Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Открытым остается вопрос касающийся размера льготной пенсии. трудовой стаж;. Итак, как уже говорилось правом на выход на пенсию раньше срока имеют не только кровные родители ребенка-инвалида, но и опекуны.

Истребование налоговыми органами пояснений


Истребование налоговыми органами у налогоплательщика пояснений – это одна из форм налогового контроля.

Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений, ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать у налогоплательщика информацию и документы?

Налоговый Кодекс РФ предусматривает несколько форм истребования сведений. Требование о представлении письменных пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, требование о представлении документов (информации), уведомление о вызове в налоговый орган для дачи устных пояснений, информационные письма… Это разные документы, которые имеют самостоятельное основание для направления и отличаются, в том числе, последствиями неисполнения со стороны налогоплательщика.

Как реагировать налогоплательщику при получении требования от налогового органа?

Первое, на что нужно обратить внимание – это наименование полученного документа.

Например, нужно отличать истребование пояснений и вызов в налоговый орган для дачи пояснений. В первом случае налоговый орган ожидает представления письменных пояснений или пояснений в электронной форме. Во втором — непосредственной явки должностных лиц налогоплательщика.

Когда налоговый орган вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений?

Налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений. Причем не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Скажем, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки правомерно получение пояснений от представителей проверяемой организации, если такие действия осуществляются вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика.

Вывод о том, что уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание комиссии по работе с убыточными организациями не противоречит Налоговому Кодексу РФ, был сделан еще Высшим арбитражным судом (определение от 25.01.2013 № ВАС-18148/12).

Можно ли в ответ на уведомление о вызове в налоговый орган ограничиться представлением письменных пояснений?

Нет, следует явиться для дачи пояснений. Форма уведомления о вызове в налоговый орган приведена в Приложении № 2 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В уведомлении должны содержаться вопросы, пояснения по которым интересуют налоговую инспекцию. Но на практике встречается комбинация предусмотренных НК РФ форм истребования сведений.

Налоговый орган нередко включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены.

Насколько соответствует Налоговому Кодексу РФ подобная форма истребования сведений?

При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Однако в тех случаях, когда налоговый орган интересуют пояснения о предмете камеральной или выездной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с иными положениями НК РФ. Прежде всего, о сроке проверки, основаниях истребования пояснений, содержащихся в статье 88 Налоговом Кодексе РФ.

Иными словами, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не могут выступать способом обойти установленные иными статьями Налогового Кодекса РФ ограничения на порядок и основания истребования пояснений.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов. К таким может быть отнесено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек.

Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налоговый орган в рамках камеральной проверки обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации,
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах,
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этим ситуациям относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений – по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно определению Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений. Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий. В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений. Более того, при отсутствии ошибок в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений. Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (постановление Президиума ВАС от 11.11.2008 № 7307/08).

Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то у него отсутствует возможность истребования документов по основаниям, указанным в статье 88 НК РФ в пункте 8.1 (выявление противоречий, несоответствия сведений) и пункте 8.3 (представление уточненной налоговой декларации к уменьшению).

Правомерно ли требование налогового органа представить пояснения, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные проверкой?

Вместе с тем, в судебной практике уже есть примеры, в которых требование о представлении пояснений по причине несоответствия выручки по прибыли и налоговой базы по НДС, признано правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018).

В этой связи в похожих ситуациях (например, истребовании пояснений в связи с превышением суммы НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных в том же периоде, уменьшением прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом) целесообразно не отказывать в исполнении требования со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Лучше дать любое пояснение, в том числе о том, что различия обусловлены особенностями определения объектов обложения, налоговой базы.

Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

Данный вопрос является неоднозначным. Налогоплательщиком может быть подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику. Существует судебная практика, согласно которой основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности в этих условиях отсутствуют.

ФНС России трактовало положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по факту обнаружения ошибок в представленных документах, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

Значит, избежать ответственности нельзя?

Нужно учитывает фактические обстоятельства направления требования о представлении пояснений. Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.

В составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) может быть описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки. В подобных случаях рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ). Другое дело, если налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках и противоречиях, которые носят предполагаемый характер, без описания фактов нарушения законодательства. Направление такого требования не должно служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.Более того, в настоящее время ФНС России занимает выгодную для налогоплательщиков и налоговых агентов позицию. Из письма от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ можно сделать вывод, что обнаружение налоговым органом правонарушения подтверждается актом, составляемым в порядке статьи 100 или статьи 101.4 НК РФ. Получается, что направление требования о представлении пояснений (уведомления о вызове для дачи пояснений) до составления акта, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения.

Когда налоговый орган вправе истребовать пояснения?

Налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

В части истребования пояснений об убытках отметим расширительное толкование данных положений: речь идет об истребовании пояснений об убытках, отраженных в декларации, независимо от отсутствия убытка в текущем периоде (определение Верховного суда от 10.05.2016 № 301-КГ16-4166).Налоговый орган также вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Что относится к налоговым льготам?

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка – это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

На практике большинство требований касались пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ, которое, строго говоря, льготой не являлось, поскольку касалось всех налогоплательщиков.

Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ. Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Допустимо ли истребование по сути одних и тех же пояснений по льготируемым операциям, повторяющимся каждый отчетный (налоговый) период?

Налоговый Кодекс РФ запрещает, по общему правилу, лишь повторное истребование документов. Причем совершение типовых операций, оформляемых по стандартной документации, не препятствует ее истребованию в рамках каждой проверки.

ФНС России решило «стимулировать» налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию информации о льготируемых операциях. В письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281 указывается на необходимость истребования пояснений о льготах. При истребовании пояснений о налоговых льготах по НДС налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов с перечнем и применяемыми формами типовых договоров.

Налогоплательщику предлагается в ответ на требование о представлении пояснений фактически помочь налоговому органу выявить зону риска, представив аналитику (реестр) по каждому коду льготируемых операций: контрагент, сумма, реквизиты подтверждающих документов (это не только договор) и приложить формы типовых договоров. Конечно, для налоговых органов – это предпочтительный вариант. И психологический расчет понятен: налогоплательщик заинтересован в подтверждении применения льготы. Кроме того, в качестве «бонуса» налогоплательщику обещано сокращение количества истребуемых инспекцией документов (от 5% до 40% от максимального объема).

Ограничено ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?

Срок направления требований о представлении пояснений в рамках камеральной проверки ограничен сроком ее проведения. Количество направляемых требований о представлении пояснений НК РФ не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС. При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 №ЕД-4-15/20890@).

Как налогоплательщик представляет пояснения?

До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким – то определенным способом не было. С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность. Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который их запрашивает.

Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

Такие лица в рамках пункта 3 статьи 88 НК РФ представляют пояснения по декларации по НДС:

  • только по ТКС через оператора электронного документооборота,
  • по формату, утвержденному приказом ФНС от 16 декабря 2016 г. №ММВ-7-15/682@.

Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными.

В течение какого срока представляются пояснения?

Пояснения представляются в течение пяти рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

Течение установленного Налоговым Кодексом РФ срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 статьи 6.1 НК РФ).В отношении начала течения срока следует принимать во внимание, что при направлении требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Это правило применяется, если требование не было фактически получено в пределах указанных шести дней.

Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов. В случае подтверждения нескольких электронных адресов отправка документов производится в приоритетном порядке на адрес, с которого в последний раз осуществлялось взаимодействие с налоговым органом (письмо ФНС от 21.09.2017 № ЕД-4-15/18885@).Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой получения документа налогоплательщиком (или его представителем) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).Не следует забывать об обязанности налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по ТКС квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?

Налоговый Кодекс РФ не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.

Обязан ли налогоплательщик представлять по требованию о представлении пояснений документы?

Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена. Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?

Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

А если налогоплательщиком никаких ошибок не выявлено?

Об этом следует сообщить налоговому органу.

Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ). Если налоговый орган не получил пояснения или посчитает их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

Какая ответственность за непредставление пояснений?

За непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, этот документ представляется в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Вместе с тем, права и обязанности налогоплательщика определяется статьями 21 и 23 НК РФ соответственно. При этом, ни статьей 23 НК РФ, ни какой — либо иной статьей НК РФ представление пояснений, включая пояснения относительно декларации по НДС, не закреплено в качестве обязанности налогоплательщика. Для пояснений по декларации по НДС установлена обязательная форма представления – это положение можно толковать таким образом, что законодатель в рассматриваемом случае разрешил налоговым органам «не учитывать» пояснения, представленные на бумаге.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ «Представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок» определяет в качестве права налогоплательщика. В отличие от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность».

При буквальном толковании, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3, статьи 106 НК РФ может быть признано судом неправомерным.

Установлена ли НК РФ ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

НК РФ не установлена ответственность:

  • за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ),
  • за непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган,
  • за несоблюдение установленного ФНС формата представления пояснений.

ФНС России заняло выгодную для налогоплательщиков позицию, согласно которой пояснения, представленные в электронном виде (при подтверждении факта отправки), считаются представленными, даже если они направлены не по формату, установленному ФНС (решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@ по жалобе налогоплательщика).

Источник: https://taxcom.ru/baza-znaniy/otchetnost/stati/istrebovanie-nalogovymi-organami-poyasneniy/

Что делать, если вас приглашают для дачи пояснений или на допрос в ФНС?

В этой статье мы поговорим о вызовах в налоговую инспекцию на допрос и для дачи пояснений. Рассмотрим судебную практику, где пренебрежение к вызову для дачи пояснений привело к многомиллионным доначислениям .

В статье говорится только о вызове в налоговую инспекцию, не в полицию и не в другие органы.

В НК РФ прописаны два «формата» вызова в налоговую инспекцию: дача пояснений и допрос. Чтобы не путаться, охарактеризуем каждый из них.

1. Дача пояснений

  • Предусмотрена: пп. 4 п. 1 ст. 31 НК;
  • кого могут вызвать: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;
  • каким документом вызывают: письменным уведомлением;
  • для чего взывают: для дачи пояснений по любому налоговому вопросу;
  • ответственность за неявку: штраф для физлиц до 1000 рублей, для должностных лиц – до 4000 рублей (п.1 ст. 19.1 КоАП)

2. Допрос свидетеля

  • Предусмотрен: ст. 90 НК;
  • кого могут вызвать: любого, кому может быть известна информация, необходимая для налогового контроля. На практике взвывают руководителя компании, его главного бухгалтера, работников, которым могли быть известны обстоятельства деятельности компании в целом или конкретной сделки;
  • каким документом вызывают: повесткой;
  • для чего вызывают: для получения информации, необходимой для налогового контроля;
  • ответственность: неявка на допрос наказывается штрафом — 1000 рублей. Незаконный отказ от дачи показаний и ложные показания — 3000 рублей (ст. 128 НК).

Показания заносятся в протокол, который подписывается свидетелем по окончании допроса.

Мизерность штрафов за неявку для дачи пояснений или на допрос может сбить с толку и создать впечатление, что речь идёт о чём-то несерьёзном. Это далеко не так. И вызов для дачи показаний и тем более допрос — это серьёзно , потому что на полученной информации ФНС строит обвинение в налоговых нарушениях и доначисляет налоги. Оба действия — это «крючок», зацепка для ФНС.

Допрос свидетеля — это простой, удобный и дешёвый способ ФНС получить много нужной для доначислений информации. Налоговая активно использует в судах информацию из протоколов.

Также информация, полученная во время допроса, может привести к возбуждению уголовного дела .

Необходимо опираться на 2 статьи Конституции РФ:

  • статью 48, которая гарантирует право каждого получать квалифицированную юридическую помощь;
  • статью 51, которая даёт право не свидетельствовать против себя, супруга, близких родственников.

Свидетель, вызванный в порядке статьи 90 НК, имеет право прийти на допрос с адвокатом, имеющим ордер и/или доверенность от имени свидетеля (п.1 ст.26 НК, п. 2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности…»). По окончании допроса он также должен расписаться в протоколе. Адвокат имеет право делать замечания во время допроса, а инспектор обязан занести их в протокол.

1. Не явиться для дачи пояснений и получить доначисления НДС, пени и штраф в размере 88 571 633 рублей

ФНС вызвала плательщика налога для пояснений, связанных с тем, что плательщик не представил дополнительные листы к книгам покупок и продаж. Плательщик не явился, ФНС назначила выездную проверку, после которой вынесла решение о:

  • доначислении НДС — 62 128 678 рублей;
  • начислении пени — 26 399 853 рубля;
  • назначении штрафа 43 102 рублей.

Дело проходило в Москве. Первая инстанция: АС Москвы (дело № А40-199248/2015, решение от 04.07.2016), кассационная инстанция — АС Московского округа (дело № Ф05-21181/2016, постановление от 20.01.2017).

2. Явиться для дачи пояснений, вести себя подозрительно и получить повестку на допрос.

Компания представила декларацию по НДС с суммой к уплате 0 рублей; компания занимается металлоломом. Инспекция провела камеральную проверку и заинтересовалась компанией — нашлись признаки обналичивания денег. Директора вызвали для дачи пояснений.

Он явился, но в процессе дачи пояснений несколько раз созванивался с кем-то по телефону и согласовывал ответы, которые давал инспектору; на замечания инспектора при этом не реагировал. А потом директор и вовсе сбежал из кабинета налоговой инспекции, впоследствии объяснив это внезапными неотложными делами.

После этого инспекция вызвала директора на допрос. Директор обжаловал действия инспекции, но безрезультатно.

Первая инстанция: АС Волгоградской области, (дело № А12-27923/2015, решение от 3 ноября 2015 года. Кассация — АС Поволжского округа, (дело № Ф06-8745/2016, постановление от 26 мая 2016 года).

Налоговая инспекция использует пояснения и данные, полученные на допросах, для доначислений налогов или как одну из причин для проведения проверки. Это основная — если не сказать «единственная» — цель допроса и дачи пояснений. Также возможно возбуждение уголовного дела.

На допросах и во время дачи пояснений инспекторы применяют тактические приёмы. Например, сначала они допрашивают руководителя контрагента, а потом — директора интересующего их налогоплательщика. Инспектор получает ответы, имея на руках показания контрагента. Если появляется несовпадение, инспектор предъявляет показания контрагента: «как вы объясните, что директор работающей с вами компании говорит совсем не то, что вы?». Это только один из многих приёмов.

К даче пояснений и тем более допросу нужно готовиться и заранее подумать, какие действия, периоды времени и документы компании будут интересовать инспектора. В этом вопросе неоценимую помощь может оказать только налоговый адвокат, знающий тактику и специфику работы ФНС.

  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Как подготовить офис и сотрудников к внезапному приходу людей из «органов», чтобы они ушли ни с чем

Нюансы подготовки свидетеля к допросу в налоговой

Статья 51 Конституции на допросе в ФНС — спасение или ловушка?

80 вопросов, которые точно зададут директору и сотрудникам в налоговой + примеры, как надо отвечать

Эксклюзивно для наших читателей: правда о сопровождении директора на допрос в ФНС, которую никто не расскажет

Мы добились отмены решения инспекции в УФНС и сохранили компании 30 млн руб

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Thank you! Your submission has been received!

Thank you! Your submission has been received!

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.

Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.

Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).

Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.

Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.

Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.

Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.

Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Источник: https://nalog-advocat.ru/dopros_fns/

Вас вызывают в налоговую

Вас вызывают в налоговую

Вызов в налоговую инспекцию можно получить двумя способами:

  1. Получив Уведомление о вызове для дачи пояснений (по форме КНД 1165009)
  2. Получив повестку о вызове на допрос (форма КНД 1165207)

Есть еще один способ вызова – по телефону. И, представьте себе, есть руководители компаний, которые приходят в налоговую по телефонному вызову. Но такие глупости мы даже не будем рассматривать.

Уведомление о вызове для дачи пояснений по форме КНД1165009

Повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля

Допрос в рамках налоговой проверки.

Кто может прийти по вызову?

Любое лицо на основании доверенности от компании

Только лицо, указанное в повестке

Можно ли прийти с юристом или представителем?

Да, можно (есть прямое указание).

Да, можно (есть прямое указание).

На практике фискалы пытаются отказать в участии представителя, но это не законно.

Штрафные санкции за не явку

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП).

Налоговый орган не может подвергнуть свидетеля к принудительному приводу для дачи показаний, а ответственность за неявку ограничена штрафом в 1000 руб. (ст. 128 НК)

Ответственность за отказ от дачи показаний
(если прийти на встречу и ничего не говорить)

Штраф законом не предусмотрен. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3)

В соответствии со ст. 128 НК за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний — штраф 3000 рублей. О правомерности отказа см. текст ниже.

Не предусмотрено.
На практике документы составляются всегда — под диктовку инспектора

Процедура вызова налогоплательщика в ФНС регулируется п.4 ст. 31 НК РФ.

Чтобы у Вас не возникало сомнений, имеют ли право фискалы вызвать Вас в инспекцию для дачи пояснений, растолкуем Вам смысл ст. 31 НК РФ.

Вас имеют право вызвать в инспекцию в двух случаях:

  1. в рамках налоговой проверки;
  2. вне рамок налоговой проверки

Это означает, что у налоговых органов нет ограничений для причин вызова Вас в инспекцию.

Для самостоятельного изучения: письмо ФНС №АС-4-2/12837 от 17.07.2013 — приведены примеры конкретных ситуаций, где может быть применен п. 4 ст. 31 НК РФ.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018г. (форма КНД 1165009).

Примечание: в уведомлении обязательно должно быть указано:

  • вопрос, по которому требуются пояснения (уведомление должно содержать подробное описание оснований для вызова налогоплательщика);
  • точное место, где состоится встреча (адрес налогового органа, номер кабинета);
  • дата и время прибытия в налоговый орган (либо конкретная дата и время, либо приемные дни и часы работы инспекции, чтобы налогоплательщик сам решил, когда ему будет удобно прийти).

Если суд сочтет, что указанная в уведомлении цель вызова не позволяет установить, по какой причине и в ходе какого мероприятия налогового контроля вызван налогоплательщик, вызов в инспекцию может быть признан незаконным (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2013 по делу № А68-7925/2012), а также Письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621.

Вне рамок налоговой проверки, фискалы не могут доначислить никаких недоимок или штрафов. Поэтому, при обнаружении «разрывов» в Ваших «цепочках связей», на Вас будет оказано психологическое давление, чтобы Вы добровольно подали уточненную декларацию и доплатили требуемые налоги.

Собственно говоря, вызов вне рамок налоговой проверки является хорошим показателем. По факту, он означает, что Вы успешно прошли камеральные проверки и Вы не подходите по критериям для назначения выездной налоговой проверки.

Способов для беседы у фискалов всего два:

  • в кабинете должностного лица (инспектор, начальник отдела и пр.)
  • вызов на комиссию по легализации налогов

Деятельность комиссии по легализации налогов регулируется Письмом ФНС №АС-4-2/12722 от 17 июля 2013 (в настоящее время документ отменен).

Реальных полномочий у комиссии нет. Максимум, что может сделать комиссия – рекомендовать назначить налогоплательщику выездную проверку (об этом они Вам напомнят раз 20-30). Однако, «рекомендовать» – не значит «назначить». Кроме того, документ, регламентирующий работу таких комиссий, отменен Министерством финансов.

Подробнее о назначениях выездных проверок

Напомним: налоговые проверки бывают двух видов – камеральные и выездные.

При выездной проверке, в налоговую, как правило, вызывают по повестке, а не по уведомлению.

Вызов по повестке процессуально означает «вызов на допрос», не «для дачи пояснений», как в случае с уведомлением. При допросе налогоплательщик ОБЯЗАН отвечать на вопросы.

По результатам допроса составляется протокол.

Оформление дачи пояснений по уведомлению законом не регулируется. Тем не менее, фискалы найдут способ зафиксировать Ваши показания.

Следует понимать, что «всё, что Вы скажете, может быть использовано против Вас» (с).

То есть, все Ваши показания обязательно будут использованы при составлении акта камеральной проверки для доначисления выявленных недоимок.

Административная ответственность может быть применена к налогоплательщику исключительно за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений. Дача пояснений – дело добровольное.

Таким образом, Вы обязаны прийти в инспекцию, но можете ничего им не говорить. Или сказать только то, что считаете нужным, не обращая внимания на вопросы фискала.

Является самостоятельным видом налогового контроля. Вызов на допрос возможен вне рамок налоговых проверок.

На допрос можно вызвать кого угодно (если Вам больше 18 лет)

На допрос должно прийти именно то лицо, которое указано в повестке

На допрос можно прийти с юристом, адвокатом, представителем и т.д.

Полномочия представителя достаточно заявить устно, придя на допрос.

Суды признают неуважительными следующие причины неявки свидетеля на допрос:

  • повестка не соответствует установленной форме;
  • уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля;
  • в повестке не было указания на то, по какому делу вызывался свидетель, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело;
  • лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля;
  • свидетель был вызван на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете;
  • свидетель находился в командировке;
  • свидетель не может пояснить какие-либо обстоятельства;
  • объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее.

Источник: https://ustav-ooo.ru/vas-vyzyvayut-v-nalogovuyu

Как реагировать на вызовы в ИФНС

Компания получила уведомление с вызовом в инспекцию для дачи пояснений? Лучше отреагировать на вызов, каким бы необоснованным или нереальным для исполнения он не казался. За неявку компанию и директора могут оштрафовать на 1 000 рублей по ст. 19.4 КоАП РФ.

Кого может вызвать инспекция

Инспекторам удобно, когда давать пояснения приезжает лично директор компании. Его можно спросить о деятельности компании и убедиться, что он фактически ей руководит.

Всегда ли на все вызовы инспекции должен являться директор?

Представить пояснения может и другой сотрудник — нельзя вызывать директора по каждому поводу и штрафовать за неявку.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, инспекторы могут вызвать налогоплательщика, чтобы получить пояснения по расчету налогов и взносов, нестыковкам в декларации и другим вопросам. Но нигде не сказано, что явится в ИФНС обязан лично директор.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель и любое другое лицо, которое признано органом юридического лица.

Как обезопасить фирму от лишних претензий?

Оформить доверенность главному бухгалтеру, юристу или другому сотруднику. В доверенности нужно указать, что руководитель передает этим людям право представлять компанию в отношениях с ИФНС и давать пояснения. Можно создать регламент, в котором будет указано, кто из сотрудников по каким категориям вопросов будет представлять пояснения.

Важно: вызов в инспекцию получил именно директор, то должен пойти лично. Другой сотрудник не может пойти вместо него, но имеет право сопровождать директора.

Нужно ли ехать на вызов инспекции из другого города?

Инспекция по месту учета филиала фирмы может прислать вызов директору головного офиса. Ехать в другой город для пояснений не обязательно. Инспекторы должны вызвать для пояснений директора филиала, если у него есть доверенность представителя фирмы. Это подтверждает письмо ФНС № ЕД-4-2/2785@ от 15.02.2017 года.

Также представитель компании не обязан ездить в ИФНС другого региона, чтобы дать пояснения о своем контрагенте. Чужая инспекция должна переслать запрос налоговикам по месту регистрации компании, чтобы те уже вызвали налогоплательщика.

Если же компания все-таки получила уведомление из чужой инспекции, нужно позвонить налоговикам и уточнить, в чем дело. Может быть, им будет достаточно письменных пояснений. Если же нет, представителю фирмы придется отправиться в командировку.

Каковы основания для вызова

Налоговики должны обозначать цель вызова в уведомлении, которое направляют налогоплательщику. Инспекторы вправе вызвать по разным основаниям:

низкая налоговая нагрузка;

налоговая проверка компании;

другие связанные с исполнением законодательства о налогах и сборах случаи.

Такая формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ позволяет инспекторам вызывать налогоплательщиков по многим вопросам.

К чему готовиться, если из уведомления не ясны основания для вызова?

Бывает, что в уведомлении нет понятной формулировки, какие пояснения нужны инспекторам. В этом случае налогоплательщик имеет право уточнить, какие пояснения необходимы. Для этого нужно отправить письменный запрос в инспекцию. Подробное уведомление поможет подготовить нужную информацию и документы перед визитом.

Как реагировать на устный вызов

Инспекторы должны прислать уведомление о вызове для дачи пояснений в письменном виде. Устное приглашение в ИФНС, например, в телефонном разговоре, налогоплательщик вправе проигнорировать. Последствий не будет.

Уведомление о вызове должно быть составлено по форме № 2 приказа ФНС № ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015 года. На такой документ компания должна отреагировать.

В течение шести рабочих дней нужно отправьте квитанцию о приеме, иначе расчетный счет могут заблокировать в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Как реагировать на «бессрочный» вызов

Организация ответила на требование, а потом получила уведомление о вызове в налоговую для дачи пояснений по вопросу, который был в требовании. Уведомление пришло 20 августа. Нужно было явиться в инспекцию 23 августа и дать пояснения по сделке контрагента.

В уведомлении указано, что до визита в инспекцию налогоплательщик должен свериться с контрагентом, направить в ИФНС акт сверки, счет-фактуру по сделке, накладную и договор. Чтобы все сделать по правилам, компания должна отправиться в прошлое, чтобы успеть подготовиться. Но это невозможно.

Что делать, если компания не успевает подготовить документы?

Налогоплательщик может направить в ИФНС пояснение, что не успевает подготовить документы из-за сжатых сроков. Главное — не игнорировать вызов в налоговую во избежание штрафа.

Сроков по вызову для дачи пояснений нет НК не устанавливает, также не получится перенести дату вызова.

Как реагировать, если в уведомлении нет места и даты встречи?

Такое уведомление считается составленным с нарушением. В уведомлении о вызове должны быть дата, время встречи или приемные часы и номер кабинета, куда пригласили представителя фирмы. Таково требование приказа ФНС № ММВ-7-2/189@.

Но чтобы гарантированно обезопасить компанию от штрафа за неявку, лучше связаться с ИФНС и уточнить, когда и куда прийти для пояснений. Также можно письменно сообщить о том, что представитель фирмы не может явиться на встречу, так как неизвестно время и место.

Инспекция может оштрафовать компанию, если представитель не дал пояснений по поводу расхождений в отчетности согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Однако в других случаях стоит больше опасаться штрафов за неявку. На уведомление с приглашением в инспекцию лучше отреагировать.

Источник: https://astral.ru/articles/nalogi/13320/


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *