Закон о взыскании задолженности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о взыскании задолженности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей, за исключением случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии).

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляемую в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) должник — физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство;

2) государственный реестр — государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;

3) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять ведение государственного реестра, контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

Статья 3. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности

1. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, арбитраже (третейском разбирательстве), производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве, адвокатуре и адвокатской деятельности, нотариате, банкротстве, бюро кредитных историй и уголовно-процессуальным законодательством, а также в связи с исполнением полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и осуществлением функций организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Статья 4. Способы взаимодействия с должником

1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

3. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.

5. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.

6. Согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом.

8. Положения частей 5 — 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия:

1) кредитора (цедента) с другим лицом (цессионарием) при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования;

2) кредитора с другим лицом (агентом) при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.

9. Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 — 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом.

10. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 — 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника.

Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр

1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.

2. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом (далее — заявитель) в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов;

2) копии учредительных документов;

3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов;

4) сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

5) документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов;

6) копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;

7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;

8) копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

9) выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

10) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Документы, которые органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заявитель вправе представить по собственной инициативе.

4. В заявлении о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр декларируется соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 5, 10 и 11 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе.

6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 15 настоящего Федерального закона оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.

8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр устанавливается уполномоченным органом.

9. Информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 101 ФЗ об исполнительном производстве запрещает обращать взыскание на некоторые виды доходов должника, такие как алименты, пенсию по случаю потери кормильца, суммы, выплачиваемые по возмещению вреда, причиненного здоровью, и т.д. Но на практике эта норма не всегда работала. Порой судебные приставы, не зная источник поступления денежных средств, обращали взыскания на запрещенные виды дохода.

Особенно часто это происходило, когда должник не был надлежащим образом уведомлен о долгах и узнавал о списании лишь по факту. Потом вернуть назад списанные деньги было достаточно сложно.

В итоге, такая ситуация стала предметом рассмотрения в Государственной думе РФ. В итоге был принят ФЗ о внесении изменений в федеральный закон об исполнительном производстве №12-ФЗ от 21.02.2019 года. Согласно положениям данного закона, будет запрещено взыскивать долги со специального счета должника, куда будут поступать денежные средства, запрещенные к списанию, согласно ст. 101 ФЗ об исполнительном производстве.

При поступлении таких средств будут указаны специальные коды, по которым в банке и будут ориентироваться. Данная норма заработает с 1 июня 2020 года. Таким образом, должники будут защищены от списания денежных средств, которые нельзя взыскивать по закону.

Уже с 1 января 2020 года судебные приставы смогут уведомлять должников через смс-сообщение, либо электронно, используя портал Госуслуги. Дело в том, что зачастую должники не получают по почте постановление о возбуждении исполнительного производства, тем самым пропуская срок для добровольного исполнения обязательства. В итоге должника ждали дополнительные расходы в виде исполнительного сбора. В связи с возможностью новых уведомлений таких случаев должно стать заметно меньше.

Срок в 5 дней для добровольного исполнения начнет отсчитываться с момента получения должником такого уведомления.

Таким образом, данные изменения носят позитивный характер для должников.

Благодарю за внимание.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 416-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Принят Государственной Думой 21 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей, за исключением случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии).

3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляемую в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) должник — физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство;

2) государственный реестр — государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;

3) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять ведение государственного реестра, контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

Статья 3. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности

1. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

С этого года действует ФЗ, разрешающий вычитать из заработанной платы долги по:

  • кредитам;
  • алиментам;
  • штрафам различного вида, в том числе и транспортному;
  • задолженностям по ЖКХ.

Данные меры свидетельствуют об усилении контроля государством за выполнением взятых финансовых обязательствах гражданами.

Отметим, что такие взыскания могут производиться только с официальной зарплаты. Особые выплаты: детские пособия, больничные, командировочные остаются неприкосновенными.

Целью коллекторской деятельности является взыскание задолженностей по кредитам и займам, иным видам обязательств. Чаще всего к услугам коллекторов прибегают банки и МФО. Сборщики долгов могут работать на основании агентского договора, либо после выкупа права требования по цессии.

Права коллекторов по новому закону позволяют им:

  • направлять требования по почте, через Интернет (электронка, соц. сети), вручать их лично должнику;

  • звонить и направлять смс с уведомлением о необходимости погасить задолженность;

  • проводить личные встречи;

  • использовать иные формы взаимодействия, не запрещенные законом.

Для каждого вида взаимодействия закон предписывает ограничение по количеству в день, неделю, месяц. Также в Законе № 230-ФЗ о коллекторах есть нормы и времени суток, когда они могут беспокоить должника. Подробнее об этом расскажем ниже.

Допускают и стандартные варианты взыскания, прямо не указанные в 230-ФЗ. Если коллекторское агентство выкупило долг, оно может:

  • подать заявление на банкротство неплательщика,

  • обратиться в суд,

  • передать документы приставам.

Но на практике эти меры воздействия коллекторы применяют редко.

Если коллекторы наседают, вполне логичным и абсолютно законным ответом будет: «обращайтесь в суд или передайте документы приставам, я буду платить по закону».

Обращение в суд является законным способом воздействия на неплательщика. Коллекторские фирмы могут использовать такой вариант взыскания в следующих случаях:

  • если они купили долг, который не был взыскан через суд банком или МФО;

  • если в процессе взыскания коллекторы начисляют проценты;

  • если по агентскому договору коллекторскому бюро передано полномочие на подачу исков и заявлений на судебные приказы.

Обычно коллекторам передают в работу долги, уже взысканные через суд, либо с истекшим сроком давности. Особенно интересен второй вариант. Если микрофинансовые организации или банки вовремя не обратились в суд, пропустили срок исковой давности (3 года), они продают долг коллекторам, чтобы получить хотя бы часть долга (для отчетности перед собственниками банка и ЦБ).

По просроченному долгу не запрещено подавать иски, однако по ходатайству должника суд откажет во взыскании. Когда обращение в суд уже бессмысленно, коллекторские компании используют иные варианты воздействия на неплательщиков.

Разберем, что не могут сделать коллекторы с должником под угрозой привлечения к ответственности. Запреты и ограничения на коллекторскую деятельность по закону предусматривают следующее:

  • нельзя превышать количество звонков, встречи и сообщений, нарушать регламентированное время суток;

  • запрещено раскрывать персональные данные неплательщика любым посторонним лицам, в том числе родственникам;

  • нельзя обращаться с вопросами взыскания к родным, коллегам, работодателю, друзьям, иным лицам (кроме поручителей и созаемщиком);

  • запрещено угрожать, оскорблять, применять физическую силу;

  • нельзя принудительно забирать деньги и имущество неплательщика, повреждать или уничтожать вещи;

  • запрещено обращение к должнику, если он заявил письменный отказ или подал на банкротство;

  • нельзя осуществлять исполнительные действия, так как этим вправе заниматься только приставы.

Чтобы контролировать деятельность коллекторских компаний, Закон № 230-ФЗ содержит следующие правила:

  • взыскателем может быть только юридическое лицо, зарегистрированное в ИФНС;

  • для работы по взысканию коллекторское агентство должно быть включено в специальный реестр (его ведет ФССП);

  • на грубые и систематические нарушения коллекторскую фирму могут исключить из СРО и реестра, что влечет запрет на деятельность по взысканию.

По закону, контроль за работой коллекторов осуществляет ФССП. В это ведомство можно подавать жалобы на любые нарушения, с которыми столкнулся должник. Если специалист коллекторской компании совершит преступление или административный проступок, его привлекут к персональной ответственности по УК РФ или КоАП РФ.

Списан долг 3 216 402 ₽

Начало работы 04.11.2019

Дата завершения 16.07.2020

Ситуация Четыре кредитора и невозможность делать погашения вовремя.

Результат Компания выполнила обязательства: по срокам, озвученным еще на первой консультации — долги списаны за 8 месяцев, а также по стоимости указанной в договоре.

Для того чтобы юридически защитить физических лиц, 3 июля 2016 года в России был принят Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении поправок в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» N 230-ФЗ. В нем четко определили положения долговой амнистии, а также основания для возврата задолженностей (включая кредитные).

Следует отметить, что его положения не относятся к должникам по выплатам за коммунальные услуги, потребителям, выплачивающим чужие кредиты, а также неплательщикам-предпринимателям, чьи задолженности возникли из-за банкротства их независимой предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо, которое наделено полномочиями по общению с должниками, должно быть обязательно зарегистрировано в госреестре. Как только коллекторские агентства начинают свою деятельность, они берут на себя обязательство вести учёт и постоянно отчитываться в государственных органах.

В 4-й статье указанного выше закона о кредитных долгах говорится, что осуществлять контакт с должником, у которого плохая кредитная история, возможно путем:

  • почтовых уведомлений по месту его временного пребывания или постоянного проживания;
  • голосовых и текстовых сообщений, высылаемых по электронной почте;
  • личных встреч (заранее согласованных) и телефонных переговоров.

При этом должник вправе в любой момент отозвать разрешение на взаимодействие с ним. Дальнейшие попытки установления контакта с ним представителей кредитора будут считаться неправомерными.

[offer]

Также рассматриваемый закон указывает на противоправность физического воздействия и угроз в отношении неплательщика со стороны коллекторов в связи с взысканием кредитного долга. Если должностное лицо нарушит данный пункт, то ему придется выплатить штраф в размере от 20 000 до 200 000 рублей (штраф для юридического лица составит от 50 000 до 500 000 рублей).

Теперь давайте рассмотрим Федеральный закон N353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». 1 июля 2014 года в него внесли значительные изменения. Так, в 15-ю статью добавили запрет на любые анонимные действия, целью которых является взыскание кредитной задолженности. Теперь при разговоре с заёмщиком коллекторы или другие представители кредитора обязаны озвучить свои ФИО, должность и местонахождение.

Как уже говорилось выше, коллектор не вправе настаивать на личной встрече с должником. Закон также запрещает ему отправлять смс-сообщения и осуществлять телефонные звонки с 22:00 по 8:00 в рабочие дни и с 20:00 по 9:00 в выходные.

03 июля 2016 во 2-ю статью рассматриваемого Федерального закона о кредитных долгах внесли поправку о том, что данный нормативно-правовой акт основывается на нормах Гражданского кодекса России, и одновременно упразднили 15-ю статью ФЗ №353.

Также изменения коснулись 13-го пункта 1-й статьи, относящегося к кредитным выплатам граждан, проживающих на территории Крыма. Население данного субъекта РФ наделили такими же правами и обязанностями, которые имеют другие российские граждане.

С 29 июля 2016 года всем банкам РФ предоставлены полномочия по взысканию кредитных задолженностей с заёмщиков без обращения в суд. Это положение закрепили в виде поправок к Федеральным законам «О банкротстве физических лиц» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части уточнения положений по вопросам оценки имущества)». В результате для того, чтобы законно взыскать долги, стало достаточно наличия нотариальной подписи.

Законопроект «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» был разработан Минюстом в конце прошлого года и сейчас проходит антикоррупционную экспертизу. По новым правилам коллекторские агентства займутся работой по взаимодействию с собственниками жилья, задолжавшими управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям. Федеральная служба судебных приставов (ФССП) заведет два госреестра, один для профессиональных коллекторов, второй – для прочих взыскателей. У организаций, включенных в реестр, появятся неоспоримые преимущества. Им будет разрешено взаимодействовать с должниками посредством личных встреч, телефонных переговоров, робота-коллектора, а также с использованием текстовых, голосовых и иных сообщений. Для юрлиц, которые не включены в госреестр, перечень способов взаимодействия ограничивается только почтовыми отправлениями.

Но включение в реестр влечет и предъявление повышенных требований к организациям. Например, им нужно будет хранить в течение двух лет аудиозаписи всех разговоров с должниками, записи всех сообщений, бумажные документы, составленные и полученные в ходе осуществления деятельности по возврату долгов, в бумажном и электронном виде. Такие организации в обязательном порядке должны будут иметь свой сайт, электронную почту и заключенный договор обязательного страхования ответственности.

Закон о взыскании задолженности с физических лиц

По словам Дмитрия Ильиных, директора управляющей компании «Город» и «Фирмы ПЖЭТ-2» г. Барнаула, проблема задолженности по ЖКХ актуальна для всех управляющих компаний.

– По статистике, 3-5 процентов населения не платят, что приводит к накоплению больших долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Чтобы ее решить, управляющая компания ведет в отношении заядлых неплательщиков претензионную и разъяснительную работу среди населения, подключает к этому советы домов. Если эти меры не помогают, судится с собственниками. Помимо судов действенный способ для должников – временное ограничение услуг водоотведения, то есть подачи воды в канализацию. Это, как правило, имеет большой эффект, люди изыскивают средства на погашение долга. Электричество отключить для УК более проблематично, например в старых домах щитки могут находиться в квартирах.

По поводу коллекторских агентств Дмитрий Ильиных отметил:

– Вообще, не понимаю, почему их в свое время запретили. Беспредел, который транслируется по телевидению, это человеческий фактор, и тут уже вопросы к конкретному коллекторскому агентству. Другой вопрос, когда задолженность продают, это уже неправильно.

Владимир Кучев, руководитель МУП «УК «Центральная» Центрального района г. Барнаула рассказал, что давно и эффективно работает по агентской схеме с СГК и водоканалом по взысканию долгов.

– Вместо того чтобы заниматься только своими прямыми обязанностями – чинить кровли, фасады, убирать придомовую территорию, мы вынуждены большую часть времени посвящать судам с ресурсоснабжающими организациями и жителями. Как еще получить долги с собственников жилья? Не делать этого мы не можем, поскольку с нами судятся ресурсовики и мы вынуждены им по решению суда выплачивать за просроченные долги жителей. Судиться с должниками затратно, иногда судебные приказы отменяют. Приставы часто закрывают взыскание актом о невозможности взыскания. Но тем не менее мы уже научились работать, и большинство задолженностей взимаем с потребителей силами УК.

По словам Владимира Кучева, если в цепочку «ресурсовик – УК – собственник» включить еще коллекторов, которым тоже надо платить, существует опасность, что управляющая компания снова останется крайней.

В настоящее время имеются все инструменты для планомерного взыскания долгов, в том числе ограничение услуг по электроснабжению, водоотведению. Если на стадии исполнения служба судебных приставов добросовестно примет меры по взысканию, то не потребуется лишняя прослойка – коллекторы – для выполнения, по сути, той же работы.

– По жилищному законодательству ресурсовики взыскивают долги не с собственников, а с управляющих компаний. Я считаю, что нужно, чтобы каждый занимался своим делом. Мы будем дома в порядке содержать, ресурсовики пусть занимаются сбором средств с населения за потребленные услуги. Это не должно быть головной болью УК.

Александр Подъяпольский, заместитель директора ООО «Темп» (теплоснабжающая организация), рассказал о ситуации с долгами за услуги ЖКХ в Тальменском районе:

– Мы обслуживаем многоквартирные дома в Тальменке, часть домов в Озерках, Ново-Перунове, Среднесибирском Тальменского района. За месяц собираем с населения 5 миллионов рублей. Задолженность собственников жилья превышает месячный сбор, он составляет около 6 миллионов. Мы работаем в районе два года, и каждый раз задолженность переходит на следующий год. Люди не хотят платить. Надеются, что с них это никто не взыщет. До нас сменилось в районе несколько МУПов, это ослабило платежную дисциплину. Сейчас мы должны «Газпрому» около 11 миллионов рублей с учетом задолженности юридических лиц. Но те постепенно рассчитываются, в отличие от населения. В случае когда собственники жилья не платят более трех месяцев, подаем на них в суд. Если примут законопроект о передаче долгов коллекторам, то можно будет таким образом решить вопрос с самыми крупными должниками. А пока у нас нет средств создавать какой-то аппарат, чтобы он отдельно работал с должниками, приходится заниматься самим всем подряд.

В качестве субъектов, привлекаемых к административной ответственности, в ст. 14.57 КоАП РФ указаны «кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций)».

Значительная часть соответствующих нарушений совершается юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в результате чего их действия обоснованно квалифицируются судами по ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2019 № 307-ЭС19-13643, Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2020 № 301-ЭС20-4982, Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2020 № 307-ЭС20-2261, Определение Верховного Суда РФ от 30.12.2019 № 305-ЭС19-24408, Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2019 № 305-ЭС19-13000 и ряд других). Нарушения подобного рода, совершаемые иными субъектами (как правило микрофинансовыми организациями), и квалифицируемые по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ, также имеют место (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2020 № 16-130/2020, Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2019 № 16-447/2019).

В судебной практике неоднократно возникают вопросы, возможно ли привлечение к административной ответственности банков, осуществляющих взаимодействие с должниками по вопросам, связанным с возвратом кредитов.

В рамках одного из дел региональное управление ФССП составило в отношении банка протокол об административном правонарушении, выразившемся в том, что представители банка среди прочего оказывали на своего клиента психологическое давление, чтобы он вернул долг по кредиту. Кроме того, банк раскрыл персональные данные должника третьим лицам. Межрайонный суд привлек банк к ответственности по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ. С этим согласился ВС Республики Башкортостан. Однако Верховный Суд РФ признал такой подход незаконным, указав, что ст. 14.57 КоАП РФ к кредитным организациям не применяется, о чем в ней непосредственно указано (постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 49-АД19-2). В дальнейшем правовая позиция, согласно которой кредитная организация не может быть субъектом данного административного правонарушения, также была отражена в постановлении ВС РФ от 16.12.2019 № 5-АД19-254 и нашла свое отражение в единообразной практике судов общей юрисдикции (постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 января 2020 г. по делу № 16-115/2020, постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2020 г.
№ 16-52/2020, постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2019 № 16-165/2019, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2019
№ 12-1569/2019 по делу № 5-755/2019).

Вместе с тем обстоятельства приведенных дел свидетельствуют о том, что в действительности должники зачастую обращаются с жалобами на использование в отношении них именно кредитными организациями (в первую очередь, банками) таких методов взаимодействия, которые Федеральным законом № 230-ФЗ рассматриваются как недопустимые. Однако узкое определение в ст. 14.57 КоАП РФ круга субъектов, привлекаемых к ответственности за подобные действия, не позволяет защитить интересы таких должников. В этой связи следует упомянуть, что Министерством юстиции РФ в рамках реформирования законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу правоотношений, также разработан законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования административной ответственности в области защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности)»[4]. Положения указанного законопроекта распространяют действие ст. 14.57 КоАП РФ и на кредитные организации, что в контексте проанализированной судебной практики следует оценить положительно.

2. Практика привлечения к административной ответственности применительно к отдельным видам нарушений при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности

Способы взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с должником определены ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 230-ФЗ. Ч. 6 ст. 7 указанного закона при взаимодействии с должником устанавливает требование сообщать фамилию, имя и отчество либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, а также номер контактного телефона и сведения о факте наличия просроченной задолженности.

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия, связанные в том числе с оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 230-ФЗ). Вне зависимости от наличия согласия должника, не допускается раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании, а также любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц.

Существующая судебная практика свидетельствует том, что в ходе взаимодействия с должниками допускаются разнообразные нарушения установленного законом порядка, признаваемые судами правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.57 КоАП РФ.

Поскольку взаимодействие кредитора и должника часто осуществляется с использованием технических средств связи, при этом место жительства должника и место нахождения кредитора могут находиться на территории разных субъектов Российской Федерации, на практике встает вопрос о том, каким судом должно рассматриваться дело об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 14.57 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов, по общему правилу, по месту совершения административного правонарушения, которым является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий. Однако практика не всегда однозначно оценивала то, какое именно место следует рассматривать как место совершения правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.57 КоАП РФ.

Так, известны ситуации, когда при осуществлении взаимодействия с должником путем направления текстовых сообщений на его телефонный номер местом совершения правонарушения признавалось место нахождения общества – кредитора (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2019 г. по делу № А40-242449/18, Постановление Московского городского суда от 16.07.2018 № 4а-3435/2018). При этом рассмотрение дела об административном правонарушении не по месту нахождения общества рассматривалось как существенное нарушение правил территориальной подсудности (Решение Алтайского краевого суда от 22 января 2019 г. по делу № 7-510/2018, Решение Забайкальского краевого суда от 12.11.2018 по делу № 7-12-301/2018).

Согласно иной позиции местом совершения правонарушения, выразившегося в проведении с должником или третьим лицом телефонных переговоров или направлении на его номер текстовых сообщений, является место жительства указанных лиц, поскольку именно в этом месте кредитором достигнуто непосредственное взаимодействие с ними (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2017 г. по делу № А19-5161/2017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2019 № Ф06-45008/2019 по делу № А49-10404/2018, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2019 № Ф09-6038/19 по делу № А50-37171/2018, постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 № 16-835/2019).

В конечном итоге Верховным Судом РФ была сформулирована позиция, согласно которой совершение действий, выразившихся в непосредственном взаимодействии с должником посредством телефонных переговоров и личных встреч, связано с местом жительства последнего, соответственно, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.57 КоАП РФ, является место взаимодействия общества и должника, которое происходило по месту нахождения (жительства) последнего (постановление Верховного Суда РФ от 17 июня 2019 г. № 57-АД19-16). В то же время и после принятия данного судебного акта в практике имеются примеры противоположного подхода (Решение Московского городского суда от 12.02.2020 г. по делу № 7-1830/2020)

В то же время, место совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.26.1 КоАП РФ (имеющего объективную сторону, очень схожую с правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 14.57 КоАП РФ), выражающегося в совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности по договору потребительского займа путем взаимодействия с третьими лицами, которые не являются заемщиками по указанному договору, и не являются лицами, предоставившими обеспечение по договору, заключенному с заемщиком путем телефонных звонков и направления SMS-сообщений, определяется по месту нахождения общества согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, что не противоречит положениям статьи 29.5 КоАП РФ (определение Верховного Суда РФ от 30.03.2017 № 305-АД17-2150).

Таким образом, следует признать, что в вопросе определения места совершения данных правонарушений полная определенность в судебной практике отсутствует, хотя в последнее время суды склоняются к тому, что в качестве такого места следует определять место, где было достигнуто непосредственное взаимодействие с должником или третьим лицом.

Новые законы о кредитах для должников

Поскольку взаимодействие с должниками осуществляется кредиторами и коллекторами систематически, на практике часто возникает вопрос относительно оценки противоправного поведения, состоящего из нескольких эпизодов, как единого правонарушения или нескольких самостоятельных.

По общему правилу является недопустимым неоднократное привлечение общества к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, совершенное при осуществлении деятельности, направленной на возврат просроченной задолженности, в случаях, когда обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением, уже являлись предметом исследования и оценки в рамках иного дела о привлечении общества к административной ответственности на основании ч.2 ст. 14.57 КоАП РФ (определение Верховного Суда РФ от 12.12.2018 № 301-АД18-20096).

Так, например, суды приходят к выводу, что осуществление взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров более двух раз в неделю представляет собой одно правонарушение, которое для целей привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ, не может быть произвольно разделено уполномоченным органом на отдельные эпизоды. В случае, когда вступившим в законную силу решением по другому делу общество уже привлечено к административной ответственности за совершение того же административного правонарушения, в дальнейшем оно не может привлекаться к административной ответственности за каждый из эпизодов в отдельности, так как это противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в ч.5 ст. 4.1. КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.08.2019 № А56-133198/2018).

В то же время из диспозиции ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ следует, что каждое совершенное субъектом действие, направленное на возврат просроченной задолженности и нарушающее законодательство Российской Федерации о защите прав каждого физического лица при осуществлении деятельности по взысканию задолженности, образует самостоятельный состав административного правонарушения независимо от того, в рамках одного или нескольких мероприятий контроля выявлено данное нарушение (определение Верховного Суда РФ от 22.08.2019 № 304-ЭС19-14458; определение Верховного Суда РФ от 28.08.2019 № 307-ЭС19-13643; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2019 № Ф06-48742/2019).

То, что нарушения законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности выявлены по итогам одной проверки, не опровергает наличия разных событий правонарушений (определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2019 г. № 307-ЭС19-23882, определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2019 г. № 307-ЭС19-23884).

Вместе с тем привлечение общества к административной ответственности за каждое невыполнение требований Федерального закона № 230-ФЗ в отношении одного и того же обязательства и должника, допущенные за разные периоды времени (недели) в течение полутора месяцев, но выявленные в результате одной проверки по одному обращению должника, в течение определенного периода времени, противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2019 № 308-ЭС19-16751 по делу № А53-41623/2018, Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2019 № 308-ЭС19-16830 по делу № А53-41625/2018, Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2019 № 308-ЭС19-16843 по делу № А53-41628/2018, Определение Верховного Суда РФ от 08.10.2019 № 308-ЭС19-16837 по делу № А53-41626/2018).

Таким образом, решение вопроса о том, образуют действия кредитора состав одного нарушения или нескольких самостоятельных, на практике может вызывать затруднения. Исходя из сформированных судами подходов можно прийти к выводу, что решающее значение при оценке противоправного деяния будет иметь то обстоятельство, совершались ли действия кредитора в их совокупности в отношении должника с целью возврата одной и той же задолженности, возникшей по одному обязательству.

Заключение

Проведенный анализ правоприменительной практики показывает, что положения Федерального закона № 230-ФЗ в большинстве случаев правильно применяются как исполнительными органами государственной власти, так и судами. В настоящее время по целому ряду вопросов сформирована единообразная практика привлечения к административной ответственности за нарушения, совершаемые кредиторами и коллекторами при возврате просроченной задолженности.

Так, в судебной практике неоднократно возникал вопрос, возможно ли привлечение к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона № 230-ФЗ банков, осуществляющих взаимодействие с должниками по вопросам, связанным с возвратом кредитов. Верховным Судом РФ в 2019 году была сформулирована позиция, согласно которой ст. 14.57 КоАП РФ к кредитным организациям не применяется. В дальнейшем эта позиция стала единообразно воспроизводиться и нижестоящими судами. Однако принимая во внимание, что в действительности должники зачастую обращаются с жалобами на использование в отношении них именно кредитными организациями (в первую очередь, банками) таких методов взаимодействия, которые Федеральным законом № 230-ФЗ рассматриваются как недопустимые, следует поддержать инициативу Министерства юстиции РФ по реформированию положений ст. 14.57 КоАП РФ и распространению данной нормы в том числе и на кредитные организации.

  • Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
  • Нарушение прав и законных интересов других лиц как основание для отказа в утверждении мирового соглашения
  • Способы защиты кредитора и должника по мировому соглашению
  • Спорные вопросы применения арбитражными судами норм о косвенном иске
  • Исключение участника из общества с ограниченной ответственностью
« Ноябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

В результате направления претензии небольшой процент должников обращается за реструктуризацией задолженности. Не стоит отвергать таких предложений, но и не стоит давать больших поблажек должникам.

Рассматривая предложение о реструктуризации, нужно учитывать период просрочки, сумму задолженности, имущественное положение должника, решения органов управления ТСЖ по возможности предоставления рассрочки.

Более подробно вопрос о реструктуризации задолженности мы рассмотрим в отдельной статье.

Взыскание задолженности в судебном порядке возможно путем получения судебного приказа (приказное производство) или путем получения судебного решения (исковое производство).

Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг телефонной связи, о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья, сначала рассматриваются в приказном производстве.

Это наиболее простая судебная процедура:

  1. Представитель ТСЖ подает мировому судье заявление о выдаче судебного приказа.
  2. Мировой судья в течение 5 дней со дня получения заявления выносит судебный приказ о взыскании задолженности и направляет его должнику.
  3. Должник может в течение 10 дней со дня получения судебного приказа направить мировому судье свои возражения — в этом случае судебный приказ будет отменен, а ТСЖ придется вновь обращаться в суд, но только уже в порядке более сложной процедуры — искового производства.
  4. Если же должник не направит своих возражений либо не получит судебный приказ в почтовом отделении, то он автоматически вступит в законную силу и будет выдан ТСЖ для предъявления в службу судебных приставов.

Более подробно вопрос о получении судебного приказа мы рассмотрим в отдельной статье.

В случае отмены судебного приказа ТСЖ будет вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением, на основании которого будет возбуждено исковое производство по взысканию задолженности. Будет проведено одно или несколько судебных заседаний, в ходе которых ТСЖ должно будет доказать:

  • период задолженности
  • сумму основного долга
  • периоды просрочки, за которые начислялись пени
  • сумму начисленных пеней
  • сумму понесенных судебных расходов по взысканию задолженности

В случае вынесения решения в пользу ТСЖ, суд взыщет с должника основной долг за ЖКХ, начисленные пени, судебные расходы. На основании судебного решения ТСЖ получает в суде исполнительный лист и предъявляет его для исполнения в службу судебных приставов.

Более подробно порядок и условия подачи искового заявления мы рассмотрим в отдельной статье.

ТСЖ и должник в ходе судебного разбирательства, а также и после вынесения судебного решения могут договориться о заключении мирового соглашения, в которое будут включены условия, выгодные для обеих сторон. Обычно в мировых соглашениях договариваются о реструктуризации задолженности, частичном или полном списании пеней. Мировое соглашение подлежит обязательному утверждению судом, в котором рассматривается дело о взыскании долга за ЖКХ.

В случае, если должник не будет исполнять утвержденное судом мировое соглашение, то ТСЖ имеет право получить в суде исполнительный лист и предъявить его для исполнения в службу судебных приставов.

Более подробно возможность заключения мирового соглашения мы рассмотрим в отдельной статье.

Если с должником никак не удается договориться и он не хочет платить несмотря ни на какие усилия ТСЖ, то после получения судебного приказа или исполнительного листа ТСЖ может предъявить их для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Получив исполнительный документ, судебный пристав возбудит исполнительное производство и установит должнику сро к для добровольного исполнения, который составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В случае отсутствия оплаты со стороны должника по исполнительному документу судебный пристав должен принять к должнику ограничительные меры и меры принудительного взыскания:

  • запрет поездок за границу
  • арест и опись имущества должника (недвижимости, транспортных средств и др.), а также реализация имущества в случаях, установленных законом
  • арест счетов и вкладов
  • направление исполнительного документа по месту работы для удержания из заработной платы
  • направление исполнительного документа по месту получения пенсии для удержания из пенсии
  • другие меры, предусмотренные законом

Более подробно работу судебных приставов мы рассмотрим в отдельной статье.

Порядок взыскания долгов с граждан существенно изменится

Потребитель обязан оплачивать полученные коммунальные услуги своевременно и в полном объеме. В противном случае образуется задолженность, которая не остается без внимания управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Долг придется погасить либо добровольно, либо выплатить после того, как в отношении жильца будет инициировано взыскание задолженности за коммунальные услуги.

Правила внесения платежей за квартиру устанавливает ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ). Квартплату нужно внести до 10 числа каждого месяца, если иную дату не установило, например, товарищество собственников жилья.

Несоблюдение сроков оплаты незаконно. При задолженности по коммунальным платежам не имеет значения период фиксации нарушения. Конечно, если жилец заплатит за услуги ЖКХ с опозданием на пару дней, то, скорее всего, управляющая организация не придаст этому факту значения. Однако даже минимальная задержка платежа является юридическим основанием для начисления пени.

Если потребитель задерживается с оплатой на 3 месяца и более, оказание услуги могут приостановить, например, отключив газ или электричество.

Коллекторское агентство – независимая организация, которая по договору с кредитором возвращает ему просроченный долг за определенный процент. Это вполне законное занятие – право передать ваш долг на взыскание предусмотрено Гражданским Кодексом и оговаривается в кредитном договоре.

Однако до недавнего времени в России не было закона, устанавливающего методы работы коллекторов, и их деятельность больше напоминала вымогательство. Необходимость законодательного регулирования в этой сфере стала вполне очевидна после появления массовых проблем с долгами.

Кроме кредитора, с должником может общаться назначенный им представитель. Коллектор обязан быть официально зарегистрирован, иметь капитал больше 10 млн. рублей, а его владельцы, руководители и работники не должны иметь судимостей.

Коллекторы, соответствующие требованиям, регистрируются в государственном реестре. Контроль над ними осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Многие коллекторы также являются членами НАПКА — профессионального объединения, со своей стороны контролирующего деятельность коллекторов.

Недопустимы насильственные действия и нанесение вреда здоровью. Нельзя угрожать должнику, его родственникам, применять психологический прессинг. Коллекторам запрещается портить, изымать или удерживать имущество.

Коллекторы не должны размещать информацию о задоженноти в открытом доступе, в интернете, в подъездах домов. Нельзя разглашать информацию родственникам, сообщать на работу.

Что дает заемщику закон о коллекторах(230-ФЗ)?

Дети, находящиеся в больнице люди и инвалиды – освобождены от внимания коллекторов изначально. Остальные вправе полностью отказаться от контактов с коллектором, если с момента возникновения неплатежа прошло более 4 месяцев. Для этого нужно направить заявление кредитору или самому коллектору.

После получения такого заявления коллектор более не вправе каким-либо образом контактировать с должником. Для кредитора остается в этом случае единственная возможность – обращение в суд для возбуждения исполнительного производства.

Коллектору запрещается каким-либо образом обманывать должника. При любом контакте сотрудник коллекторского агентства обязан представиться и указать название организации. Нельзя выдавать себя за государственного служащего, использовать форменную одежду.

Чтобы оградить должника от излишней навязчивости, регламентирована частота и количество контактов с коллектором. Так, разрешено звонить не чаще одного раза в день дважды в неделю, а лично встречаться можно не чаще 1 раза в неделю.

За незаконные действия коллекторов предусмотрены административные штрафы на организацию и ее руководителей. Размер штрафов может достигать 2 млн. рублей, деятельность коллектора может быть приостановлена, а его руководители или работники могут быть дисквалифицированы.

Если коллектором нанесен ущерб имуществу, он должен возместить его полностью. В случае же причинения ущерба здоровью, или использования незаконных методов взыскания (угрозы, шантаж или похищение) – ответственность будет уже по соответствующей уголовной статье.

Принятие нового закона значительно облегчает жизнь должника. Главным способом воздействия со стороны коллектора является психологическое влияние: навязчивые звонки и встречи, разглашение информации среди соседей и коллег. Теперь этому поставлен заслон. Государственная регистрация и введение обязательных требований к коллекторам позволяет отсеять мошенников и бандитов – коллектора теперь можно легко проверить по реестру.

Законом о коллекторах теперь защищены также клиенты микрофинансовых организаций. Взимание долгов перед МФО было сильнее всего криминализировано, а ранее существовавшие нормы не распространялись на микрозаймы.

Как правило, рассмотрение в суде искового заявления о взыскании неустойки (процентов) занимает 1,5-2 месяца.

Минюст предложил изменить правила взыскания долгов с граждан

По результату рассмотрения дела выносится решение суда или судебный приказ (в приказном производстве).

Порядок и сроки вступления в законную силу решения суда (судебного приказа) устанавливаются в зависимости от порядка разрешения спора:

  • в порядке приказного производства — по истечении 10 дней со дня получения копии судебного приказа должником, если в данный срок не поступят возражения от должника
  • в порядке упрощенного производства — по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба
  • в порядке рассмотрения по общим правилам искового производства — в течение месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Неустойка, по своей правовой природе, является одним из способов обеспечения обязательств, т.е. неким “мотиватором”, направленным на побуждение другой стороны к надлежащему исполнению своих обязательств.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, неустойка (штраф и пени) являются штрафными санкциями, обязанность выплаты которых возникает только в случае нарушения установленных условий. Важно отметить, такие штрафные санкции не всегда должны исходить из условий договора, законом может быть предусмотрена своя мера ответственности за соответствующее нарушение (например, Законом о защите прав потребителей предусмотрен размер неустойки за невыполнение обязательств перед потребителем; Законом об участии в долевом строительстве предусмотрен размер неустойки за просрочку передачи объекта участнику долевого строительства и т.д.).

Неустойкой именуется общее понятие штрафных санкций, которые могут быть применены к виновной стороне. Она в свою очередь подразделяется на понятия «пени» и «штраф».

Пени (пеня) – это неустойка, которая устанавливается договором или законом на случай просрочки исполнения обязательства и исчисляется за каждый определенный отрезок времени. Особенность неустойки заключается в том, что она обладает нарастающим итогом.

Например, неустойка за просрочку оплаты по Договору – 0,1% в день. Просрочка в оплате – 60 дней. Соответственно, исходя из указанных условий, размер неустойки составляет 6% от неоплаченной цены по Договору (0,1% * 60 = 6%), то есть, размер неустойки растет с каждым днем.

Штраф – это неустойка, которая устанавливается в твердом эквиваленте (денежном и в виде определенной процентной ставки) и взыскивается однократно. Обычно, штраф используется для того, чтобы установить единовременный штраф за допущение какого-либо нарушения.

Например, штраф за поставку некачественного Товара – 10%. Или, штраф за поставку некачественного Товара составляет 10 000 рублей. Соответственно, данный штраф начисляется единожды за допущение конкретного нарушения (в данном случае за поставку некачественного Товара).

В теории неустойка делится также на 4 вида:

  • зачетная (сумма взысканной неустойки вычитается из суммы подлежащих взысканию убытков)
  • исключительная (взыскание неустойки исключает взыскание убытков)
  • альтернативная (сторона вправе выбрать: взыскать неустойку или убытки)
  • штрафная (убытки взыскиваются помимо неустойки, сверх суммы неустойки)

Стороны в договоре могут предусмотреть различный характер неустойки, также в ряде случаев законодатель устанавливает вид неустойки в нормативном акте.

Помимо теоретического значения, определение вида неустойки имеет также и практическое значение, заключающееся в том, что взыскание договорной или законной неустойки, за исключением неустойки, которая носит штрафной характер, исключает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, а взыскание же штрафной неустойки допускает одновременное взыскание и процентов по ст. 395 ГК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

На практике стороны в договоре устанавливают неустойку в виде размера процента за каждый день просрочки (например, 0,1%, 0,5%, 1% за каждый день просрочки), либо размер неустойки можете приравниваться к ставке рефинансирования, ключевой ставке (с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке), может устанавливаться, к примеру, 1/150, 1/300 ставки рефинансирования, либо размер устанавливается в твердой сумме, в том числе за каждый день просрочки (например, 500 рублей за каждый день просрочки). Также в договоре может содержаться ограничение общей суммы неустойки (“но не более 10% от суммы договора”, “но не более цены непоставленного товара” и т.д.). Сумма, от которой рассчитывается неустойка, также варьируется (от всей цены договора, от цены неоплаченного товара, непоставленного товара, невыполненной работы, неоплаченной работы и т.д.). Поэтому при расчете неустойки за просрочку необходимо внимательно изучить условия договора (закона, если неустойка установлена законом) и учесть все условия расчета.

Вы можете рассчитать онлайн неустойку по договору на калькуляторе, размещенном ниже.

Неустойка (штраф) может устанавливаться за различные нарушения условия договора, просрочку исполнения обязательства: нарушение сроков выполнения работ, поставки товара, нарушение срока оплаты, расторжение договора, непредставление документов и т.д.

Что важно знать должнику из Закона о долгах

Стороны вправе установить любой размер неустойки (как пени, так и штрафа), за исключением случаев, когда размер неустойки установлен законом (в этих случаях стороны вправе установить в договоре больший размер неустойки, если специальный закон это не исключает). Однако при взыскании неустойки в суде виновная сторона может ходатайствовать о снижении неустойки, если докажет, что сумма начисленной неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Суд вправе снизить также неустойку по своей инициативе, за исключением случаев, когда обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в этом случае снижение неустойки возможно только при наличии заявления стороны о снижении неустойки). Для снижения неустойки судом нужно доказать, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды. Данные положения закреплены в статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, данные положения толкуются и применяются на практике различными судами (судьями) по-разному.

Интересный пример из судебной практики по применению ст. 333 ГК РФ при взыскании договорной неустойки:
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение, поскольку суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство ответчика о снижении неустойки и не дал правовой оценки его доводам в связи с заявленным ходатайством, чем нарушил положения ст. ст. 8, 9, 41, 159 АПК РФ, тем самым лишив ответчика судебной защиты. В данном деле предметом рассмотрения Верховного суда стал распространенный на практике случай: истец предъявил иск о взыскании неустойки. Ответчик заявил о несоразмерности неустойки последствиям неисполнения обязательства, просил снизить неустойку по ст. 333 ГК РФ. Суд неустойку не снизил, при этом в решении никак не отразил причину неприменения ст. 333 ГК РФ, не дал оценку заявлению ответчика. Верховный суд РФ посчитал данный факт основанием для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.03.2019 по делу № 305-ЭС18-20112, А40-97378/2017.

В ситуации, когда все способы досудебного урегулирования не привели к желаемому результату, следует переходить к следующему этапу – взыскание задолженности через суд.

Процедура предусматривает следующий порядок действий:

  1. Сбор необходимой доказательной базы, подтверждающей возникновение долга и отсутствие выполнения должником своих обязанностей.
  2. Написание и подача в судебную инстанцию заявления или иска.
  3. Участие в судебных заседаниях.

Если долг возник вследствие договора, то доказательством может служить сам договор, вся переписка между сторонами по разрешению проблемы, в том числе и претензии. А в случае, если долг возник в результате неправомерных действий лица, например, в результате ДТП пострадало имущество и должник признан судом виновным, то доказательством будет служить решение суда о признании вины лица, зафиксированная сумма ущерба, а также подтверждённая попытка пострадавшей стороны взыскать долг в досудебном порядке.

Судебный приказ является единоличным решением мирового судьи, принятое на основании заявления кредитора и предоставленных доказательств. Кроме этого судебный приказ может быть использован как исполнительный лист.

Судебная практика мировых судов в регионе Москва фиксирует увеличение рассмотрения дел о взыскании задолженности именно в приказном порядке, поскольку обладает рядом преимуществ, среди них:

  1. Ускоренная процедура рассмотрения.
  2. Отсутствие судебных заседаний, а значит и необязательность явки сторон в орган правосудия.
  3. При наличии достаточной доказательной базы и при отсутствии спора между сторонами заявитель может вполне обойтись собственными силами и не тратиться на услуги дорогостоящих юристов в Москве.

К недостаткам приказного производства относят возможность отмены решения, если от должника в определённый законом срок поступит заявление о возражении и споре в отношениях между сторонами.

В проекте предусмотрен обязательный претензионный порядок при взыскании просроченной задолженности. То есть кредитор должен будет направить должнику требование о возврате просроченной задолженности, возникшей из денежного обязательства физического лица. Затем придется подождать 30 дней. После этого в случае отказа или игнорирования со стороны должника можно будет подать иск в суд. Требование о возврате долга кредитор должен будет направить одним из способов:

  • отправить заказным письмом с уведомлением о вручении;

  • вручить под расписку;

  • направить на адрес электронной почты должника (если такой адрес представлен должником);

  • иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником.

Пока в редакции проекта, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных актов, предусмотрено, что в государственный реестр будут включать не только профессиональные коллекторские организации, но и другие организации, которые занимаются возвратом долгов физических лиц по договорам кредита (займа). Это могут быть банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, операторы связи. Возвратом просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги смогут заниматься только управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Однако рабочая группа по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере коллекторской деятельности недавно обсудила иную редакцию, касающуюся взыскания долгов по коммунальным услугам. В ней предлагалось передать право взыскивать эти долги профессиональным коллекторам и разрешить не соблюдать досудебный порядок возврата просрочки по таким долгам.

Также новый вариант законопроекта предполагает создание двух государственных реестров. В один будут вносить сведения о профессиональных коллекторских организациях, во второй — о других юридических лицах, за исключением товариществ собственников жилья и товариществ собственников недвижимости, занимающихся возвратом долгов.

В нынешней редакции проекта предусмотрены следующие требования для компаний, включаемых в реестр. Они должны:

  • иметь сайт, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому юридическому лицу;

  • иметь электронную почту, информация о которой размещается на официальном сайте юридического лица;

  • иметь заключенный договор обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год;

  • не быть в стадии ликвидации или банкротства;

  • обладать оборудованием, программным обеспечением для записи и хранения информации, связанной с деятельностью по взысканию долгов;

  • быть включены в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

  • не иметь неуплаченного административного штрафа за нарушения законодательства РФ в сфере защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности в срок, установленный для добровольной уплаты;

  • не быть исключенными из реестра в течение шести предшествующих месяцев (за исключением случаев добровольного исключения по заявлению юридического лица).

К включенным в государственный реестр организациям будут предъявлять повышенные требования. В частности, они должны будут вести аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленного на возврат просроченной задолженности, предупреждать должника и иных лиц о такой записи в начале взаимодействия, а также обеспечивать хранение на электронных носителях аудиозаписей до истечения не менее двух лет с момента записи. Также им придется обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия. Все бумажные документы нужно будет хранить в бумажном и электронном виде до истечения не менее двух лет со дня их отправления или получения. Также такие компании должны будут отчитываться о деятельности по возврату просроченной задолженности.

Таким образом, если компания включена в государственный реестр, то она сможет звонить должнику, отправлять ему электронные письма и использовать «робота-коллектора». Иные компании (не включенные в реестр) смогут только отправлять должникам письма по обычной или электронной почте.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре, будут открытыми и общедоступными в интернете. За внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр, выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр придется платить пошлину.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *