до складних та розтягнутих в часі процедур внесення змін у нормативно-правові акти, – відзначив перший заступник Міністра аграрної політики та продовольства Максим Мартинюк. – Ця електронна послуга за своїм антикорупційним, антирейдерським ефектом та соціальною спрямованістю є повноцінною складовою Осені реформ».
Голова Державного агентства з питань електронного урядування Олександр Риженко зазначив, що нова електронна послуга – це перші результати ефективної роботи системи е-взаємодії державних реєстрів, яка отримала назву Трембіта.
«Ще на стадії оформлення заявки код земельної ділянки, що вноситься, одразу перевірятиметься у Державному земельному кадастрі. То ж, якщо номер вказано невірно або така ділянка не значиться у кадастрі, подати заявку стане неможливо. Відповідно суттєво зменшиться кількість відмов у реєстрації такого договору з причини невірно поданих даних. Крім того, реєстратор автоматично отримає інформацію про власника земельної ділянки, договір на яку реєструється. Відтак подача заявки в режимі онлайн стане суттєвою економією часу та нервів усіх учасників процесу», – додав Олександр Риженко. За його словами, найближчим часом до цієї системи буде підключено близько 20 пріоритетних державних реєстрів, що дозволить понад 98% адміністративних послуг та сервісів для громадян перевести в електронний формат.
За словами першого заступника Міністра юстиції Наталії Бернацької, реєстрація договорів на оренду землі захищає орендатора від ризику того, що ділянку в нього можуть відібрати або передати в оренду комусь іншому вже на стадії збору врожаю.
«Таким чином ми забезпечимо зменшення ризику шахрайства при поданні заяви, яке могло б призвести до рейдерського захоплення ділянки. Електронні послуги роблять взаємодію громадянина і бізнесмена з державою прозорою та зручною», – зазначила Наталія Бернацька.
Ініціатива реалізується за підтримки швейцарсько-української програми «Електронне урядування задля підзвітності влади та участі громади», що виконується Фондом Східна Європа.
«Разом з профільними міністерствами за минулі два роки нам вдалося впровадити більше 10 нових е-послуг. Визначаючи, над розробкою яких послуг ми будемо працювати, ми фокусуємося на таких, якими зможе скористатися якомога більше українців. Також важливим критерієм є зменшення корупційної складової та підвищення прозорості та ефективності роботи влади. Це – наша перша послуга в аграрному секторі, яка має великий попит у населення і впровадження якої дозволить скоротити час її отримання і зробити процедуру прозорою», – запевнив Віктор Лях, Президент Фонду Східна Європа.
Станом на 1 липня 2017 року в Україні діють 50553 договори оренди земельних ділянок сільськогосподарського призначення державної власності площею 1,4 млн гектарів, що були укладені на безконкурентних засадах.
Крім того, станом на цю ж дату укладено 4,7 млн договорів оренди земельних паїв загальною площею 16,6 млн гектарів.
Источник: https://land.gov.ua/derzhavna-reiestratsiia-dohovoriv-orendy-zemli-vidteper-dostupna-onlain/
Регистрация права на земельный участок в госреестре прав на недвижимое имущество. Порядок 2020
Зарегистрировать собственность или другие права (аренду, сервитут, суперфиций, эмфитевзис и т.д.) на землю можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает документы для госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество, или у нотариуса. Именно после регистрации в госреестре прав на недвижимое имущество возникает, изменяется или прекращается соответствующее право.
Для справки. Правила регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, определены, в частности Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 № 1127, вступившим в силу с 01.01.2016 г.
Если вспомнить, то до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом о праве собственности на земельный участок, который можно было получить в местном органе Госкомзема.
Сегодня же, после включения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения в местном управлении Госгеокадастра выписки из ГЗК, необходимо обратиться в местный ЦНАП или к нотариусу для регистрации вашего права на земельный участок. В ЦНАП можно зарегистрировать право собственности, аренды, сервитут, суперфиций, эмфитевзис, обременения на недвижимое имущество и тому подобное. Самым распространенным случаем обычно является именно регистрация права собственности на земельный участок, пошаговый порядок с образцами документов которой мы и рассмотрим ниже.
Пошаговый порядок регистрации права на земельный участок
1. Сначала необходимо определиться с удобным для Вас центром предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариусом, к которым можно обратиться по вопросу регистрации прав. Адреса местных ЦНАПов, которым следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок можно найти, в частности в интернете. В ЦНАПе вы оплачиваете только административный сбор, однако там могут быть очереди. У нотариуса наоборот — дороже (админсбор + услуги нотариуса), но все удобно и без очередей.
2. Далее необходимо подготовить пакет документов для подачи в местный ЦНАП или нотариусу, который будет включать:
- извлечение (вытяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
- копию и оригинал паспорта заявителя;
- копию и оригинал идентификационного номера;
- подтверждение оплаты административного сбора (0,1 размера минимальной заработной платы, по состоянию на 2020 г. — это 210 грн.);
- документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство на наследство и т.д.);
- доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
- оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.
Заявление о регистрации права печатается госрегистратором или нотариусом и подписывается заявителем на месте.
Важно также то, что выписку из Государственного земельного кадастра (ГЗК) не нужно подавать в случае, когда документы, которые являются основанием возникновения, перехода или прекращения права собственности или иных прав, содержат в себе информацию о кадастровом номере.
С некоторыми случаями присвоения кадастрового номера земельному участку можно ознакомиться в разделе техническая документация по установлению границ земельного участка.
3. Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5 рабочих дней (не календарных!). По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить от государственного регистратора распечатку из реестра на бланке формата А4, но без подписи и печати госрегистратора. Новый порядок предусматривает, что решение госрегистратора размещается на сайте Минюста и имеет такую же юридическую силу, как и бумажное подтверждение регистрации права.
Следует также отметить, что Закон предоставляет возможность сократить пятидневный срок до 2 дней, 24х и 2х часов, однако сбор за регистрацию права в таких случаях будет значительно больше.
После регистрации своего права в Государственном реестре вещных прав, вы станете полноправным владельцем земельного участка и в дальнейшем сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).
Напомним, что до 2016 года, по результатам регистрации права можно было получить один из следующих документов:
- выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений;
- свидетельство из Государственного реестра прав (только для вновь сформированных земельных участков, которые выделялись на основании решения местного совета/распоряжения госадминистрации/приказа областного управления Госземагентства или заявления владельца, в случае изменения целевого назначения или раздела земельного участка).
Сейчас такие документы больше не выдаются. Вместо таких документов можно получить выписку и информационную справку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в том числе и самостоятельно через Кабинет электронных сервисов Минюста.
Предложения по регистрации права на земельный участок от нашей компании
Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для регистрации прав на земельный участок в Государственном реестре прав.
Что бы заказать услугу по регистрации права на земельный участок у нас, позвоните по номеру 044 3388830.
© 2013-2020. Землеустроитель. Все права сохранены
Разработка и поддержка веб-сайта — СтудияOS
Адрес: 03062, г. Киев, пр. Победы, 65, корпус Б, оф. 470
Источник: http://zemlevporyadnik.com.ua/ru/registraciya-zemli-v-ukrgosreestre.html
Регистрация договоров аренды
Непоследовательность наших законодателей уже давно никого не удивляет. С очередным примером несовершенства законодательства столкнулись юристы, попытавшиеся на практике придерживаться требований Гражданского кодекса Украины (ГК) относительно обязательного нотариального удостоверения и государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества сроком более одного года. Итак, напомню, что, согласно статьям 793, 794 ГК, договор найма здания или другого капитального сооружения (их отдельных частей), заключенный не менее чем на год, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. В данной публикации мы не будем давать оценку указанным новеллам с точки зрения их оправданности и экономической целесообразности (полемика по этому поводу не утихает до сих пор). Вниманию читателей предлагается один из вариантов решения проблемы.
Сразу же после того как новый ГК вступил в силу и юристы оказались в ситуации, когда даже при всем желании законопослушные контрагенты не могли выполнить требования законодательства относительно нотариального удостоверения и особенно государственной регистрации договоров аренды недвижимости, был найден простой выход — составление договоров на 364 дня. Но такое состояние дел во многих случаях не удовлетворяло арендаторов, заинтересованных, как правило, в долгосрочной аренде. Например, кто может гарантировать, что после того как арендатор сделает приличный ремонт помещения (ведь он рассчитывает пользоваться им по крайней мере еще лет пять-десять), арендодатель не откажет в заключении очередного 364-дневного договора.
Особенно актуальна данная проблема для арендаторов помещений, находящихся в государственной или коммунальной собственности. Не секрет, что большинство таких арендаторов планируют приватизировать арендованные помещения, и заключение договора аренды — лишь первый этап в процессе приватизации, который может длиться намного дольше года. Уже известны случаи, когда с арендатором, находившимся на завершающем этапе приватизации и израсходовавшим на это немало средств и времени, волевым решением владельца не продлевался договор аренды и помещение передавалось третьей организации.
Рискуют и те, кто полагается на порядочность своего контрагента и заключает договор в простой письменной форме, указывая при этом срок действия договора больше года. Во-первых, возникнут проблемы при бесспорном взыскании арендных платежей путем совершения исполнительной надписи (если это предусмотрено условиями договора), поскольку нотариус откажется признать бесспорными обязательства, возникшие на основании договора, заключенного с нарушением требований действующего законодательства. Во-вторых, другая сторона в любое удобное для себя время может, ссылаясь на статью 220 ГК, поднять в суде вопрос о недействительности такого договора (дабы избежать ответственности за невыполнение условий договора).
Кроме того, если нотариально удостоверить договор аренды еще возможно (это предусмотрено Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, которая хотя и с опозданием в три месяца, но все-таки была утверждена приказом Министерства юстиции Украины № 20/5 от 3 марта 2004 года), то с государственной регистрацией — полная неопределенность.
ГК прямо не указывает орган, который наделен правом проводить государственную регистрацию договоров, а Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (Закон) лишь только провозглашает создание системы органов государственной регистрации прав в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и его отделений на местах, являющихся местными органами государственной регистрации прав. Заключительные положения Закона предусматривают, что до создания единой системы органов государственной регистрации прав регистрация объектов недвижимости производится коммунальными предприятиями бюро технической инвентаризации. Как показывает практика, создание такой «системы органов» может растянуться на много лет, а БТИ никогда не регистрировали и едва ли начнут регистрировать договоры аренды, ведь это не предусмотрено подзаконными актами, регулирующими их деятельность.
Хочу предложить вашему вниманию альтернативный путь, уже применявшийся на практике. Для этого арендатор (желательно по предварительной договоренности с арендодателем) обращается с иском к арендодателю о признании договора аренды действительным, обосновывая свои требования тем, что ответчик уклоняется от нотариального удостоверения и государственной регистрации, чем ставит под угрозу юридическую полноценность заключенного договора и другие права арендатора. Хотя предмет спора здесь фактически отсутствует (то есть он искусственно создан сторонами), хозяйственный суд формально не имеет оснований отказать в рассмотрении указанного иска.
Проанализировав материалы дела и пояснения представителей сторон, суд делает вывод, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению на следующем основании.
В соответствии со статьей 793 ГК подлежат нотариальному удостоверению договоры найма здания или другого капитального сооружения, заключенные на год и более. Так как договор аренды между сторонами заключен сроком на 10 лет, на них распространяются требования указанной статьи.
В соответствии со статьей 220 ГК в случае несоблюдения сторонами требования Закона о нотариальном удостоверении договора такой договор является недействительным. Таким образом, отказ ответчика нотариально удостоверить договор приводит к тому, что он считается недействительным, несмотря на согласование сторонами всех его условий и выполнение своих обязательств по договору.
Часть 2 статьи 220 ГК Украины
предусматривает, что если стороны договорились обо всех существенных условиях договора и состоялось полное или частичное их выполнение, но одна из сторон уклонилась от его нотариального удостоверения, суд может признать такой договор действительным. В этом случае дальнейшее нотариальное удостоверение договора не требуется.
Также, проанализировав договор, суд не нашел в нем положений, противоречащих законодательству, и констатировал соответствие договора требованиям ГК и ХК Украины, а также положениям Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».
Кроме того, относительно процедуры регистрации договора суд указал следующее. В соответствии со статьей 210 ГК сделка (правочин), подлежащая государственной регистрации, является совершенной с момента ее государственной регистрации. То есть договор аренды, заключенный между сторонами, формально, согласно требованиям статей 210 и 640 ГК, считается заключенным с момента его государственной регистрации. Но на день заключения договора в простой письменной форме (февраль 2004 года), как и на день принятия решения по делу (май 2004 года), законодательством не определен ни орган, который должен осуществлять государственную регистрацию таких договоров, ни порядок их регистрации. При таких обстоятельствах выполнить требования статей 210 и 794 ГК Украины на день принятия решения невозможно.
В связи с этим суд приходит к выводу, что в данном случае договор аренды считается заключенным с момента обретения данным решением (которое, естественно, никто обжаловать и не собирался) законной силы. На основании вышеизложенного хозяйственный суд решил: признать договор аренды недвижимого имущества заключенным и действительным на условиях, изложенных в нем, со дня вступления решения суда в законную силу.
Анализируя данное решение, хочу обратить ваше внимание на то, что таким образом стороны решили не только все юридические, но и некоторые финансовые вопросы. Ведь в данном случае затраты сторон составили 85 грн госпошлины плюс 118 грн за информационно-техническое обеспечение судебного процесса, тогда как нотариальное удостоверение вылилось бы им в копеечку (1 % от суммы арендных платежей за весь срок действия договора, в данном случае за 10 лет).
Данный способ нельзя считать решением проблемы, а лишь подсказкой для тех субъектов хозяйствования, которые не имеют времени или желания ждать, пока нормы ГК и Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» материализуются во что-то более-менее конкретное.
Источник: https://pravo.ua/articles/registracija-dogovorov-arendy/