Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок приватизации государственного и муниципального имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Зарегистрироваться в постройке, которая возведена на арендованном участке невозможно. Продажа участка в аренде сегодня не редкость. Если строение расположено за пределами селения, в лесу или поле, его не признают пригодным для жизни, даже если остальные требования будут соблюдены.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Имущество Советского Союза всецело принадлежало государству. Граждане получали квартиры в порядке очереди и совершенно бесплатно. С распадом СССР потребовалось пересмотреть жилищные вопросы, так как семьи нуждались в отдельных квартирах. На тот момент имущество по-прежнему было сосредоточено в руках государства.

Начиная с 1992 года, жители РФ получили возможность приватизировать федеральную и муниципальную собственность. Однако это не стихийный процесс – существуют нормы закона и инструкции по переводу жилья в частную собственность. Предлагаем рассмотреть порядок такой приватизации, а также поговорить об основных нюансах процедуры.

Закон

Чем регулируется приватизация:

  • Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
  • Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
  • Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
  • Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
  • Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.

Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.

Кто и что может приватизировать?

Процедура приватизации подчиняется общим правилам. Закон четко определяет субъектов – тех, кто имеет право на приватизацию, и объектов – имущества, которое может перейти от государства в частную собственность.

Рассмотрим субъекты и объекты в виде таблицы:

Кто имеет право на приватизацию Объекты приватизации
Физические лица (граждане и ИП) Жилые помещения (квартиры, частные дома, комнаты в общежитиях, кооперативное жилье)
Юридические лица (организации) Земельные участки (придомовая территория, садовые и дачные земли, пашни)
Федеральные и муниципальные объединения (государственные органы и муниципалитеты) Объекты государственного резервного фонда
Гаражи, хозяйственные постройки
Отдельные виды природных ресурсов
Религиозные и культурные объекты
Унитарные и муниципальные предприятия
Образовательные учреждения
Имущество осужденных, реализуемое на торгах местными властями

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Собственность государства может находиться в ведении федеральных и местных органов власти. Различие между государственным и муниципальным имуществом имеет принципиальное значение.

В первом случае распорядителем выступает федеральный орган (например, Министерство обороны РФ – по отношению к общежитиям для военнослужащих и их семей).

Если имущество передано муниципалитету, собственником может быть местная администрация. Пример – жилье по договору социального найма.

Для наглядности рассмотрим разницу в сводной таблице:

Критерий сравнения Государственное имущество Муниципальное имущество
Субъект права Граждане Российской Федерации, государственные органы Жители конкретного муниципального образования, муниципальные органы власти (например, города Химки)
Объект права Все виды имущества Имущество, находящееся в ведении муниципалитета, за исключением федеральной собственности
Основания для приобретения прав • Федеральные законы;
• Разграничение собственности на земельные участки;
• Положения Гражданского кодекса;
• Передача имущества из федеральной собственности.
• Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти;
• Установление правового режима земли;
• Положения Гражданского кодекса;
• Передача государственного имущества в распоряжение муниципальных властей.
Особенности распоряжения Свободное распоряжение имуществом в рамках законодательства РФ Государственные органы ограничивают право муниципалитета распоряжаться имуществом

Представим ситуацию: человек хочет получить земельный участок для выращивания с/х продукции, а между делом охотиться, заниматься рыбной ловлей и собирать ягоды. Какие существуют варианты?

— Приватизировать земельный участок на основании правоустанавливающих документов (договора аренды, бессрочного пользования). Земельная территория находится в ведении муниципалитета – человек сможет подать заявку и приватизировать объект в частную собственность. Или оставить все как прежде – обрабатывать землю, находящуюся в собственности муниципалитета.

— Если при этом человек захочет стать собственником части реки, леса или природоохранной территории – ему откажут. Даже если объекты расположены в пределах муниципалитета, они принадлежат и охраняются государством. Приватизировать лес, воду или заповедник нельзя. Зато можно свободно собирать грибы и ягоды. Рыболовство также разрешено, а вот на охоту придется получить разрешение. Естественно, отстреливать зверей в заповедной зоне человеку никто не позволит – за это предусмотрен серьезный штраф.

Следовательно, различие между государственным и муниципальным имуществом в том, что приватизации подлежит только часть собственности местных властей. Стать собственником федерального имущества можно крайне редко, и только на серьезных основаниях.

Кстати, если вам интересно, чем отличается приватизация от собственности — читайте нашу отдельную статью.

Условия приватизации

Порядок приватизации подробно освещен в законодательных актах и постановлениях Правительства РФ.

Выделяют несколько условий:

  1. Приватизация жилого помещения предполагает согласие всех жильцов квартиры (включая несовершеннолетних).
  2. Основанием для бесплатной приватизации служит правоустанавливающий документ – договор аренды, договор бессрочного пользования, акт передачи имущества и др.
  3. Бесплатная приватизация жилья даётся всего один раз в жизни – при этом дети до 14 лет, если они принимали участие в оформлении вместе с родителями, могут воспользоваться еще одной попыткой после 18 лет.
  4. Человек вправе отказаться от участия в приватизации – для этого ему придется заверить отказ у нотариуса.
  5. Временно отсутствующие по месту жительства имеют право на долю в приватизированной квартире – сюда относят военнослужащих, осужденных, находящихся на лечении, вахтовых работников и т.д.
  6. Приватизация требует уплаты госпошлины – 2 000 рублей для жилых объектов; 350 рублей – для объектов, подпадающих под действие «дачной амнистии» (ФЗ № 93).

Существуют и другие условия, которые зависят от вида приватизации – бесплатной или за выкуп жилья по кадастровой стоимости (см. «Платная приватизация квартиры«).

Способы приватизации

Передача государственного и муниципального имущества в частное владение может происходить несколькими путями. В расчет берутся тип имущества и характер процедуры.

Выделяют следующие способы приватизации:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
  • аукцион государственного или муниципального имущества;
  • реализация части акций на торгах;
  • перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
  • проведение биржевых торгов;
  • вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
  • иные способы.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Начало приватизации было положено в 1991 году, а уже со следующего года граждане смогли стать собственниками государственных объектов. С тех пор процедура подвергалась изменениям. Но в целом, основные принципы остались прежними.

Порядок приватизации госимущества и муниципальной собственности включает несколько этапов:

  1. Планирование процедуры.
  2. Издание акта с требованиями и нормативами.
  3. Проведение приватизации.
  4. Отчет о проделанной работе.

Всеми вопросами занимаются государственные органы, а в случае с муниципальным имуществом – администрации. Имущество перейдет в частную собственность только при соблюдении регламента.

Приватизация государственного и муниципального имущества в 2020 году состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

  1. Составление плана

Прогноз выносится с учетом экономической ситуации в регионе и России в целом. Проводимый мониторинг выявляет категории имущества, которое может передаваться в частную собственность без ущерба государству. Впрочем, в планировании участвуют и субъекты приватизации: предприятия, юридические лица, граждане. Окончательный план приватизации подлежит передаче в Правительство РФ. Этим вопросом занимаются муниципальные объединения.

  1. Подготовительный этап

Огромное значение играет выбор способа приватизации. Скажем, если передается предприятие, то подойдет аукцион, выпуск акций или взаимодействие с ООО. Ситуации с приватизацией жилья требуют подписания договора о передаче имущества в собственность граждан (см. «Как выглядит документ о приватизации квартиры?«). Выбор того или иного способа должен быть обоснован. Документы о применении направляются в вышестоящие органы.

Окончательное решение содержит:

  • наименование приватизируемого объекта (-ов);
  • информация о собственнике;
  • выбранный способ приватизации;
  • кадастровая или иная стоимость;
  • возможность предоставления рассрочки (при выкупе объекта);
  • иные сведения (п. 2 ст. 14 ФЗ № 178 «О приватизации…»).
  1. Приватизация имущества

Включает в себя основной комплекс мер по передаче государственного (муниципального) имущества в собственность граждан и организаций. Здесь выделяют аукцион, торги, выпуск и реализацию акций, выкуп по кадастровой стоимости и т.д. Финальным действием будет государственная регистрация в органе Росреестра.

  1. Отчет о приватизации

Предоставляется местными властями в Государственную Думу РФ. Отчетность направляется ежегодно не позднее 30 апреля (включительно). Документ содержит: список оформленного имущества, конкретный способ, срок, стоимость и затраты, характер правоотношений и т.д.

Необходимые документы

Перечень документов для приватизации зависит от переоформляемого объекта недвижимости. Отметим, что документы физических лиц и организаций – различаются.

Какие документы нужны для приватизации:

  • копия + оригинал паспорта/свидетельства о рождении;
  • копия договора социального найма (либо ордер – был действителен до 2005 года);
  • техпаспорт на квартиру;
  • выписка из ЕГРН – универсальный документ, заменяющий кадастровый паспорт, справку о неучастии в приватизации и другие выписки;
  • выписка из домовой книги (по своему назначению – это справка о составе семьи);
  • заявления от претендентов;
  • выписка по лицевому счету об отсутствии задолженностей;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Вместе с тем могут понадобиться и другие документы:

  • письменное согласие второго супруга;
  • свидетельство о браке или о расторжении брака;
  • официальное разрешение от органа опеки и попечительства (ООП);
  • нотариально удостоверенная доверенность (см: «Как составить доверенность на приватизацию квартиры и жилья?«).

Юридические лица должны предоставить сведения о своем статусе: бухгалтерские и налоговые документы.

Сроки приватизации

Приватизация государственного и муниципального имущества не различается по срокам. Общее время процедуры – 2-3 месяца, а если это упрощенный порядок – от 14 до 30 дней.

Случается, что приватизация происходит через суд. Например, если власти отказывают в предоставлении имущества частным лицам. Если действовать через суд, срок увеличится до 6 месяцев.

Расходы, налоги, стоимость

Государственная пошлина за услуги по приватизации имущества – 2 000 рублей. Но существуют и исключения. Скажем, если вы приватизируете садовый участок или гараж – действует «дачная амнистия». Стоимость приватизации в этом случае составит 350 рублей.

Более подробно о денежном вопросе можно узнать в статье «Госпошлина за приватизацию квартиры«.

Расходы на приватизацию для юридических лиц несколько иные – им предстоит уплатить госпошлину из расчета 0,1% от стоимости оформляемого имущества. Если это унитарное предприятие, то цена рассчитывается с учетом всего хозяйственного комплекса. Правда, существует крайний порог – госпошлина за приватизацию не должна превышать 60 000 рублей.

Стоимость приватизированного имущества оценивается лицензированными компаниями. Цена не может быть больше рыночной. За основу берется кадастровая стоимость. Заказать оценку можно в БТИ, Росреестре или при обращении к частным оценщикам.

Не стоит забывать, что частная собственность облагается налогами. Став владельцем приватизированной квартиры, человек обязан уплачивать ежегодный налог на имущество. Размер налога – 0,3% от кадастровой стоимости недвижимости.

Пример расчета налога:

Иванова А.А. имеет в собственности 1-комнатную приватизированную квартиру – единственный объект. Сумма ежегодно оплачиваемого налога рассчитывается следующим образом:

объект недвижимости – 1-комнатная квартира;

налоговый вычет – составляет 20 кв. метров от общей площади квартиры (только если объект – единственный в собственности);

площадь квартиры – 25 кв. метров;

кадастровая стоимость – 980 000 рублей;

размер ежегодного налога – 588 рублей.

Таким образом, за 1-комнатную квартиру общей площадью 25 кв. метров Ивановой придется заплатить 588 рублей ежегодного налога на имущество. Сумма уплачивается не позднее октября календарного года. За несвоевременную уплату предусмотрены штрафные пени.

Источник: http://law-divorce.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

• государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• государственных и муниципальных учреждений;

• юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

• ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

• издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

• руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

• принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

• осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

• подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

• осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

• обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

• осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

• обеспечивает оценку федерального имущества;

• заключает договоры купли-продажи федерального имущества

• ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

• способ приватизации имущества;

• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Источник: https://studopedia.ru/2_36371_poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushchestva.html

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Кто и что может приватизировать

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизации Требования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ. Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма. Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей. Не относятся к ветхому жилью.

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Условия приватизации

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

  1. Определиться с недвижимостью для приватизации.
  2. Подготовить необходимые документы.
  3. Составить и направить заявление.
  4. Получить решение.
  5. Оформить право собственности.

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *